Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: № 7 (25) июль 2012  Рубрика: Гость номера

"Престижность профессии: взгляд российского работодателя"

Об усугубляющемся дефиците кадров в России, отсутствии взаимодействия между рынком труда и системой образования, возможности работодателей примять участие в разработке профессиональных стандартов и оценке качества подготовки кадров поделился в своем интервью директор Центра межрегионального взаимодействия работодателей. С сожалением отметил, что для многих российских работодателей характерно подбирать и увольнять персонал методом проб и ошибок, когда мерилом служит только их «безошибочная интуиция». Рассказал об опыте европейских государств в решении данного вопроса, в частности о системе качества образования, целевой подготовки студентов к профессии.
Ключевые слова: Российский союз промышленников и предпринимателей, профсоюзы, рынок труда, профессиональное образование, квалификация и компетенция работников, социальное партнерство

МЕШАВКИН Ярослав Станиславович,

Основное образование

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет журналистики (1992)

Дополнительное образование

Президентская программа в сфере образования на факультете менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (2011)

Карьера

1993 г. – руководитель пресс-центра в мэрии Санкт-Петербурга;
1998 г. – начальник управления рекламной деятельности Комитета по печати и связям с общественностью Администрации Санкт-Петербурга;
2004 г. – генеральный директор межрегионального объединения «Центр межрегионального взаимодействия работодателей Северо-Западного федерального округа».

Почетные звания

В 2003 г. присвоено звание Советника Санкт-Петербурга.

Старый лозунг «кадры решают все» сегодня по-прежнему актуален. По мнению экспертов, дефицит кадров в России в ближайшее время будет только усугубляться. Его причиной являются демографическая ситуация и отсутствие взаимодействия между рынком труда и системой образования. Что необходимо сделать, чтобы преодолеть разрыв? Могут ли работодатели принимать участие в разработке профессиональных стандартов и оценке качества подготовки кадров?

На наши вопросы отвечает Ярослав Мешавкин, директор Центра межрегионального взаимодействия работодателей Северо-Западного федерального округа (ЦМВР СЗФО), г. Санкт-Петербург.

– Ярослав Станиславович, понятна цель создания профсоюзов рабочих – коллективно легче отстаивать свои интересы. А какая необходимость объединяться в Союз у работодателей?

– Точно такая же – четко формулировать и  эффективно отстаивать свои коллективные интересы. Наш Центр создан в 2004 г. союзами промышленников и предпринимателей (работодателей) регионов Северо-Запада. Устав объединения включает довольно широкий круг направлений, но все же основной упор делается на развитие профессионального образования и  увязку его с потребностями бизнеса.

На сегодняшний день эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей более сосредоточены не на линейке специальностей, которые будут востребованы в ближайшие 5 лет, а на качестве готовых профессионалов, которые приходят для найма на работу. И здесь два основных направления: профессиональные стандарты, которые устанавливают требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням, и итоговая сертификация.

Официальным центром разработки и продвижения профессиональных стандартов в систему образования является Национальное агентство развития квалификаций при Российском союзе промышленников и  предпринимателей (НАРК РСПП). Однако, несмотря на то, что эта работа идет уже не менее 5 лет, отраслевых профессиональных стандартов до сих пор крайне мало. Собственно, их так мало, что могу просто на память перечислить – профессиональные стандарты в области авиастроения и информационных технологий, профессиональные стандарты индустрии гостеприимства и  индустрии питания, профессиональный стандарт – монтаж каркасно-обшивочных конструкций, профессиональный стандарт – управление организацией.

Кому выгодно наличие стандарта? Ответственному работодателю и  квалифицированному работнику – как краеугольный камень их трудового договора. Сегодня же многих работодателей устраивает возможность подбирать и увольнять персонал методом проб и ошибок, мерилом служит только их «безошибочная интуиция». В  западных же странах договор с  профессиональными союзами предполагает высокие штрафные санкции за немотивированные увольнения и переводы на низшие позиции.

Ситуация с сертификацией квалификаций немногим лучше. Работа началась всего три года назад и пока вызывает энтузиазм лишь в образовательном сообществе. Университетские комплексы здесь могут взять на себя методическое обеспечение межрегиональной и  межотраслевой работы по подготовке специалистов, осуществляющих сертификацию в  отрасли. А  учреждения СПО могут стать базовыми центрами для работы по сертификации отраслевых организаций. И то и другое может принести не столько дополнительные финансы, сколько дополнительный авторитет и  влияние. Эта итоговая сертификация сейчас в  России осуществляется учебными заведениями. И  основная  претензия, предъявляемая к системе, состоит в том, что система сама обучает и  сама тестирует полученные знания. Другими словами, нет никакой гарантии, что получаемые знания хоть как-то коррелируют с теми, которые востребованы на рынке труда. Таким образом, и этот инструмент не работает так, как он работает в европейских странах.

– Как же он работает в  европейских странах и что мешает нам перенять этот опыт?

– На конференции двухгодичной давности, которая проходила при поддержке службы занятости Карелии, немецкий докладчик, бывший министр труда Германии Гюнтер Хорцецки отстаивал совершенно иную концепцию взаимодействия рынка труда и рынка образования. Так называемая рыночная концепция исходит из того, что государство и социальные партнеры в лице ассоциаций бизнеса и  профсоюзов должны отстроить и поддерживать естественный рыночный заказ бизнеса на молодых специалистов.

Что это значит и как это сделано в Германии, где действует так называемая дуальная система образования? Ее дуальность состоит в  том, что обучающиеся слушают теорию лишь один день в неделю в профессиональной школе, которую финансирует земельное правительство, а четыре дня находятся на рабочем месте. При этом абитуриенты сдают вступительные экзамены не в профессиональной школе, а на предприятии. На таком, например, популярном предприятии, как Даймлер, ежегодный конкурс превышает 25 000 человек на 30 мест. Директор учебного центра предприятия г-н Карштедт, побывавший в октябре 2011 г. в Петербурге на мероприятиях Российско-Германской экспертной группы по профессиональному образованию, рассказывает, как он ежегодно в несколько туров отбирает 30 человек из такого громадного количества желающих.

Надо сказать, что в  немецком менталитете престижность профессии в  очень малой степени определяется «интересностью», модностью и т. п. Престижная работа для немцев – та, которая приносит хорошие деньги, где имеется возможность роста и хорошая социальная программа. Поэтому хорошо оплачиваемые рабочие профессии в  Германии достаточно престижны: в  них идет 60 % выпускников школ.

Учебные планы (кстати, значительно более подробные, чем российские учебные планы) готовятся и для профессиональной школы, и для предприятий и, естественно, они взаимоувязаны. Отдельное внимание дуальная система уделяет учителям на производстве (у нас они называются наставниками). Эти специалисты рекрутируются из числа квалифицированных рабочих, и зарплата их при этом не страдает.

Отдельно надо сказать о системе качества образования. Немцы очень любят проверять качество. В  Германии невозможно найти ни одного предприятия, в том числе учебного, не внедрившего лабораторий или процедур качества. Проверка качества всего и вся стала отдельной громадной индустрией. Поэтому и образование в Германии тоже качественное.

Обучающиеся получают довольно большую стипендию – в  среднем около 500 €. Срок обучения – 3 года. В последних двух фактах кроется существо и  двигатель дуальной системы образования. Германские профсоюзы необыкновенно сильны, поэтому, естественно, уровень заработных плат высок. Ради экономии предприятия и соглашаются брать учеников: после года обучения на рабочем месте они уже имеют вполне сносную квалификацию, а далее два года работают не за зарплату в 3-4000 €, а за стипендию в 500.

Поэтому дуальную систему невозможно, например, перенести на российскую почву. Слабые профсоюзы не позволяют работать подобным рыночным механизмам.

В завершение описания дуальной системы надо сказать, что итоговый экзамен сдается также не в профессиональной школе, а на предприятии. Организует приемку экзамена и выдачу соответствующего сертификата Торгово-промышленная палата.

Таким образом, в  Германии построен механизм, который в привычных нам терминах может быть назван стопроцентной целевой подготовкой с очень значительными практическими модулями на базе работодателя. Несомненно, этот механизм позволяет сбалансировать взаимодействие рынка труда и образования в гораздо большей степени, чем в России. Конечно – и это признается немцами – описанный механизм несовершенен, но все же лучший на сегодняшний день.

– Ярослав Станиславович, мы с  вами говорим о  среднем профессиональном образовании, а ситуация с высшим образованием столь же критична?

– Высшее образование за последние 20 лет сделалось в  сознании людей обязательной частью социального лифта. В  стране открылось более 3500 вузов и  их филиалов. Эксперты фиксируют стремительное падение уровня обучения, особенно в частных учебных заведениях. При росте поступающих в вузы число приходящих в  учреждения  начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) ежегодно сокращается на 10 %. Высвобождающиеся рабочие места, на которых требуется ручной труд, отчасти заполняются мигрантами, но в силу того, что их труд в основном неквалифицированный или малоквалифицированный, образуется все больший дефицит в  квалифицированных технических кадрах. Такая структура образования, при которой 90 % выпускников – это выпускники вузов, не может отвечать потребностям экономики никакой, даже самой богатой страны.

– Тут в тему вспомнилось, как в нашем городе пуск станций метро задерживался в связи с непоставкой эскалаторов из Санкт-Петербурга, командировались группы уральских рабочих для помощи в выполнении этого заказа – за 2 300 км! А ведь в советское время Ленинград наряду с  эпитетами  «северная столица» и «культурная столица» носил ничуть не менее гордое звание индустриальной столицы страны.

– Мне иногда кажется, что даже умение считать перешло в  последнее время в  разряд нетворческих, непрестижных занятий. Иначе чем объяснить столь малое число маркетинговых исследований рынка труда на любом уровне – районном, городском, региональном? Могу ответственно утверждать, что сегодня никто не располагает единой информацией: сколько вообще рабочих мест в Петербурге, сколько специалистов НПО и СПО требуется в отраслевом и квалификационном разрезе.

Проигнорировав эту черновую, сугубо рабочую стадию, ученые сразу переходят к  макропрогнозированию. Такой прогноз для Министерства образования делает один из университетов нашего региона. Эта попытка вернуться к советским способам макропланирования говорит о  том, что система образования действует в  старой госплановской парадигме единого заказчика и  единого подрядчика в  лице государства. На международной конференции, проходившей в декабре 2011 г. в Мариинском дворце Санкт-Петербурга, как бы в подтверждение этого тезиса министр образования Фурсенко, обращаясь к  бизнесу, даже спел песню: «Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо, я те дам, я те дам, че ты хошь»…. Вообще, вопрос этот повторяется настолько часто, что рискует стать третьим сакраментальным русским вопросом после «кто виноват» и «что делать». Рассчитан он опять же на «безошибочную интуицию» бизнеса, а не на кропотливую работу по сбору и анализу данных.

Профориентационную работу в  выпускных классах школ сегодня ведут только представители вузов. Представители НПО и  СПО сдают позиции без боя, и  совершенно напрасно, ведь окружающий рынок труда и профессиональный мир претерпели заметные перемены: появилась масса хорошо оплачиваемых рабочих профессий, требующих высокой квалификации. В этих профессиях имеется возможность внутрифирменного и  профессионального роста. Все чаще специалисты рабочих специальностей получают дополнительные знания в зарубежных компаниях, проходят зарубежные стажировки.

С  другой стороны, все больше людей с высшим образованием, не нашедших себя в полученной профессии, приходят в корпоративные учебные центры за получением рабочих специальностей. И движет ими не только стремление достойно обеспечивать семьи, но и желание реализовать свои способности, получить признание, уважение окружающих.

Наш Центр участвует в работе Делового совета северного измерения, представленного компаниями Cеверной Европы, Германии, Франции и России. На состоявшемся в марте этого года III форуме Делового совета была принята специальная резолюция по профессиональному образованию. Предложения, адресованные российскому правительству, содержат в себе перечень первоочередных мер.

Беседовала Ольга ИВАНОВА.