Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №8 (38) сентябрь 2013  Рубрика: Гость номера

Интеллектуальная личность без знания основ фундаментальных наук невозможна

В интервью был поднят вопрос о качестве подготовки абитуриентов вузов, о влиянии на него ЕГЭ. Гостем был отмечен факт снижения качества подготовки за счет подмены действительного изучения школьных предметов на натаскивания школьников на сдачу тестов. А. М. Миняйло рассказал о вехах развития Уральского института бизнеса, об особенностях преподавания дисциплин, в том числе экономических, основанных на принципах духовно-нравственной экономики.
Ключевые слова: качество подготовки абитуриентов, школьное образование, единый государственный экзамен, Уральский институт бизнеса, духовно-нравственная экономика, Евангелие, система хозяйствования, путь развития России

Александр Максимович МИНЯЙЛО,

доктор экономических наук, профессор, протоиерей, учредитель и руководитель Уральского института бизнеса

Образование

Родился за неделю до Великой Отечественной войны. Учился в вечерней школе.

В 16 лет ушел работать на Уральский автомобильный завод учеником токаря-универсала.

В 1964 году закончил Свердловский горный институт, защитил кандидатскую диссертацию в горном деле.

В 1977-1978 годах работал в университетах Канады.

В 1985 году – в Институте кибернетики имени В. М. Глушкова (Киев), защитил докторскую диссертацию на тему «Использование и развитие информационно-вычислительного потенциала региона».

20 лет проработал в Уральском государственном экономическом университете.

В 90-х годах вместе с коллегами учредил Уральский институт бизнеса, научное направление которого – Теоретические основы и развитие духовно-нравственной экономики.

Около 25 лет назад на карте Екатеринбурга появилось новое негосударственное учреждение высшего образования – Уральский институт бизнеса имени Ильина. Образовательная концепция этого вуза существенно отличалась от концепций аналогичных учреждений. «В уральском регионе мы хотим возродить былое препринимательство на базе духовно-нравственных ценностей и современных технологий, – было заявлено в ней. – Считаем, что вся система образования должна быть направлена на опережающее обучение, на формирование тех качеств, которые востребует общество в XXI веке».

Сегодняшний гость нашей редакции – учредитель и руководитель Уральского института бизнеса, доктор экономических наук, профессор, протоиерей Александр Максимович МИНЯЙЛО.

– Александр Максимович, самая горячая тема прошедшей вступительной кампании – ЕГЭ. С ним было связано много проблем. Какие-то другие особенности Вы могли бы отметить?

– Кроме скандалов, которые касались ЕГЭ, могу отметить лишь одну особенность – уровень подготовки школьников опять снизился.

– Многие гости нашего журнала говорили о том же. Некоторые считают, что даже не имеет значения, приехали абитуриенты из глубинки или являются жителями мегаполиса. Уровень одинаково низкий.

– Нет, я считаю, что имеет. ЕГЭ вообще со временем отомрет. Потому что идет процесс натаскивания на предмет. Это не формирует человека как личность, исключает изучение других предметов – если школьник не собирается сдавать географию, то он и учить ее не будет.

– Но министр Ливанов недавно сделал заявление о том, что в будущем при поступлении будут учитываться не только результаты ЕГЭ, но и средний балл аттестата.

– Это правильное решение. Но само ЕГЭ тоже нужно менять. Когда вы учитесь в школе, сдаете экзамены, пишете сочинение – это одно. А когда отвечаете «да» или «нет» по тестам – это другое. Сами тесты могут быть некачественными, а потом, как я уже говорил, идет натаскивание. Там некогда помыслить, да это и не требуется. Когда на экзамене студент встречается глаз на глаз с преподавателем, происходит диалог. Можно задать вопрос, человек может раскрыть свои таланты. При ЕГЭ полностью исключается прямое общение.

– Традиционную форму аттестации обвиняли в субъективности.

– Так в этом нет ничего плохого. Та система школьного образования у нас была одной из лучших в мире. И вузовская тоже. Суть заключается в чем? Существовало несколько уровней образования. Высшим была Академия наук. Здесь создавалась фундаментальная наука. Далее были отраслевые институты, проектные институты. В одном только Екатеринбурге их было 35. Сейчас они практически все исчезли. Затем шли вузы. И в самом первом звене находилась школа. Школа была заточена на то, чтобы готовить высокообразованного ученика. Поэтому вузы тоже были заточены на обучение. Все это исчезло. Знания, которые добывает сегодня Академия наук, стали никому не нужны. Интеллектуальная личность тоже никому не нужна. Нужен потребитель, отсюда формируется некачественное образование в школе.

– Но ведь многие развитые страны применяют тестирование.

– Кто вам сказал? Большинство уже отказались от него. И почему, кстати, мы должны идти по тому же пути, что и весь мир? Запад сейчас, между прочим, переживает серьезный духовный кризис. Американский вуз почему занимается наукой? Потому что в него вливают огромные деньги. Затем эти деньги направляются в банки, и университеты получают дивиденды. Поэтому высшая школа у них живет безбедно. А у нас вуз подпитывается только государством. Потому что он заточен не на науку, а на обучение. Если вы хотите чтобы вуз занимался наукой, необходимо менять структуру вуза, вводить в него мощные научные подразделения, которые будут заниматься наукой, естественно, их необходимо финансировать.

– Школе тоже предъявляли претензии – мол, там дают детям много ненужных знаний. Тех знаний, которые потом применить негде.

– А какие это знания? Математика? География? Так давайте отменим изучение таблицы умножения. Зачем она детям? Можно же посчитать на калькуляторе. И не понимают такие люди, что интеллектуальная личность без знания основ фундаментальных наук невозможна. Просмотр фильма и чтение книги – это две разные вещи. Когда смотрят люди фильм, то они видят работу сценариста, режиссера, оператора, актеров. За них уже подумала целая группа специалистов. Разжевали и положили в рот. Когда человек читает книгу, то он сам является и оператором, и режиссером, и актером. Сопереживает героям, у него развиваются фантазия и интеллект. Вот почему чтение литературы – это очень важный фактор для развития личности. А нынешняя молодежь очень мало читает.

– Нам нужно вернуться к старой системе образования?

– Два раза в одну реку не войдешь. Это однозначно. Но с ЕГЭ нужно что-то делать. Я думаю, что его будут менять. Пересмотрят на новом уровне.

– В вашем вузе есть система дополнительной аттестации абитуриентов? Многие это практикуют в дополнение к ЕГЭ.

– Мы работаем по стандартам, у нас аккредитованный министерством образования РФ вуз. На дневное отделение принимаем по ЕГЭ, а кто не сдавал ЕГЭ по тем правилам, которые установлены министерством, сдает у нас экзамены.

– На факультет теологии по результатам ЕГЭ можно поступить?
– Да. Нужно сдавать математику, русский язык, обществознание.

– Расскажите, пожалуйста, об основных вехах развития вуза, как менялся он на протяжении двадцати лет своего существования.

– С 90-х мы начали работать. Скоро будем праздновать 25-летие. Я хорошо знаю западную систему образования, работал в канадских университетах, объехал почти все вузы Канады, привозил директорский корпус на обучение. Мы выбрали себе другую систему – систему образования, основанную на нашей российской культуре и на нашей православной вере. Образование происходит от слова «образ». Если вы образовываете по Образу нашего Спасителя Иисуса Христа, то это подлинное настоящее образование. Мы по Образу Христа Спасителя образовываем. Это подлинное, настоящее образование. Исходя из этого мы продолжаем традиции, которые были заложены в советской-российской школе. Плюс стандарты современного образования. Прежде всего, в тех направлениях подготовки, которые связаны с экономикой. Например, теоретические основы экономики у нас читают два преподавателя, один читает так, как записано в стандарте, а другой – это я – рассказывает об экономике с точки зрения духовно-нравственного развития. Это совершенно новый курс – духовно-нравственная экономика. В нем совершенно по-другому высвечиваются экономические категории, например, земля, собственность, финансы, богатство. Капиталистическая система хозяйствования зиждется на ростовщичестве, на получении прибыли за счет дачи денег под проценты. Но это же великий грех. В Евангелии сказано: давать деньги в рост – это грех. Поэтому в духовно-нравственной экономике эта категория выступает по-другому. Банки должны быть либо национализированы, либо брать деньги только за услуги. Но ни в коем случае не давать деньги под проценты.

– Какие еще принципы есть в духовно-нравственной экономике?

– Об этих принципах я написал в своей статье, которая называется «Духовно-нравственный путь развития России». В первую очередь мы должны поставить перед собой глобальную цель. И это не просто увеличение ВВП или строительство капитализма, а строительство духовно-нравственной цивилизации. Поэтому кроме стандарта, мы читаем своим студентам и другие курсы. По выбору. Допустим, курс «Как создать и сохранить семью», «Философия совершенства И. А. Ильина», «Характер русского народа», «Философия хозяйства» и, естественно, «Основы православной культуры».

– Вам удается воплотить в жизнь идеи духовно-нравственной экономики?

– У нас почти две тысячи выпускников, и почти все встали на крыло. И за границей они работают – одна девушка, например, организовала школу танцев в США, и здесь, в Екатеринбурге – другая выпускница сейчас работает вице-президентом крупнейшего банка. Многие начали свое дело. Так что с трудоустройством проблем нет. Наш вуз входит в Союз машиностроительных предприятий, я член президиума Союза. Поэтому если есть желание работать на заводах, пожалуйста, поможем. Духовно-нравственная экономика должна решить много задач, например, вопросы урбанизации. Вообще надо запретить строительство мегаполисов. Современные технологии это позволяют. Надо расселять народ. Чтобы он не жил в многоэтажных бараках. Ничего хорошего в них нет. Главное – человек в них оторван от земли. Поэтому тенденция появилась – строить поселения. Я знаю, что есть поселение под Рязанью. Наша задача – развитие инфраструктуры, чтобы мы до Нижнего Тагила не за два часа доезжали, а за 15 минут. По этому пути пошла, например, Испания. Если мы это внедрим, у нас не будет проблем с перемещениями людей. Вот недавно власти Екатеринбурга наделили триста многодетных семей бесплатными участками земли под строительство жилья. А подали заявки шесть тысяч. Вот где резерв использования инициативы людей. Вот это и есть тот путь, по которому следует идти. Каждый мужчина должен построить свой дом, свое родовое гнездо. Проблемы увеличения численности населения сразу будут решаться, потому что многодетная семья не может жить в многоквартирном доме.

– У власти Ваши идеи находят поддержку?

– Власть нужно уважать. Власть – это от Бога. Какие мы, такая и власть. Да, сейчас есть тенденция к улучшению. Строятся коттеджные поселки, люди получают землю. Но здесь нужно к категории земли иначе подходить. Земля не должна продаваться. Она должна быть выведена из сферы купли-продажи. Земля принадлежит Богу, а не людям. Тем более, у нас есть огромные территории. Нужно развивать инфраструктуру. Иначе проблему пробок не решить. Существует два подхода. Можно увеличить количество трамваев, троллейбусов и так далее. А можно уменьшить пассажиропоток. За счет чего? За счет усиления потоков информации. Если раньше каждая бабушка ездила на другой конец города за справкой, то теперь эту справку она должна получить в едином информационном окне по месту жительства. Надо заменить потоки реального движения на потоки информации. Мегаполис – это тенденция индустриальной экономики. У нас была на 80 % сельскохозяйственная страна. Сейчас совершенно другое время. Проблемы духовности выходят на первый план. Те трудности, которые мы переживаем, связаны в первую очередь с духовным кризисом. Поэтому мы говорим о необходимости духовно-нравственной экономики. Если человек будет духовно возрастать, то и хозяйство его изменится. Тот, кто исповедует православную веру, тот знает, что некачественно сделать работу – это величайший грех. Сейчас главное – забота о человеке. Нужно расселять людей. Это качественно решит многие проблемы. Недавно Путин одобрил скоростную дорогу до Казани. Это, конечно, прорыв.

– Скажите, почему Вы решили связать свою жизнь со светским образованием, а не с духовным? Ведь у нас в Екатеринбурге есть духовная семинария, наверное, Вы могли бы трудиться там.

– Я 50 лет работаю в светской высшей школе. Накопил огромный опыт. После окончания горного института я три года работал на кафедре, потом перешел в институт горного дела, там готовил диссертацию по информационным технологиям. Затем работал в Канаде, когда защитился, перешел в Свердловский институт народного хозяйства. А в 90-х годах мы организовали негосударственное учебное учреждение.

– Вы не стремитесь к тому, чтобы открывать новые филиалы, увеличивать число студентов?

– Это не самоцель. Преобразовываться надо в духовном плане прежде всего. Мы стремимся к тому, чтобы готовить патриотов, духовно развитых людей.

– Вы могли бы сформулировать, чем ваш вуз отличается от двадцати других негосударственных вузов Екатеринбурга?

– Он отличается тем, что основан на традициях русской культуры и православной веры. Это главное. Мы единственный вуз, который построил студенческий храм в Екатеринбурге. Не восстановил, как Уральский горный университет, а построил. Влияние веры и традиционной культуры России на наших студентов, безусловно, имеет место. У нас, например, в стенах института никто не курит.

– Бросают? Или во время приёма отсеиваете курящих?

– Курящим абитуриентам на собеседовании даем три месяца. Если за три месяца не бросает, предлагаем перейти в другой вуз, где курить не запрещено. Второе – строим свою работу, как одна семья. В семье принято заботиться о человеке. Так и у нас.

– Скажите, почему именно Иван Ильин стал для вашего вуза путеводной звездой?

– Путеводной звездой для нас является православная вера, а что касается Ивана Ильина – это великий мыслитель двадцатого столетия. Величайший. Он показал, как надо развиваться России. Предсказал, что будет с Советским Союзом. Ошибся только в количестве государств. Предсказал, как Запад ринется нас всех перевоспитывать, будет призывать забыть свою культуру и свои традиции. К счастью, этого не произошло. Народы России, и в первую очередь русский народ, окончательно не потеряли нить своей веры, своей культуры и своих традиций. И самое главное – он сказал, что нам нужно в этой ситуации делать. Работы И. А. Ильина и сейчас очень актуальны для России. Поэтому у нас читается спецкурс «Философия совершенствования И. А. Ильина». Мы были в группе инициаторов перезахоронения останков Ильина. Служили панихиды в Париже, затем в Москве, куда перевезли прах. Год назад мы установили памятник И. А. Ильину возле нашего вуза – он пока единственный в стране. Каждый год мы проводим традиционные Ильинские чтения. В этом году они стали девятыми по счету.

– Скажите, у вас все студенты и преподаватели обязаны быть верующими?

– Да что вы. Мы никого не неволим. У нас среди студентов и преподавателей есть мусульмане. Это наши братья. Нет никаких проблем. Один мусульманин, кстати, недавно пожертвовал на наш храм. Неверующих людей вообще нет. Один верит в свою жену, другой – в государство, третий – в президента. Без веры человек не может жить. Другое дело – какая это вера. Если человек готов отдать жизнь за веру, то она подлинная.

– Я знаю, что у Вас много внуков. Куда бы Вы направили их учиться сегодня?

– Туда, куда они захотят. Это их личный выбор.

– А как Вы пришли к вере? Расскажите немного о себе.

– Я простой грешный человек. Благодарю Бога за то, что он коснулся меня своим крылом, показал, что вера православная – настоящая, достойная вера. Главные установки жизни человеку она дает. Настоящая цель каждого человека – спасение. Бог – это любовь. Надо учиться любить.

– В Уральском институте бизнеса тоже есть аспирантура. Ваши студенты защищают диссертации. То, что происходит сегодня в ВАКе, как вы оцениваете?

– Негативно отношусь к тому, что там происходит в последнее время. Крайне нужны науке и высшей школе свежие кадры. А их не будет из-за того, что идут коррупционные передряги. В свое время ВАК была очень серьезной организацией. Сколько достойных людей было выпущено. Не могу согласиться, что все, чем раньше занималась советская наука, все было плохо. Сейчас во главе ВАКа встал Владимир Филиппов. Вполне достойный человек.

– Это он и придумал ЕГЭ.

– Да, но внедрять начал Фурсенко. Здесь как в известной поговорке – хотели как лучше, а получилось как всегда. Вся эта песня, что не будет коррупции, что ребята из сельской местности будут учиться в столичных вузах, не сложилась в конечном итоге. Вот у нас абитуриенты приехали из глубинки и говорят: жить у вас дорого. Проблемы. А если ребенок в Москву собрался? Там один семестр 150 тысяч стоит. В три раза больше, чем у нас. Много, конечно, ЕГЭ нам вреда наносит. Может быть, и польза от него есть, не могу утверждать. Но вреда все-таки больше. Почему современные дети не знают, куда впадает Волга? Многие отвечают, что в Байкал. Мы специально даже карту повесили бывшего Советского Союза, чтобы между делом посматривали…

Беседовала Ольга ИВАНОВА.