Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №9 (39) октябрь 2013  Рубрика: Гость номера

В условиях формирования правового государства юридические знания нужны не только профессионалам

В разговоре речь идет о качестве российского юридического образования, о перспективах развития частных и государственных высших школ юридического профиля, о традициях и новациях уральской юридической школы. Поднимаются проблемные вопросы подготовки специалистов в области права работающих на государственных должностях – судей, прокуроров, работников следственных органов.
Ключевые слова: Уральская юридическая школа, подготовка специалистов в области права, обучение судей, обучение прокуроров, коммерческие и государственные вузы, проходной балл ЕГЭ в УрГЮА

ПЕРЕВАЛОВ Виктор Дмитриевич,

доктор юридических наук, профессор, президент Уральской государственной юридической академии, президент Межрегиональной ассоциации юридических вузов России, член Президиума Ассоциации юристов России, заместитель председателя Свердловского отделения АЮР, член Общественного совета при Минюсте РФ и Общественной палаты города Екатеринбурга.

Образование

Свердловский юридический институт (1968), кандидатская диссертация (1972), докторская диссертация (1987).

Трудовая деятельность

В 1998 году возглавил кафедру теории государства и права Свердловского юридического института (в 1992 году вуз переименован в Уральскую государственную юридическую академию), в 1988-2001 годах работал проректором по научной работе, с 2001 по 2007 годы – ректор академии, с 2007 года – президент УрГЮА. Автор более 200 трудов по проблемам теории государства и права, философии права, политологии, в том числе 10 монографий и учебников.

Награды

Государственные: «Заслуженный юрист Российской Федерации» (1996), Орден Почета (2001), Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007), Почетные грамоты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Ведомственные: «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», «Почетный работник прокуратуры РФ», «Почетный сотрудник МВД РФ».

Международные: «Объединенная Европа» (Оксфорд, Великобритания), «Медаль Наполеона» (Париж, Франция).

Субъекта РФ: Почетный гражданин Свердловской области.

Высшее юридическое образование в России наряду с экономическим и финансовым пользуется среди абитуриентов повышенным спросом. Число дипломированных юристов по сравнению с советским периодом многократно возросло, чего, к сожалению, не скажешь о качестве их подготовки. Негативные тенденции в системе юридического образования обострились до такой степени, что в 2009 году Дмитрий Медведев издал Указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». В нем был определен целый комплекс мероприятий по совершенствованию качества подготовки юридических кадров в стране. Повлияла ли эта мера на ситуацию? Насколько эффективно выполняет свои функции система высшего юридического образования? Через какие перемены пришлось пройти российской юриспруденции на стыке столетий? На эти и другие темы мы беседуем с президентом Уральской государственной юридической академии, доктором юридических наук, профессором Виктором Дмитриевичем ПЕРЕВАЛОВЫМ.

– Виктор Дмитриевич, Вы много лет возглавляли один из крупнейших вузов региона – Уральскую государственную юридическую академию и сейчас являетесь ее президентом. Сами вы стали профессиональным юристом еще в советские годы. Как изменилось высшее юридическое образование на стыке столетий? Есть ли разница в том, чему учили в 70-80–е годы и сегодня?

– Прежде всего следует отметить, что в юридическом образовании сохранилась определенная преемственность: дореволюционного российского, советского и постсоветского правоведения. Не прервалась связь времен. И это, пожалуй, главное, что позитивно характеризует юриспруденцию в этой непростой переходный период для нашей страны.

Но и значительная разница есть. И это нормально, так как жизнь не стоит на месте. Новые общественные отношения требуют новых форм правового регулирования. Основная задача современной юриспруденции состоит в том, чтобы, аккумулируя опыт отечественного и зарубежного государственно-правового развития, вырабатывая новые знания, положительно влиять на ситуацию в политической и социально-экономической сферах жизнедеятельности общества в интересах простых граждан. Все это, так или иначе, отражается в юридическом образовании.

Сегодня в Академии преподаются десятки новых учебных дисциплин (например, бюджетное, налоговое, предпринимательское, информационное право), используются новые методы и средства обучения, диапазон которых весьма обширен (от методов Конфуция и Сократа до современных мозговых штурмов и кейс-технологий, от непосредственного общения педагога со студентом до дистанционного обучения). Качественно изменился преподавательский состав, в науку и педагогику пришли люди профессионально подготовленные, способные общаться со студентами, практическими работниками и зарубежными коллегами. Знание наряду с российским международного публичного и частного права, одного (двух) иностранных языков становится нормой вузовской жизни. В Академии сохранена преемственность поколений, сформировались научные школы и традиции, создан мощный интеллектуально-педагогический потенциал. В настоящее время в вузе работают около 80 докторов наук, профессоров и свыше 300 кандидатов наук, доцентов. Укрепляются связи науки с практикой.

Происходит постоянная ротация научно-педагогических и практических работников, заключены договоры о сотрудничестве почти со всеми правотворческими и правоприменительными органами на федеральном и региональном уровнях. Примером в этом отношении может служить долгосрочный договор о сотрудничестве в деле подготовки кадров между Генеральной Прокуратурой РФ и Уральской государственной юридической академией.

– А как изменились студенты? Сейчас много говорят о проблемах школьного образования, сказываются ли они на подготовке профессионалов-юристов?

– Что касается студентов, то основное отличие нынешних от студентов 60-80-х годов прошлого столетия состоит в том, что они более молодые по возрасту и, естественно, у них меньше социального опыта, значительный процент контингента составляют девушки (до 40-50%). Раньше на первый курс мы зачисляли, как правило, мужчин со стажем работы или службы в армии. Только в порядке исключения (5-10% от набора) принимались школьники-медалисты. Первые два курса они играли роль своеобразного маяка для тех, кто об учебных буднях успел подзабыть, но уже на третьем курсе школьников догоняли стажисты.

Сегодня в наш вуз приходят молодые люди в большинстве своем с хорошей образовательной подготовкой и определенной мотивацией, стремлением получить прочные юридические знания, чтобы в будущем обеспечить себя достойной зарплатой, получать удовлетворение от работы и быть востребованными по своей профессии. Вуз стремится восполнить пробелы в их социализации, прививать практические навыки и умения уже во время учебы посредством ознакомительной, учебной и производственной практик, участия в работе юридических клиник, оперативных и строительных отрядов и иных проектов практического плана.

– Общеизвестно, что юриспруденция долгие годы входит в пятерку самых популярных у абитуриентов специальностей. С чем это связано?

– В разные периоды развития государства и права на нашей планете престижность юридической профессии определяли различные факторы: для ранних монархий и тоталитарных режимов – это приближенность к правящей верхушке и возможность злоупотребления властью, на стадиях становления и развития буржуазных государств, с усложнением экономических и трудовых отношений стали особо цениться профессиональные юридические знания, позволяющие толковать и применять законы и судебные прецеденты. В современных развитых демократических странах престижность профессии юриста связывают с правотворческой деятельностью по подготовке необходимых обществу и справедливых для граждан законов и иных нормативных правовых актов, с деятельностью по реальной защите прав и свобод человека, собственности, достоинства и т.д. Большое значение имеет и образ юриста-профессионала как высококультурного человека, обладающего универсальными гуманитарными знаниями, воспитанного в духе уважения к своему народу, патриота, государственника в лучшем смысле этого слова, обладающего иммунитетом против бюрократизма, взяточничества. Сегодня в условиях формирования правового государства юридические знания нужны не только профессионалам, но и каждому человеку, хотя бы в минимальной степени. Именно поэтому юридические специальности будут популярны среди молодежи всегда.

– Кстати, как проходила нынешняя вступительная кампания в Уральской государственной юридической академии? Какие специальности были особенно востребованы?

– В этом году проходной балл на очную форму обучения составил: направление «Юриспруденция», квалификация «бакалавр» – 283 бала из 300; специальность «Правовое обеспечение национальной безопасности», квалификация «специалист» – 290 баллов из 300; на очно-заочную форму обучения – направление «Юриспруденция», квалификация «бакалавр» – 264 балла из 300; на очную форму обучения направление «Юриспруденция», квалификация «магистр» – 67,4 балла из 100 и на заочную форму обучения 78,2 балла из 100. Желающих было много, по отдельным направлениям конкурс доходил до 10 человек на 1 место.

Наиболее популярными оказались специальности: судебная, прокурорская, следственная, таможенно-правовая и внешне-экономическая, правовое обеспечение национальной безопасности.

– Это серьезный конкурс. Как вуз добивается таких результатов?

– Высокий конкурс на бюджетные места у нас существует на протяжении десятилетий. Этому способствует, прежде всего, позитивный имидж Академии. Во-вторых, на привлечение абитуриентов нацелена вся система профориентационной работы. Успешно функционируют подготовительные курсы, юридические классы в ряде гимназий и лицеев, открытые правовые школы, ежегодно проводятся школьные олимпиады, дни открытых дверей, конкурсы, выставки. В-третьих, мы продвигаем наш вуз не только на Урале, но и в регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. И еще один фактор: все больше родителей и молодых людей понимают, что получить хорошее образование нельзя в так называемых коммерческих вузах, хотя они гарантируют абитуриентам легкость поступления и демпинговые цены.

– Давайте поговорим о негосударственных вузах подробнее. В Екатеринбурге и других крупных уральских городах есть немало образовательных учреждений, где готовят специалистов по тому же профилю, что и УрГЮА. Рынок труда как-то изменился с началом их деятельности? Ведь они уже не первый год работают….

– Для меня это болезненная и даже печальная тема. На первых порах, когда создавались частные вузы, Академия некоторые из них поддерживала, так как там работали наши преподаватели. Мы хотели сравнить методики преподавания, перенять возможные новеллы управления образовательными процессами. На деле все обернулось иначе. Нам нечего было перенимать позитивного, наоборот – пошло сплошное заимствование и плагиат со стороны частников. Они воровали (не побоюсь этого слова!) наши учебно-методические материалы, включали в отчетные опусы фамилии наших профессоров и доцентов без их согласия. В начале 90-х коммерческие вузы росли как грибы, в то время как государственные классические вузы финансировались на 30-50% от необходимого, бюджетные места сокращались, на платные договорные места была установлена квота 25% от общего бюджетного приема. И в таких условиях мы не только выжили, но и сделали реальные шаги в своем качественном развитии.

У частных вузов сейчас есть деньги, реклама, лобби в чиновничьих коридорах, появились у некоторых даже здания, но качественного высшего юридического образования как не было, так и нет.

– А что же им мешает на этом пути, и почему данная тема для Вас еще и печальная?

– У них нет серьезных научных исследований, научных школ, научных и образовательных традиций, собственной учебно-методической и экспериментальной базы, собственных учебников и монографических работ, отсутствует система качества и контроля, не проводится мониторинг. Не случайно свыше 100 негосударственных вузов отказались участвовать в последнем рейтинге Минобрнауки.

А печальная тема потому, что, используя потребность населения в юридических знаниях, престиж профессии, частные юридические вузы в большинстве своем просто выманивают деньги у людей, обещая им дипломы государственного образца без особых усилий. Все мы – и общество, и государство – должны обеспокоиться тем, что в условиях переходного периода, уровня российского менталитета и коррупции недоучки попадут во властные структуры и будут вершить судьбы людей.

– Вы упомянули об уральской юридической школе. А что можно считать наивысшими достижениями этой школы?

– Уральская юридическая школа известна прежде всего своими учеными: С. С. Алексеев – выдающийся российский правовед, основатель научной школы теории государства и права; О. А. Красавчиков, В. Ф. Яковлев стояли у истоков научной школы по гражданскому праву; Л. Я. Драпкин, И. Ф. Герасимов возглавили следственно-криминалистическую школу; К. С. Юдельсон, Ю. К. Осипов и К. И. Комиссаров – основоположники научной школы гражданского процессуального права; М. И. Ковалев – в числе основателей научной школы по криминологии и уголовному праву. Можно назвать еще десятки славных имен, представителей нашей юридической науки.

Их достижения отражены в монографических работах, учебниках, нормативных правовых актах, научных рекомендациях и комментариях законов. Все невозможно здесь перечислить. Для подтверждения приведу два примера. В разработке Конституции РФ 1993 года участвовали наши ученые: С. С. Алексеев, В. Б. Исаков, М. И. Кукушкин, В. Д. Перевалов, Ю. И. Скуратов, В. И. Туйков. Соавторами Гражданского кодекса РФ являются С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, П.В. Крашенинников, С. А. Хохлов. Нельзя не упомянуть и о Европейско-Азиатском правовом конгрессе, работающем на базе УрГЮА на постоянной основе уже седьмой год, в недрах которого подготовлен ряд нормативных актов по Таможенному Союзу трех государств – Беларусь, Россия, Казахстан. Готовятся документы по Евразийскому экономическому Союзу.

– В одном из предыдущих интервью вы обмолвились, что основная проблема судов в России – это кадры. Что Вы имели в виду?

– Я говорил о качестве кадров и о нехватке их. Оба ракурса проблемы имеют отношение к юридическому образованию. В первом случае следует помнить, что в соответствии со ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. На обеспечение качества работают дополнительные требования (сдача квалификационного экзамена, отсутствие порочащих поступков), введение помощников судей и другое. Но целостной (!) системы качественной подготовки кадров нет. Шаги в этом направлении предпринимаются, в частности, УрГЮА совместно со Свердловским областным судом создали Факультет повышения квалификации и переподготовки судейских кадров.

Во втором случае следует отметить дефицит качественно подготовленных судей и работников вспомогательного аппарата. Здесь также существует целый комплекс причин, но сейчас на первый план выходит слишком большая нагрузка и ответственность судей районного уровня и, прежде всего, мировых судей. Необходимо предпринимать соответствующие меры.

– А суд присяжных как новая в России форма оправдал себя? Почему он не помог решить кадровую проблему?

– Суд присяжных не может решить эту проблему. Задача такого суда – более взвешенное, справедливое решение, когда вердикт выносит не один человек и не коллегия из трех человек, а большая группа представителей народа. Суд присяжных еще нуждается в совершенствовании. Некоторые авторы считают, что в наших условиях этот институт никогда не оправдает себя. Я стою на противоположной точке зрения. В целом реформа судебной системы продолжается, в частности предстоит объединение Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, предстоят и другие изменения.

– И снова к теме образования. Некоторые сегодня высказывают идею возврата к бесплатному высшему образованию. Так, как было в эпоху СССР. Вы поддерживаете это или нет?

– Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» частично решил эту проблему, закрепив в п. 3 ст. 5 положение о том, что гарантируется бесплатность высшего образования на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Реально оценивая состояние нашей экономики, можно сказать, что сплошная бесплатность недостижима. И не только потому, что не хватает финансов, а еще и потому, что страну надо выводить на новый уровень развития, который можно достичь, только подготовив высокопрофессиональных специалистов инновационного типа, а без конкурсного отбора в нынешней ситуации таковых не подготовишь.

Другое дело, что надо системно подходить к этим проблемам, определять приоритеты поддержки отраслей и специальностей, необходимых для решения поставленной задачи.

Беседовала Ольга ИВАНОВА.