Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №9 (39) октябрь 2013  Рубрика: Педагогика и психология

Кластерный метод как средство формирования метапредметных умений у учащихся в условиях билингвального образования

А. Д. Саввинова, научный сотрудник,
Институт национальных школ Республики Саха (Якутия),
г. Якутск, Россия

Н. И. Ченянова, научный сотрудник,
Институт национальных школ Республики Саха (Якутия),
г. Якутск, Россия
,
В данной статье рассматривается понятие «кластерный метод» как средство формирования метапредметных умений у учащихся в условиях билингвального образования. Даны определения системы билингвального образования и билингвального обучения. Выявлены метапредметные умения, формируемые у учащихся в соответствии с требования-ми к результатам основной образовательной программы основного общего образования. Приводятся примеры применения данного метода.
Ключевые слова: билингвальное образование, билингвальное обучение, кластер, кластерный метод, личностные умения, метапредметные умения, психолого-педагогические условия, предметные умения, текстовые задачи, федеральный государственный образовательный стандарт

Согласно Федеральной целевой программе развития образования в России на 2011-2015 годы, одной из основных задач является модернизация общего и дошкольного образования. Введение федеральных государственных образовательных стандартов III поколения обуславливает новые требования к личностным, предметным и метапредметным результатам обучения. В связи с этим содержание образования также претерпевает изменения: создаются программы, новые учебники, отвечающие требованиям новых стандартов. Кроме того, на всех ступенях образования используются соответствующие технологии обучения и воспитания, основанные на системно-деятельностном подходе, который является методологической основой стандартов нового поколения, а также нацелен на формирование этнокультурной, региональной и гражданской идентичностей и на развитие личности в целом.

На наш взгляд, важным является формирование метапредметных умений. К ним относятся освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться1.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. смысловое чтение;

9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;

11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации2.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) преобладает естественная двуязычная среда, как и в других регионах России с двумя государственными языками. Образовательная среда республики динамично развивается: на фоне внедрения ФГОС появляется необходимость выявления и анализа психолого-педагогических условий для успешного формирования как личностных, предметных, так и метапредметных умений у учащихся в системе билингвального образования.

Концепция билингвального обучения предполагает взаимосвязанную деятельность учителя и ученика, направленную на изучение учебного предмета средствами родного и неродного языков, в результате которой достигается усвоение предметного содержания, развитие речи и мышления, а также формирование сбалансированного двуязычия, при котором учащиеся овладевают языками в одинаковой степени. Как определено в концепции (Bratt Paulston 1994; Corson 1991; У. Макки, М. Сигуан), система образования может быть названа дву- или полиязычной в случае использования имеющихся языков в качестве языков обучения3. Поэтому при обучении важен высокий уровень владения учащимися государственными языками, который зависит от психолого-педагогических условий, создаваемых в билингвальном образовательном процессе.

Согласно исследованию Н. В. Ипполитовой и Н. С. Стерховой, такие условия призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее повышение эффективности образовательного процесса4. В своей работе под психолого-педагогическими условиями мы будем понимать совокупность психологических, организационно-педагогических и дидактических условий, таких как материально-техническое обеспечение, информационно-методические возможности, социальная среда, система двуязычного воспитания и обучения, совокупность когнитивных и личностных характеристик личности, методов, дидактических и методических принципов, средств и форм обучения и т. д.

Для достижения образовательных целей в зависимости от типа школ и уровня развития обучаемых учителя в своей практике используют различные педагогические технологии. На наш взгляд, одним из методов успешного формирования метапредметных умений может являться кластерный метод. Мы считаем, что кластерный метод как метод обучения также может способствовать совершенствованию психолого-педагогических условий при обучении детей-билингвов. Известно, что знания, усвоенные учащимися на основе родного языка, прочны и глубоки. Поэтому ранее сформированные метапредметные умения легко могут переноситься на второй (неродной) язык в условиях билингвального образования.

Несмотря на широкое применение понятия «кластер» в различных сферах деятельности общества, единого определения в мировом сообществе ему не дается. Наиболее подходящим для нашего исследования определением понятия «кластер» является: пучок, скопление, объединение нескольких элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами, а также как графический прием в систематизации материала5.

Кластеризация как метод обучения, в частности ассоциативного письма, была разработана доктором, профессором английского языка и творческих искусств Габриэлой Рико, получила широкое применение на занятиях по языку. Кластеризация способствует развитию ассоциативного мышления, воображения, индивидуализирует обучение. В качестве кластера (ключевого слова) используется то или иное слово, вокруг которого записываются слова, связанные ассоциативно или тематически с данным словом. Каждое новое слово образует ядро, вокруг которого создаются новые ассоциативные цепочки. Используется для активизации знаний учащихся, формирования самостоятельности, автономности учащихся6.

Мы будем рассматривать кластерный метод не как технологию обучения, а как его элемент – метод, который способствует обогащению занятий. Достижению результатов освоения основных общеобразовательных программ образования может способствовать использование данного метода, где при изучении того или иного учебного предмета учащиеся могут овладеть познавательными, личностными, регулятивными и коммуникативными умениями, в основе которых лежит содержание обучения. А использование кластерного метода может сопровождаться богатым учебным материалом, что может стать опорой для достижения результатов обучения.

В нашем исследовании на основе установленных в ФГОС основного общего образования метапредметных умений мы выделили умения, которые могут быть сформированы и развиты при помощи кластерного метода:

• умение ставить учебную задачу, понимать последовательность действий, сравнивать полученные результаты с учебной задачей, оценивать свою деятельность и деятельность других, определять учебную задачу, выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи, осуществлять самоконтроль учебной деятельности, сотрудничать при решении учебных задач, планировать собственную деятельность;

• умение работать с учебником и дополнительной литературой, составлять на основании текста таблицы, схемы, графики, осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом, пересказывать прочитанное или услышанное, задавать вопросы, определять необходимость использования наблюдения или эксперимента, наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях;

• умение выделять главное, составлять план, сравнивать факты, явления, события по заданным критериям, давать определение по существенным признакам, высказывать суждения, подтверждать их фактами, обобщать и систематизировать информацию, определять понятия по существенным признакам, выявлять свойства объекта, выделять критерии для сравнения, доказывать утверждение, формулировать вывод;

• умение  высказывать суждения, слушать собеседника, распределять работу при совместной деятельности, участвовать в учебном диалоге, организовывать работу в группе, продолжать и развивать мысль собеседника, соотносить собственную деятельность с деятельностью других, вести диалог, кратко формулировать свои мысли.

Представим образцы применения кластерного метода в образовательном процессе. Например, рисуем схему, используемую на уроке «Культура народов Республики Саха (Якутия)» (см. рис. 1).

В центре «Национальный костюм народа саха» – это тема урока, вокруг которой указаны основные виды женского и мужского национального костюма – крупные смысловые единицы, затем выделены их разновидности, и все указанные элементы соединяются стрелками.

Приведем еще пример, при изучении темы «Национальные игры». Ключевое понятие урока записывается в центре, вокруг него располагаются пустые квадраты, которые должны быть заполнены учащимися. При этом учитель просит называть возникающие у учеников слова ассоциации с заданным понятием и записывает их в пустых квадратах, либо учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Данный метод можно применять как в урочной, так и во внеурочной деятельности при изучении учебных предметов. В качестве ключевых слов могут быть использованы слова-термины, которые являются языковой оболочкой определенных понятий в различных областях науки. Этот метод незаменим при работе с лексикой, введении нового материала, активизации употребления лексики в речи, следовательно, и в условиях билингвального (двуязычного) образования. Из опыта работы общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия) известно, что данный метод используется учителями гуманитарного направления.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе может значительно обогатить дидактические возможности кластерного метода. Образовательные инновации, в свою очередь, требуют пересмотра содержания и форм учебно-методических комплексов. В учебнике, соответствующем требованиям новых образовательных стандартов, кроме нормативных, теоретических и методологических компонентов, должна быть и технологическая составляющая, которая может быть реализована в форме электронных приложений. Электронное пособие как учебное средство нового типа должно дополнять учебник новой информацией, опираясь на современные достижения компьютерных технологий. В настоящее время в Институте национальных школ Республики Саха (Якутия) разрабатываются электронные учебные пособия на основе кластерного метода по предметам гуманитарной и естественно-математической направленности для учащихся якутских школ.

За последнее десятилетие также начато систематическое изучение билингвального математического образования средствами родного и неродного языков7. Поскольку математика является основой развития познавательных действий учащихся, то одним из важнейших учебных действий является умение решать проблемы или задачи, что в свою очередь является одним из основных показателей уровня развития учащихся по математическому образованию. При всем многообразии подходов к обучению решения математических задач среди основных этапов можно выделить следующие: анализ текста задачи (семантический, логический, математический), перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств, установление отношений между данными и вопросом, составление плана решения, осуществление плана решения, проверка и оценка решения задачи8.

Известно, что в процессе решения текстовых задач учащиеся нередко испытывают затруднения. Известно и то, какой именно этап решения задачи наиболее труден. Это этап анализа текста задачи, который является первым этапом и центральным компонентом приема решения задач. Учащиеся часто не могут сориентироваться в тексте задачи, что приводит, в итоге, к неправильному решению. Это объясняется тем, что невозможно решить задачу, не абстрагируясь от конкретной ситуации, описанной в фабуле, не выполнив синтез условия, не проведя аналитических рассуждений и прочее9. Например, на уроках математики кластерный метод, использованный в виде электронных учебных пособий, сможет стать вспомогательным средством для предоставления информации, объясняющей содержание текста задачи. За счет большого объема информации, включенной в электронное учебное пособие, учитель может предоставить на любом этапе урока познавательный материал, который максимально будет раскрывать суть задачи. Собрав воедино математические данные, осмыслив понятия предметов, культурных и национальных ценностей, отображенных в задаче, а также проведя познавательные действия, учащиеся смогут преодолеть первый этап – анализ текста задачи.

В соответствии с новым стандартом на ступени основного, так же как и начального образования, осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения. Стандарт также предусматривает обучение на родном языке, изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой народов многонациональной России. То есть, по ФГОС, в содержание учебных предметов могут быть включены этнокультурные, региональные и национальные особенности народов. В этой связи на уроках математики становятся актуальными текстовые задачи этнокультурного содержания, при решении которых не только усваивается предметное содержание, но и рассматривается познавательный материал, который входит в сознание личности не иначе, как ценность национальной культуры родного народа.

Народ саха, как и любой другой народ, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических, социально-экономических условиях, имеет присущие ему быт и мировоззрение, которые являются результатом практического освоения мира. Так как элементы математических знаний у якутов являются составной частью общих естественных знаний, большое значение для стимулирования развития математического мышления детей-якутов может иметь запас эмпирических знаний, накопленных и сохраненных в традициях и обычаях народа. Тогда, в силу полного понимания учащимися условия и вопроса задачи, на этапе перевода текста задачи на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств, происходит лучшее интерпретирование сюжета, отраженного в тексте задачи10.

Математические задачи на фольклорном, историческом и краеведческом материале могут использоваться как средство учебно-познавательной деятельности по овладению математическими знаниями, при котором усвоение предметного содержания  происходит в единстве с творческой деятельностью по извлечению научной информации в ходе целенаправленного интеллектуального труда по составлению и решению математических задач из истории родного народа11.

В требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования включены метапредметные умения, сформированные в начальной школе. В связи с этим формирование метапредметных умений может являться основным средством обеспечения преемственности образовательных программ при переходе из начальной школы в основную. Мы предлагаем использовать кластерный метод как в начальной, так и в основной школе при решении текстовых задач учащимися, а именно на этапе анализа текста задачи.

Далее представим применение кластерного метода при решении математической задачи этнокультурного содержания, составленной на сюжете героического эпоса олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» на якутском и русском языках (рис. 3).

На различных этапах урока кластерный метод может применяться в зависимости от поставленных целей: на стадии вызова данный метод может использоваться как педагогический инструмент, позволяющий проделать пропедевтическую работу для усвоения нового материала, мотивировать ученика к учебной деятельности; на стадии осмысления может давать возможность ученикам получить и осмыслить новую информацию, соотнести новые знания с уже имеющимися; на стадии рефлексии достигается целостное осмысление, обобщение полученной информации. На любой стадии урока посредством использования кластерного метода учитель имеет возможность способствовать развитию регулятивных умений у обучаемых. Учащиеся на уроке помимо поставленной учителем цели будут иметь свою собственную цель, для достижения которой они будут самостоятельно планировать и соответственно организовывать свою учебную деятельность. При этом для детей не лишним окажется самоконтроль и самооценивание. Например, при организации парной, групповой работы в классе кластерный метод, представленный в виде заданий, имеет потенциал для контроля учебной деятельности между учащимися, а также для дальнейшей коррекции действий.

Известно, что на момент поступления в школу у любого ребенка уже сформирована коммуникативная компетенция в силу его общения со взрослыми и сверстниками. Сформированность данной компетенции проявляется в эмоционально-позитивном отношении к процессу сотрудничества, ориентации на партнера по общению, умении слушать собеседника и др.12 В процессе учебной деятельности также необходимо формировать и развивать коммуникативную компетенцию, выражающуюся в умении  высказывать суждения, распределять работу при совместной деятельности, участвовать в учебном диалоге, организовывать работу в группе, продолжать и развивать мысль собеседника, соотносить собственную деятельность с деятельностью других и т. д. Для формирования данной компетенции будет эффективным кластерный метод, так как он направлен на организацию общения учащихся друг с другом и с учителем в учебной деятельности.

С целью выявления приемлемости использования кластерного метода применительно к условиям билингвального образования (Республика Саха (Якутия), г. Якутск) в 2012-2013 учебном году нами было проведено наблюдение за организацией образовательного процесса в начальной и основной школе. В итоге наблюдения мы пришли к выводу, что целесообразно использование кластерного метода на уроках под руководством учителя или в групповой деятельности учащихся. Так как кластерный метод охватывает большой объем информации и направлен на одновременное овладение познавательными, коммуникативными, регулятивными универсальными учебными действиями. Мы предполагаем, что начиная с восьмого класса учащиеся могут индивидуально выполнять задания, составленные на основе кластерного метода. Педагог, применяя этот метод, может предоставить возможность учащимся развить свои творческие, мыслительные способности и повысить мотивацию к обучению в целом, делая при этом процесс обучения разнообразным и эффективным. Кроме того, применение кластерного метода содействует продуктивному использованию учебного времени, отведенного на урочные и внеурочные занятия.

Практическая экспериментальная реализация данного метода при обучении математике и родному языку учащихся в условиях билингвального образования планируется на 2013-2014 учебный год на базе якутских школ, в ходе которого будет установлена его эффективность.

В заключение хотелось бы отметить, что в условиях билингвального образования именно кластерный метод, опираясь на ранее сформированные у учащихся на базе родного языка, метапредметных умений, а также преемственности образования, позволяет далее формировать и развивать эти умения на неродном (русском) языке.

Литература:

1. См.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
2. Там же.
3. Петрова А. И. Становление и развитие системы двуязычного образования: история, теория, опыт, перспективы (на примере математического образования в Республике Саха (Якутия)) (на материалах Якутии XVIII-XX вв.) / под научной редакцией члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора Г. Л. Луканкина. М.: Издательство МГОУ. – 161 с.
4. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. … д-ра пед. наук / Н. В. Ипполитова – Челябинск, 2000. – 383 с.
5. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
6. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2012. – 448 с.
7. Петрова А. И. Становление и развитие системы двуязычного образования: история, теория, опыт, перспективы (на примере математического образования в Республике Саха (Якутия)) (на материалах Якутии XVIII-XX вв.) / под научной редакцией члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора Г. Л. Луканкина. М.: Издательство МГОУ. – 161 с.
8. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
9. Ченянова Н. И. Формирование универсальных учебных действий: математические задачи этнокультурного содержания для младших школьников // Этносоциум и межнациональная культура. – 2012. – № 10. – С.121-125.
10. Ченянова Н. И. Формирование универсальных учебных действий: математические задачи этнокультурного содержания для младших школьников / Этносоциум и межнациональная культура. – 2012. – №10. – С.121-125.
11. Петрова А. И., Кайгородов С. П., Ильина Е. А., Ченянова Н. И., Терентьева М. Д. Народные математические задачи как средство учебно-познавательной деятельности // Казанская наука . – 2012. – № 11. – С. 288-293.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Яндекс.Метрика