Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит 6 раз в год (январь, март, май, август, октябрь, декабрь).
Выпуск: №1 (31) январь 2013  Рубрика: Социологические науки

Электронное участие как диалог власти и общества в России

М. А. Сединкин, аспирант,
кафедра маркетинга и муниципального управления,
Тюменский государственный нефтегазовый университет,
г. Тюмень, Россия
В статье рассматривается электронное участие как механизм обратной связи при внедрении системы электронного правительства. Представлены результаты социологического исследования готовности общества к электронному участию и диалогу с органами власти. Выявлены ключевые направления деятельности органов власти по транспарентизации государственного управления
Ключевые слова: электронное участие, электронное правительство, транспарентность, информационные технологии, государственное управление

Динамичное развитие в России электронного правительства и перевод государственных услуг в электронный вид требуют обязательного наличия обратной связи от общества. Любая деятельность органов власти по информатизации государственного управления, в конечном счете, создана для общества. Обратную связь в концепции электронного правительства принято называть электронным участием. Термин электронное участие (англ. «eParticipation»), относящийся к методам, инструментам, понятиям применения ИКТ в управлении, связан с участием, самоорганизованной демократией и массовыми коммуникациями, а также с общественным обсуждением управленческих процессов.

В научном дискурсе понятие цифровой демократии часто используется в самом общем смысле для описания различных форм практики организации политической деятельности на официальных сайтах органов власти1. Однако цифровая демократия возникает в результате освоения гражданами информационных технологий в рамках электронного правительства. В цифровой демократии главным образом происходит нисходящая связь между властью и обществом2.

Технологии цифровой демократии и представляют собой сущность электронного участия. Электронное участие включает в себя политические гостевые книги, информационные бюллетени, чаты и онлайн-конференции с государственными деятелями по различным вопросам, электронные письма политикам, онлайн-инструменты управления (такие как налоговые декларации онлайн, загрузка и отправка форм документов и заявлений в сети интернет и т. д.), информационные сервисы для граждан, онлайн-выборы, онлайн-предложения по вопросам государственного управления, онлайн консультации, электронные панели и др.

В зарубежных исследованиях электронного участия принято выделять три основных типа взаимодействия граждан и органов власти:

Информирование – односторонние отношения между органами власти и гражданами, когда органы власти производят и доставляют информацию для граждан. Это предусматривает как «пассивный» доступ к информации (по желанию/требованию граждан), так и «активные» меры органов власти по распространению данной информации среди граждан.

Консультирование – двухсторонние отношения, при которых устанавливается обратная связь. Они основаны на предварительном определении органами власти проблемы, которая выносится на общественное обсуждение.

Активное участие – отношения, построенные на партнерстве с органами власти, при котором граждане активно вовлечены в процесс формирования политики. Такой подход признает роль граждан в предложении возможностей и контуров диалога по поводу направлений политики, хотя ответственность за окончательное решение и за формирование политики в конечном счете остается за органами власти3.

Смежным с электронным участием феноменом является транспарентность (от англ. «прозрачность»). Транспарентность государственного управления – это эволюционная трансформация государственного управления, ориентированного на гражданское общество, она представляет собой информационную открытость деятельности органов государственной власти с одной стороны и наличие обратной связи от общества – с другой стороны. В свою очередь транспарентизация управления представляет собой последовательность действий власти и общества, обеспечивающих демократические преобразования информационного общества.

Транспарентизация государственного управления возможна только при активной общественной поддержке деятельности органов власти в этом направлении. Успех достижения транспарентности определяется комплексом мероприятий органов власти по созданию условий транспарентизации и обратной связью от общества, называемой электронным участием.

Анализ состояния современного российского общества дает основание утверждать, что отношение социума к электронному участию и транспарентным взаимоотношениям с органами власти неоднозначно по своему характеру. Поэтому автором в 2011-2012 гг. проведен социологический опрос населения Тюменской области (1 067 респондентов – выборка случайная, стратифицированная по территориальному (городское/сельское население) и возрастному (молодежь 18-30 лет/люди зрелого возраста 31-54 лет/пенсионеры от 55 лет) признакам от генеральной совокупности в соответствии со статистическими данными), основной целью которого были оценка готовности общества к электронному правительству и транспарентизации, а также выявление уровня готовности к электронному участию.

В результате исследования выявлено, что 51 % населения периодически осуществляет выход в сеть интернет. Еженедельная аудитория сети интернет составляет 34 % населения. 9 % населения осуществляют выход в сеть интернет несколько раз в неделю. Именно данные категории населения представляет наибольший интерес для электронного участия. Среди целей использования сети интернет преобладает поиск справочной информации, чтение новостных лент и общение в социальных сетях. При этом молодежь больше предпочитает поиск справочной информации (80 % молодежи), развлечение в сети интернет (76 %) и общение в социальных сетях (72 %). Люди зрелого возраста и пенсионеры отдают предпочтение поиску справочной информации (43,8 и 28,3% соответственно), а также чтению новостей (39,6 и 26,1 %). Реже население использует общение на форумах (10 %) и поиск товаров и услуг (25 %). Следует также отметить присутствие в социальных сетях как людей зрелого возраста, так и пенсионеров (в основном социальная сеть Одноклассники www.odnoklassniki.ru).

Ключевым звеном в опросе населения стало выявление взаимодействия населения с органами власти в сети интернет. Согласно результатам, только 40 % пользователей интернет посещают официальные сайты органов власти, причем наибольшая доля посетителей с частотой 2 и менее раз в месяц (рис. 1).

75 % населения не посещают сайты органов власти. При этом наибольшая доля посетителей – городское население (27,2 % горожан) и молодежь в возрасте от 18 до 30 лет (52 %). Меньше всего посещают сайты органов власти сельское население, а также пенсионеры и люди зрелого возраста. Ежедневная аудитория официальных сайтов органов власти всего 0,8 % населения. Низкий интерес населения к сайтам органов власти негативно сказывается на развитии электронного участия.

Для формирования целостной картины уровня готовности населения к транспарентизации управления выявлялась степень активности электронного участия населения. Органами власти предпринимаются серьезные шаги по внедрению электронных сервисов для населения, переводу в электронный вид процессов получения государственных услуг. Автора интересовало, какая доля пользователей сети интернет воспользовалась электронными сервисами органов власти. Респондентам был предложен перечень услуг, доступных в настоящее время. Согласно результатам, через сеть интернет 11,4 % пользователей оформляли заграничный паспорт, 10 % пользователей записались на прием к врачу, 7,1 % пользователей получали информацию о наличии штрафов в ГИБДД, 14,3 % получали статистическую информацию (рис. 2). Данные показатели являются достаточно высокими, учитывая, что сервисы появились относительно недавно.

Тем не менее, 32,9 % пользователей сети интернет не пользовались никакими аналогичными сервисами органов власти. Данный факт связан, скорее всего, с недостаточным продвижением электронных услуг, низкой осведомленностью населения о доступных возможностях на официальных сайтах органов власти.

Кроме электронных услуг в ходе исследования выявлена активность электронного участия населения в интерактивных сервисах официальных сайтов органов власти. Так, наибольшей популярностью пользуются электронные обращения в органы власти (5,9 % населения свыше 18 лет), опросы граждан на официальных сайтах (4,2 %). 2,5 % респондентов принимали участие в общественной экспертизе законопроектов, а 1,7 % респондентов – в интернет-конференциях с государственными служащими. Наименьшей популярностью пользуются блоги политических деятелей (1,7 %), учитывая широкие возможности, созданные органами власти – повсеместное создание блогов федеральных служащих, высших должностных лиц субъектов РФ и других служащих и политических деятелей. По мнению Г. Б. Кораблевой и А. В. Кульминской, особенностями блог-дискуссии является: заинтересованность гостей в теме, представленной в основном сообщении; авторитет хозяина блога (вступать с ним в острый спор или оскорблять его категорически не принято); основной костяк дискуссии составляют пользователи, знакомые между собой4. С учетом того, что на данном этапе участники интернет-сообществ выделяются наиболее активной гражданской позицией, представляется закономерным и в дальнейшем широко использовать виртуальное поле для подготовки, анализа, экспертизы проектов законов, непосредственно затрагивающих интересы и права граждан5.

Несмотря на фрагментарную активность населения во взаимодействии с органами власти через интернет, большинство населения не принимают электронного участия (88,2 % населения от 18 лет), что связано с низкой политической культурой населения РФ, с недостаточным развитием институтов гражданского общества (рис. 3). Соответственно, сегодня необходимы активные меры по вовлечению населения в диалог с органами власти. Инициатива в данной ситуации должна исходить от органов власти и от общественных организаций.

Также в ходе опроса выявлено, что значительная часть населения (50 %) считает органы власти нетранспарентными, информационно закрытыми от общества, 46 % населения считает органы власти транспарентными (рис. 4).

Данный факт говорит о недоверии населения к органам власти, следовательно, готовность идти на конструктивный диалог с властью низкая. Невысокая оценка подтверждается еще и слабой активностью электронного участия населения во взаимодействии с органами власти.

Таким образом, в результате социологического опроса выявлено, что население в целом не готово сегодня к взаимодействию с властью в сети интернет. Общественное недоверие к власти существенно тормозит развитие информационного общества, и деятельность органов власти по внедрению электронного правительства не получает должной поддержки от граждан. Устранение данных барьеров может быть осуществлено с помощью комплекса мер по транспарентизации государственного управления:

1. Формирование культуры транспарентности. Эффективное взаимодействие власти и общества возможно только при наличии доверия, при котором и реализуется транспарентность и как следствие – крепкое сотрудничество органов власти и общественности. Данная взаимосвязь может быть достигнута за счет формирования культуры транспарентности, а также через реализацию сервисов поощрения и наказания государственных служащих за совершение определенных действий. Наличие системы оценки населением работы государственных служащих позволяет организовать эффективный труд специалистов, ощущающих свою ответственность перед населением.

2. Вовлечение населения в электронное правительство. Создание форм электронного участия (электронные ходатайства, электронные панели, электронные доски, электронные консультации, дискуссионные форумы, чаты, электронные совещательные опросы, виртуальные сообщества). Создание мобильных сервисов, позволяющих участвовать населению в режиме реального времени в решении ряда вопросов. Граждане могут сообщать о состоянии дорог, сломанных светофорах, упавших линиях электропередач, об авариях, перебоях в работе электричества, о преступлениях, о проблемах территорий – проблемах села, города, округа, региона. Реализация мобильных сервисов создает колоссальные возможности по выявлению локальных проблем с высокой скоростью и эффективностью. Данные мобильные сервисы могут быть реализованы и на платформе социальных сетей, что существенно снижает стоимость затрат и увеличивает географию участников.

3. Развитие официальных сайтов органов власти как площадки взаимодействия в информационном обществе. Внедрение социально значимых механизмов транспарентизации управления, размещение информации в соответствии с потребностями каждой отдельной социальной группы, реализация интерактивных площадок для общения с населением, размещение информации через призму полезности и доступности для населения, развитие официального сайта по принципам качественного информирования, удобства получения информации, объективности и целостности размещаемой информации, ориентации на гибкость электронного сервиса.

4. Совместная разработка с населением управленческих решений. Возможности сети интернет позволяют совместно разрабатывать проекты, определять социальную эффективность решений. Возможно и привлечение населения к мониторингу результатов реализации целевых программ.

5. Популяризация и продвижение электронных услуг органов власти. Вовлечение населения в электронное правительство через общение с социумом. Обеспечение электронного присутствия органов власти в социальных сетях, форумах. Продвижение электронных услуг с помощью активных социальных групп, оказывающих существенное влияние на представителей общественности. Среди активных социальных групп можно выделить следующие: советы ветеранов, молодежное самоуправление, коммерческие и некоммерческие организации, СМИ, научное сообщество и др. Продвижение электронных услуг и транспарентности через создание материальных выгод населению (экономия времени – рассмотрение вне очереди заявлений, которые поданы через сеть интернет; экономия денежных средств – незначительное снижение государственных пошлин, ставок, обязательных платежей; экономия трудозатрат – предоставление связанных услуг – объединение нескольких услуг для удовлетворения комплекса потребностей, а также взаимодействие с несколькими ведомствами для получения одной государственной услуги). Привлечение посредников для оказания государственных услуг (многофункциональные центры, местные сообщества, общественные организации). Стандартизация получения электронных услуг (универсальные механизмы оказания электронных услуг позволяют продвигать новые услуги, прививать навыки получения услуг за счет типичных способов их оказания). Персонализация услуг (предоставление услуг для определенных социальных групп позволяет сформировать Транспарентность государственного управления – это неизбежное будущее взаимоотношений органов власти и общества. Представление населения об их значимости для органов власти за счет адресности и персонального обращения (например, услуги для пенсионеров, услуги для молодежи, услуги для малоимущих граждан, услуги для участников войн и др.).

Очевидно, что транспарентность государственного управления – это неизбежное будущее взаимоотношений органов власти и общества. Для адекватного построения этих взаимоотношений необходимо предпринимать последовательные шаги целенаправленной государственной политики.

При внедрении электронного правительства и переводе в электронный вид процесса оказания государственных услуг органы власти сталкиваются с проблемами востребованности такого способа получения услуг населением. Государством прилагаются колоссальные усилия по информатизации управления, и для того, чтобы результаты этой деятельности не были напрасными, у населения необходимо формировать навыки взаимодействия в информационном обществе. Низкая готовность населения к транспарентности и электронному правительству существенно тормозит развитие информационного общества, внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности.

Литература:

1. Hacker Kenneth L., Van Dijk, Jan (Eds.). Digital Democracy. Issues of Theory and Practice / SAGE. – London. 2000.
2. Richard Elisabeth Tools of Governance / Hague / Loader. – London. 1999. С. 73-86.
3. Citizens as Partners: Information, Consultation and Public Participation in Policy-making. – Paris: OECD Publishing, 2001.
4. Кораблева Г. Б., Кульминская А. В. Интернет-дискуссии как инструмент формирования общественного мнения // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 9 (17) ноябрь. С. 145-146.
5. Мухтасарова Д. Р. Участие пользователей виртуальной сети в законотворческом процессе // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 5 (13) май. С. 83.