Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №1 (31) январь 2013  Рубрика: Социологические науки

Особенности формирования молодежного кадрового корпуса Забайкальского университета

М. В. Номоконов, канд. ист. наук, доцент,
кафедра социологии организаций,
Забайкальский государственный университет,
г. Чита, Россия
В статье рассматриваются особенности кадровой политики вуза в отношении молодых преподавателей и аспирантов. Автором проанализированы положительные и отрицательные стороны кадровой политики Забайкальского государственного университета. По результатам социологических исследований, проведенных с участием автора, выделены основные проблемы молодежного кадрового корпуса, а также предложены пути их решения.
Ключевые слова: кадровая политика, молодые преподаватели, аспиранты, кадровое обеспечение, реформы образования, омоложение кадров

Российское образование на современном этапе находится в активной фазе реформирования. Об этом свидетельствует деятельность государственной власти в сфере образования: разработка и принятие государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг., внесение в Государственную Думу Российской Федерации проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработка и реализация федеральных целевых программ в сфере образования и науки. Реформирование высшего профессионального образования вызвано временем, задачами инновационного развития страны и рядом проблем в данной сфере. Одной из наиболее острых остается проблема кадрового обеспечения системы высшего образования1.

Теоретико-методологические основы изучения кадровой политики заложены в фундаментальных работах по социальной философии и социологии Аристотеля, Платона, Н. Макиавелли, О.Конта, Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина и др. Управленческие аспекты кадровой политики рассматриваются в классических концепциях управления  А. Файоля, Э. Мэйо, Д. Макгрегора, Ф. Херцберга, Р. Лайкерта.

В отечественной науке сложился ряд направлений исследования кадровой политики. Правовые аспекты изучения кадров представлены работами Н. И. Данченко, Т. В. Ивашина, А. Р. Мацюк, А. С. Пашкова, Ю. А. Розенбаума, З. К. Симорота. Социологическое направление анализа и оценки кадровой работы рассматриваются в трудах И. И. Зажина, Н. Д. Жукова, С. М. Киричука, Ю. Ю. Пашкевич, Л. В. Прибьпковой, Р. З. Халиуллина и др. Вопросам кадровой политики в сфере образования посвящены работы К. Т. Галкина, Е. Н. Жильцова, А. В Копыловой, Г. Ф. Красноженовой, А. Ю. Панасюка, В. Я. Пилиповского, И. И. Пронина, И. С. Сергеева, А. Я. Синецкого, В. А. Ульяновской, А. В. Филиппова, Д. К. Чупрунова. Высокий интерес со стороны научного сообщества, а также деятельность органов государственной власти свидетельствуют о попытках осмыслить и решить проблемы кадровой политики в системе образования, как на теоретическом уровне, так и на конкретном практическом.

Одной из негативных тенденций в последние десятилетия в системе высшего образования является старение кадров. В федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» отмечается, что «...одной из острейших проблем современной российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования в 90-е гг. прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей во всех государственных секторах науки и высшего образования, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ»2. Все вышеизложенное ставит перед системой образования задачу омоложения профессорско-преподавательского состава вузов, поддержки молодых ученых и аспирантов.

С. А. Дружилов отмечает, что на кафедрах российских вузов каждый второй доцент (53,3 %) имел возраст старше 50 лет, а каждый второй профессор (56,8 %) старше 60 лет3. Рассматривая проблемы кадрового обеспечения высшего образования, С. И. Плаксий приводит следующие данные: чтобы стать доцентом, надо учиться минимум 18 лет и работать преподавателем вуза более 5 лет, а до профессора надо еще расти в научном и преподавательском плане как минимум 15 лет4.

В связи с вышеизложенным, можно утверждать, что проблема омоложения кадров в высшем образовании в среднесрочной перспективе будет сохраняться. В этом плане кадровую политику Забайкальского государственного университета можно считать достаточно успешной, поскольку средний возраст профессорско-преподавательского состава в вузе, по данным отдела кадров, составляет 47 лет. Если говорить о факультетах, то «самыми молодыми» по возрасту профессорско-преподавательского состава (43 года) являются факультет экономики и управления и юридический факультет, далее идет энергетический факультет – 45 лет, факультет социально-политических систем – 46 лет, факультет технологии транспорта и связи – 51 год, и горный факультет – 53 года. Учитывая тот факт, что сегодня в России приоритетом становится развитие технического образования, о чем свидетельствуют неоднократные заявления и выступления высших должностных лиц, следует уже сегодня предпринимать меры по омоложению кадрового состава на горном и транспортном факультетах.

Еще одним положительным моментом, характеризующим кадровую политику Забайкальского университета, является то, что доля молодых преподавателей в возрасте до 30 лет составляет 12,7 % при том, что на общероссийском уровне эта цифра не превышает 4 %, а Министерство образования и науки РФ в государственной программе «Развитие образования» ставит задачу к 2018 г. увеличить процент молодых преподавателей и ученых в вузах до 15 %. Немаловажным является и тот факт, что почти треть (29,5 %) молодых преподавателей до 35 лет Забайкальского государственного университета имеют ученую степень кандидата наук. Все это говорит о том, что Забайкальский университет обладает высоким кадровым потенциалом, а, значит, и конкуренто-способностью, имеет задел на процветание и инновационное развитие. Знаменитое высказывание «Кадры решают все» сегодня по-прежнему не теряет свою актуальность.

Вместе с тем, необходимо рассмотреть и охарактеризовать проблемы аспирантов и молодых преподавателей Забайкальского университета. Для этого автором использованы данные социологических исследований, проводимых Независимой научно-аналитической социологической службой ЗабГУ при участии автора в рамках проектов «Удовлетворенность качеством образовательных услуг в Забайкальском государственном университете» (анкетный опрос студентов, выпускников, преподавателей, проводимый в режиме мониторинга в 2008, 2010 и 2012 гг., выборка составила: студенты – 800 человек, преподаватели – 250 человек, выпускники – 500 человек) и «Молодежный кадровый корпус сферы высшего профессионального образования и науки Забайкальского края» (анкетный опрос аспирантов и молодых преподавателей, проводимый в 2012 г., выборка сплошная: аспирантов 262 человека, преподаватели в возрасте до 35 лет – 122 человека).

Результаты данных исследований позволили выявить целый ряд проблем, касающихся формирования и развития в университете молодежного кадрового корпуса. В качестве одной из основных проблем аспирантов и молодых ученых Забайкальского государственного университета респондентами была отмечена трудность осуществления научной коммуникации. Потребность в осуществлении обмена опытом с коллегами-аспирантами, с зарубежными исследователями ощущают 41 % аспирантов ЗабГУ. На протяжении последних трех лет в университете значительно сокращены расходы на командировки преподавателей и аспирантов для участия в научных мероприятиях в других регионах страны и за рубежом. Справедливости ради, необходимо отметить, что уже много лет университетом проводится конкурс грантов для аспирантов, которые могут стать частичным решением проблемы финансирования участия в научных мероприятиях. Однако размеры грантовой поддержки достаточно малы (на 2013 г. – 45 000 руб.). Следующей проблемой, на которую указывают аспиранты, является проблема расширения теоретической и эмпирической базы исследования. Потребность в знакомстве с широким кругом литературных источников по исследуемой теме и потребность в проведении эксперимента в разных городах, учреждениях, странах испытывают 13 % молодых ученых ЗабГУ. Необходимо отметить, что данная проблема частично решается: имеется доступ к электронным библиотекам, в том числе Российской государственной библиотеке; предоставлен бесплатный доступ к сети интернет. Однако потребность в проведении эксперимента в разных городах, учреждениях, странах фактически не реализуется. Острой проблемой, по мнению респондентов, является апробация результатов исследования. Необходимость и потребность в донесении своих научных результатов до научного сообщества через журналы из перечня ВАК выделяют 84 % аспирантов. Решение этой проблемы имеет два пути:

1. Возможность публикации результатов в рецензируемых научных журналах. Большинство журналов из перечня ВАК публикуют материалы на платной основе, даже если формально заявляют, что плата с аспирантов не взимается (каналами служат оплата рецензирования, срочность, пересылка и т. д.). Решением проблемы могло бы стать введение нормативно-закрепленной системы компенсации финансовых расходов на публикации в журналах ВАК для молодых преподавателей и аспирантов ЗабГУ. Для преподавателей расходы частично компенсируются через стимулирующие надбавки, при этом компенсации достаточно малы 1 500-2 000 руб. (сумма рассчитывается исходя из стоимости одного балла стимулирующих надбавок), а стоимость публикации одной статьи в журналах ВАК в среднем составляет 6 000-8 000 рублей. Для аспирантов ЗабГУ нет системы нормативно-закрепленной компенсации. Учитывая, что по требованиям ВАК для защиты диссертации необходима 1 статья в журналах из перечня ВАК, а по негласным требованиям диссер-тационных советов – 3 статьи, то создание нормативно-закрепленной системы компенсации финансовых расходов публикаций в журналах ВАК для молодых преподавателей и аспирантов ЗабГУ существенных затрат не потребовало бы.

2. Возможность публикации в журналах, издающихся ЗабГУ. В Забайкальском университете издается журнал «Вестник Забайкальского государственного университета», входящий в перечень журналов ВАК. Формально в нормативно-правовых актах закреплена возможность бесплатной публикации для аспирантов и сотрудников ЗабГУ. Однако, как отмечают в опросах аспиранты, фактической такой возможности у них нет. По мнению опрошенных, имеет место быть искусственное завышение требований к аспирантам, затягивание сроков. Данные исследования подтверждаются и тем, что за 2011-2012 г. в номерах журналов «Вестник Забайкальского государственного университета» вышло 416 статей, из которых лишь 86 статей молодых преподавателей и аспирантов ЗабГУ.

Следующей проблемой аспирантов, согласно результатам исследования, стала защита диссертации. Возможность защиты диссертационных исследований в диссертационных советах ЗабГУ рассматривают лишь 5 % респондентов. Остальные указывают на отсутствие научных связей (27 %) либо выбирают вариант «затрудняюсь ответить» (68 %). Таким образом, существуют трудности с защитой в диссертационных советах на базе ЗабГУ, поскольку имеется существенный дисбаланс количества специальностей аспирантуры в ЗабГУ и количества специальностей, по которым открыты диссертационные советы в университете. Из 34 специальностей аспирантуры, только по 7 специальностям есть диссертационные советы в ЗабГУ и по 3 – в других организациях при объединенных советах, причем по одной специальности диссертационный совет работает в другом регионе. Решением этой проблемы может стать открытие диссертационных советов. Необходимо отметить, что университет предоставляет практически в полном объеме возможность защиты диссертаций в других регионах. Это позволяют, во-первых, широкие научные связи ЗабГУ с ведущими университетами страны; во-вторых, ежегодное финансирование командировочных расходов в полном объеме для аспирантов и преподавателей, выезжающих в другие регионы для защиты диссертации.

В заключение хотелось бы отметить, что процесс формирования молодежного кадрового корпуса в Забайкальском университете имеет ряд как положительных, так и негативных особенностей. О плюсах кадровой политики говорят такие показатели, как средний возраст профессорско-преподавательского состава, процент молодых кадров с ученой степенью, количество специальностей аспирантуры. При этом проблемы, выявленные в ходе исследований, носят локальный характер и имеют вполне реальные пути решения.

Молодежь является потенциалом общества, а аспиранты – это, прежде всего, ресурс формирования интеллигенции. Сегодня перед государством и обществом в целом стоит задача не только вовлечения молодежи в науку, но и решения проблем тех, кто уже выбрал путь преподавателя и исследователя. Эффективная работа вузов по формированию молодежного кадрового корпуса сферы науки – залог успешного развития всей системы образования.

Литература:

1. Русанова А. А. Трансформация университета в условиях реформ высшего образования. – Чита: РИК ЗабГУ, 2012. С. 112-115.
2. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568.
3. Дружилов С. А. Демографическая «Яма» в России и грядущая безработица преподавателей вузов // Социология образования. 2012. № 8. С. 62-73.
4. Плаксий С. И. Высшая школа на изломе. – М.: Национальный институт бизнеса, 2009. С. 46.
Яндекс.Метрика