Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №1 (31) январь 2013  Рубрика: Экономические науки

Трансформация складской логистики: от функции хранения к инновационному управлению потоками

Т. С. Тасуева, канд. экон. наук, доцент,
кафедра экономики и управленияв нефтяной и газовой промышленности,
Грозненский государственный нефтянойтехнический университет имени академика М. Д. Миллионщикова,
г. Грозный, Россия
В статье исследованы подходы к проблеме рыночной трансформации складской деятельности. При рассмотрении проблем складской логистики в регионе основной акцент сделан на рационализацию традиционных складских функций с позиции их инновационно-сервисной ориентации. Подчеркнута роль региональных интеграционных структур в логистике складирования, необходимость трансформации традиционных функций хранения в инновационно-сервисное управление потоковыми процессами в логистических системах
Ключевые слова: трансформация складской деятельности, складская логистика, логистическая система, логистический менеджмент, экономические потоки, контроллинг, инновации, сервис

Одной из характерных тенденций развития современной российской экономики является расширение сферы применения логистики. Ныне логистический менеджмент реализуется в планировании и управлении транспортировкой, складированием, в управлении материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе перемещения товаропотоков от источников сырья до доставки готовой продукции потребителю в соответствии с его потребностями и интересами.

Перемещение экономических потоков в логистических цепях, сетях, каналах невозможно без концентрации необходимых объемов запасов в различного рода складах, оказывающих значительное воздействие на повышение эффективности хозяйствования. В свою очередь склад, являясь подсистемой логистической организационной формы более высокого уровня, должен содействовать рационализации товародвижения. Это обусловливает трансформационные преобразования в системе складского обслуживания и поиск новых организационно-экономических подходов к ее совершенствованию. Рыночная трансформация складской деятельности предопределяет необходимость исследования исторического развития функции хранения в системе товародвижения, а также возможности логистизации всех элементов складирования и внедрения инструментария инновационно-сервисного логистического менеджмента.

В понимании сущности и предназначения складской логистики существенную роль играет исследование ее теоретической базы и, прежде всего, той ее области, которая обособилась в виде коммерческой логистики. В свою очередь последняя является подсистемой экономической логистики, которая как научное направление сформировалась в середине XX столетия. Известно, что предметной областью науки логистики являются потоки, циркулирующие в хозяйственных системах. «Экономическая логистика образует систему из четырех звеньев: финансовой, коммерческой, информационной и сервисной логистик. В этой системе коммерческой логистике отведена первая роль»1. Она имеет свою внутреннюю подсистему, которая включает функциональные виды логистики, обслуживающие: снабжение, производство и сбыт. Для каждой из функциональных логистик характерны такие ключевые бизнес-процессы, как транспортировка, управление запасами и складирование. Роль и значение этих бизнес-процессов в хозяйственной практике настолько велико, что они выделились в самостоятельные виды логистики: закупочную, производственную, сбытовую, транспортную, информационную. Особое место среди них занимает складская логистика.

Глобальные изменения, произошедшие в сфере товарного обращения, связанные с интернационализацией систем поставок, увеличением территориальной разобщенности источников снабжения, усложнением хозяйственных связей и сервисизацией экономики, изменили требования к организации и управлению складской деятельностью.

Проблеме рыночной трансформации складской деятельности в российской экономике уделяется достаточно большое внимание в дискуссиях ученых и практиков. Большинство из них считают, что в современных условиях изменилось содержание таких понятий как: «склад», «складские мощности», «складирование». Роль складов как мест хранения претерпела коренные изменения. Современный склад – это не только место, где хранятся материальные ресурсы, это средство управления запасами на различных участках логистической цепи и инструмент управления материальными потоками в системе поставок в целом.

Как показывают научные исследования, на смену традиционной складской деятельности и хранению материалов пришли логистический менеджмент и контроллинг потоковых процессов в системе поставок. Причем, принципы организации логистического менеджмента все в большей мере приобретают инновационно-сервисную направленность.

По мнению автора, логистический менеджмент представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм управления материальными потоками, которая позволяет повысить эффективность логистической деятельности в системе поставок. Логистический контроллинг – это направление экономической работы по реализации финансово-экономической функции при принятии оперативных и стратегических управленческих решений в логистических системах.

В научной литературе по логистике в настоящее время отсутствует единообразие подходов к проблеме рыночной трансформации складской деятельности. По мнению автора, преобразования в складировании необходимо осуществлять на основе обобщения исторического опыта его развития. В этой связи целесообразно провести ретроспективный анализ развития складской деятельности в масштабах страны и региона. В своем развитии складское хозяйство как подсистема органов материально-технического снабжения прошла несколько этапов. Выделим основные из них.

Первый этап относится к периоду установления в стране советской власти, восстановлению народного хозяйства и началу индустриализации экономики (1917-1932). В этот период формируется территориальная система органов материально-технического снабжения и сбыта и соответствующее ей складское хозяйство, обеспечивающее управление народным хозяйством.

Второй этап (1932-1956) – создание сети снабженческих и сбытовых организаций в районах (базы, склады), осуществлявших складское снабжение и контроль за выполнением планов поставок.

Третий этап (1957-1965) связан с возвратом складских функций в систему территориального управления материально-техническим снабжением через совнархозы. В то время создаются управления материально-технического снабжения и сбыта, которые обеспечивали всем необходимым предприятия различных отраслей экономики и осуществляли сбыт продукции. Для выполнения этих функций они располагали складским хозяйством.

Четвертый этап (1965-1980) характеризуется началом реформирования плановой экономики. Повышается роль стоимостных и товарно-денежных отношений. Ликвидация управлений материально-технического снабжения и сбыта. Создание системы Госснаба СССР. Его деятельность в регионах осуществлялась через реконструированные подведомственные территориальные снабженческо-сбытовые органы управления совместно с министерствами и ведомствами.

Пятый этап (1986-1990) – начало перестройки в стране. Внедрение института частной собственности. Формальный переход к рыночной экономике. Демонтаж системы планового хозяйства. Упразднение системы Госснаба, Госплана. Существовавшая система материально-технического снабжения и сбыта ликвидирована, ее складское хозяйство разрушено, а новая – не создана. Разрыв хозяйственных связей. Дестабилизационные процессы в хозяйстве страны и ее регионах.

Шестой этап (1990-1998) – столкновение с глобализационными мирохозяйственными процессами. Проникновение на российский рынок транснациональных корпораций, располагающих развитой складской системой. Возникновение различных форм собственности, интенсивное развитие рыночной инфраструктуры. Отсутствие четкой экономической политики. Окончательный распад прежней системы хозяйствования. Финансовый кризис 1998 г.

Седьмой этап (1998-2012) – затяжной системный кризис и его преодоление. Формирование коммерческой собственности и муниципальной инфраструктуры рынка недвижимости. Развитие предпринимательства в сфере складирования, внедрение комплексного подхода к осуществлению логистических услуг.

Рыночная экономика предполагает создание благоприятных условий для запуска механизма хозяйственного саморегулирования. В Чеченской Республике начало таких преобразований (1990-1994) было прервано военными событиями, что привело к стагнации всей хозяйственной жизни республики. Развитие реформ в России продолжалось, создавались условия для функционирования рыночных отношений. Вместе с тем, целый ряд проблем, связанных с развитием инфраструктуры регионов страны, остался нерешенным. Это касается в первую очередь вопросов развития и модернизации складского хозяйства в регионах страны.

Первое десятилетие XXI в. в число основных задач складской логистики выдвигает управление всей совокупностью компонентов, из которых состоит система поставок, в целях обеспечения необходимого сервисного обслуживания потребителей при минимальных общих издержках товародвижения. В литературе по логистике выделяют следующие ключевые компоненты системы поставок: складские сооружения, запасы, транспортировка, комплектация и упаковка, связь2. Область принятия логистических решений в складировании многогранна. Это находит отражение в правилах логистики, которые часто трактуют, как «logistics mix», или логистический «микс», который охватывает: формирование логистической инфраструктуры, внедрение информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий, транспортировку, управление запасами, складирование, грузопереработку и упаковку.

Трансформационные преобразования в складской логистике имеют свой региональный формат. Это находит отражение в инфраструктурных преобразованиях территорий, обеспечивающих реализацию внутрирегиональных и межрегиональных хозяйственных связей. Для эффективного развития инфраструктуры в регионах необходимо внедрение автоматизированных систем управления, информационных систем учета, современного транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки и т. д.

Совершенствование складской деятельности в регионе необходимо связать с логистизацией складских бизнес-процессов. Логистизацию складской деятельности в регионе, по мнению автора, можно охарактеризовать как совокупность конкретных мер, направленных на организацию складирования в системную потоковую форму, включающую ряд подсистем (блоков) и элементов, объединенных по целевой направленности на снижение совокупных затрат логистической системы.

Эффективная организация, управление и координация многочисленных экономических потоков в такой системе невозможны без создания логистической системы. Большинство авторов (А. У. Альбеков, В. В. Борисова, В. В. Дыбская, В. И. Сергеев и др.)  определяют логистическую систему как сложную экономическую систему, состоящую из совокупности элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными потоками и подчиненных реализации единой цели. Эффективность функционирования такой системы зависит от совершенствования и интенсивности основной деятельности предприятий, транспортного обслуживания, оперативности и оптимальности формирования запасов, а также от работы складского хозяйства.

С точки зрения автора, при определении понятия «логистическая система» важно учитывать не только экономический срез построения материальных и сопутствующих им потоков в единое целое, но и социальные, экологические, культурно-этические, ресурсосберегающие аспекты хозяйствования. Такая позиция относительно сущностных характеристик логистических систем базируется на восприятии их как систем социально-экономического типа. Подобная интерпретация логистической системы солидаризируется с позицией авторов учебника «Коммерческая логистика»3, характеризующих ее как тектологическое образование, в которое входят организационные формы разной степени сложности. То есть при описании складской логистической системы важно учитывать характеристики такого типа систем и то, как эти общие признаки модифицированы в конкретной среде. Под таким углом зрения и складская логистическая система обретает свое истинное выражение.

Складская логистическая система – это система с социально-организованными элементами, которые скреплены необходимой жизненной связью; это система, обладающая памятью. В складских логистических системах выполняются операции складирования, внутрискладские транспортные, погрузочно-разгрузочные, промежуточные перегрузочные операции, сортировочные, комплектовочные, а также целый ряд особых технологических операций и др. Таким образом, преобразование материального потока на стадии складирования затрагивает его внутреннюю структуру, физическое состояние и стоимостные характеристики. Создание складских запасов товарно-материальных ценностей в логистических системах – не временная приостановка материального потока, а другое выражение его состояния.

Следующий важный аспект, касающийся региональной проблематики построения складских логистических систем, связан с необходимостью учета их тектологической природы. Так, координирующий и интегрирующий потенциал складских логистических организационных форм, создаваемых в рамках региона, должен быть направлен на реализацию социально-экономических задач развития данной территории, повышение эффективности обслуживания потребителей за счет внедрения современных логистических технологий управления экономическими потоками.

Усиление взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости регионов становится характерной особенностью глобальной экономической системы. Это обстоятельство требует теоретического переосмысления целого ряда проблем организации, планирования и управления складской логистикой в регионе. На смену традиционным подходам к организации и управлению складской деятельностью приходят концепции глобально ориентированной региональной политики и транснациональной конкуренции. Региональные экономики рассматриваются как составная часть общего национального рынка, который в свою очередь входит в глобальную экономическую систему регионов4.

Складская логистика региона в полной логистической системе может занимать разный уровень. Это обусловлено тем, в разрезе какого иерархического уровня национальной экономики она будет реализовывать свои специфические особенности. Так, например, регион может входить в систему национального хозяйства и рассматриваться в качестве структурного элемента мирового хозяйства. В последнем случае само национальное хозяйство становится его внутренним структурным звеном.

Таким образом, можно утверждать, что складская логистика региона представляет собой большую, сложную, открытую систему, состоящую из огромного числа хозяйствующих субъектов, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой по поводу товарного обмена в определенной внешней среде, рассматриваемой как совокупность подсистем: экономической, институциональной, социальной, экологической и др., входящих в глобальную экономическую суперсистему. С точки зрения эффективного развития складской логистики региона важно осуществлять координацию деятельности посреднических предприятий, специализирующихся на оказании складских и транспортных услуг, руководствуясь их взаимной заинтересованностью. Создание региональных интеграционных структур в логистике складирования обеспечивает маневренное и скоординированное использование складских мощностей, повышение эффективности эксплуатации и размещения складов, сокращение повторных складских операций.

В российской экономике в связи с развитием сферы потребления актуализируются такие организационные формы обеспечения клиентов, позволяющие без особых усилий на структурную перестройку адаптироваться к требованиям снабжения, производства и сбыта. На сокращение времени товародвижения и издержек обращения оказывают влияние эффективно выстроенные организационные формы материального потока в виде логистических: цепей, сетей, каналов.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что ключевые бизнес-процессы в складской логистике должны быть нацелены на инновации и сервисное обслуживание потребителей. Исходя из того, что логистические цепи являются одной из наиболее распространенных форм организации материального потока, инновационное их конфигурирование для складской логистики обретает особую значимость. Логистические цепи представляют собой единый технологический цикл доставки товаров от производителей к потребителю, объединяя не только материальные, но и информационные, финансовые и сервисные потоки в единое целое.

Складская логистика в регионе требует развития мощных территориальных торгово-складских центров, терминальных комплексов, информационно-коммерческих сетей, что позволит повысить деловую активность региона.

Таким образом, эволюционные изменения в складской логистике обусловлены, прежде всего, необходимостью оптимизации затрат в условиях клиентоориентированности экономики, а также возрастанием требований к качеству складских услуг. Это предопределяет трансформацию традиционных функций хранения в инновационно-сервисное управление потоковыми процессами в логистических системах.

Литература:

1. Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Коммерческая логистика: Учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. С. 8.
2. Логистика и управление розничными продажами: ведущие эксперты о современной практике и тенденциях / Под ред. Дж. Ферни, Ли Спаркса. – Новосибирск: Сиб. ун-т изд-во. 2006.
3. Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Коммерческая логистика: Учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012. С. 352.
4. Борисова В. В. Логистический менеджмент в межрегиональном товарообмене. – Ростов н/Д.: Ред. – изд. центр РГЭУ «РИНХ», 2008. С. 163.