Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №6 (80) июнь 2017  Рубрика: Социологические науки

Генезис танатосоциологии

И.Е. Левченко, канд. филос. наук, доцент,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия
Статья посвящена анализу генезиса танатосоциологии. Автор рассматривает творчество великого древнегреческого философа Платона, специфику его взгляда на проблему смерти. В своих диалогах мыслитель показал взаимосвязь бессмертной души и старости и выдвинул трактовку войны как неизбежного зла. В сочинении «Государство» он обосновал цензуру поэзии, способной поселить в воинах страх смерти. Его утопический проект аргументированно критикуется специалистами за «тираническую» и «тоталитарную» сущность: философ оправдывал необходимость убивать слабых младенцев и женщинам совершать аборты ради пользы государства. В книге «Законы» Платон предлагал не заботиться о бедных, попавших в трудную ситуацию. В этом же произведении на основе тщательного анализа делинквентного поведения философ, принимая во внимание все обстоятельства и общественную опасность преступлений, представил систему санкций(от изгнания до смертной казни), призванную наказать виновных и возместить ущерб пострадавшим. Современные юристы считают, что классификация Платона и поныне сохраняет значение для правоохранительной практики. Философ также предложил законодательно регламентировать процедуру похорон, обустройство захоронений и организацию мемориальных мероприятий. Автор статьи утверждает, что вклад Платона в формирование предтанатосоциологии заключается в том, что им был сформулирован ряд важных выводов социально-философского характера о причинах и сущности смерти, использовании смертной казни в качестве наказания и порядке прощания с усопшими.
Ключевые слова: смерть, танатосоциология, социология смерти, старость, война, цензура страха смерти, тяжкие преступления, смертная казнь, похороны.

Весомый вклад в формирование основ социологии смерти внесли великие мыслители прошлого. В фокусе нашего внимания находится творчество Платона (428/427-348/347 годы до н.э.) как предтечи социологии, который непосредственно занимался социальными аспектами смерти.

Философ, аристократ по происхождению, прошел через суровые испытания (казнь его учителя Сократа, изгнание, продажа в рабство), которые повлияли на его мировоззрение.

Как идеалист, он исходил из того, что душа бессмертна, и старость для него -«убыль одушевленности, совершающаяся с течением времени. Душа – то, что само себя движет, причина жизненного движения существ»1. Старость подступает незаметно, «к ее времени в нашем естестве скапливается все тленное и неизлечимое», человек же «надломлен, изнурен, изувечен»2.

В диалоге «Тимей» философ делает следующий вывод: «Смерть тягостна и насильственна лишь тогда, когда приходит от недугов и ран, когда же она в согласии с природой замыкает течение старости, это самая безболезненная из всех смертей, которая совершается скорее с удовольствием, нежели с мукой»3.

Устами Сократа он утверждал, что смерть к живым никак не относится, а умершие уже не существуют4. Специалисты указывают, что Платон употреблял понятие «вера» в значении «веских доказательств и обстоятельных разъяснений» по поводу существования души после смерти5. Вместе с тем, в этическом плане, с его точки зрения, «кто печется о гробницах – тот вне сомнений справедлив перед усопшими»6.

В зрелый период Платон признавал, что войны – это неизбежное зло («виновник войн, мятежей и битв» – «тело и его страсти»7), но призывал всячески их избегать.

В сочинении «Государство» он обосновал необходимость цензуры поэзии, в которой воспроизводятся традиционные взгляды на загробную жизнь, способные поселить в воинах страх смерти. В его идеальном государстве должен действовать принцип «кто не способен жить, того <…> не нужно и лечить»8.

Утопический проект Платона справедливо критикуется специалистами за его «тираническую» и «тоталитарную» сущность. Например, К. Поппер указывал, что мыслитель оправдывает ритуал убийства физически слабых младенцев, используя расистские аргументы необходимости селекции сословий.9 В свою очередь, А.Ф. Лосев подчеркивал, что философия Платона «преисполнена стремлениями <…> к такой социальной жизни, которая бы во всех своих моментах оказывалась чем-то нерушимо единым и согласным. <…> цель Платонова государства – насаждение “справедливости”»10. Именно поэтому женщина, забеременевшая после 40 лет, должна сделать аборт, а если она все-таки родит, то, согласно платонизму, она должна убить младенца11.

В поздний период творчества в книге «Законы» философ утверждал, что не следует заботиться о бедных, попавших в трудную ситуацию, подчеркивая, что «бедность заключается не в уменьшении принадлежащего им имущества, а в увеличении ненасытности»12.

С позиций свободнорожденного человека Платон в «Законах» также классифицирует тяжкие преступления и наказания за них13 (таблица).

Таблица. Платон в «Законах» также классифицирует тяжкие преступления и наказания за них

Можно предположить, что свои выводы он сделал с учетом реалий своего времени (продолжительность жизни, уровень смертности и количество свободного и рабского населения). Универсализация системы наказаний, как полагает Ж.-П. Вернан, была обусловлена религиозным настроем эллинов, «уверенностью в том, что любое злодеяние требует искупления, очищающего от зла»14.

Фактически, на основе тщательного анализа делинквентного поведения философ, принимая во внимание все обстоятельства и общественную опасность преступлений, представил систему санкций (от изгнания до смертной казни), призванную наказать виновных и, по возможности, возместить ущерб пострадавшим.

Современные юристы считают, что платоновская классификация убийств и дифференциация уголовной ответственности за их совершение и поныне сохраняют значение для правоохранительной практики.15

Отметим, что в «Законах» подробно описываются наказания (смертная казнь, пожизненное заключение и т.д.) для атеистов, уклонистов от воинской службы, дезертиров и др. В этом же труде Платон предложил законодательно регламентировать процедуру похорон, обустройство захоронений и организацию мемориальных мероприятий16. Например, он выдвинул следующее положение: «Нельзя насыпать могильный холм выше, чем это могут сделать пять человек в течение пяти дней. Каменные могильные плиты надо делать такой величины, чтобы там уместилась похвала жизни покойного, выраженная не более чем в четырех героических стихах»17.

Итак, вклад Платона в формирование предтанатосоциологии заключается в том, что им был сформулирован ряд важных выводов социально-философского характера о причинах и сущности смерти, использовании смертной казни в качестве наказания и порядке прощания с усопшими.

Литература:

1. Платон. Диалоги: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1986. С. 427.
2. Там же. С. 417.
3. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 488. 4. Там же. С. 419.
5. См.: Гоголюк Ю.Е. Концепт «вера» в античной философии и библейском дискурсе // Научные ведомости Белгородского госуниверситета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 20. Вып. 14. С. 117.
6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. С. 174.
7. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 17.
8. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 175−176.
9. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т.: пер. с англ. М.: Феникс, 1992. Т. 1: Чары Платона. С. 85.
10. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. С. 808.
11. Там же. С. 852.
12. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. Т. 4. С. 188.
13. Там же. С. 320−331.
14. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: пер. с фр. М.: Прогресс, 1988. С. 96.
15. Лезьер В., Сумачев А.В. Идеи Платона и их рецепция в правоохранительной практике // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 1. С. 8−15.
16. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах: пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. Т. 4. С. 412, 424−426.
17. Там же. С. 425.
Яндекс.Метрика