Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №2 (76) февраль 2017  Рубрика: Педагогические науки"

Специфика профессиональной деятельности будущих бакалавров машиностроения

М.И. Поднебесова, старший преподаватель,
кафедра информатики и систем управления,
Сызранский филиал Самарского государственного технического университета,
г. Сызрань, Россия
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих бакалавров машиностроения в техническом вузе. Описываются направления профессиональной деятельности бакалавра машиностроения и инженера. Рассматривается профессиональная деятельность бакалавра машиностроения как совокупность видов деятельности. Применение функционального подхода к анализу видов профессиональной деятельности будущих бакалавров машиностроения позволило выделить следующие ее функции: проектная, технологическая, преобразовательная, управленческая и познавательная. Автор обозначает специфику профессиональной деятельности бакалавра машиностроения, заключающуюся в ее инженерной направленности. Отмечается присутствие у бакалавров машиностроения потребности в повышении профессиональной квалификации, что обусловлено усложнением профессиональных задач и внедрением в производство новых технологий. В качестве основной особенности профессиональной деятельности бакалавра машиностроения автор отмечает важность наличия способностей к самообразовательной деятельности, что необходимо для успешного осуществления всех видов профессиональной деятельности. Уточняется понятие самообразовательной деятельности, под которой понимается целенаправленная самостоятельная деятельность по приобретению знаний, обусловленная внутренним желанием совершенствования и повышения образованности. Отмечается отсутствие у большинства специалистов способностей к самостоятельному приобретению знаний. Обосновывается необходимость формирования у будущих бакалавров машиностроения готовности к самообразовательной деятельности с учетом специфики их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: бакалавр машиностроения, инженер, инженерная деятельность, профессиональная деятельность, специфика, особенность деятельности, самообразовательная деятельность, готовность к самообразовательной деятельности

Развитие машиностроительной отрасли промышленности путем внедрения в производство инновационных технологий актуализирует проблему профессиональной подготовки будущих бакалавров машиностроения. Модернизация производства обуславливает потребность предприятий машиностроения в конкурентоспособных специалистах, способных к повышению уровня профессионализма и адаптации к изменяющимся условиям труда. Таким образом, задачей образовательных учреждений становится подготовка квалифицированных кадров с развитыми способностями к самостоятельному приобретению знаний и освоению инновационных технологий машиностроительного производства.

Бакалавром машиностроения является специалист, обладающий знаниями в области современной техники и технологий, знающий экономику и организацию машиностроительного производства, владеющий навыками использования современных информационно-технических средств для решения профессиональных задач, обладающий специальной культурой, которая проявляется в способности к творчеству. Переход на двухуровневую систему образования обусловил появление квалификации «бакалавр машиностроения» как результата преобразования ранее существующей в вузах квалификации «инженер-механик».

Инженерами изначально назывались создатели военных машин, впоследствии – изобретатели различных устройств, а с конца XVIII – начала XIX века, в период развития крупного машинного производства, в Западной Европе появляется профессия инженера, отражающая современное значение слова «инженер»1.

Изменение названия квалификации и системы профессиональной подготовки не повлияло на квалификационные требования, предъявляемые к выпускникам: области профессиональной деятельности бакалавра машиностроения в целом аналогичны областям профессиональной деятельности инженера2.

Изучая проблему профессиональной подготовки будущих бакалавров машиностроения, автор, в первую очередь, обратился к анализу его профессиональной деятельности и попытался определить ее специфику. Инженер-конструктор и инженер-технолог – это основные инженерные профессии машиностроения, которыми могут владеть бакалавры машиностроения. Актуальность и востребованность профессии инженера-конструктора обусловлены развитием науки и техники, а также потребностью человека в различных технических устройствах, облегчающих его труд. Деятельность инженера-конструктора связана с разработкой проектов изделий и механизмов машиностроения и имеет изобретательский характер. Деятельность инженера-технолога – это, в первую очередь, разработка и организация процесса производства изделий машиностроения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» отмечаются следующие виды профессиональной деятельности будущего бакалавра машиностроения3: проектно-конструкторская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская и сервисно-эксплуатационная.

Применение функционального подхода при рассмотрении структуры профессиональной деятельности позволило выявить функции видов деятельности будущего бакалавра машиностроения. Проектная функция реализуется через совокупность видов работ, относящихся к проектно-конструкторской деятельности. Технологическая функция проявляется в применении современных технологий при проектировании и изготовлении изделий машиностроения. Преобразовательная функция реализуется при разработке новых или модернизации существующих объектов машиностроительного производства. Управленческая функция предполагает решение комплекса управленческих задач: формулировка целей, разработка стратегии действия, составление необходимых планов и программ и т.д. Познавательная функция прослеживается во всех видах профессиональной деятельности бакалавра машиностроения, так как необходимость изучения и освоения новых знаний и технологий характерна для любой человеческой деятельности; результатом этого является самосовершенствование индивидуума.

Таким образом, спецификой профессиональной деятельности бакалавров машиностроения является инженерная направленность, проявляющаяся во всех видах деятельности и заключающаяся в решении профессиональных задач на основе производственных систем и технологий. Профессиональные задачи бакалавра машиностроения постоянно усложняются и изменяются в связи с внедрением новых технологий производства изделий. Активное применение информационных технологий ведет к упрощению процесса изготовления продукта, однако появляется потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации рабочих кадров предприятия. Эффективному внедрению новых технологий способствуют также инициативность, изобретательность и творческое мышление работников машиностроительного производства4.

Инженерная деятельность предполагает в первую очередь проявление творческих способностей специалиста, что обуславливает наличие у бакалавра машиностроения навыков самообразования для эффективной реализации всех видов своей профессиональной деятельности. Таким образом, выявляется основная особенность профессиональной деятельности бакалавров машиностроения, заключающаяся в способности к самообразовательной деятельности. Высокая степень информатизации современного общества в совокупности с модернизацией машиностроительного производства обуславливают необходимость формирования у будущего бакалавра машиностроения способностей к совершенствованию своих профессиональных навыков. Следовательно, наличие сформированных навыков самообразовательной деятельности среди качественных характеристик специалиста указывает на его социальную и профессиональную зрелость как личности.

Под самообразовательной деятельностью автор понимает целенаправленную самостоятельную деятельность по приобретению знаний в определенной области, мотивируемую в основе внутренним желанием развития, совершенствования и повышения образованности либо необходимостью повышения профессиональной компетентности. Самообразовательная деятельность предполагает положительную мотивационную активность, целеустремленность и самоорганизованность, а также высокий уровень интеллектуального развития, высокую самостоятельность и наличие адекватного уровня самооценки5. Следует отметить, что большинство специалистов не имеют навыков приобретения знаний без посторонней помощи вследствие недостаточного внимания в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе к формированию способностей, в совокупности составляющих готовность к самообразовательной деятельности. Значимым условием самообразовательной деятельности является укоренившаяся привычка к систематическому умственному труду, которая складывается постепенно. Важный побуждающий момент – изменение отношения студента к себе и к своей деятельности, «осознание способности выходить за пределы заданного, творчески преобразовывать себя»6.

Инженерная направленность как специфика профессиональной деятельности будущих бакалавров машиностроения, предполагающая, в свою очередь, наличие способностей к самообразовательной деятельности, обуславливает модернизацию процесса профессиональной подготовки бакалавров машиностроения в техническом вузе. Сформированные на достаточном уровне способности к самообразовательной деятельности позволят будущим специалистам повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, успешно осваивать новые технологии и оборудование на производстве, приспосабливаться к изменяющимся условиям работы и без определенных трудностей повышать свою квалификацию. Следовательно, задача формирования у будущих бакалавров машиностроения готовности к самообразованию с учетом специфики их профессиональной деятельности должна стать неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки в техническом вузе.

Литература:

1. Негодаев И.А. Философия техники: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Издат. центр ДГТУ, 1997. 562 с.
2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37 (с изм. от 12.02.2014 г.).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»: утв. приказом Минобрнауки РФ от 11.08.2016 г. № 1000.
4. Поднебесова М.И. Особенности профессиональной деятельности будущих бакалавров машиностроения // Actualscience. 2016. Т. 2, № 12. С. 54–57.
5. Абакумова Е.Б. Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2012. С. 134–138.
6. Калугин Ю.Е. Самообразование, формирование готовности к профессиональному самообразованию: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. С. 76.