Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №2 (76) февраль 2017  Рубрика: Социологические науки

Муниципальная политика по улучшению социально-экономического положения семьи

Е.Г. Панькова, канд. социол. наук,
А.С. Палибина, канд. социол. наук,
Д.А. Бистяйкина, канд. социол. наук, доцент,
Т.В. Соловьева, канд. социол. наук, доцент,
кафедра социальной работы,
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,
г. Саранск, Россия,
, , ,
В статье обосновывается актуальность развития семейной политики на муниципальном уровне, определяются ее цели и специфика на примере анализа практического опыта семейной политики в городском округе Саранск Республики Мордовия. В статье раскрываются основные направления работы в области семейной политики в городском округе Саранск, детально рассмотрен опыт работы по улучшению социально-экономического положения семей с детьми. Рассматриваются социальные проблемы семей с детьми и предлагаемые в регионе пути их решения посредством принятия мер, направленных на развитие как экономической самостоятельности семьи (программы развития образования, занятости, развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, внедрение новых форм социального обслуживания и др.), так и муниципальной системы социальной поддержки (оказание помощи в приобретении жилья, повышение качества и доступности социальных услуг, реализация дополнительных мер социальной поддержки, разработка проектов и участие в программах, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, с целью привлечения дополнительных средств и др.). Представлен региональный опыт стимулирования занятости молодежи при реализации социальных проектов. Рассмотрены субъекты муниципальной семейной политики и реализуемые меры социальной поддержки семей с детьми.
Ключевые слова: семья, дети, семейная политика, муниципальная политика, целевая программа, социальная поддержка, многодетная семья, ипотека

Основой любого цивилизованного общества является семья. Этот уникальный социальный институт не только теснейшим образом сопряжен с жизнью каждого отдельного человека, но и во многом предопределяет состояние, функционирование и развитие общества в целом. Защита и укрепление семьи, предоставление социальных гарантий наиболее социально уязвимым ее членам (например, детям, престарелым родителям, лицам с ограниченными возможностями здоровья и т.д.), сохранение традиций, культивирование семейных ценностей – основополагающие начала семейной политики в России.

Несмотря на то, что современная российская семья переживает непростые трансформации, она остается «базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации: 89,0% россиян предпочитают семейный образ жизни, для 70,0% - семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных жизненных целей»1.

Одним из условий повышения эффективности семейной политики является более полный учет потребностей разных типов семей, «приближение» семейной политики к конкретным людям. Наиболее близок к жизни людей муниципальный уровень власти. Муниципальная социальная политика (в том числе и семейная) по своей сути – система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Ее содержание – поддержка семей, проживающих на территории муниципалитета, реализуемая в виде программ, проектов и мероприятий.

Очевидно, что муниципальная социальная политика реализуется в рамках социальной политики государства, но при этом дополняет и конкретизирует ее с учетом специфики муниципального образования, состояния социально-экономической сферы, местных традиций и других факторов. Семейная политика на муниципальном уровне направлена на повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования, обеспечение равного доступа к социальным благам, создание условий для самореализации граждан, развитие социальной инфраструктуры, предоставление социальных услуг на принципах адресности – то есть обеспечение тех составляющих, от которых зависит качество жизни семьи.

Городской округ (г.о.) Саранск – муниципальное образование и административно-территориальная единица (город республиканского значения), столица Республики Мордовия (РМ). По состоянию на 1 января 2017 года численность населения г.о. Саранск составила 344 841 человек (русские составляют 71,0% населения, мордва – 21,0%, татары – 5,0%). В г.о. Саранск насчитывается 130 919 семей, 57 572 ребенка в возрасте 0–17 лет2. Необходимо отметить, что с 2010 года в Саранске отмечается прирост населения как за счет положительной динамики рождаемости, так и за счет миграций.

Саранск – политический, административный, экономический, научный, культурный, спортивный центр Мордовии и центр деловой активности Приволжского федерального округа. Осуществление социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является одной из основ конституционного строя Республики. Расходы на социальную сферу, образование и культуру составляют более половины республиканского и местного бюджетов г.о. Саранск.

Основной метод реализации социальной политики на муниципальном уровне – программно-целевой. Приоритетность данного метода обусловлена тем, что ряд программ, например, программа «Доступная среда», показали высокую эффективность в решении социальных проблем как на региональном, так и на местном уровне3. В настоящее время на территории г.о. Саранск действуют 27 муниципальных социальных программ. Муниципальные социальные программы предполагают реализацию системы мер в различных областях и сферах: образование, социальная политика, культура, физическая культура, спорт, молодежная политика, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, безопасность жизнедеятельности. Ряд программ направлен на подготовку к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Назовем некоторые программы: «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в г.о. Саранск на 2014–2016 годы», «Доступная среда в городском округе Саранск на 2016–2018 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в г.о. Саранск», «Обеспечение жильем молодых семей г.о. Саранск», «Социальная поддержка граждан г.о. Саранск», «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения г.о. Саранск на 2015–2017 годы», «Благоустройство городского округа Саранск в рамках подготовки к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу»4 и др.

Семейная политика в г.о. Саранск направлена на укрепление, развитие и защиту института семьи как фундаментальной основы общества, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в жизни общества и стратегии развития г.о. Саранск, Мордовии, России. На муниципальном уровне объектом внимания и защиты являются разные типы семей (таблица).

Основные направления работы в области семейной политики в г.о. Саранск:
– осуществление мер по улучшению социально-экономического положения семьи;
– повышение ценности семейного образа жизни, духовно-нравственных традиций;
– воспитательная и культурно-образовательная деятельность;
– развитие жизнеохранительных функций семьи: развитие спорта, массового спорта и физической культуры;
– организация работы с замещающими семьями;
– развитие социальных инициатив и механизмов социального партнерства в поддержку семье и детям;
– работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– реализация социальных проектов, реализуемых СМИ;
– предоставление психологической помощи семье и детям.

Низкий уровень жизни в Мордовии выражается в низком уровне среднедушевого дохода населения. По данному показателю РМ занимает 59-е место среди регионов РФ. Решению данной проблемы должны способствовать реализация региональных целевых программ и принятие мер социально-экономической поддержки населения на муниципальном уровне. Саранск неоднократно становился центром культурных и спортивных мероприятий российского и международного масштаба. С 2004 года Саранск шесть раз подряд становился призером Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России». В 2011 году г.о. Саранск стал лучшим в российском конкурсе «Город равных возможностей для детей», а в 2016 году – в конкурсе «Город детей – город семей», организаторами которых являлись Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Ассоциация малых и средних городов России при поддержке Министерства труда и социальной защиты РФ6.

В современной России (в частности, и в РМ, и в г.о. Саранск) семья поставлена в условия, требующие проявления качеств субъекта; принцип автономии семьи предполагает повышение независимости, самостоятельности, активности семьи в решении своих проблем. Роль муниципалитетов в поддержке семей, в улучшении условий их повседневной жизни сочетается с задачей активизации граждан и построения гражданского общества, так как наиболее активным социальным субъектом семьи могут быть в той местности, где они проживают7. Таким образом, можно выделить два вектора работы по социальной поддержке семьи и детей в г.о. Саранск:
1. Меры, направленные на развитие экономической самостоятельности семьи.
2. Меры, направленные на развитие муниципальной системы поддержки семьи и детей.

К мерам, направленным на развитие экономической самостоятельности семьи, можно отнести следующие:
– реализация программ развития образования;
– реализация программ обеспечения занятости (в том числе профессиональной реадаптации, повышения конкурентоспособности родителей, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, инвалидов, желающих продолжить трудовую деятельность, занятости учащейся молодежи);
– реализация программ развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в том числе поддержка предпринимательской деятельности молодежи, многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов);
– мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда;
– улучшение условий и охраны труда;
– внедрение новых форм и видов социального обслуживания;
– внедрение новых форм информационного обеспечения населения.

От уровня трудовой жизни семьи во многом зависят ее благополучие, уверенность людей в завтрашнем дне, от уровня благосостояния семьи – способность и качество выполнения ею своих социальных функций.

Так, например, Государственным комитетом РМ по труду и занятости населения была организована работа по стимулированию занятости молодежи при реализации социальных проектов. Молодым предпринимателям в возрасте от 22 до 30 лет, реализующим социальные проекты, предоставлялась субсидия в размере 300,0 тыс. р. при условии трудоустройства граждан по направлению центра занятости населения для реализации проекта.

На реализацию мероприятия было предусмотрено выделение 45 000,0 тыс. р., в том числе из средств федерального бюджета – 42 750,0 тыс. р., из средств республиканского бюджета – 2250,0 тыс. р.8 Предоставляемые субсидии молодые предприниматели могли направить на приобретение оборудования (инвентаря) для организации рабочего места трудоустроенного гражданина, выплату ему заработной платы, а также на иные затраты, связанные с реализацией социального проекта.

В РМ 139 молодых индивидуальных предпринимателей организовали 150 социальных проектов, создали 300 рабочих мест (в частности в г.о. Саранск реализовано 52 социальных проекта, создано 96 рабочих мест, субсидии выделены в размере 15,6 млн р.).

Социальные проекты реализуются в следующих сферах:
– предоставление услуг социально незащищенным категориям граждан (парикмахерские услуги, ремонт, обработка приусадебных участков, услуги социального такси, клининговые услуги и т.д.) – 76,0%;
– образование, физическая культура (открытие детских образовательных студий, проведение занятий с детьми и т.д.) - 24,0%9.

Меры, направленные на развитие муниципальной системы поддержки семьи и детей, включают в себя:
– оказание помощи в приобретении жилья;
– предоставление мер социальной поддержки;
– повышение качества и доступности социальных услуг;
– расширение спектра предоставляемых социальных услуг;
– развитие реабилитационных услуг для инвалидов и семей с детьми-инвалидами;
– реализация дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств бюджета города;
– расширение спектра реабилитационных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
– разработка проектов, направленных на поддержку семьи, с целью привлечения дополнительных средств;
– развитие инновационных технологий социального обслуживания.

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) имеет большое социальное значение, поскольку непосредственно способствует улучшению условий жизни населения. Особенностью ИЖС является комплексность. В новых микрорайонах ведется строительство и осуществляется ввод в эксплуатацию необходимой социальной инфраструктуры – школ, детских садов, учреждений культуры и здравоохранения, сферы обслуживания.

В г.о. Саранск идет активное строительство жилья. Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия, в 2015 году в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, составила 3,67% (для сравнения: в 2014 году – 2,3%). В 2015 году улучшила жилищные условия 471 семья, в том числе 289 молодых семей; 4 многодетные семьи; 35 участников и инвалидов ВОВ, вдов; 13 ветеранов боевых действий; 34 инвалида и другие категории граждан. На 1 июня 2016 года 1658 семей признано участниками программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», реализуемой на территории РМ. До конца 2017 года предусмотрено строительство доступного жилья площадью более 547 000 квадратных метров. Стоимость жилых помещений эконом-класса предполагается в размере не более 35 000 р. за квадратный метр, что приблизительно на 20% ниже рыночной стоимости. По решению главы РМ запущена антикризисная программа льготной ипотеки под 5% годовых10.

С 2015 года семьям, где родился четвертый ребенок, полностью списывается ипотечный долг (за рождение третьего списывается 30%). В 2016 году выделено в два раза больше по сравнению с 2015 годом сертификатов по программе «Обеспечение жильем молодых семей» – 614 штук. С 2011 года по 2016 год 181 человек из категории детей-сирот получили квартиры. Действуют программа «Жилье для ветеранов» (в новые квартиры переселились около 6,5 тыс. участников ВОВ) и программа ликвидации ветхого и аварийного жилья муниципального жилищного фонда. В соответствии с Законом РМ от 07.09.2011 года № 50-З для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляются в собственность бесплатно земельные участки. Всего за 6 лет получили земельные участки 619 семей11.

По данным Департамента по социальной политике г.о. Саранск, социальная поддержка из муниципального бюджета ежегодно оказывается более 24 тыс. горожан на сумму более 60 млн р. Основными субъектами, предоставляющими меры социальной поддержки семьям и детям в г.о. Саранск, являются Министерство социальной защиты населения РМ, Департамент по социальной политике г.о. Саранск, КУ г.о. Саранск «Центр социальных выплат и информирования населения» (оказывает меры социальной поддержки из бюджета г.о. Саранск), ГКУ «Социальная защита населения по г.о. Саранск» (предоставляет меры социальной поддержки из республиканского и федерального бюджетов), ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск» (меры социальной поддержки оказываются из регионального бюджета РМ).

Действуют различные меры социальной поддержки населения: единовременные и ежемесячные пособия гражданам, имеющим детей; широкий спектр выплат многодетным семьям, в том числе и республиканский материнский капитал (в 2016 году составил 125 270 р. при рождении (усыновлении) третьего ребенка, 150 324 р. – четвертого ребенка, 187 906 р. – пятого и последующего ребенка)12; различного рода компенсации платы, взимаемой с родителей за образовательные, коммунальные и прочие услуги; социальные выплаты на погашение ипотечного кредита; организация санаторно-курортного лечения и пр.

Таким образом, муниципальная политика г.о. Саранск направлена на создание высокого уровня и качества жизни современной семьи, достижение устойчивого семейного благополучия, стимулирование рождаемости, создание удобной социальной инфраструктуры, решение жилищных проблем. Работа ведется в двух направлениях: с одной стороны, реализуются меры, направленные на развитие экономической самостоятельности семьи, с другой – на развитие муниципальной системы поддержки семьи и детей.

Литература:

1. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения: 15.12.2016).
2. Официальная статистика. Население [Электронный ресурс]. URL: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/statistics/population/ (дата обращения: 24.01.2017).
3. Кудаева Е.Г., Соловьева Т.В., Свитин П.А. Формирование доступной среды – перспективное программно-целевое направление социальной защиты инвалидов в РМ // Социальная работа с различными группами населения: теоретические и прикладные аспекты: сб. ст. Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Саранск, 2011. С. 189–192.
4. Муниципальные целевые программы [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации городского округа Саранск. URL: http://adm-saransk.ru/socecor/munprog/index.php?sphrase_id=49654 (дата обращения: 23.12.2016).
5. Аналитический отчет городского округа Саранск о реализации плана мероприятий в рамках конкурса городов России «Город детей – город семей» [Электронный ресурс]. URL: http://fond-detyam.ru/konkurs-gorodov-rossii/gorod-detey-gorod-semey-2016/ (дата обращения: 10.01.2017).
6. Город детей – город семей [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации городского округа Саранск. URL: http://adm-saransk.ru/about/department-of-social-policy/City (дата обращения: 9.01.2017).
7. Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Семейная политика на муниципальном уровне // Власть. 2013. № 11. С. 138–144.
8. Госкомитет РМ по труду и занятости населения [Электронный ресурс]. URL: http://trudrm.ru/uslugi_rabotodat.html?searched (дата обращения: 10.01.2017).
9. Аналитический отчет городского округа Саранск о реализации плана мероприятий в рамках конкурса городов России «Город детей – город семей» [Электронный ресурс]. URL: http://fond-detyam.ru/konkurs-gorodov-rossii/goroddetey-gorod-semey-2016/ (дата обращения: 10.01.2017).
10. Постановление Правительства Республики Мордовия от 05.11.2008 года № 504 (с изменениями от 26.12.2016 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/906303538 (дата обращения: 21.01.2017).
11. Аналитический отчет городского округа Саранск о реализации плана мероприятий в рамках конкурса городов России «Город детей – город семей» [Электронный ресурс]. URL: http://fond-detyam.ru/konkurs-gorodov-rossii/gorod-detey-gorod-semey-2016/ (дата обращения: 10.01.2017).
12. Какие меры социальной поддержки предоставляются семьям с детьми? [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия. URL: http://www.e-mordovia.ru/internet-priemnaya/informacija-po-obrashhenijam/chasto-zadavaemyevoprosy-minsoczach/kakie-mery-sotsialnoypodderzhki-predostavlyayutsya-semyam-/?sphrase_id=85399 (дата обращения: 21.01.2017).
Яндекс.Метрика