Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №2 (76) февраль 2017  Рубрика: Социологические науки

Образ профессии в социально- профессиональном самоопределении студенчества Свердловской области

Я.В. Дидковская, доцент,
Л.А. Лесина, доцент,
кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления,
С.Н. Панкова, доцент,
кафедра социальной работы,
Уральский федеральный университет имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия
В статье рассматриваются содержательные и имиджевые компоненты представлений студенческой молодежи о выбранной профессии. Подчеркивается значимость образа профессии в процессе социально-профессионального самоопределения молодежи. Информационную базу исследования составили результаты мониторинга социокультурных ориентаций студенческой молодежи Свердловской области. На основе данных опроса проанализирована динамика образа профессии в процессе первичной профессионализации. Делается вывод о том, что сокращение сроков профессиональной подготовки не позволяет молодежи интегрироваться в профессию достаточно глубоко. Студенты, обучающиеся в магистратуре, имеют более четкие представления о будущей профессии, нежели бакалавры. Проанализированы представления студентов о выбранной профессии по разным параметрам: соответствие профессии способностям, возможность приносить пользу людям, престижность, возможность обеспечить достойное существование, востребованность на рынке труда. Выявлены различия в представлениях, сложившихся у студентов разных профилей подготовки, относительно содержания, имиджевой привлекательности выбранной ими профессии. Наиболее позитивную оценку своей профессии (ее престижу, востребованности и т.д.) дают студенты естественнонаучного профиля подготовки, а наиболее негативные – гуманитарного и социально-экономического. Проведенное исследование имеет выраженное практическое значение для преподавателей вузов. Именно вузовское обучение должно способствовать формированию целостного образа выбранной студентами профессии.
Ключевые слова: выбор профессии, образ профессии, социально-профессиональное самоопределение, студенческая молодежь, профессионализация, профессиональная карьера, представление, престиж профессии

В актуальных процессах общественных трансформаций бесспорно значимую роль играют профессионалы и студенческая молодежь, которые являются важнейшим социальным ресурсом информационного общества. Но сегодня необходимо не только понимать, что молодежь является социальным ресурсом, но и знать, какими ресурсами обладает сама молодежь и какими стремится обладать, чтобы конвертировать их в социальный и культурный капитал. В качестве такого капитала выступают образование, квалификация и профессия. Поэтому важнейшими вопросами для современной молодежи являются выбор сферы занятости, учебного заведения, будущей профессии, то есть круг проблем, обозначаемых как социально-профессиональное самоопределение.

Специфика самоопределения на этапе студенчества состоит в оценке студентами уже совершенного выбора университета и специальности, построении профессиональных планов на будущее, примеривании к рынку труда, получении первого опыта профессиональной деятельности.

Традиционно профессиональное самоопределение рассматривается социологами как процесс вхождения молодого поколения в социальные и профессиональные структуры общества, который регулируется различными социализирующими институтами, прежде всего институтом профессионального образования. Ключевую роль в этом процессе играет формирующийся в процессе освоения будущей профессии ее имидж, или образ1.

Образ профессии многие авторы отождествляют с представлениями личности о своей профессиональной деятельности и о себе как профессионале2; рассматривают как некое образование, формирующееся в процессе профессионального становления и развития3; представляют как систему взаимодополняющих компонентов4.

Несмотря на достаточно интенсивное использование категории «образ профессии» в социологической традиции наряду с понятием «социально-профессиональное самоопределение» ее смысловое наполнение применительно к социологическому дефинированию остается размытым, что повышает актуальность собственно социологического изучения данной категории. Образ профессии – представления самоопределяющихся субъектов, в частности студенческой молодежи, о значимых характеристиках будущей профессиональной деятельности, ее содержательных и внешних имиджевых атрибутах, формируемые отчасти стихийно, отчасти целенаправленно под воздействием социализирующих институтов (семьи, учебных заведений, СМИ и др.) и личного опыта самих молодых людей.

Анализ образа профессии, предпринятый в статье, базируется на материалах седьмого этапа исследовательского проекта «Социокультурный портрет студенчества Свердловской области», реализованного в ноябре–декабре 2016 года под руководством Ю.Р. Вишневского и при участии авторов статьи. По репрезентативной гнездовой выборке было опрошено 1827 студентов 14 вузов.

Изучая процесс профессионального самоопределения студентов, мы попытались выяснить их представления о получаемой в вузе профессии. В том числе нас интересовало, насколько их выбор опирается на четкое знание будущего характера труда и как студенты оценивают свою профессию по наиболее важным параметрам современной профессиональной стратификации: возможность получать доходы посредством занятости, престижность, востребованность на рынке труда и др.

Как показало исследование, на момент поступления в вуз четкое представление о содержании и специфике профессиональной деятельности по выбираемой специальности имели менее 20% опрошенных. Основная часть студентов (44%) признались, что, поступая в вуз, имели частичное представление о будущей профессии, 26% – смутное, а около 10% тогда еще абитуриентов вообще не представляли себе содержание и характер выбираемой профессиональной деятельности (табл. 1).

Можно отметить следующий позитивный момент: за время учебы в вузе представления молодежи о выбранной профессии существенно меняются в сторону большей осведомленности, значит, процесс профессионализации дает свои результаты ко 2–3-му году обучения по программе бакалавриата, не говоря уже о магистратуре. Более половины студентов (56,2%) отметили, что сейчас имеют вполне четкие представления о получаемой профессии, однако 32,6% – лишь частичные, 8,2% – смутные, а 3,0% по-прежнему не имеют вообще каких-либо представлений о своей будущей профессии (см. табл. 1). Похожие результаты были получены и в исследованиях, проводимых Л.В. Боллигер, М.Г. Юрковой5.

Расплывчатость представлений о содержании, характере и специфике будущего труда при выборе профессии характерна в первую очередь для студентов, получающих образование по социально-экономическим и техническим специальностям (при выборе профессии четкие представления о профессии имели только 14% респондентов этой группы, сейчас – около 50%). Студенты, выбравшие естественнонаучный профиль подготовки, напротив, демонстрируют наличие достаточно высокой степени осведомленности о будущей профессиональной деятельности (при поступлении – более 45%, на момент опроса – 70%).

Если оценивать представления о профессии в зависимости от уровня получаемой профессиональной подготовки, то здесь наиболее позитивная картина наблюдается среди студентов-магистров (табл. 2).

Студенты, обучающиеся в магистратуре, имеют более четкие представления о своей будущей профессии, нежели бакалавры: более 75% магистров полагают, что сегодня у них имеются достаточно ясные представления о содержании и характере будущей профессиональной деятельности, тогда как среди бакалавров таких в лучшем случае 59% (см. табл. 2). Очевидно, что сокращение сроков профессиональной подготовки не позволяет молодежи интегрироваться в профессию достаточно глубоко, получить ясное и полное представление о будущей профессиональной деятельности, и тем более идентифицировать себя с представителями профессиональной группы. Это, в свою очередь, не лучшим образом может отразиться на намерении строить свою карьеру в рамках полученного профессионального образования. Именно сложившийся образ профессии, по мнению Л.Б. Шнейдер, влияет на характер профессиональных намерений, устойчивость профессионального самоопределения6.

Каково содержание студенческих представлений о профессии сегодня? Мы просили оценить свою будущую профессию по следующим параметрам: соответствие профессии интересам, способностям и умениям, возможность приносить пользу людям, престижность профессии, возможность обеспечить достойное существование, востребованность на рынке труда.

В целом студенты достаточно высоко оценивают свою профессию по всем перечисленным критериям. При этом интересно, что наиболее высокие оценки получили такие параметры, как соответствие профессии способностям и умениям, интересность профессии (77,8%), общественная полезность профессии (74,5%), а «прагматичные» параметры – востребованность на рынке труда и престижность профессии – получили сравнительно низкие оценки (65,8 и 65,4% соответственно).

Отношение к будущей профессии зависит от профиля обучения в вузе. Наиболее престижной свою профессию считают студенты, обучающиеся по естественнонаучным и гуманитарным специальностям (более 70%). Самую осторожную оценку престижа своей профессии дают будущие инженеры (более 40% студентов технических специальностей не считают, что получаемая ими профессия престижна). Средние позиции в оценке престижа своей профессии занимают студенты социально-экономических специальностей: 65% респондентов согласны с суждением, что их профессия престижна, а 35% не согласны.

Почти половина студентов гуманитарных специальностей (45%) полагают, что их профессия не является востребованной на рынке труда, почти такое же мнение о своей будущей профессии имеют студенты, обучающиеся по социально-экономическим специальностям (40%). Студенты технических и естественно-научных специальностей более уверены в том, что их профессия окажется востребованной даже в условиях кризиса. Так, 80% студентов-естественников и 75% студентов-технарей считают свою будущую профессию востребованной на рынке труда. Оценки респондентов отражают определенную технократичность современного российского общества, периферийность гуманитарной составляющей.

По результатам опроса студентов также можно сказать следующее. Наибольший интерес к содержательным аспектам будущей профессии демонстрируют студенты-гуманитарии и студенты естественнонаучных специальностей. Среди гуманитариев абсолютное большинство (84%) согласны с суждением «Это интересная профессия, она соответствует моим способностям, умениям», среди студентов-естественников эта доля еще выше – 89%. Наименьший интерес к будущей профессии наблюдается у студентов, обучающихся на социально-экономических специальностях: менее 70% из них согласились с суждением, что их профессия интересна.

Таким образом, результаты анализа продемонстрировали, что профессиональный выбор студентов опирается на нечеткие, расплывчатые представления о будущей профессии, которые за годы учебы в вузе несколько структурируются. Особенно хорошо образ профессии выкристаллизовывается на этапе обучения в магистратуре, тогда как для студентов-бакалавров столь значимое увеличение ясности представлений о получаемой профессии не характерно.

Наиболее позитивную оценку своей будущей профессии (ее престижу, востребованности и т.д.) дают студенты естественно-научного профиля подготовки, а наиболее негативные – гуманитарного и социально-экономического. Это демонстрирует периферийность гуманитарной составляющей в современном российском обществе, остаточное внимание к гуманитарным и социальным профессиям на уровне государственной политики и повседневной практики.

Литература:

1. Певная М.В., Дидковская Я.В. Социальная работа: представления о профессии // Социологические исследования. 2011. № 4. С. 92–96.
2. См.: Там же; Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 25–35.
3. См.: Боллигер Л.В., Юркова М.Г. Влияние креативности на изменение образа профессии студентов на разных этапах обучения // Вестник ИрГТУ. 2014. № 4 (87). С. 237–242; Зритнева Е.И., Платаш Е.Ф. Представления студентов экономических специальностей об образе будущей профессии // Вестник Северо-Кавказского ГТУ. 2010. № 2 (23). С. 77–81; Шнейдер Л.Б. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения и становления трудовой мотивации студентов // Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 300–307.
4. Володина К.А. Теоретический анализ основных характеристик образа профессии: понятие, структура, функции // Вопросы психологии и воспитания. 2013. № 3. С. 156–158.
5. Боллигер Л.В., Юркова М.Г. Влияние креативности на изменение образа профессии студентов на разных этапах обучения // Вестник ИрГТУ. 2014. № 4 (87). С. 237–242.
6. Шнейдер Л.Б. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения и становления трудовой мотивации студентов // Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 300–307.
Яндекс.Метрика