Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №2 (76) февраль 2017  Рубрика: Гость номера

«Проблема благополучия и нужды беспокоит человечество на протяжении всей его истории»

В октябре 2016 года в Екатеринбурге состоялся очередной V Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость». Организатором мероприятия выступили Российское общество социологов, Институт социологии РАН, Уральский федеральный университет и правительство Свердловской области. Подробнее об этом форуме мы попросили рассказать директора Института социальных и политических наук УрФУ, профессора, доктора психологических наук Эльвиру Сыманюк. Как считает гостья «Дискуссии», актуальность темы конгресса обусловлена рядом важных факторов. На фоне роста мировой экономики требуют решения такие проблемы, как бедность, ухудшение экологической ситуации, безработица, политическая нестабильность, социальная напряженность, военные конфликты. Социологические исследования могут и должны стать научной базой для формирования социальной политики, позволяющей смягчить возрастающие негативные явления в обществе. Изучение причин возникновения социального неравенства, тенденций углубления или ослабления признаков дифференциации, опыта реагирования на негативные социальные индикаторы – это есть важнейшие направления фундаментальной и прикладной социологической науки.
Ключевые слова: социальное неравенство и социальная справедливость, социологические исследования, Международная социологическая ассоциация, Институт социологии и политологии Уральского федерального университета, дифференциация в обществе, социальная ответственность, управленческие решения, доступность образования в России, ЕГЭ, социально-психологическое благополучие личности

СЫМАНЮК Эльвира Эвальдовна,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, директор Института социальных и политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Сфера научных интересов

психология профессиональных деструкций; организационная психология образования; психология выученной беспомощности личности; психологическая поддержка профессионального здоровья педагога; трансграничное профессиональное образование.
Имеет 212 публикаций разного уровня, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК МОН РФ, – 67 статей; включенных в базу РИНЦ – 95 статей, SCOPUS – 1, WOS – 2. Является автором 5 монографий, 27 учебно-методических пособий. Индекс цитирования по базе РИНЦ – 15; WOS – 1. В 2016 году вошла в Топ-100 по психологии (61-я позиция) и в Топ-100 по педагогике (71-я позиция) самых цитируемых российских ученых по данным РИНЦ (19.09.2016 года).
Под ее руководством защищено 11 кандидатских диссертаций, в том числе 4 по педагогике и 7 по психологии. В настоящее время осуществляет руководство 5 аспирантами.
С 2000 года является членом Российского психологического общества. Входит в состав редакционных коллегий журналов «Образование и наука», «Педагогическое образование в России», «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования».
С 2011 года – эксперт конкурса «Образование и развитие личности», проводимого Русской православной церковью.

В октябре 2016 года в Екатеринбурге состоялся очередной V Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость». Организатором мероприятия выступили Российское общество социологов, Институт социологии РАН, Уральский федеральный университет и правительство Свердловской области. Подробнее рассказать об этом форуме мы попросили директора Института социальных и политических наук УрФУ, профессора, доктора психологических наук Эльвиру СЫМАНЮК.

– Эльвира Эвальдовна, известно, что конгресс получился очень представительным. Для участия в нем в Екатеринбург приезжала президент Международной социологической ассоциации Маргарет Абрахам.

– Да, Маргарет Абрахам оказалась очень конструктивным и активным человеком, умеющим видеть мировые социологические тенденции, плюсы и минусы развития. На конгрессе Маргарет сделала сообщение, посвященное основным темам – социальное неравенство и социальная несправедливость. Ее доклад произвел очень большое впечатление на слушателей, многие потом обсуждали его в кулуарах. С ней у нас связан очень приятный и волнующий момент в начале конгресса – Маргарет Абрахам приняла участие в открытии Когановской аудитории и музея имени Льва Наумовича Когана. Вместе с ректором УрФУ Виктором Анатольевичем Кокшаровым и президентом Российского общества социологов Валерием Андреевичем Мансуровым она перерезала ленточку на открытии.

– Почему темой конгресса стало социальное неравенство?

– Эта тема была заложена в рамках одной из конференций социологов, которая прошла в 2014 году в Токио. По итогам конференции было решено расширить обсуждение до конгресса.

– Как изменились представления о равенстве и неравенстве в российском обществе за последние годы? Мы долгое время жили при социализме, наверное, это наложило свой отпечаток на наш менталитет.

– Могу поделиться своими ощущениями и взглядами с точки зрения психологической науки. Еще лет 10 назад для психологов была актуальной тема рассогласования ценностей поколений. Мы говорили о цивилизационном сломе в восприятии реальности, будущего и вообще жизни. Думаю, что здесь можно провести параллели и с социологическими проблемами. В последние годы появилось новое поколение людей, которые уже встроились в новую реальность. Но есть и те, кто еще помнит элементы социалистического уклада. Да, тогда действовала система распределения. Но проблема неравенства все равно существовала. Те, кому за 50, прекрасно помнят, как командировочные привозили домой дефицитные продукты из Москвы. Проблема неравенства существует веками – неравенство между городом и деревней, между столицей и другими городами-миллионниками и так далее. Роль социологов заключается в том, чтобы проанализировать эти проблемы и выработать рекомендации, которые позволили бы власти принимать правильные конструктивные решения. В отличие от психологов, которые работают с индивидом, с личностью и снимают общие негативные состояния человека, на социологов возложена более важная с точки зрения государственности миссия. Именно поэтому так велик интерес к этой проблематике и к профессии вообще.

– Я как раз хотела задать вопрос на эту тему: организаторы форума ставили себе задачи выработать рекомендации для принятия управленческих решений?

– Социологические исследования могут и должны стать научной базой для формирования социальной политики, позволяющей смягчить возрастающие негативные явления в обществе. Изучение причин возникновения социального неравенства, тенденций углубления или ослабления признаков дифференциации, опыта реагирования на негативные социальные индикаторы – это есть важнейшие направления фундаментальной и прикладной социологической науки. На форуме была принята резолюция, которая рекомендовала разным уровням власти внимательнее относиться к проблеме неравенства. Решения власти должны находить позитивный отклик среди людей. Здесь опять велика роль социологов, поскольку они должны не только доводить до власти информацию, но и готовить население к принятию того или иного решения. Не секрет, что зачастую правильные, насущные решения воспринимаются населением в штыки. Низкий уровень правовой культуры, заинтересованности – все это тормозит позитивные сдвиги. Социологи должны снимать это напряжение. Элемент социальной ответственности очень важен. Общество тоже должно быть готово стать активным участником социальных процессов. И тогда, кстати, социального неравенства станет меньше. А пока многие из нас находятся в пассивной позиции – кто-то за нас должен что-то сделать – прогресса не будет. Поэтому идея социальной справедливости еще и в том, чтобы поднять уровень гражданской активности населения.

– А надо ли вообще стремиться к социальной справедливости? Может быть, это недостижимый идеал?

– Это сложный, философский вопрос. Создать условия для достижения социальной справедливости в обществе можно. Я считаю, что многие принимаемые в государстве решения позволяют достичь социальной справедливости, но очень многое зависит от человека – как он воспользуется условиями, которые для него созданы. Это так же, как с развитием личности, – одни развиваются, а другие нет. И поэтому сделать всех счастливыми и богатыми...

– Мечта человечества...

– Да, мечта. Но, наверное, это не должно привести к унификации. Мы все очень разные, представления о счастье у всех разные. Недавно прошли педагогические чтения в Екатеринбурге, там затрагивалась тема социально-психологического благополучия личности. Мы вспомнили слова Плутарха, который говорил: для того, чтобы быть благополучным, надо быть готовым жить в нужде. Вот эта дихотомия – благополучие/нужда – беспокоит человечество на протяжении всей его истории. И даже в самые благополучные периоды развития общества и в тех странах, которые считаются наиболее благоприятными для проживания в данный момент, все равно были и есть люди, которые имели и имеют ограниченный доступ к благам.

– В последнее время часть леворадикальных российских организаций снова подняла на щит лозунг «Отнять и поделить», имея в виду приватизацию 1990-х годов. Звучал ли этот вопрос на конгрессе?

– На конгрессе мы говорили прежде всего о том, что проблема актуальна для всего мира, а не только для России. К нам приехали довольно много зарубежных ученых, и мы с интересом выслушали их мнения. В развитых странах проблема социальной справедливости стоит не менее остро, чем у нас. Да, в России есть сегодня проблемы, например, со встраиванием молодежи в социум. Работодатели требуют наличия профессионального опыта от человека, который только что закончил вуз. Но если мы посмотрим на страны Европы, то там все то же самое. Молодежь работает не по профессии, пока обучается, а потом не может найти работу по специальности. Все это говорит о том, что мир стал глобальным. Такие конгрессы, как наш, как раз необходимы для того, чтобы вырабатывать решения не на уровне регионов, а на уровне стран. Сегодня, повторюсь, роль социологии возросла. И все чаще исследования проводятся не по заказу государственных структур, они инициируются снизу – обществом. Наш департамент психологии не так давно провел интересное исследование о психологическом самочувствии современного учителя. Мы сравнили нынешние показатели с показателями 25–30-летней давности. Любопытные, кстати, результаты были получены. Например, мы узнали, что работа для нынешних педагогов уже не стоит на первом месте в рейтинге личных ценностей. Раньше работа выполняла для педагогов смыслоориентирующую функцию, сегодня она отошла на второй, на третий план. На первое место вышли традиционные ценности – семья. Почему так? Потому что многие педагоги - женщины и среди них высок процент одиноких и бездетных.

– Наверное, это отражается на качестве работы – педагоги недовыполняют свою педагогическую функцию...

– Я не стала бы так драматизировать. Да, были изменения в школе, когда функция воспитания была исключена из задач школы. Но учителя умеют быстро учиться новому. Они моментально усваивают новые требования. 25 лет назад, например, в педагогической среде не приветствовалось новаторство. Сегодня, напротив, считается непрестижным работать по традиционным методикам. Идти в ногу со временем – новый педагогический тренд. Но есть другая проблема – современные родители. Многие из них перестали выполнять традиционные родительские обязанности. В этом плане я абсолютно поддерживаю министра образования и науки России Ольгу Васильеву, которая говорит, что образование не должно превратиться в сферу услуг. Вообще, ребенок – это не вещь, которую можно сдать в химчистку и забрать чистеньким и готовым к носке. Большинство современных родителей, к сожалению, придерживаются мнения, что школа должна воспитывать их ребенка. Сегодня появилось очень много детей с проблемами в развитии – задержка психического развития, аутизм, другие патологии. Все это мешает им справляться с образовательными программами, а в дальнейшем приводит к проблемам адаптации в социуме. Это и медицинская, и психологическая проблема. Педагоги считают, что сегодня часть родителей заводят детей только для того, чтобы получить финансовые выгоды. Отсюда и такое отношение.

– Предлагаю вернуться к теме социального неравенства. В каких сферах оно проявляется наиболее ярко? Есть ли неравенство, например, в сфере образования?

– В последние годы государство активно решает эту проблему. Например, поступление в школу привязали к прописке, к месту жительства. То есть вернулись к системе, которая существовала в советское время. Но родители всеми правдами и неправдами пытаются обойти закон. Покупают прописку и приводят ребенка в так называемую статусную школу. То есть общество нарушает правила, которые само требовало установить… Хотя зачем родители так стремятся попасть в статусную школу, мне лично не понятно. Сегодня в Екатеринбурге очень хорошо работает программа модернизации школ. Прекрасное оборудование уже имеют не только статусные, но и обычные общеобразовательные школы. Количество гимназий и лицеев с каждым годом увеличивается. Если вспомнить город лет 25 назад, статусных учреждений у нас было не больше 25. Теперь больше 40. Года два назад мы с коллегами участвовали в одном педагогическом форуме, который проходил на базе новой школы в Академическом районе. После экскурсии по заведению мы все пришли в полный восторг. Чего там только нет! Школы оснащены современным оборудованием, позволяющим решать самые сложные образовательные задачи. Такой картины мы не увидим даже в некоторых крупных вузах. Поэтому, на мой взгляд, в сфере образования социальная справедливость как раз присутствует. Но, увы, благополучие пока затрагивает только крупный город. В сельских школах ситуация намного хуже. Вот как раз тут необходимо много работать. В крупных городах возможностей для самореализации гораздо больше. Здесь гораздо большую роль играют личная позиция человека, его жизненная активность.

– Как вы считаете, ЕГЭ способствовал решению проблемы доступности высшего образования?

– Думаю, да. Поначалу к ЕГЭ настороженно относилось педагогическое, научное сообщество, но сейчас, по прошествии такого количества времени, можно сказать, что да, единый государственный экзамен повысил доступность образования. Мы видим примеры, когда дети из далеких деревень поступают в лучшие вузы. Раньше для поступления в столичный вуз требовалось физическое присутствие абитуриента. Если поступление не состоялось, человек вынужден был пропускать целый год. Сейчас абитуриент подает документы сразу в несколько вузов и при этом не выезжает из дома.

– То есть отказываться от ЕГЭ не нужно?

– Я считаю, что можно улучшать что-то на уровне самой процедуры (совершенствовать задания, например), но отменять систему тестирования не стоит. Экзамен сейчас стал намного прозрачнее, честнее, коррупция практически исключена. Все результаты на виду. Более 80% педагогов положительно оценивают ЕГЭ. Если посмотреть данные пятилетней давности, там процент не поднимался выше 20–30. Педагоги накопили опыт, они готовы вносить предложения по улучшению ситуации.

– Одной из тем обсуждения на конгрессе была тема «Социальная справедливость в региональном контексте». Как выглядит Средний Урал на фоне остальных территорий?

– Очень неплохо выглядит. В стране есть много дотационных регионов, у которых мало возможностей для реализации. Средний Урал занимает выгодное географическое положение. Кроме того, у нас сохранилось и действует немало крупных предприятий. Научный кластер прекрасно развит. Поэтому ситуация в целом спокойная.

– Расскажите, пожалуйста, об Институте социальных и политических наук, который Вы возглавляете. Институт как отдельная структура появился сравнительно недавно. Каковы его перспективы?

– Да, как институт наше подразделение оформилось пять лет назад. За это время Институт, безусловно, состоялся как полноценный участник гуманитарного образования. Мы готовим социологов, политологов. Это очень востребованные специальности. Нынешним летом количество абитуриентов у нас снова выросло. Молодежи очень интересна политика. Возрос интерес к магистерским программам по социологии, к нам приходят зрелые, понимающие, знающие, чего они хотят, люди. Социологические знания сегодня очень востребованы. На крупных предприятиях, таких, например, как Российские железные дороги, существуют собственные социологические лаборатории. Все это дает возможности для трудоустройства и карьерного роста социологов. В этом году в Институте появился новый департамент – лингвистики. Еще три года назад в УрФУ было три института, которые готовили лингвистов. Сегодня иностранные языки и лингвистическую теорию изучают в одном месте. Надеюсь, что новый департамент займет достойное место в подготовке высококвалифицированных кадров. Очень высок интерес к философским наукам. По философскому потенциалу мы на пятом месте в стране. Очень приятно, когда к нам приезжают ученые из разных стран мира и говорят: да, мы знаем работы ваших философов. Активно развивается и департамент психологии. Существенно повлияло то, что для департамента в рамках программы развития федеральных университетов было приобретено высокотехнологичное оборудование. С его помощью можно проводить серьезные исследования мозга, изучать нейрокогнитивное развитие, выходить на уровень нейрообразования, то есть следовать тем современным тенденциям, которые есть в мировой науке. Наш департамент международных отношений – это оплот всего университета в подготовке специалистов для международного сотрудничества и международной торговли. Кафедра международных отношений ведет подготовку выпускников в сфере международной безопасности и права. Особый интерес у абитуриентов и их родителей вызывает кафедра востоковедения, которая готовит специалистов, владеющих восточными языками. Кафедра зарубежного регионоведения традиционно привлекает к себе много студентов из-за рубежа. То есть мы – это институт, который междисциплинарен, занимает серьезный сегмент гуманитарного образования в Уральском регионе, имеет большие надежды и планы на развитие в регионах Центральной и Юго-Восточной Азии. Одна из наших стратегических целей – разделение на школу бакалавриата и школу магистратуры. Это будет новая организационная структура. Мы очень надеемся, что объединение двух институтов даст мощный синергетический эффект. На сегодняшний день наука развивается в двух направлениях – узконаучное направление и то, что связано с междисциплинарностью. Сейчас мы начинаем готовиться к конвенту, к другим научным конференциям и видим, что многие темы могут быть раскрыты как философами, так и социологами и историками.

Беседовала Ольга Иванова