Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №2 (32) февраль 2013  Рубрика: Социологические науки

От советского к российскому: социокультурные изменения общества

В. А. Колесников, доктор философ. наук, профессор,
Директор педагогического колледжа №1 г. Иркутска

О. А. Полюшкевич,
кандидат философских наук, доцент,
кафедра государственного и муниципального управления
Института социальных наук Иркутского государственного университета
В статье рассматривается динамика социальных изменений, происходящих в российском и советском обществе последние тридцать лет, показывается трансформация социокультурных основ социального развития, выявляются ключевые моменты перехода и связанные с этим основные проблемные сферы
Ключевые слова: социокультурные изменения, социальные институты, социальные нормы, трансформация, социальная динамика

Любая социальная система строится на социокультурной матрице. Социокультурная матрица – это основа зарождения и условие развития всех форм социальных институтов, социальных отношений и личного опыта. Данные формы зависят от конкретных географических, исторических и культурно-религиозных особенностей того или иного региона. Личный и общественный опыт человека всегда встроен в эти системы. Они определяют как повседневный уклад жизни, так и какие-либо знаковые, особые, переломные моменты жизни всего сообщества.

Основными сферами жизни человека являются: экономика, религия, культура и среда обитания. Они тесно переплетаются между собой и взаимодополняются. Именно благодаря этим сферам формируется целостный мир мотивов и ценностей, представлений и идентичности, стереотипов и шаблонов мышления и поведения, как отдельного человека, так и целых народов. Поэтому, когда ставится вопрос об изменении социальных систем, необходимо, прежде всего, рассматривать социокультурную трансформацию.

В социокультурной матрице происходят латентные изменения, а затем возникают видимые нам признаки преобразований, которые отражаются в социально-политических трансформациях, культурных революциях, прослеживаются статистически и затрагивают все социальные группы. Кардинальные перемены в общественном строе России наступили с распадом Советского Союза после 90-х годов. До этого момента советская идеология определяла все сферы жизни жителей нашей страны. Но эти трансформации не были спонтанными, процессы распада формировались постепенно, накапливая массу и объем.

Любые глобальные изменения зарождаются с локальных, незаметных перемен в жизни простых людей. Прежде всего, это то место, где живет человек; то, чем питается; то, что делает. Изменения, обрушившиеся на Россию за последние 25 лет – это видимые формы глубинных невидимых социокультурных процессов. Рассмотрим их более подробно.

Трансформировалась среда обитания, начиная от географического проживания, заканчивая личным пространством в виде квартиры. Советское общество строилось на системе «перетасовки» всех народов и этносов на территории всего Советского Союза. Переселение из одного конца страны в другой под эгидой «строек века» было обычным явлением. Причем, данное перемещение зачастую носило экономический характер. Строительство городов, заводов, ГЭС на Севере и Востоке страны – это огромный вклад государства, плюс инфраструктура, комплексная система развития региона. Страна заселялась с запада на восток. Благодаря плановой экономике строился весь комплекс жизнеобеспечения на новых территориях. Сегодня он рушится, государство не может поддерживать старое и развивает новое. Все, что не развивается, – умирает. Советским примером тому является БАМ. В России – это нефтепровод – ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан), он уже запущен, но на протяжении всего трубопровода не построено ни одного объекта соцкультбыта. Это говорит о том, что наше государство не воспроизводит и не улучшает свой социальный и человеческий потенциал, для того чтобы качественно и количественно менять ситуацию.

Подобная политика Советского Союза имела не только экономические, но и идеологические последствия – смешивались разные нации, религии и межнациональных конфликтов не возникало – государство становилось монолитным.

В современной России происходит обратная миграция – с востока и севера страны на запад. Причем, данная миграция вызвана не идеологическими установками, а экономической необходимостью – отсутствием работы, перспектив, возможности обеспечить детям качественное образование и т. д.

Трансформация социальных возможностей и перспектив. В советское время молодые люди были более самодостаточны, чем сегодня. Т. е. они могли опираться на государство, получая бесплатное образование, гарантию трудоустройства, возможности получения иных социальных благ. Опора на родительский ресурс могла быть минимальной. Государство вмешивалось в естественный цикл – и помогало молодым семьям жить отдельно, тем самым происходил процесс воспроизводства населения. Сегодня основная масса молодежи вынуждена опираться только на родителей. Государство самоустранилось, а без поддержки молодой человек не сможет выстроить свой социальный и профессиональный статус на достойном уровне. Это касается как возможности получить образование, так и трудоустроиться и создать семью.

Трансформация интеллектуально-образовательного ресурса государства. В советское время система образования была государственным приоритетом (все образование было бесплатным и обязательным). Выпускник как среднеспециального, так и высшего учебного заведения получал гарантированную работу и стабильный заработок. В современном обществе образование перешло в коммерческий сектор и стало доступно далеко не для всех. На сегодняшний день 70% людей, получающих образование в России, вынуждены за него платить. Если говорить о тех, кто получает первое высшее, то доля платных студентов составляет 53%1, при учете того, что в законе «Об образовании» прописана норма, гарантирующая получение высшего образования за средства госбюджета, при условии поступления в вуз по конкурсу. Правомерно ли сравнивать качество образования в государственных и коммерческих вузах, и каковы перспективы развития платного образования в России? Сегодня обсуждается возможность введения платного среднего образования2, а также возможности полного устранения государственных дотаций и формирования самоокупаемости всей образовательной системы3. При этом, наблюдаются серьезные изменения в качестве знаний, умений и навыков как школьников, так и студентов. Подобный вопрос в советское время даже не мог возникнуть, т. к. качество образования гарантировалось учебным заведением, сегодня – это далеко не так.

Трансформация экономической системы. Советское общество строилось на плановой экономике, в которой все распределяется централизованно и по заранее согласованному плану. Социальная защищенность и стабильные цены, в то же время ограниченность товаров, единая система оплаты труда и отсутствие частной инициативы определяли условия и формы развития общества.

При социализме уровень зарплат был относительно не велик (при том, что у рабочих они были значительно больше, чем у инженеров), он в основной своей массе не соответствовал труду. В качестве компенсации этого явления выступали социальные гарантии для всех слоев населения. Соблюдались нормы труда и отдыха (8-часовой рабочий день, выходные дни, отпуск). Сегодня стал нормальным «ненормированный» график, отсутствие соблюдения основных трудовых норм, но зато появилась финансовая компенсация труда – не ограниченная государством.

В советское время у человека была ясная картина его социальных возможностей, а также способов их достижения. Оставаясь, например, в Москве, через 10 лет он мог получить квартиру на окраине города, уезжая на БАМ – мог сразу получить квартиру. Национальная программа строительства была уникальна – качественно изменялись условия для жизни всего населения. Государственная политика работала на это.

Индивид видел перспективы своей жизни: «школа – институт – работа – семья – квартира – машина – гараж». В 16 лет человек выстраивал свою программу и в последующем ее реализовывал. Стратегия жизни была понятна и проста, а главное – реально реализуема, т. к. поддерживалась государством. Это определяло социальную безопасность всего общества. В нашей стране произошел существенный возврат. Социализм показывал перспективы и давал гарантированные возможности для их достижения, современная демократия – не дает возможностей и гарантий, она перекладывает всю ответственность за жизнь человека со своих плеч на плечи конкретной личности.

Изменилось восприятие труда. В советском обществе труд – это обязательный элемент жизни полноценного человека. В советском обществе трудились все. Труд являлся важным принципом социализма, как первая ступень развития и движения к коммунизму. Вот, например, так называемый «принцип социализма», провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. (ст. 12): «От каждого по его способностям, каждому – по его труду». «По потребностям» – это считалось более высокой ступенью развития человечества (в рамках коммунизма). Социализм должен был подготовить человека и общество к жизни согласно данному принципу, изменить сознание индивида (т.е. когда чаша весов души человека перевесила бы от материального к духовному).

В современном российском обществе труд перестал быть обязательным элементом формирования полноценной личности. Не говоря уже о том, что сами трудовые сферы, практические возможности реализации трудовой деятельности существенно изменились. Благодаря научно-техническому прогрессу труд перешел из области реального физического производства в сферу виртуального и интерактивного пространства. Теперь не обязательно физически перемещаться из дома на работу, чтобы осуществлять необходимые функции – многие функции реально выполнять на расстоянии.

Таким образом, труд из ценностно-смысловой, терминальной сферы переместился в инструментальную (т. е. стал целью достижения «материального благополучия» и «материального положения», тогда как в советском обществе он рассматривался как средстводостижения уже иных благ: «социального статуса», «общественного уважения» и т. д.). Об этом говорят множество современных исследований Н. В. Андреенковой4, Е. В. Жижко5, И. Г. Ермакова6 и др. Негативное воздействие инструментальной ориентации населения прослеживается в том, что она не может закреплять в общественном сознании ценность труда как фактора самореализации и саморазвития личности. Следовательно, ценность труда нивелируется.

Неоднозначно влияние религиозного фактора. Религия не стала мотиватором социальных изменений. Хотя ее роль и место в жизни российского общества изменились. Возрождение христианства не было бы возможно, если бы нормы, провозглашаемые коммунизмом, не были созвучны христианским истинам и заповедям (не убей, не укради, не прелюбодействуй, не лги; религиозные православные праздники заменили светскими праздниками: празднование начала весны – майские праздники, завершение сбора урожая – ноябрьские праздники, рождественские праздники – новогодние праздники и проч.). Во многом это объясняет всплеск религиозности в России. Данный процесс привел не к консолидации общества, а к социальному разобщению. В советском обществе не было важно, к какой вере ты принадлежишь – христианин, буддист, мусульманин или вовсе атеист, сегодня – это может стать поводом для межличностной, межгрупповой или межнациональной розни, приводящей к массовым беспорядкам или открытым военным действиям.

Таким образом, экономика, религия, культура и среда обитания трансформируются на разных уровнях. Видимые нами в повседневной жизни процессы изменения социальных систем – это лишь верхушка айсберга тех изменений, которые накапливаются в глубинных пластах коллективного бессознательного. Переход от советской системы социокультурных норм к российской, ознаменовался глобальными переоценками в области среды обитания, социальных возможностей и перспектив, интеллектуально-образовательного ресурса государства, экономической системы и религиозных приоритетов. Данные изменения привели к мощным мировоззренческим сдвигам, последствия которых еще предстоит оценить ученым.

Литература:

1. Статистика высшего образования [электронный ресурс] URL: http://stat.edu.ru/(дата доступа 29.01.13).
2. В России введут платное среднее образование // Свободная пресса [электронный ресурс] URL: http://svpressa.ru/society/article/24419/ (дата доступа 11.01.13).
3. Путь России – Платное образование и качество подготовки [электронный ресурс] URL: http://anstor.livejournal.com/50197.html (дата доступа 11.01.13).
4. Андреенкова Н.В. Ценность труда в современном российском обществе / Н.В. Андреенкова // Материалы III Всероссийского Социологического конгресса. – М., 2008.
5. Жижко Е.В. О ценности труда и успеха / Е. Жижко // Человек и труд. – 2010. – №1.
6. Ермаков И.Г. Особенности трансформации трудовых ценностей населения России : Дис. ... канд. со-циол. наук : 22.00.06 : Ростов н/Д, 2004. 137 c.