Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №1 (75) январь 2017  Рубрика: Педагогические науки"

Индивидуальный образовательный маршрут как условие реализации инклюзивного иноязычного образования

Т.С. Макарова, канд. пед. наук, доцент,
М.А. Молчанова, канд. филол. наук, доцент,
Е.А. Морозова, канд. пед. наук, доцент,
С.Г. Старицына, ст. преподаватель,
кафедра англистики и межкультурной коммуникации,
Московский городской педагогический университет,
г. Москва, Россия
, , ,
В статье рассмотрена проблема иноязычного образования в условиях инклюзии, выявлены пути его реализации в отечественном образовании, проанализирована эффективность совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормативно развивающимися сверстниками. Выделяются условия, обеспечивающие реализацию инклюзивного иноязычного образования, – такие, как организационное обеспечение, материально-техническая база образовательного учреждения, организационно-педагогические, психолого-педагогические условия, кадровое обеспечение рассматриваемого процесса. Одним из важнейших условий реализации иноязычного инклюзивного образования является построение индивидуального образовательного маршрута на основе принципов личностно ориентированного, дифференцированного и разноуровневого обучения. Инклюзивное иноязычное обучение, организованное в таких условия, способствует развитию когнитивных способностей обучающихся с особыми потребностями, становлению их активной учебной позиции, формированию умения решать проблемы, развитию творческих способностей, раскрытию их духовности. Авторы подчеркивают, что одним из успешных вариантов решения проблем инклюзивного образования может стать разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося. Немаловажную роль в успешном составлении индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзии играют профессионализм преподавателя, его умение точно определять и принимать индивидуальные различия обучающихся. Процесс разработки индивидуального образовательного маршрута имеет строгую логическую структуру и определенные этапы разработки.
Ключевые слова: инклюзивное иноязычное образование, ограниченные возможности здоровья, специальные образовательные условия, взаимодействие, социализация, адаптация, толерантность, индивидуализация обучения, индивидуальный образовательный маршрут

Актуальность проблемы инклюзивного иноязычного образования подтверждается тем, что данное понятие прочно входит в тексты нормативных документов – образовательных стандартов, концепций учебных учреждений, рабочих программ и др. Масштабность проблемы инвалидности определяет необходимость принятия государством комплекса мер по организации системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).1

Неготовность системы обучения удовлетворить индивидуальные образовательные потребности детей с ОВЗ приводит к исключению примерно 15% таких детей из системы образования, что, в свою очередь, ведет к их изоляции. Концепция инклюзивного образования дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья «включиться» в жизнь общества. Законодательство об образовании Российской Федерации гарантирует обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.2

В современном обществе под инклюзивным образованием подразумевается совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с ровесниками, имеющими нормативное развитие. Идеология инклюзивного образования заключается в том, что для получения качественного образования, социализации и адаптации в обществе детям с особыми потребностями важно активно взаимодействовать с другими детьми.

Как отмечает Е.А. Морозова, для инклюзивных обучающихся положительным следствием такого общения является возможность совместного развития и воспитания, посещения обычных учебных учреждений, налаживания дружеских отношений с «обычными» детьми. Инклюзивное образование благотворно влияет и на детей, которые не имеют никаких патологий в своем развитии или в здоровье: воспитание такого важного для нашего общества качества, как толерантность; признание уникальности личности с ее особенностями и способностями; развитие уважения к личности, обладающей иными способностями и качествами; осмысление ограничений других людей; формирование ответственности, уважения к правам других; взаимопомощи, эмпатии; развитие идентичности как основы терпимого отношения к другим.3

Необходимо отметить, что такое развитие инклюзивного иноязычного образования относительно детей с ограниченными возможностями здоровья, какое реализуется в нашей стране, сковывает общепринятую концепцию инклюзии. Мы разделяем опасение Е.Г. Лобасовой по поводу того, что такое упрощение приводит к противоречиям между специальным и общим образованием, а планомерное сокращение специальных коррекционных школ является непоправимым и деструктивным решением. Для обеспечения адекватного выбора образовательной траектории необходимо сохранить вариативность в получении образования.4

Анализ проблемы инклюзивного иноязычного образования делает необходимым определение условий, которые обеспечивают его реализацию.

В «Философском энциклопедическом словаре» понятие «условие» трактуется следующим образом: 1) «…все то, от чего зависит другое»; 2) «…среда, обстановка, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления».5

В педагогической литературе условие определяется как содержательная характеристика компонентов педагогической системы, включающей в себя содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимодействий между субъектами образовательного процесса; совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.6

Выявление условий является существенным методологическим требованием к исследованию процесса инклюзивного иноязычного образования. Выделяют следующие группы специальных условий:
– организационное обеспечение, то есть нормативно-правовая база, локальные акты образовательного учреждения, финансово-экономические условия, информационная поддержка, использование дистанционных образовательных технологий;
– материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения включает соблюдение санитарных условий для обеспечения инклюзивного иноязычного образования, организацию питания, безбарьерного пространства для обучающихся с ОВЗ, наличие технических средств реабилитации;
– организационно-педагогические условия направлены на реализацию права получить полноценное образование всеми субъектами процесса инклюзивного иноязычного образования; создание комфортной обучающей среды; использование технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, отвечающих потребностям и возможностям детей с ОВЗ; адаптация содержания учебного материала и создание индивидуальных образовательных маршрутов; включение обучающихся с особыми потребностями во внеурочную деятельность учебного заведения;
– психолого-педагогические условия предполагают организацию коррекционной работы специалистов на протяжении всего периода обучения ребенка с ОВЗ;
– кадровое обеспечение инклюзивного иноязычного образовательного процесса предъявляет особые требования к штату общеобразовательного учреждения, предполагает наличие узких специалистов, специальную подготовку руководства и педагогов для работы в условиях инклюзивного иноязычного образования.7

Как отмечает М.А. Молчанова, одним из важнейших условий реализации инклюзивного иноязычного образования является поиск новых форм активизации и индивидуализации образовательного процесса. Традиционные формы и методы обучения не могут в полном объеме отвечать требованиям к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Построение индивидуальных образовательных маршрутов дает возможность обучающимся выбирать содержание, темп, сроки, режим и формы обучения с учетом своих потребностей.8

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежат теоретические принципы личностно ориентированного, дифференцированного и разноуровневого обучения.

При таком обучении, по мнению С.Г. Старицыной, основное внимание уделяется развитию когнитивных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вовлечению их в активную учебную деятельность, формированию умения решать проблемы, развитию творческих способностей детей, раскрытию их духовности, используются технология сотрудничества, работа в малых группах. Здесь в большей мере важна роль преподавателя, его профессиональное умение точно определять и принимать индивидуальные различия обучающихся как в академических знаниях, так и в психологическом плане.9

Под разноуровневой иноязычной подготовкой понимают такую организацию учебного процесса, при которой разные обучающиеся имеют возможность овладеть учебным материалом по иностранному языку на разном уровне, в зависимости от своих индивидуальных способностей.10

Т.С. Макарова трактует индивидуализацию обучения как подготовку обучающихся с особыми потребностями в соответствии с их индивидуальными особенностями.11

Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого субъекта образовательного процесса. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.12

В.П.Беспалько определяет персонализированное обучение как педагогическую систему с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способной ее решить, причем коррективы педагогической задачи определяются особенностями личности обучающихся.13

Т.Г. Ивошина описывает модель адресного обучения как «стратегию обучения, в которой решается задача индивидуализации обучения». Индивидуальная познавательная стратегия обучающегося характеризуется совокупностью следующих показателей: система заданий, которые отвечали бы темпу вхождения в содержание предмета, уровень освоения каждым субъектом, а также познавательные возможности обучающегося.14

С точки зрения Н.Н. Суртаевой, индивидуальная образовательная траектория представляет собой четкую закономерность элементов учебной деятельности каждого субъекта образовательного процесса, соответствующую его способностям, возможностям, мотивации, интересам, реализовываемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога.15

Под индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося с ОВЗ мы понимаем организацию определенных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов развития и обучения, позволяющих интегрировать ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Составление индивидуального образовательного маршрута в системе инклюзивного иноязычного образования имеет строгую логическую структуру и состоит из определенных этапов:
– определение обучающегося с ОВЗ в определенный класс, прикрепление специалистов психолого-педагогического сопровождения;
– планирование индивидуального образовательного маршрута, анализ сопроводительной документации ребенка (программа реабилитации, медицинская карта, психолого-педагогические характеристики);
– комплексная диагностика ребенка, формулирование образовательной цели индивидуального развития, отражающей интересы, возможности, потребности обучающегося с ОВЗ;
– составление индивидуального образовательного маршрута;
– совместная деятельность коллектива образовательного учреждения, учителей, психолого-педагогического сопровождения, родителей по реализации индивидуального образовательного маршрута;
– анализ результатов работы учителей, администрации учебного заведения и специалистов, информационной поддержки; оценка психического и физического состояния здоровья ребенка, его достижений в процессе инклюзивного иноязычного образования;
– определение задач на следующий период обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ представляет собой проявление стиля учебной деятельности каждого субъекта, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемого в сотрудничестве с администрацией образовательного учреждения, педагогами, тьютором, родителями при психолого-педагогическом сопровождении.

Литература:

1. Антонова С.В. Исследование социального отношения к образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями // Международный студенческий научный вестник. М., 2013.
2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: метод. рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина. М.: Изд-во МГППУ, 2012. 92 с.
3. Морозова Е.А. Некоторые аспекты обучения слепых и слабовидящих иностранному языку // Уникальные исследования XXI века. Казань, 2015. № 4 (4). С. 51–56.
4. Лобасова Е.Г. Особенности инклюзивного иноязычного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья // Уникальные исследования XXI века. Казань, 2015. № 4 (4). С. 17–25.
5. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. 576 с.
6. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. 1987. № 1. С. 29–32.
7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: метод. рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина. М.: Изд-во МГППУ, 2012. 92 с.
8. Молчанова М.А. Общие особенности обучения детей с нарушениями зрения // Научное мнение. СПб., 2016. № 8-9. С. 64–67.
9. Старицына С.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие саморазвития бакалавров педагогического образования // Прикладная лингвистика. Терминоведение: сб. науч. ст. М., 2014. С. 90–99.
10. К вопросу о дистанционном обучении на базе компьютерных коммуникационных сетей / Е.С. Полат [и др.] // Информатика и образование. 1997. № 1. С. 23–52.
11. Макарова Т.С. К вопросу о реализации адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования // Уникальные исследования XXI века. Казань, 2015. № 4 (4). С. 26–32.
12. Горлова Е.А. Разноуровневое обучение русскому языку на материале курса 5–7 классов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2005. 24 с.
13. Беспалько В.П. О некоторых предпосылках построения дидактической теории учебника // Советская педагогика. 1980. № 1. С. 45–83.
14. Ивошина Т.Г. Экопсихологический подход к организации образовательной среды (опыт индивидуализации обучения) // Психологическая наука и образование. 1998. № 1. С. 43–51.
15. Суртаева Н.Н. Технология индивидуально-образовательных траекторий: метод. рекомендации. 2-е изд. Спб., 2000. 32 с.
Яндекс.Метрика