Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: № 11 (74) декабрь 2016  Рубрика: Экономические науки

Повышение эффективности российского малого бизнеса посредством использования облачных сервисов

Л.С. Онокой, доктор социол. наук, профессор,
кафедра бизнес-информатики,
Финансовый университет при Правительстве РФ,
г. Москва, Россия
В статье приводится определение малого предприятия, раскрывается специфика российского малого бизнеса. Автор анализирует преимущества малого бизнеса по сравнению с крупным и средним бизнесом; обозначает его недостатки. Одним из важных факторов повышения эффективности предприятий малого бизнеса, по мнению автора, является улучшение его управления, что обеспечивается, в том числе, благодаря использованию современных информационных технологий. Автор раскрывает проблемы информатизации малого бизнеса. В первую очередь, это недостаточность финансовых средств, необходимых для осуществления ИТ-проекта. С целью решения данной проблемы автор предлагает использовать для информатизации малого бизнеса облачные сервисы. Как показывает практика, применение облачных сервисов позволяет значительно снизить финансовые расходы на информатизацию малых предприятий. В последнее время облачные сервисы активно развиваются и получили широкое распространение как в России, так и за рубежом. В статье приводится описание существующих моделей облачных сервисов, раскрывается специфика использования облачных технологий. Особое внимание автор уделяет анализу преимуществ использования облачных сервисов для информатизации малых предприятий.
Ключевые слова: малое предприятие, малый бизнес, бизнес-процессы, информационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений, ИТ-решения, ИТ-инфраструктура, уровень зрелости бизнес-процессов, облачные технологии, облачные сервисы

Настоящее время характеризуется широким распространением информационных технологий (ИТ), которые эффективно используются во всех отраслях экономики России, что находит отражение в высоком спросе на разработку и внедрение ИТ-решений. Известно, что проект информатизации любой организации весьма затратен, поэтому в условиях современного экономического кризиса организации предпочитают такие ИТ-решения, которые позволяют минимизировать затраты. В первую очередь это актуально для малых предприятий.

Малое предприятие – коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период варьируется от пятнадцати до ста человек включительно, а выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налогов на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает 400 млн р.1

Предприятия малого бизнеса являются довольно важным сектором рыночной экономики, так как они способствуют развитию государства в целом и его экономики в частности. Быстрое реагирование на изменения рынка, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация в определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с небольшим стартовым капиталом и развиваться в отраслях, не подходящих для крупного бизнеса – эти характеристики малого бизнеса являются достоинствами, повышающими устойчивость малых предприятий на внутреннем рынке.

Анализ специфики малого бизнеса позволил автору выделить целый ряд его преимуществ перед средним и крупным бизнесом:
– хорошая приспособляемость к местной специфике;
– относительная самостоятельность в вопросах ведения бизнеса;
– гибкость, оперативность и готовность к инновациям;
– сравнительно небольшие затраты на управление;
– быстрая реакция на конъюнктуру рынка;
– сравнительно небольшие капиталовложения в расчёте на одного работника;
– большая личная заинтересованность собственников малого бизнеса в экономии ресурсов и достижении успеха.

Вместе с тем, следует отметить и определённые недостатки, характерные для малых предприятий:
– большие предпринимательские риски и, как следствие, неустойчивость положения малых предприятий на рынке;
– зависимость от крупного и среднего бизнеса;
– недостаточность финансовых средств и проблематичность привлечения внешних источников финансирования.

Нехватка финансовых ресурсов побуждает малые предприятия искать средства для повышения эффективности работы с целью увеличения прибыли. Одним из важных факторов повышения эффективности предприятия малого бизнеса является улучшение его управления, что обеспечивается благодаря использованию современных информационных технологий2.

Известно, что применение информационных технологий в сфере управления бизнесом нацелено на анализ его бизнес-процессов и управление ими, прогнозирование и информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений.

Одной из проблем информатизации предприятий малого бизнеса является недостаточно развитая организационная структура, нечеткое распределение функциональных обязанностей, что находит отражение в низких показателях уровня зрелости бизнес-процессов. Кроме того, в небольших организациях функции по обслуживанию и поддержке ИТ-инфраструктуры зачастую выполняют не квалифицированные в данной сфере работники, а рядовые сотрудники, что ведет к снижению эффективности управления ИТ-инфраструктурой. Известно, что такая ИТ-инфраструктура не является зрелой и сама по себе ненадежна. Все вышеперечисленное, а также отсутствие достаточных финансовых ресурсов значительно осложняет процесс информатизации малых предприятий. Во многих из них автоматизация реализована локально, зачастую это только информационная система бухгалтерского учета. В условиях частичной информатизации не удается достигнуть значительных результатов в вопросах повышения эффективности управления.

Одним из вариантов решения проблемы информатизации малых предприятий является использование облачных сервисов, что может быть реализовано в следующих вариантах:
– программное обеспечение как услуга (Software as a service – SaaS) предоставляет конечным пользователям доступ к программному приложению через Интернет. Оплата происходит только за фактическое пользование услугой, а вся ответственность за лицензирование и обновление программного обеспечения лежит на поставщике этой услуги;
– инфраструктура как услуга (Infrastructure as a service – IaaS) включает предоставление аппаратной ИТ-инфраструктуры (в том числе сервера, сети и устройств хранения информации). Иногда под IaaS подразумевается аренда виртуальных серверов на чужом оборудовании;
– платформа как услуга (Platform as a service – PaaS) включает в себя SaaS, а также операционную систему вместе с ее интерфейсом.

Выше перечислены основные модели обслуживания облачных сервисов. Однако с развитием и популяризацией облачных технологий на рынке появились новые модели:
– все как услуга (Everything as a service – EaaS). При такой услуге клиенту предоставляется в доступ все, начиная от аппаратной части до управления бизнес-процессами, в том числе поддержка взаимодействия между пользователями. Клиенту требуется только доступ в Интернет;
– рабочее место как услуга (Workplace as a service – WaaS). В данной модели поставщик услуги предоставляет клиенту рабочие места для сотрудников, устанавливает и настраивает требуемое программное обеспечение;
– данные как услуга (Data as a service – DaaS). Клиенту предоставляются требуемое пространство для хранения информации и удаленный доступ к ней;
– безопасность как услуга (Security as a service – SCaaS). Модель позволяет клиентам использовать продукты, которые обеспечивают безопасность локальной системы, переписки, веб-технологий.

Приведенный перечень моделей облачных сервисов не является исчерпывающим, и с течением времени он будет пополняться новыми моделями.

Специалисты Национального института стандартов и технологий США (NIST) в своей работе «The NIST Defi nition of Cloud Computing»3 раскрывают специфику облачных технологий:
– наличие у клиента возможности самообслуживания (без присутствия человека со стороны поставщика услуги);
– широкополосный доступ в глобальную сеть Интернет;
– концентрация ресурсов на отдельных площадках и платформах для более эффективного их использования и распределения;
– гибкость, быстрая масштабируемость ресурсов (они могут мгновенно выделяться и освобождаться в соответствии с изменениями потребностей клиента);
– автоматические управление и контроль сервиса: система, управляющая облаком, автоматически контролирует и регулирует выделение ресурсов на основании измеряемых показателей сервиса (размер хранилища данных, число пользователей, скорость передачи данных).

Из этих свойств вытекают преимущества облачных сервисов. Облачные сервисы обеспечивают сокращение затрат на информационные технологии, поддержку и сопровождение информационных систем, быстрый доступ к необходимой информации и ресурсам, прозрачность и предсказуемость расходов, повышение мобильности персонала, занятого информационной работой. Ограничением использования облачных технологий являются риски, связанные с информационной безопасностью, обеспечением конфиденциальности данных и доступностью сети Интернет4. Исследования показали, что несмотря на существование рисков при использовании облачных сервисов, значительное число компаний малого бизнеса в России уже активно работают с ними.

По результатам исследований аналитиков фирмы «iKS-Consulting», опубликованных в 2015 году, объем российского облачного рынка за 2014 год вырос более чем на треть5, причем самым крупным сегментом является облачный сервис SaaS (программное обеспечение как услуга). Основным стимулом для развития этого рынка, по мнению экспертов, является малый и средний бизнес6.

Таким образом, по мнению автора, повышению эффективности малого бизнеса способствует его информатизация с использованием облачных решений, среди преимуществ которых можно указать следующее: обеспечение доступа к служебной информации из любой точки земли при наличии сети Интернет; увеличение прозрачности всех видов учета для менеджеров всех уровней управления и, как следствие, повышение эффективности управления деятельностью малых предприятий; значительная экономия финансовых средств на покупку лицензий, внедрение и последующее сопровождение программного обеспечения (по оценкам специалистов, затраты уменьшаются в несколько раз); экономия финансовых ресурсов, необходимых для компьютерного оснащения малого предприятия, так как технические требования к компьютерам пользователей минимальны.

Литература:

1. Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 25.11.2016).
2. Онокой Л.С. Современная практика автоматизации организаций с использованием облачных технологий // Научные исследования и разработки 2016: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Астрахань, 2016. С. 855–858.
3. Mell P., Grance Т. The NIST Defi nition of Cloud Computing [Электронный ресурс]. URL: https://www.nist.gov/sites/default/fi les/documents/itl/cloud/cloud-def-v15.pdf/ (дата обращения: 25.11.2016).
4. Железняков Д.А. Использование «облачных» технологий в конструкторско-технологическом обеспечении машиностроительных производств // Сборник научных статей Международной молодежной научно-практической конференции «Прогрессивные технологии и процессы». Курск, 2015. С. 342–346.
5. Облачные сервисы (рынок России) [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Облачные_сервисы_(рынок_России)/ (дата обращения: 25.11.2016).
6. Российский рынок SaaS принадлежит молодым ИТ-компаниям [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/reviews/cloud2015/articles/rossijskij_rynok_saas_prinadlezhit_molodym_itkompaniyam/ (дата обращения: 25.11.2016).
Яндекс.Метрика