Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: № 9 (72) октябрь 2016  Рубрика: Педагогические науки"

Университетская инфраструктура как движущая сила региональной молодежной политики в области межкультурного взаимодействия

Е.М. Покровская, канд. филол. наук, доцент,
зав. кафедрой иностранных языков,
Л.В. Смольникова, канд. психол. наук, доцент,
кафедра философии и социологии,
А.В. Колесник, магистрант,
факультет инновационных технологий,
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,
г. Томск, Россия
, ,
В статье показаны концептуальные основания формирования модели комфортного межкультурного взаимодействия в образовательном пространстве города Томска. Раскрыты основные механизмы проектной работы в области межнациональных отношений, позволяющие проводить целенаправленную образовательную, просветительскую деятельность по кросскультурному взаимодействию, которые требуют комплексного подхода в решении и опираются на использование университетской инфраструктуры. В статье рассмотрены основные аспекты проблем организации обучения и выстраивания содержания образования в поликультурном образовательном пространстве региона, которые осуществляются на базе Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Данная тема в течение ряда лет разрабатывается в теории и на практике ведущими преподавателями кафедры философии и социологии университета. В настоящее время накоплен обширный арсенал способов, механизмов и средств, направленных на использование университетской инфраструктуры как движущей силы региональной молодежной политики в области межкультурного взаимодействия. Авторы описывают опыт взаимодействия университета с национально-культурными автономиями города и области по выстраиванию межкультурных отношений и целенаправленному формированию этнокультурного и поликультурного образовательного пространства, вовлечению их в программные мероприятия по вопросам профориентации и развития образования в регионе, адаптации мигрантов, воспитания толерантности молодежи. Подчеркнуто, что для максимально эффективного решения педагогических задач в области межкультурного взаимодействия необходимо использовать университетскую инфраструктуру как движущую силу региональной молодежной политики. Это не только обеспечивает процесс самореализации студентов в профессиональной деятельности, но и способствует экономическому развитию региона.
Ключевые слова: молодёжная политика, межкультурное взаимодействие, межкультурные коммуникации, молодёжь, толерантность, этнос, кросскультурное пространство, национально-культурная автономия, университетская инфраструктура

Этнические вопросы встают сегодня перед мировым сообществом все более остро. Увеличение миграционных потоков тревожит как российское общество, так и в целом мировую общественность. Приехав в другую страну и проходя процесс адаптации, мигранты очень часто сталкиваются с серьезными проблемами. И самая важная из них – это непринятие обществом приезжего человека как личности. Немалую роль играют стереотипы, антисоциальные нормы неформальных объединений, агрессивность и многое другое. В частности, эта проблема касается студенческой молодежи1. Поэтому сегодня среди ключевых задач социальных институтов можно выделить воспитание толерантности. И в первую очередь это касается системы образования как непосредственно связанной с молодыми людьми. Институционально закрепленный механизм организации работы с молодежью – региональная молодежная политика – нуждается в новых формах и методах функционирования. Для решения таких задач важно применять арсенал социогуманитарных педагогических средств, накопленных вузами города, построив своего рода инфраструктуру, позволяющую реализовать коммуникативную сеть, состоящую из площадок не только для обмена опытом и трансляции знаний, но и для осуществления корректирующих воздействий при взаимодействии с властью.

Кроме того, вызовы современного мира требуют модернизации учебного процесса, а ФГОСы нового поколения направлены на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, уметь критически анализировать знания для применения их при решении новых задач2. Парадигма компетентностного подхода обуславливает возможность широкого применения современных педагогических технологий. Кроме того, одна из функций системы образования, связанная с гармонизацией общества, определяет необходимость формирования у студентов набора общекультурных компетенций, способствующих комфортному межнациональному взаимодействию. Поэтому сегодня, учитывая комплексный подход, важно определить механизм взаимодействия вузов с представителями национально-культурных автономий (НКА) для реализации работы по формированию толерантности в рамках программ учебных дисциплин, что позволит максимально эффективно решать педагогические задачи и достигать целей образования за счет использования полного инструментария, обозначенного ФГОСами нового поколения3.

Помимо этого, новая социально-экономическая стратегия развития города Томска (старейшего крупного образовательного центра в Сибири) ориентирована на создание его образа как места, комфортного для проживания, креативного и конкурентного. Все это обуславливает использование университетской инфраструктуры как ресурса эффективного межкультурного взаимодействия, но определяющим условием формирования кросскультурного пространства является расширение социально-образовательной среды посредством привлечения в город молодежи из стран ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня Томск – это уникальный «сплав» научных образовательных инновационных достижений, на территории и в атмосфере которого происходит развитие современной личности, или развитие интеллектуального истеблишмента. Вместе с тем, социологические опросы показали, что иноэтничные граждане, прибывающие в Томск, зачастую испытывают затруднения в обучении, при общении со студенческим сообществом, преподавателями не только в процессе учебных занятий, но и во внеучебной жизни4. В разрешение проблемных вопросов, связанных с адаптацией мигрантов, частично включаются НКА, которые выступают для вновь прибывших инонациональных студентов проводниками в новый для них социум.

В настоящее время на территории Томской области действуют около 30 общественных и национальных организаций, занимающихся проблемами этнокультурного взаимодействия, из них 17 национально-культурных автономий5. Они стали возникать в районных центрах области. Так, в Чаинском районе функционирует удмуртская автономия, в Томском – ингушская, в Шегарском – белорусская. Действуют два областных государственных учреждения культуры: «Российско-Немецкий Дом» и «Центр татарской культуры». Вместе с тем, в городе складывается опыт взаимодействия НКА с вузами. Многие национальные объединения являются участниками ежегодных областных научно-практических конференций с международным участием, образовательных форумов, посвященных вопросам развития этнокультурного и поликультурного образования в регионе, адаптации мигрантов из стран Азии. К сфере практической деятельности НКА по формированию инфраструктуры относятся такие мероприятия, как профориентационная работа среди населения стран ближнего зарубежья, организация курсов русского языка и культуры, сопровождение студентов – представителей НКА на протяжении всего срока обучения.

В этой связи рассмотрим наиболее показательные примеры взаимодействия вузов и НКА в Томской области.

Так, важным направлением деятельности местной общественной организации НКА таджиков (МООНКАТ) является помощь в организации курсов по обучению детей мигрантов русскому языку в контексте областной целевой программы «Общегражданский мир и межэтническое согласие в Томской области». Автономия таджиков по собственной инициативе ведет работу по адаптации и сопровождению инонациональных студентов-первокурсников, по их интеграции в молодежную среду вузов Томска. Представители автономии осуществляют правовую помощь студентам при регистрации по новому месту проживания, по заселению и устройству в общежитие, получению медицинских справок; оказывают содействие в разрешении бытовых проблем посредством привлечения студсовета, администрации общежития, профкома и деканатов; организуют ознакомительные экскурсии по городу.

Для эффективной координации деятельности по гармонизации межнационального взаимодействия в вузе создается координационный совет, включающий представителей органов государственной власти, ректората, преподавателей, студентов вузов, занимающихся вопросами этнокультурного образования и межэтнических отношений, представителей НКА; организуются проектно-творческие группы из числа заинтересованных лиц по осуществлению содержательной работы.

Таким образом, мы можем видеть, что в образовательном пространстве вуза имеются необходимые условия для формирования позитивного опыта в области этнокультурного образования: корпус научно-методических статей и исследований по содержанию деятельности в области межнационального взаимодействия; кадры методистов, работающих на создание соответствующего справочно-библиографического поля исследований; серия проектов и грантов по данной проблематике; групповое проектное обучение студентов как площадка для реализации и апробации наработок и методик.

В качестве примера хотелось бы привести ряд методических рекомендаций по проведению интерактива «Выставка атрибутов культур и наций». Данный интерактив в первую очередь ориентирован на когнитивный аспект. Именно на нем предлагается подробно ознакомиться с культурой определенного этноса и с конкретными атрибутами данной национальности. Для этого используются теория – история этноса; наглядная демонстрация символизирующих данную культуру предметов быта, жизнедеятельности или фотографии.

На интерактиве «Флаги мира» участники сосредоточены на символическом воплощении культуры и менталитета народа. При помощи художественных средств на часть тела, которую предложит гость (руку, щеку и т.д.), наносится рисунок флага любой страны. Используются государственная символика, культурные знаки.

Другой пример, который заслуживает особого внимания, – это работа студенческих проектно-творческих групп, в частности, организация фестиваля национальных культур. Данный фестиваль предполагает многообразие форм участия – от организации мастер-классов, передвижных выставок, интерактивных площадок до спортивных состязаний в национальных видах спорта «СибМикс», и представляет собой погружение в культуры разных этносов через сопричастие к их национальным традициям.

Так, в процессе проведения III фестиваля (15 ноября 2013 года) на площадке городского Дома ученых все без исключения могли поучаствовать в тувинской национальной борьбе хуреш, научиться танцевать традиционный танец-хоровод бурят ехор, поиграть в якутскую национальную игру хабылык, примерить на себя русские костюмы XVIII–XIX веков, станцевать современный западный танец hip-hop, изготовить древнее алтайское украшение шанкы.

При дальнейшей реализации проекта «Фестиваль национальных культур» необходимо осуществлять контроль над развитием толерантности у студентов при помощи проведения дискуссии «Почему фестиваль важен для приобретения коммуникативного опыта», находя ответы на следующие вопросы: для чего необходимо изучать историю и традиции различных культур и этносов? Действительно ли фестиваль является площадкой для межкультурного взаимодействия? Возможно ли на мастер-классах действительно обучиться особенностям определённой национальной деятельности и приобщиться тем самым к культуре определенного этноса? Можно ли утверждать, что интерактивы – это форма ознакомление с культурой и традициями различных этносов? Почему изучение другой культуры поможет нам при взаимодействии с ее представителями? Являются ли актуальными методы воспитания этнокультурной толерантности фестиваля национальных культур? Почему?

В ходе обсуждения данных вопросов у студентов формируется точка зрения относительно межэтнического диалога. А также закрепляются полученные на фестивале необходимые для толерантного межкультурного взаимодействия навыки. Отметим, что эти мероприятия явились результатом кропотливой работы по выстраиванию взаимодействия вузов и НКА Томской области, выступающей базой для разработки программы самореализации мигрантов с учетом их культурно-ценностных потребностей. Напомним, что замысел данного проекта возник на молодежном кросс культурном форуме «Этнокультурная мозаика» (2013), обсуждался в ходе проведения круглого стола «Университетская инфраструктура г. Томска – ресурс эффективного межкультурного взаимодействия», инициированного комитетом по местному самоуправлению администрации города, и получил свое дальнейшее развитие на II и III молодежных кросскультурных форумах (2014, 2015). По замыслу авторов, системная работа в сфере национальных отношений и национальной безопасности может и должна строиться на базе, где созданы комфортная психологическая среда, толерантное коммуникативное пространство.

В данной статье мы предложили функциональную динамическую модель взаимодействия, где управление межнациональными коммуникациями осуществляется в «зоне значимости» (пространстве кросскультурных практик, лабораторий и экспериментов), которая определена степенью включенности участника в предлагаемое пространство. Таким образом, для увеличения «зоны значимости» уже сделан первый шаг – это создание ресурсно-методического центра гуманитарного факультета Томского университета систем управления и радиоэлектроники, на базе которого был реализован проект по выработке механизмов межведомственного взаимодействия6. И сейчас, в развитие системной работы, запущен проект, направленный на создание программы самореализации мигрантов, выявление их культурных ценностных потребностей. Научная значимость проекта состоит в определении зависимости потребности в самореализации от принадлежности к той или иной культуре. Практическая значимость заключается в создании университетской инфраструктуры, где осуществляется включение НКА в развитие региона, его становление как инновационного, комфортного, креативного, конкурентоспособного и комплексно реализующего задачи региональной молодежной политики в области межнациональных отношений, что позволяет получить экономические эффекты и приводит к следующему уровню взаимодействия педагогического сообщества, власти и НКА – созданию условий для устойчивого функционирования вышеобозначенной модели.

Литература:

1. Правовые основы работы с молодежью. М.: Юнити-Дана, 2010. 120 с.
2. Емтыль Т.Х. Формирование экономической компетентности студентов вузов физической культуры [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.rsl.ru/01002750915 (дата обращения: 01.07.2016).
3. Исследование отношения студентов к межнациональному взаимодействию в контексте вузовского образования [Электронный ресурс] / Е.М. Покровская [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/3/244.pdf (дата обращения: 14.07.2016).
4. Там же.
5. Стратегия развития этнокультурного образования в Томской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/78/092/24870.php (дата обращения: 14.07.2016).
6. См.: Кафедра философии и социологии ТУСУР [Электронный ресурс]. URL: https://tusur.ru/ru/otusure/struktura-i-organy-upravleniya/departamentobrazovaniya/fakultety-i-kafedry/gumanitarnyyfakultet/kafedra-fi losofi i-i-sotsiologii (дата обращения: 19.06.2016); Connect-Universum–2012 [Электронный ресурс]: сб. материалов IV Международ. науч.-практ. интернет-конф. Томск: Изд-во ТГУ, 2012. 208 с. URL: http://e.lanbook.com/book/44928 (дата обращения: 10.07.2016).
Яндекс.Метрика