Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: № 9 (72) октябрь 2016  Рубрика: Социологические науки

Методологические основания исследования социальной инклюзии лиц с инвалидностью

Ю.А. Афонькина, канд. психол. наук, доцент,
кафедра специальной педагогики и специальной психологии,
Мурманский арктический государственный университет,
г. Мурманск, Россия
В статье предложено рассмотрение проблемы социальной инклюзии лиц с инвалидностью в новом контексте: как процесса, обусловленного совокупностью внешних и внутренних факторов. Разрабатывается методология научных исследований проблемы социальной инклюзии лиц с инвалидностью с точки зрения психосоциальных условий самоактуализации данной категории граждан в разных социальных средах. Самоактуализация трактуется как механизм включения лиц с инвалидностью в социальные процессы, направленные на поддержание баланса социальных и личных интересов, общественных и личных ценностей. Такой подход позволит обеспечить переход от ситуативного решения социальных проблем лиц с инвалидностью к социальному конструированию условий для их самораскрытия как личности и индивидуальности, что может значительно повысить их абилитационный и реабилитационный потенциал, а также степень их участия в общественном воспроизводстве. Тем самым предложенная автором система методологических оснований может составить базу исследований проблем лиц с инвалидностью в новой научной парадигме, предполагающей актуализацию таких значимых аспектов социальной инклюзии, как побуждение к независимой жизни и проявление социальной субъектности.
Ключевые слова: социальная инклюзия, лица с инвалидностью, психосоциальные условия, стратегии социальной инклюзии, научное исследование, уровень методологии, методологические основания, научные принципы

Современное общество характеризуется усилением гуманистических тенденций, стремлением к достижению равноправия всех категорий граждан.

Важным аспектом создания устойчиво развивающегося общества является полноценное включение в социальную жизнь уязвимых групп населения, выступающих в качестве «нетипичных» субъектов, неспособных войти в значимые для их социализации связи, отношения и практики в сложившихся в обществе условиях1.

Одной их фундаментальных задач, стоящих перед отечественной наукой в современных условиях, является методологическое и инструментальное обеспечение разработки и реализации стратегий социальной инклюзии лиц с инвалидностью, позволяющих в максимальной степени учитывать особенности их личности, проявляющиеся в потребности самоактулизации, социального самопредъявления. Все это вводит проблему инклюзии не только в социальное, но и в собственно человеческое измерение, связанное с учетом потребностей и интересов конкретного индивида, включенного в конкретные социальные среды, обеспечивающие его cоциальное функционирование и развитие.

Социальная инклюзия требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий, существенных изменений общественного сознания и общественных институтов в направлении принятия и участия всех без исключения категорий населения, поскольку процесс включения-исключения зависит от сложных условий, являющихся результатом взаимодействия множества индивидуальных и социальных факторов.

Лица с инвалидностью, номинально обладающие всей полнотой прав человека, наделяемые на нормативно-правовом уровне «достоинством, присущим всем членам человеческой семьи»2, в реальности испытывают существенные трудности, обусловленные наличием как объективных, так и субъективных оснований их дезинтеграции и маргинализации, среди которых следует выделить недостаточную развитость общественного сознания, стигматизацию и самостигматизацию инвалидов3, слабость их социально-мотивационных механизмов4, неустойчивость побуждений к независимой жизни и социальной субъектности5.

Таким образом, на сегодняшний день требуется разработка новых концептуальных подходов к изучению психосоциальных условий самоактуализации лиц с инвалидностью в инклюзивно-интегративном пространстве современного общества, находящегося в ситуации трансформации, которые раскрывали бы многозначные взаимодействия объекта и субъекта, общества и личности, а также позволили бы осуществить переход от констатации необходимости решения социальных проблем лиц с инвалидностью к социальному конструированию условий для их самораскрытия как личности и индивидуальности.

Особую актуальность приобретает научный анализ конкретных социальных сред, их структур и динамики, в которых происходит самоактуализации лиц с инвалидностью, что позволит разрабатывать и использовать социально-технологические средства, обеспечивающие их самоактуализацию.

Своеобразие современных социальных сред, обусловленное новыми общественными тенденциями инклюзии и интеграции, в которых происходит самоактуализация лиц с инвалидностью, определяет существование большого разнообразия типологических вариантов данного психосоциального процесса в зависимости от характера включенности и степени интегрированности в жизнь общества.

В конечном итоге, в реальной социальной действительности существуют и обостряются противоречия между потребностью лиц с инвалидностью в самоактуализации и теми регулятивными разрешениями и ограничениями, которые применяются к ним в обществе. Возникает необходимость разрешения комплекса противоречий, складывающихся в сфере социальной инклюзии лиц с инвалидностью, основное из которых заключается в том, что законодательно-правовым образом они наделены всей полнотой прав и свобод, но реально по-прежнему преобладают процессы их эксклюзии, оказываются неразработанными теоретические образы социальной инклюзии и практико-ориентированные индивидуализированные модели инклюзивных практик, обеспечивающих баланс как особых, так и общечеловеческих потребностей лиц с инвалидностью и социальных условий их удовлетворения.

Наличие и необходимость разрешения комплекса обозначенных противоречий требуют теоретико-методологической разработки концепта социальной инклюзии. Однако в современной науке до сих пор отсутствует глубокая проработка как самого феномена социальной инклюзии лиц с инвалидностью, так и условий их включения в разнообразные социальные среды.

Решение данной научной задачи может быть осуществлено на разных методологотеоретических уровнях.

Первый уровень методологии (теоретико-фундаментальный) раскрывает применимость методологических принципов науки к анализу процесса социальной инклюзии.

Общенаучный принцип объективизации определяет необходимость обращения исследователя к объективным фактам, характеризующим социальную инклюзию, нормативно-правового, организационного, межличностного, рефлексивного характера, отражающих в том числе и специфику социального самовосприятия лиц с инвалидностью, взаимовосприятие лиц с инвалидностью и других членов общества.

Источниками этих фактов являются средства массовой информации (в том числе интернет-сайты инвалидов), законодательная база, опросы и глубинные интервью, натурное наблюдение, например, для выяснения степени доступности среды, публичные доклады политиков, представителей сообществ инвалидов, а также статистические данные.

Принцип историчности дает понимание необходимости анализировать проблемы инвалидности и социальной инклюзии применительно к конкретным историческим условиям, показывает взаимосвязь данной проблематики с ведущими тенденциями развития общества и социальных представлений о человеке, его роли в общественных процессах.

Связанный с принципом историчности принцип конкретизации позволяет представить социальный объект, в качестве которого рассматривается социальная инклюзия, как носителя противоречий в конкретных исторических условиях, которые движут его развитием, позволяют прогнозировать риски и аккумулировать возможности.

Принцип типологизации определяет необходимость для социально управляемого и прогнозируемого развития идей социальной инклюзии обозначить типичных субъектов социальной инклюзии, типологизировать модели их социального поведения, что позволит разработать типологическую модель социальной инклюзии и типичную методику научного анализа социальной инклюзии как развивающегося, целостного процесса.

Данный принцип содержательно дополняется принципом универсализма, реализация которого позволит приложить полученные результаты исследований социальной инклюзии к ее разнообразным вариантам, экстраполировать их на иные условия, чем те, в которых проходило исследование (например, территориально), что придаст результатам исследования не временный, а долгосрочный характер.

Принцип динамизма позволяет интерпретировать инклюзивные процессы как изменяющиеся в конкретном пространственно-временном континууме. Соответственно, предполагается необходимость изучения пространственно-временных характеристик социальной инклюзии, среди которых ведущее место следует отвести изучению разных социальных сред, задающих инклюзивное пространство и отражающих специфическое межличностное взаимодействие акторов инклюзии. Например, при изучении социальной инклюзии лиц с инвалидностью ювенальной категории таковыми социальными средами выступают семья, образование, общение и досуг.

Принцип взаимосвязи, реализуемый применительно к исследованию социальной инклюзии лиц с инвалидностью, предполагает выявление, описание и интерпретацию ее взаимосвязанных условий – как внешних, так и внутренних, как объективных, так и субъективных, что позволит создать представление о детерминантах социальной инклюзии, а значит, показать причины так называемых барьеров инклюзии и пути их преодоления.

Второй уровень методологии (конкретно-научный) предполагает определение концептуальных оснований исследования, то есть выделение его ведущих концептов, так называемого понятийного аппарата, отражающего авторскую научную интерпретацию объекта и предмета исследования, их феноменологических и операциональных характеристик. Иными словами, происходят категоризация, концептуализация и операционализация исследования. Данный уровень методологии реализуется в двух аспектах: во-первых, в концептуально-теоретическом, а во-вторых, в процессуально-деятельностном.

При социологическом изучении социальной инклюзии лиц с инвалидностью, исходя из принципов инклюзии, ее социального смысла, в качестве теоретического подхода может выступить субъектный подход, раскрывающий собственно человеческие детерминанты социального поведения и разработанный на основе имеющихся в социологии подходов к проблеме инвалидности.

В качества концепции, раскрывающей данный подход, выделим авторскую концепцию человеческого достоинства лиц с инвалидностью6, посредством которой устанавливается содержательная связь идеи исследования, ее интерпретации и концептов. В контексте концепции человеческого достоинства лиц с инвалидностью концептами, конкретизирующими данную концепцию применительно к объекту, предмету исследования и требующими эмпирического изучения, выступают самоактуализация, социальные среды, инклюзивный потенциал.

Итак, на конкретно-научном уровне методологии создается специфический образ/образы социальной инклюзии лиц с инвалидностью, в котором содержатся элементы общего и единичного, дополняя друг друга, а также описывается объект исследования с точки зрения его структуры, внутренних связей, основных свойств, законов функционирования и развития (саморазвития) во взаимодействии с другими объектами. Тем самым закладываются теоретические основания для разработки социальных механизмов управления изучаемым объектом (в данном случае, социальной инклюзией лиц с инвалидностью) в направлении достижения заданных целей, обоснования отбора средств достижения поставленных целей, разработки критериев оценки достигнутого как соответствующего или несоответствующего поставленным целям, а также для прогнозирования возможных социальных эффектов, рисков в процессе достижения определенных изменений.

Третий уровень методологии (процедурно-технологический, или эмпирический) раскрывает совокупность приемов, процедур, действий, операций теоретико-эмпирического познания изучаемого объекта.

Реализация данного уровня методологии осуществляется по четырехчастной модели. Отражательная часть определяет своеобразный фокус восприятия изучаемого объекта и его характеристик, исследовательский взгляд на изучаемую проблему. Основываясь на теоретических положениях, исследователь познает закономерности объекта. Нормативная часть задает правила, приемы, процедуры познания, отражающие конкретные эмпирические методы исследования. Инструментальная часть предполагает разработку особых инструментальных средств, например, таких, как схема наблюдения, опросный лист, критерии контент-анализа публикаций в СМИ. Процедурная часть представляет собой строго заданную последовательность действий в рамках эмпирического исследования, отражающую как специфику объекта и предмета исследования, так особый контекст, определенный исследовательскими задачами.

Итак, уровневая модель методологии исследования позволяет описать и интерпретировать феномен социальной инклюзии лиц с инвалидностью как процесс, обусловленный совокупностью внешних и внутренних факторов.

Литература:

1. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133–140.
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения: 02.10.2016).
3. Жигунова Г.В., Ткаченко И.Л. Ресурсный потенциал инвалидов ювенальной категории: моногр. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. 220 с.; Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество: дис. … д-ра социол. наук. М.: Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2011. 345 с.
4. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 133–140.
5. Петросян В.А. Интеграция инвалидов в российское общество: дис. … д-ра социол. наук. М.: Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2011. 345 с.
6. Афонькина Ю.А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства [Электронный ресурс] / Современные исследования социальных проблем. 2015. № 11 (55). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-inklyuziya-lits-s-invalidnostyu-i-problemachelovecheskogo-dostoinstva (дата обращения: 02.10.2016).
Яндекс.Метрика