Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №6 (69) июнь 2016  Рубрика: Педагогические науки"

Формирование исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната

Ю.Т. Антонова, ст. методист,
Якутская кадетская школа-интернат,
г. Якутск, Россия
В статье анализируются проблемы и пути развития кадетского образования в Республике Саха (Якутия). Рассматриваются вопросы формирования исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната как одного из важнейших направлений современной педагогики. Осуществляется теоретический анализ понятий «компетентность», «компетенции». Подчеркивается, что и компетентность, и компетенции являются результатом обретения опыта работы в какой-либо сфере, в том числе исследовательской деятельности. Через определение начального уровня сформированности исследовательской компетенции у учащихся кадетской школы-интерната автором выявлен комплекс педагогических условий успешной реализации структурно-функциональной модели формирования исследовательской компетенции: организация стимулирующей среды; сотрудничество педагога и учащегося в процессе исследовательской деятельности; организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей. Учитывая особенности педагогических условий кадетского и интернатного образования, подчеркивает автор, процесс формирования исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната необходимо производить поэтапно. При этом важным, ключевым, моментом в формировании исследовательской компетенции является адаптационный период. Автором предлагается адаптированная методика определения уровня исследовательской компетенции, состоящей из сорока трех универсальных умений, постепенное развитие которых позволит достичь высокого уровня развития исследовательской компетенции, включающая шесть содержательных блоков.
Ключевые слова: современная педагогика, портрет современного школьника, кадет, кадетская школа-интернат, компетенции, компетентность, исследовательская деятельность учащихся, исследовательские компетенции

Социально-экономические преобразования в жизнедеятельности современного общества кардинально изменили взгляды на образование. Сегодня школа обязана воспитывать, обучать и прививать новые качества своим выпускникам. В письме Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» эти целевые установки дополняются следующими: «Воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения; формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; формирование социальной и коммуникативной компетентности средствами всех учебных предметов»1.

Соотношение вышеобозначенных целевых ориентиров с предназначением кадетского образования в системе общего образования в Республике Саха (Якутия), условиями, содержанием, организационно-технологическим обеспечением позволило выйти на разработку Концепции развития кадетского образования в Республике, основная цель которого – воспитание выпускника с высокими нравственно-этическими, морально-волевыми, интеллектуальными качествами, с правильными взглядами на взаимоотношения между людьми и природой, готового служить Отечеству на военном и гражданском поприще.

Работа в данной образовательной области показала и доказала, что создана новая школа. Это справедливая, добрая, умная и понятная школа. Понятная детям, власти, родителям, гражданскому обществу, которая не стала «казармой» для кадетов. Школа, которая развивает личность, а не создает абсолютный или штампованный образ современного школьника2.

В последние годы в Республике Саха (Якутия) наблюдается повышенный интерес со стороны родителей к кадетскому образованию. Это связано не только с тем, что кадеты-выпускники имеют приоритет при поступлении в военные учебные заведения, но и с тем, что в кадетском корпусе учащиеся получают возможность развить такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, гуманизм, человеколюбие и толерантность.

В современных социальных условиях речь идет о формировании и развитии личности обучающегося. Специалисты подчеркивают, что это неповторимая уникальность, индивидуальность и целостность качеств индивида, особый феномен, связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным возможностям действовать и преобразовывать мир3.

Исходя из данных соображений, можно утверждать, что умение адаптироваться в социуме, к новым условиям жизнедеятельности может являться одной из ключевых компетенций учащихся кадетской школы-интерната.

В современной педагогике часто обсуждаются понятия «компетенции» и «компетентность». Рассмотрим их. Так, компетенция, по В.П. Симонову, – это совокупность определенных знаний (информированность и эрудированность), а также умений и навыков, личностных качеств и опыта (практики) в определенной сфере деятельности4. А.В. Пашкевич считает, что компетенция – это предварительно заданная социальная норма к образовательной подготовке ученика, общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению5.

Как особый тип организации знаний, навыков, умений и фундаментальных способностей, которые позволяют личности быть успешной в той или иной деятельности, компетентность рассматривается Н.Ф. Ефремовой. Анализируя работы ученых, она приходит к выводу, что компетенции – это в большей степени особенности поведения, определяющие результативность работы (черты личности, характеристики темперамента и эмоционально-волевой сферы, уровень интеллекта и особенности мыслительной деятельности человека в сочетании установок, знаний и опыта действий)6.

Следовательно, компетенции относятся к деятельности субъекта образовательного процесса. Компетенция и компетентность – это результат работы, появление благодаря ей умений, знаний, которые будут применяться на протяжении всей жизни человека.

Можно утверждать, что компетенции появляются с опытом работы, а исследовательская компетенция, по А.В. Воробьевой, – это совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, интеллектуального продукта, создания нового проекта, решения проблемы, а также качества и умения, которые человек должен проявлять при этом7.

Таким образом, исследовательская компетентность учащихся – это способность и готовность школьника самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов8.

В данном случае мы приходим к выводу, что формирование исследовательской компетенции учащихся – это кропотливая работа педагога, которая должна осуществляться поэтапно. Из чего следует необходимость выработки соответствующей методики формирования и развития исследовательской компетенции школьника с учетом специфики образовательного учреждения.

В ходе эксперимента нами был выявлен комплекс педагогических условий успешной реализации структурно-функциональной модели формирования исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната: организация стимулирующей среды при формировании исследовательской компетенции учащихся; сотрудничество педагога и учащегося в процессе информационно-исследовательской деятельности; организация сетевого взаимодействия учащихся, педагогов и родителей.

Формирование исследовательской компетенции происходит при создании условий, учитывающих принципы гендерного подхода в обучении и воспитании, а также личностного подхода, что предполагает признание уникальности личности ученика, ее неповторимости и личностной свободы; деятельностного подхода, направленного на становление сознания в условиях жизнедеятельности, совершенствования природных возможностей (рис. 1).

Результаты педагогических наблюдений и бесед с кадетами показали, что процесс прохождения адаптации в новых условиях (в данном случае в школе-интернате), где обучаются одни мальчики и нет родителей, проходит успешно, если он сопровождается корректным педагогическим отношением со стороны офицеров-воспитателей, а также классных руководителей. Можно утверждать, что привыкание к новым условиям и принятие внешней среды мальчиком-подростком – это важный фактор становления всесторонне развитой и успешной личности, которая может делиться своим мнением. Учащийся, попадая в среду, где созданы условия, необходимые для развития личности, для ее самореализации в современном обществе, после удачного прохождения адаптационного периода начинает применять полученные знания на практике. Формируется потребность в знаниях, в практических умениях и навыках. Появляются навыки публичного выступления и опыт исследовательской работы.

С учетом всего вышесказанного нами была разработана адаптированная методика определения уровня исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната. Смешанный состав учащихся по уровню интеллектуального, поведенческого развития требует использования разноуровневых диагностических методик, что в конечном итоге позволит получить более объективные данные по развитию исследовательской работы в образовательном учреждении.

Уровни сформированности исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната определялись путем совокупного наблюдения, тестирования, анкетирования и опроса учащихся, анализа участия в конференциях школьников с докладами, рефератами, сообщениями, учебными исследованиями, исследовательскими работами. Удобные таблицы, куда заносились результаты исследования, позволяют проследить динамику формирования исследовательской компетенции обучающихся с учетом развития необходимых умений, представленных на рис. 2.

Табл. 1 представляет собой пример ведомости, предназначенной для оценки уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся кадетской школыинтерната.

Ведомость может оформляться как на отдельного учащегося, так и на группу учащихся, класс (взвод), научное общество кадетов. Например, в табл. 1 мы видим общий результат оценивания уровня сформированности исследовательских компетенций у учащихся кадетской школы-интерната на начальном этапе работы по классам (взводам), который вычисляется по формуле нахождения среднего значения как

, где Xср – среднее значение баллов, N – общее количество учеников, Xi – баллы учеников.

Среднее количество баллов учащихся находится для того, чтобы обозначить общую характеристику школы (класса). Это необходимо для определения уровня знаний класса школы.

Затем уровень сформированности исследовательской компетенции учащихся кадетской школы-интерната оценивается в категориях «высокий», «достаточны» и «начальный». Максимальное количество баллов по всем 43 содержательным аспектам исследовательской компетенции – 129 (табл. 2).

Таким образом, мы приходим к выводу, что формирование исследовательской компетенции учащихся должно быть поэтапным и осуществляться с учетом особенностей педагогических условий кадетского и интернатного образования.

Исходя из этого, мы утверждаем, что на начальном этапе формирования исследовательской компетенции у учащихся кадетской школы-интерната должна проводится работа, направленная на успешное прохождение адаптационного периода, пробуждение у учащихся интереса к исследовательской деятельности (элементы компетенции 1–10).

На ориентационном этапе важно реализовывать организационно-педагогические мероприятия, обеспечивающие субъект-субъектное отношение к исследовательской деятельности. На этом этапе происходит изучение основных терминов исследовательской деятельности (элементы компетенции 11–17).

Формирующий этап должен состоять из двух компонентов: деятельностного и творческого.

На деятельностном этапе (подэтапе) (элементы компетенции 18–28) идет процесс выделения проблемы исследования, учащийся находит нужную информацию, ставит цель и задачи исследования, генерирует идеи, пути решения проблем, варианты исследования.

На творческом этапе (подэтапе) (элементы компетенции 29–43) у учащегося появляется опыт исследовательской работы с различными источниками знаний, в том числе формируется ИКТ-компетенция. Учащийся подбирает методы для проведения исследовательской работы, фиксирует и обрабатывает результаты исследования. Он должен научиться презентовать свою исследовательскую работу, вести диалог, аргументировать и убеждать, если имеются расхождения во мнениях, выдвигать и определять оптимальные пути решения проблем.

Подводя итог, необходимо отметить, что проводимая нами работа по достижению цели формирования исследовательской компетенции у учащихся кадетской школы-интерната находит свое отражение в достижениях кадетов. Исследовательская деятельность учащихся стала неотъемлемой частью учебного процесса в данном образовательном учреждении и помогает решению задач обучения, воспитания и развития личности в современном меняющемся обществе.

Литература:

1. Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 [Электронный ресурс]. URL: https://www.lawmix.ru/ pprf/50292 (дата обращения: 15.05.2016).
2. Казакова Е.И. Кадетская школа – новая школа // Российская кадетская перекличка. 2008. № 6. С. 24.
3. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Педагогическое обеспечение саморазвития личности в системе образования: учеб.-метод. пособие. Якутск: Издат. дом СВФУ, 2015. C. 12.
4. Пашкевич А.В. Компетентностный подход как технология реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы. Изд. 2-е, перераб. Волгоград: Учитель, 2015. С. 44.
5. Там же. С. 45.
6. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. С. 23.
7. Воробьева А.В. Исследовательские компетенции современного школьника // Дискуссия. 2013. № 3 (33). С. 90.
8. Там же.