Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №6 (69) июнь 2016  Рубрика: Экономические науки

Конкурентоспособность финансовой системы России

Э.Р. Ермакова, канд. экон. наук, доцент,
кафедра экономической теории,
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,
г. Саранск, Россия
В статье определяется роль конкурентоспособности финансовой системы страны в развитии экономики в целом. Отмечено ее ключевое значение в формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, обозначена ее важность для изыскания источников инвестиций. Доказывается влияние конкурентоспособности финансовой системы страны на мировую конкурентоспособность государства. Перечислены общие параметры, используемые специалистами для оценки конкурентоспособности финансовой системы, дана общая оценка конкурентоспособности современной российской финансовой системы, сделан вывод о ее низком уровне. Отмечено, что в ряде случаев параметры финансовой системы России не соответствуют допустимым значениям индикаторов финансовой безопасности. Наибольшее внимание уделяется сферам государственных финансов и денежного обращения. Проведенный анализ доказывает несостоятельность системы государственных финансов в условиях воздействия внешних шоков. Автор делает акцент на том, что в стране существует дефицит внутренних источников финансирования инвестиций. Позиционируется необходимость увеличения финансовой глубины экономики. Проведенный анализ соответствующей литературы позволил автору обозначить сложившиеся в экономической системе диспропорции, сдерживающие финансовое развитие России в современных условиях, и причины такого положения.
Ключевые слова: финансовая система, конкурентоспособность финансовой системы, параметры финансовой системы, финансовая безопасность, финансовое развитие, финансовые ресурсы, перераспределение финансовых ресурсов

В контексте обеспечения экономической безопасности государства вопросы конкурентоспособности финансовой системы страны играют важную роль. Финансовая система исходно призвана опосредовать процессы формирования, аккумулирования и перераспределения финансовых ресурсов. В условиях, когда в России столь остро сказываются внутренние структурные диспропорции экономики и возникает дефицит финансовых ресурсов для дальнейшего развития и текущего финансирования, недостаточная конкурентоспособность финансовой системы становится фактором, тормозящим выход из рецессии.

Конкурентоспособность финансовой системы страны демонстрирует ее возможность изыскивать и сосредотачивать в необходимом и достаточном объеме, а также адекватно и оперативно перераспределять финансовые ресурсы в соответствии с текущими и стратегическими целями развития государственной экономики.

Общими параметрами оценки конкурентоспособности финансовой системы служат дефицит (профицит) консолидированного и федерального бюджетов в процентах к ВВП, налоговая нагрузка, величина внешнего долга, его доля в ВВП, а также расходы на его обслуживание, сальдо платежного баланса, объем международных резервов, объем иностранных инвестиций, приток (отток) капитала, уровень инфляции, уровень монетизации экономики, структура денежной массы и др.1

Предлагаем оценить уровень конкурентоспособности российской финансовой системы по вышеперечисленным параметрам, начав с системы государственных финансов.

Российская бюджетная система, демонстрирующая высокий уровень профицита бюджета в 2005–2008 годах, столкнувшись с падением цены на нефть с 2007 года по 2009 год на 22% и на 47% в период с 2012 года по 2014 год, сразу начала испытывать дефицит финансовых ресурсов (рис. 1). В 2009– 2010 и 2015 годах превышается пороговое значение финансовой безопасности, в соответствии с которым дефицит бюджета не должен быть выше 3% ВВП. Кроме того, по официальным заявлениям Правительства РФ, допускается вероятность, что дефицит федерального бюджета в 2016 году составит 4,5% ВВП. При этом устойчиво растущее с 1997 года по 2012 год (исключение – 2009 год) положительное сальдо торгового баланса для оценки конкурентоспособности российской финансовой системы не играет существенной роли, так как оно формируется за счет больших объемов сырьевого экспорта.

Совокупная налоговая нагрузка на российский бизнес оценивается на уровне 51– 55%. Естественно, что при таком уровне изъятия финансовых ресурсов у предпринимательского сектора недостаточно средств для инвестиционных целей. Уровень сбережений населения также минимален, а в том случае, когда сбережения имеют место, не происходит их трансформации в инвестиции. Эти факторы лишают экономику страны части собственных источников финансирования инвестиций.

По уровню внешнего государственного долга и расходов на его обслуживание российская финансовая система не превышает пороговых значений финансовой безопасности (30% ВВП и 20% расходов бюджета соответственно). По факту внешний госдолг хоть и начал снова увеличиваться с 2013 года, но его отношение к ВВП составляет 4,5%, а расходы на его обслуживание не превышают 3% совокупных расходов бюджетной системы.

Как показано на рис. 2, величина международных резервов России после 2013 года начинает снижаться, и на сегодняшний день РФ занимает 6-е место в мире по их объему (хотя еще в 2008 году по этому параметру она уступала лишь Китаю и Японии).

Начиная с 2000 года отток капитала из России постепенно снижается (с 25 млрд долл. в 2000 году до 0,3 млрд долл. в 2005 году) и в 2006 году сменяется притоком (43,7 млрд долл.), однако кризисные 2008 и 2014 годы демонстрируют рекордные значения оттока капитала из страны в объеме 133 и 151 млрд долл. соответственно.

Уровень монетизации российской экономики (денежный агрегат М2 в % к ВВП) составляет на сегодняшний день всего 40%, что ниже минимального порогового значения (60% ВВП) для группы развивающихся стран (к примеру, в странах Еврозоны он составляет 100–150%). Это свидетельствует о низкой способности финансового сектора к перераспределению денежных ресурсов на цели развития экономики, ее роста и аккумулирования средств для инвестиций2. Структура денежной массы также является неудовлетворительной, так как пятая ее часть к началу 2016 года приходилась на наличные деньги, уровень инфляции за первый квартал текущего года превысил 8% (по данным ЦБ РФ), а политика ее таргетирования не дает положительных результатов.

Согласно оценкам МВФ, Россия по уровню финансового развития в целом находится на уровне таких стран, как Бразилия, Китай, Индия и Южная Африка, то есть в группе развивающихся стран. По одним критериям (в частности, эффективности и доступности финансовых рынков) Россия опережает эти страны, по другим же (глубина финансовых рынков и степень развития финансовых институтов) уступает им.3 Отсюда следует, что уровень конкурентоспособности российской финансовой системы имеет потенциал к росту, что может способствовать ускорению развития всей экономики страны. Однако особое внимание следует обратить на слабость отечественной финансовой системы4, обусловленную множеством причин (несовершенство нормативно-правовой базы, не способной обеспечить прозрачность финансовых отношений; высокий уровень рисков и трансакционных издержек российской экономики; зависимость государственных финансов от мировых цен на энергоносители; сильная отраслевая и региональная дифференциация; сложности межбюджетных отношений; слабая развитость банковской системы и ее зависимость от заемного иностранного капитала5; низкий уровень финансовой глубины экономики; отсутствие «длинных» денег в экономике; избыточность виртуального сектора экономики, порождающая усиление его отрыва от сферы производственной деятельности6; слабая пронизанность экономических отношений финансовыми инструментами; низкая диверсифицированность финансовой структуры; слабый уровень финансового развития и др.)

Специалисты отмечают, что при значительно большем вкладе российской экономики в мировое хозяйство по сравнению со многими другими развивающимися государства ми конкурентоспособность финансовой системы России находится на уровне «ниже» или «около среднего». С одной стороны, это является сдерживающим фактором экономического развития страны, а с другой – означает, что страна имеет потенциальные источники повышения национальной конкурентоспособности при условии раскрытия имеющегося потенциала финансовой системы. Устранение обозначенных проблем и диспропорций позволит российской финансовой системе выйти на более высокий уровень конкурентоспособности, что, в свою очередь, даст экономической системе дополнительные возможности изыскания и аккумулирования финансовых ресурсов.

Литература:

1. Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. М., 2010. С. 284–286.
2. Миркин Я.М. Развивающиеся рынки и Россия в структуре глобальных финансов: финансовое будущее, многолетние тренды. М.: Магистр, 2015. С. 109–135.
3. Игонина Л.Л. Оценка финансового развития в российской экономике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1. С. 222–226.
4. Голубева Э.А., Прокофьева А.А. Проблемы конкурентоспособности национальной финансовой системы в условиях глобализации // Концепт. 2015. Т. 33. С. 116–120.
5. Малинина Е.В. Валютно-финансовая система как основа конкурентоспособности национальной экономики // Дайджест-финансы. 2009. № 7. С. 35–40.
6. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Влияние виртуальной экономики на конкурентоспособность национальной финансовой системы // Вестник Томского государственного университета. Серия: Экономика. 2015. № 1 (29). С. 160–169.
Яндекс.Метрика