Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №3 (33) март 2013  Рубрика: Педагогика и психология

Формирование компетенций при преподавании дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании»

А. А. Комарова, канд. педагог. наук,
кафедра информатики и методики обучения информатике,
Восточно-Сибирская государственная академия образования,
г. Иркутск, Россия
Рассматривается способ формирования компетенции ОП-3 при преподавании дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании». Найдена и обоснована позиция с учетом преподавания дисциплины в специальном образовании. Дана характеристика рассматриваемой компетенции. Представлены практические приемы организации учебного процесса по дисциплине
Ключевые слова: компетенция, формирование компетенции, информационные технологии, телекоммуникационные технологии, специальное (дефектологическое) образование

На сегодняшний день компетентностный подход все чаще встречается в исследованиях, посвященных высшему образованию. Это направление вызывает интерес не только потому, что вопрос требует осмысления (что и как формировать?), но и нужна совершенная технология интеграции разных дисциплин с целью определения границ мета-компетенций.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) второго поколения, выпускник высшего учебного заведения должен обладать вполне конкретными компетенциями, которые позволят ему приступить и успешно справляться с предстоящей трудовой деятельностью. В связи с этим для каждой дисциплины определяется набор компетенций, которые будут формироваться в процессе ее изучения, а также уровень сформированности той или иной компетенции.

Дисциплина «Информационные технологии в специальном образовании» преподается в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия образования» – ФГБОУ ВПО «ВСГАО» на направлении подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование. Компетенции, формируемые дисциплиной, определены ФГОС1, соответствуют профилю подготовки и целям основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО). В данной статье автор рассматривает способ формирования у студентов компетенции ОП-3 (способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии), которая включена в блок профессиональных компетенций. Способ формирования рассматриваемой компетенции разработан автором статьи и успешно применяется ею при преподавании дисциплины в ФГБОУ ВПО «ВСГАО» на протяжении последних двух лет, что подтверждается наблюдениями автора и результатами итогового контроля по дисциплине.

Для того, чтобы дать характеристику компетенции ОП-3, необходимо выделить информационные технологии, используемые в специальном (дефектологическом) образовании, и рассмотреть практические приемы формирования компетенции, а также необходимо уточнить классификацию информационных технологий.

По классу реализуемых технологических операций выделяют следующие виды информационных технологий (ИТ)2:
• технология работы с текстовым процессором;
• технология работы с табличным процессором;
• технология работы с системой управления базами данных (СУБД);
• технология работы с графическими объектами;
• мультимедиатехнология;
• гипертекстовая технология.

Помимо перечисленных видов, следует отметить важность использования педагогом специального образования в своей профессиональной деятельности интерактивной информационной технологии (в данном контексте технология обеспечения обратной связи посредством компьютера), а также телекоммуникационной технологии (в данном контексте технология использо- вания Internet).

Формирование компетенции ОП-3 происходит на двух уровнях.

Базовый уровень. В результате освоения дисциплины студент:

Знает: технологию создания документа в текстовом процессоре Microsoft Word; технологию работы в табличном процессоре Microsoft Excel; технологию создания базы данных в СУБД Microsoft Access; технологию работы с графическими объектами средствами пакета Microsoft Office; технологию создания мультимедийной презентации средствами Microsoft PowerPoint; гипертекстовую технологию; технологию создания интерактивных страниц средствами Smart Notebook; технологию использования Internet для просмотра содержимого тематических сайтов и поиска информации.

Умеет: использовать современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии для поиска информации, создания и обработки документов.

Владеет: навыками использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий для поиска информации, создания и обработки документов.

Повышенный уровень. В результате освоения дисциплины студент:

Знает: способы использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий в специальном (дефектологическом) образовании.

Умеет: использовать современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Владеет: навыками использования современных компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий для оформления профессиональной документации, создания раздаточного материала, создания интерактивного дидактического материала, создания баз данных; основными методами, способами и средствами поиска, хранения, переработки профессиональной информации, представленной в сети Internet.

Для четкого понимания, как формировать компетенцию ОП-3 на базовом и повышенном уровнях, необходимы конкретные практические способы использования информационных технологий в специальном образовании. А также важно конкретизировать умения и навыки работы в соответствующем программном средстве, которые необходимы для овладения будущим педагогом специального образования (перечислены в прилож. 1).

На занятиях дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» в ФГБОУ ВПО «ВСГАО», студентам предлагается перечень лабораторных работ, содержащие задания, подобные примерам из приложения 1. Первые задания содержат четкие рекомендации по выполнению, последующих выполняются студентами самостоятельно и часто носят творческий характер. Согласно исследованиям автора, опирающимся на наблюдения и результаты итогового контроля по дисциплине, такая организация занятий способствует формированию компетенции ОП-3 как на базовом, так и на повышенном уровнях. Уровень сформированности компетенции осуществляется в рамках промежуточного контроля (отчет по лабораторным работам), итогового контроля (зачет).

Таким образом, в статье аргументирована авторская позиция по проблеме компетентностного подхода. Рассмотренные приемы успешно применяются автором для формирования компетенций при преподавании дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» в ФГБОУ ВПО «ВСГАО» по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49.
2. Исаев Г. Н. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2012 г. С 39-46.