Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №5 (68) май 2016  Рубрика: Гость номера

«Пока в университетах России еще остаются кафедры, где молодых нет вообще, а значит, нет преемственности и развития»

Из-за хронического недофинансирования науки в постсоветский период старая система воспроизводства научных кадров стала неэффективной, а молодёжь потеряла интерес к науке. В 1990−2005 годах общее число людей, которые занимались в России исследованиями и разработками, снизилось на 58%. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек. Молодые учёные уходили в другие отрасли экономики либо эмигрировали за рубеж. Проблема усугубилась тем, что в 1990-е годы многие учёные стали работать по совместительству. Это занимало большую часть их времени и вело к снижению квалификации. После того как государство приняло ряд мер по поддержке молодых исследователей, ситуация стала меняться: усилился приток молодых кадров в науку, появились условия для улучшения их качественного состава. Поговорить о проблемах начинающих исследователей мы решили с представителем крупнейшего вуза Уральского региона. В гостях у журнала «Дискуссия» – начальник отдела молодежной науки Уральского федерального университета, кандидат технических наук Алексей Барашев. Наш гость рассказал, что по ряду показателей молодежная наука в УрФУ демонстрирует сегодня значительный рост. Например, за последний год число организованных университетом (или с его участием) выставок, конференций и других мероприятий, ориентированных на студентов, увеличилось почти в пять раз. Другим важным итогом прошлого года стало увеличение − почти на 20% – числа зарубежных поездок студентов и аспирантов. Вместе с тем, и в Уральском федеральном университете, и в других крупных вузах страны, как отметил А. Барашев, пока еще остаются кафедры, где молодых ученых нет вообще, а значит, нет преемственности и развития.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, конкурс студенческих работ, молодежная наука, целевая аспирантура, образовательные программы магистров и аспирантов, публикационная активность, развитие академической мобильности студентов, система подачи заявок на конкурсы, стипендии, гранты

БАРАШЕВ Алексей Русланович,

кандидат технических наук, начальник отдела молодежной науки Уральского федерального университета.

Образование
2003−2008 годы – ФГАОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ», инженер по специальности «Металлургия техногенных и вторичных ресурсов».
2008−2011 годы – аспирантура ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», научная специальность «Металлургия черных цветных и редких металлов».
2014 год − по настоящее время − ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», магистерская программа «Системный анализ и управление».
2015−2016 годы – Школа управления «СКОЛКОВО», дополнительное профессиональное образование по программе «Лидеры изменений для глобальных университетов».

Профессиональные достижения
Победитель конкурса программ поддержки малых предприятий в научно-технической сфере «У.М.Н.И.К.» и «СТАРТ» (2010 и 2013 годы).
Стипендиат президента России в 2013−2015 годах.
Технический эксперт «WorldSkills Russia» (компетенция «Реверсивный инжиниринг»).

Из-за хронического недофинансирования науки в постсоветский период старая система воспроизводства научных кадров стала неэффективной, молодёжь потеряла интерес к науке. В 1990−2005 годах общее число людей, которые занимались в России исследованиями и разработками, снизилось на 58%. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек. Молодые учёные уходили в другие отрасли экономики либо эмигрировали за рубеж. Проблема усугубилась тем, что в 1990-е годы многие учёные стали работать по совместительству, что занимало большую часть их времени и вело к снижению квалификации. После того как государство приняло ряд мер по поддержке молодых исследователей, ситуация стала меняться: усилился приток молодых кадров в науку, появились условия для улучшения их качественного состава.

Поговорить о проблемах начинающих исследователей мы решили с представителем крупнейшего вуза Уральского региона. В гостях у журнала «Дискуссия» – начальник отдела молодежной науки Уральского федерального университета (УрФУ), кандидат технических наук Алексей БАРАШЕВ.

– Алексей Русланович, не так давно Вы подводили итоги работы отдела в прошлом году. Расскажите, пожалуйста, о результатах, все ли планы удалось реализовать?

– Работа по привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности развивается в УрФУ довольно активно. По ряду показателей мы наблюдаем значительный рост в сравнении с предыдущими периодами. Например, за последний год число организованных университетом (или с его участием) выставок, конференций и других мероприятий, ориентированных именно на студентов, увеличилось практически в пять раз. Это, несомненно, положительно сказывается на популярности науки в молодежной среде.

Студенты УрФУ как и в прошлые годы участвовали в различных конкурсах на получение грантов как областного, так и федерального уровня. В прошлом году отделом была организована и отлажена централизованная схема поддержки подачи таких заявок с целью минимизации трудозатрат участника конкурса на прохождение формальных процедур (сбор подписей, формирование необходимого комплекта документов и т.п.). Задача отдела – создать максимально комфортные условия для молодого ученого. Как результат, в 2015 году более чем в два раза увеличилось количество результативных (победивших) заявок при сопоставимом количестве поданных заявок в целом.

Еще о запомнившемся событии прошлого года. В самом начале 2015 года в нашем университете мы провели региональные соревнования по робототехнике «Гонки роботов». Главной целью мероприятия было разобраться в тех силах, которые есть в вузе. Сегодня в УрФУ мехатроникой и робототехникой занимаются 7 групп в разных институтах. В соревнованиях приняли участие около трех сотен ребят, среди них было немало школьников старших классов, у которых не за горами выбор дальнейшей траектории развития. Честно признаться, мы не ожидали такого живого отклика. Теперь понимаем, что это действительно необходимое дело. Особенно важно было познакомиться со школьниками, которые интересуются этой сферой, потому что именно таких детей мы стараемся привлечь в вуз. В мероприятии принял участие Министр науки и промышленности Свердловской области Андрей Мисюра. Он попросил нас предоставить ему списки ребят, которые показали в соревновании наилучшие результаты. В дальнейшем он планирует передать списки на предприятия, чтобы те могли обеспечить этим абитуриентам целевой прием.

Другим важным итогом прошлого года стало увеличение числа зарубежных поездок студентов и аспирантов. Рост составил примерно 20%. Это существенно. Также увеличилось число публикаций с участием студентов, причем как в российских, так и в зарубежных индексируемых изданиях: со 136 в 2014 году до 253 в 2015 году при прежнем уровне финансирования.

Кроме того, мы наблюдаем постепенный рост количества заявок на стипендию Правительства РФ. Это произошло благодаря появлению сервиса, который упростил процедуру подачи заявки. Речь идет о так называемой системе одного окна. Интерактивный процесс подачи заявок, кроме всего прочего, сделал удобным проведение экспертизы. Все это, в конечном счете, улучшило качество работ.

– Какие показатели сегодня считаются наиважнейшими для молодежной науки?

– Я считаю, что нецелесообразно рассматривать молодежную науку как нечто отдельное. Молодежная наука неразрывно связана с «взрослой» наукой. Не могу представить себе молодого ученого, который бы сам, без помощи старших коллег, опубликовал серьезную работу. Так или иначе, он консультируется, использует опыт других исследователей. Периодически приходят ребята, которые гордо заявляют, что дома «доказали недоказуемую теорему». Но когда преподаватели начинают разбираться в «гениальном открытии», выясняется, что тут молодой ученый чего-то не учел, там чего-то не досчитал. Безусловно, такое рвение – штука полезная. Но от реальности не надо отрываться. Только в сцепке с научной школой, с научным руководителем можно достичь действительно высокого результата и продолжить развитие направления. А уж потом, набравшись опыта, можно говорить о создании новых междисциплинарных направлений исследований.

Мы работаем над тем, чтобы студенты выстраивали свою индивидуальную траекторию роста. На первых порах многие из них не понимают, зачем они делают ту или иную работу и к чему нужно стремиться. Не понимают, какие возможности перед ними открывает университет. Поэтому наша задача – показать, что можно делать и в каких направлениях развиваться, кроме посещения лекций и сдачи экзаменов. Те студенты, которые участвуют в разработках и исследованиях, публикуются в научных журналах, патентуют свои результаты вместе со своими руководителями, получают поддержку в виде повышенной стипендии. Например, магистрант к своей академической стипендии может получать в месяц еще дополнительно около 18 тыс. рублей. Таких студентов порядка 320 в нашем вузе. Для того чтобы они не прекращали свое развитие, мы выставляем им планку. Тут нужно учитывать специфику разных институтов: для кого-то высшей планкой на этом этапе может быть публикация в базах «Scopus», для другого – в РИНЦ. Но в любом случае, чтобы участвовать в каком-либо конкурсе, нужно иметь определенное количество качественных публикаций или других проявлений научной активности.

– К вопросу о качестве публикаций. Многие вузы, чтобы нарастить показатели, включают в свои журналы то, что называется мусорными публикациями. Как в УрФУ происходит отбор материалов для опубликования?

– Мы в обязательном порядке смотрим на результат. Если у молодого ученого возникает вопрос – где публиковаться, то он прибегает к помощи специального библиотечного сервиса. Также в образовательных программах магистров и аспирантов сегодня есть курс, посвященный эффективным научным коммуникациям. Там объясняется все о системе международных научных журналов: какие требования предъявляются к статьям для опубликования в изданиях с высоким импакт-фактором, какие журналы являются престижными, а какие нет. На портале молодежной науки у нас есть раздел, где студенты могут подавать заявки на различного рода гранты и стипендии. Наша задача – провести экспертизу. Каждому заявившемуся будет присвоен номер в рейтинге, лучшие получат финансовую поддержку. Сейчас мы стараемся отходить от практики издания сборников докладов на уровне вуза, переходим к изданию сборников регионального уровня и выше.

– Я слышала, что в УрФУ есть программа целевой аспирантуры.

– Да, она действует около четырех лет. Как правило, целевым аспирантом становятся после первого года обучения. Такие аспиранты получают надбавку к стипендии, два раза в год финансируется их участие в научных конференциях, в том числе зарубежных.

О механизме. Заключается трехсторонний договор: университет, аспирант и его научный руководитель. Основная задача целевой аспирантуры – удержание кадров, стимулирование аспиранта и его руководителя к качественной диссертационной работе и своевременной ее защите. После защиты молодому ученому необходимо отработать не менее трех лет в университете. Выпускники целевой аспирантуры уже успешно работают в УрФУ.

– Много ли молодых людей сегодня среди преподавателей?

– Это большая проблема для всех вузов России. Очень многое зависит от той политики, которую ведет руководство университета, института, кафедры. В последние годы в нашем университете наблюдается явно выраженная тенденция к омоложению кадрового состава. Но все же в российских вузах еще остаются кафедры, где молодых нет вообще, а значит, нет преемственности и развития. Думаю, что со временем ситуация изменится. Сегодня наш университет предлагает различные инструменты решения этой проблемы − как финансовые, так и иного свойства. Если преподаватель в тренде, если он применяет современные образовательные технологии, взаимодействует с предприятиями, проводит исследования, участвуя в грантах, то его зарплата будет на весьма достойном уровне. К тому же действует программа дополнительного финансового стимулирования публикационной активности научно-педагогических работников для интенсификации достижения показателей мирового уровня.

– Как и многие другие вузы, УрФУ выполняет заказы по темам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Насколько успешно идет эта работа, сколько средств удалось привлечь?

– Мы посчитали сумму грантов, которые получили у нас студенты и аспиранты в 2015 году, она составила порядка 9 млн рублей. Иногда вычленить эту цифру бывает трудно, потому что над проектом, как правило, работает целая группа исследователей. Студенты и молодые ученые активно принимают участие во Всероссийском конкурсе инновационных проектов «У.М.Н.И.К.». От УрФУ на конкурс в 2015 году было отобрано 144 проекта. 22 автора получили двухгодовой грант в размере 400 тыс. рублей на доработку и доведение своего изобретения до прототипа. Мы помогаем в поиске и отборе таких проектов, а также в подготовке ребят непосредственно к защите своего проекта на комиссии.

– Есть ли какие-то достижения у гуманитариев?

– У гуманитариев, конечно, есть своя специфика, тем не менее, четыре проекта Института гуманитарных наук и искусств стали победителями в конкурсах РНФ. Размер каждого гранта – от 4 до 6 млн рублей ежегодно. Студенты того же института второй год подряд успешно участвуют во Всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры (учрежден Министерством культуры РФ), занимают призовые места. Студенты магистратуры и бакалавриата Высшей школы экономики и менеджмента принимают активное участие в подаче заявок на гранты РФФИ, РГНФ, РНФ, ФЦП, DAD, DFG, Министерства образования России, Министерства науки и образования Индии, Тайваня, Китая и являются соисполнителями в выигранных грантах.

– В последние годы УрФУ неплохо оснастился. Насколько это продвинуло вперед науку?

– Действительно, сейчас в университете есть такое оборудование, которое даже в мире редкость. В УрФУ успешно функционируют 12 международных лабораторий. Они укомплектованы на самом современном уровне. Проведение исследований нам заказывают представители крупных компаний (например, «Boeing»), ведется плотная работа с институтами Академии наук. Эту же задачу выполняют 5 центров коллективного пользования. Безусловно, в лабораториях и центрах коллективного пользования к высокотехнологичному современному оборудованию имеют доступ и магистранты, и аспиранты для проведения своих исследований.

– Как развивается сотрудничество молодых ученых вуза и УрО РАН?

– Мы очень тесно сотрудничаем. У нас единая библиотечная сеть. Так же обстоят дела и с оборудованием. Растет число совместных публикаций. Кроме того, нужно отметить, что многие наши студенты становятся аспирантами Академии наук.

– Какие задачи ставит руководство вуза перед отделом молодежной науки на следующий период?

– Первоначально перед нами стояла задача информирования студентов о научных мероприятиях и конкурсах. Сейчас спектр наших задач значительно расширен. После того как мы создали специальный ресурс на портале молодежной науки, нам удалось решить задачу не просто информирования, а непосредственно организации подачи заявок. Сейчас система подачи заявок с использованием инструментов портала у нас практически отлажена. Дорабатываем систему оценки и экспертизы. Другой немаловажной задачей является развитие академической мобильности студентов. Мы видим, насколько существенно «вырастает» студент, который во время обучения имел возможность съездить на стажировку за рубеж. Это один из тех моментов, на которые нам стоит обратить внимание в первую очередь. Кроме того, необходимо продолжать поднимать активность студентов, помогать им в поисках своего места, раскрытии потенциала. Многие конкурсы сейчас проходят незамеченными. Количество подаваемых заявок очень низкое. Мы планируем развивать свою методическую базу и помогать студентам в этом деле. Есть и другие задачи: организация конкурсов, конференций и подобное.

– Интересно узнать Ваше личное мнение – насколько нынешнее поколение студентов интересуется образованием и наукой?

– По моим ощущениям, в последнее время ситуация несколько улучшилась. Я курирую группы на всех четырех курсах бакалавриата. Возможно, это стечение обстоятельств, но с каждым новым курсом наблюдаю рост интереса к возможностям самореализации помимо освоения основной образовательной программы. Допускаю, что это связано и с планомерной политикой государства по повышению активности молодежи, например, реализацией программы «Уральская инженерная школа».

Справедливости ради отмечу, что некоторые студенты, имея невысокие баллы ЕГЭ на входе, к концу обучения показывают неплохие результаты. Но это только если есть желание. А у старших студентов такого желания зачастую нет. Им не интересно дополнительно изучать материал, прорабатывать какую-то тему. Надеюсь, что наметившаяся тенденция повышения интереса к науке среди студентов будет усиливаться. Считаю, если процент тех, кто все-таки будет заниматься научно-исследовательской деятельностью, приблизится к 10, то это уже можно считать успехом. Сейчас с каждым годом повышается проходной балл, в течение обучения мы отсеиваем неуспевающих, потому что все это в конечном счете сказывается на рейтинге вуза. Кстати, сегодня и сами абитуриенты стали отслеживать процент отчисленных в течение первого года обучения. Те, кто сомневаются в своих силах, уходят в вузы с низким процентом отсева. Поэтому перспективы развития молодежной науки в УрФУ считаю положительными.

Беседовала Ольга Иванова