Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №4 (67) апрель 2016  Рубрика: Педагогические науки"

Саморазвитие личности студентов в медицинском образовании: факторный анализ и сравнительная диагностика

И.Д. Белоновская, доктор пед. наук, профессор,
кафедра общей и профессиональной педагогики,
В.В. Баранов, доктор пед. наук, профессор,
зав. кафедрой физического воспитания,
Оренбургский государственный университет,
В.В. Неволина, канд. психол. наук, доцент,
кафедра общей психологии,
Оренбургский государственный медицинский университет,
г. Оренбург, Россия
В настоящее время активно развивается отраслевая педагогика, перед которой стоит задача решения проблем профессионального образования, формируются ее специфические прикладные направления: инженерная педагогика, военная, юридическая, медицинская и т.д. Развитие медицинской педагогики вызвано интересом мировой общественности к проблемам здоровья, здоровье сбережения, пропаганде здорового образа жизни. Она направлена на выявление закономерностей, принципов и методов обучения медицинского работника, а также условий эффективной профессиональной деятельности врача, одним из которых является непрерывное медицинское образование. В силу особой ответственности врача перед пациентом и обществом в целом в медицинской сфере подготовка специалистов должна быть направлена на развитие у обучающихся как профессиональных знаний, умений и навыков, так и личностных качеств (самостоятельность, инициативность, способность принимать обоснованные решения, способность к самообразованию и саморазвитию и др.). В рамках педагогического исследования процессов саморазвития студентов в 2012 году было проведено анкетирование 527 студентов 1−3-х курсов Оренбургского государственного университета (группа «универсум»). По этой же исследовательской методике в 2016 году были оценены факторы саморазвития личности 500 студентов медицинского вуза (группа «медик») и выявлена их специфика. Исследовательский инструментарий включал авторскую анкету «Мои ресурсы и дефициты саморазвития», которая послужила материалом для факторного анализа, выявления зависимостей данного процесса. Результаты исследования показали позитивные изменения базовых параметров ресурса саморазвития студентов от 1-го курса к 3-му курсу. Сравнительный анализ полученных данных на массиве студентов в инвариантной группе в сравнении со студентами медицинского вуза позволил выявить ключевые тренды саморазвития. Обозначена специфика процессов и ресурсов саморазвития студентов медицинского вуза.
Ключевые слова: саморазвитие, медицинская педагогика, факторный анализ, сравнительная диагностика, инструментарий, анкетирование, студенты университетского комплекса, студенты медицинского вуза

В современных условиях, в период динамичных преобразований различных сфер жизни общества, важной задачей является совершенствование системы образования и подготовки специалистов различных уровней и направлений. Современная педагогика, с одной стороны, занимается поиском общих концепций, с другой стороны, активно развивается отраслевая педагогика, перед которой стоит задача решения проблем профессионального образования (выявление закономерностей учебного процесса, принципов и технологий формирования личности, ориентированной на конкретную сферу профессиональной деятельности). В настоящее время формируются новые специфические прикладные направления педагогики: инженерная педагогика, военная, юридическая, медицинская.

Развитие медицинской педагогики обусловлено интересом мировой общественности к проблемам здоровья, здоровьесбережения, пропаганды здорового образа жизни, решение которых рассматривается в настоящее время в качестве приоритетного направления развития здравоохранения. Медицинская педагогика нацелена на выявление закономерностей, принципов и методов обучения медицинского работника, профессиональная деятельность которого является чрезвычайно ответственной. Для медицинской педагогики как новой области научного знания и практики, в отличие от инженерной и военной, характерна направленность на непрерывное образование, что является важным условием эффективной профессиональной деятельности врача. Медицинская деятельность традиционно обладает следующей спецификой: наличие у кадров медицинского образования, характерный способ организации профессиональной деятельности, наличие профессионального языка, особая инфраструктура. Одной их важных личностных характеристик врача является самостоятельность, подразумевающая способность принимать обоснованные решения по отношению к пациенту. Профессионализм в медицине предполагает не только знания, умения, профессиональную компетентность, но и устойчивые мотивы к самообучению, поддержанию должного профессионального уровня, соответствие высоким этическим стандартам, умение решать этические проблемы, альтруизм, стремление помогать другим, толерантность и т.д.1

Педагоги-исследователи все чаще обращаются к вопросам саморазвития, рассматривая различные аспекты этого процесса: создание педагогических условий для саморазвития личности (Н.Б. Крылова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская); приемы, механизмы и условия саморазвития личности в образовании (Т.В. Анохина, Т.В. Мерцалова, Н.Н. Михайлова, Т.В. Фролова, С.М. Юсфин); роль саморазвития в воспитательных системах (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов); разработка педагогических концепций саморазвития (В.И. Андреев, Р. Бернс, К.Я. Вазина, В.Г. Рындак, Е.И. Тихомирова, Г.А. Цукерман).

В настоящее время проблема саморазвития представлена широким спектром исследований в отечественной науке (Ю.В. Андреева, В.С. Быков, Р.Т. Гареев, Н.Г. Григорьева, А.Т. Иваницкий, П.И. Костенок, Л.П. Лазарева, В.М. Нестеренко, А.В. Остапенко, Л.Г. Соломко, Т.И. Степанова, О.А. Суйкова, А.П. Усольцев, Б.Е. Фишман, Н.Ш. Чинкина, И.А. Шаршов и др.). Анализ работ названных авторов показал возможность рассмотрения процесса саморазвития как сознательного изменения, стремления сохранить собственную «самость», причем человек сам определяет цели, направления и средства этих изменений2; как самостоятельного определения стратегии жизни3; как вида деятельности личности субъект-субъектного характера, направленной на позитивное изменение личностных и профессиональных качеств на основе самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации4. Принимая вышеизложенное, мы можем определить саморазвитие как процесс целенаправленной деятельности личности, непрерывного самоизменения, сознательного управления своим развитием, результатом которого является самореализация человека как личности и как профессионала.

Исследование тенденций и ресурсов процесса саморазвития в студенческом возрасте является актуальным: именно на этапе обучения в вузе происходит настройка профессионального и личностного саморазвития. По нашему мнению, студент должен быть ориентирован на выбор перспективных позиций, позитивного пути саморазвития на протяжении всей жизни.

В целях исследования процессов саморазвития разработаны многообразные опросники, анкеты: методика изучения предельных смыслов (Д.А. Леонтьев, В.Н. Бузин), тест самоотношения ( В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), тест «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов), «Карта интересов» (А.Е. Голомшток), методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (Б.А. Федоришин), тест «Готовность к саморазвитию» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта), тест на самоэффективность (в адаптации А.В. Бояринцевой), рисуночный тест «Деловые ситуации» (на основе ассоциативнорисуночного теста С. Розенцвейга), шкалы самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина), смысложизненных ориентаций, тест самоактуализации (Э. Шостром). В результате анализа различных опросников и анкет, направленных на изучение саморазвития, опираясь на идеи ресурсного подхода и педагогической прогностики, авторы разработали анкету «Мои ресурсы и дефициты саморазвития».

В рамках педагогического исследования процесса саморазвития студентов в целях определения ресурсов этого процесса в 2012 году было проведено анкетирование 527 студентов 1–3-х курсов Оренбургского государственного университета (ОГУ) (группа «универсум»5). Студентам предлагалось оценить свои возможности, опыт, перспективы саморазвития, а также роль образовательных факторов, действующих со стороны университета и преподавателей. Полученный массив ответов на вопросы анкеты был обработан автоматизированным способом по авторской методике В.А. Чепасова. Для выявления взаимосвязей и определения групповых обусловленностей на базе матрицы исследования был проведен факторный анализ, позволивший выделить наиболее значимые элементы изучаемого процесса и установить математические зависимости, определяющие по этим базовым компонентам все остальные его элементы6. Факторный анализ позволил выявить специфику студентов группы «универсум»: важнейшим принципом саморазвития для них является жизнеутверждающая уверенность, присутствует опыт самооценки, значимы научная и учебная база университета как среда саморазвития, а в определении жизненных перспектив куратор играет немаловажную роль.

Базовые параметры, выявленные по результатам анкетирования студентов 1-го и 3-го курсов группы «универсум», представлены на рис. 1 и 2.

Полученные данные совпадают с результатами многочисленных психолого-педагогических исследований ценностных и жизненных ориентаций современной молодежи, для которой одним из признаков успеха является материальное благополучие, а профессиональное образование способствует формированию компетентности. Для студентов из группы «универсум» важны опыт самостоятельности, самореализации, самооценки. Также у них присутствуют высокая оценка своих исследовательских качеств, акцентуация на уверенность, быстроту, опора на собственный опыт как в учебе, так и при реализации жизненных планов.

Итак, по результатам проведенного исследования мы можем обозначить, что механизмами процесса саморазвития студентов являются самопринятие и самооценка, основанные на самоутверждении. Решающее значение в деле формирования жизненной позиции студенты из группы «универсум» придают опыту самостоятельной деятельности. Они высоко оценивают ресурсы образования и участие в научно-исследовательской деятельности как компетент ностную основу саморазвития. Важнейшим личностным качеством, характеризующим высокий потенциал саморазвития, является целеустремленность. Педагогическое сопровождение процессов саморазвития в форме кураторства является позитивным фактором, способствующим личностному становлению студентов7.

На рис. 3 представлена схема позитивных изменений базовых параметров процессов и ресурсов саморазвития личности студентов из группы «универсум».

Итак, установлен факт интенсификации развития жизненных перспектив, позитивных изменений в ориентирах саморазвитиястудентов из группы «универсум» от 1-го к 3-му курсу.

По этой же методике исследования в 2016 году были оценены факторы саморазвития студентов медицинского вуза и выявлена их специфика (группа «медик»). На рис. 4 и 5 приведены базовые параметры, определенные по результатам анкетирования студентов 1-го и 3-го курсов группы «медик».

На рис. 6 представлена схема позитивных изменений базовых параметров ресурсов и процессов саморазвития личности студентов из группы «медик».

Результаты исследования свидетельствуют о том, что наиболее значимыми для студентов медицинского вуза являются получение образования и повышение уровня своей образованности, развитие себя и своих профессиональных способностей, стремление к их наиболее полной реализации, повышению квалификации. Будущая профессиональная деятельность занимает важное место в определении жизненных перспектив испытуемых. Факторами, оказывающими значимое влияние на процесс саморазвития, студенты – будущие медики считают опыт сотрудничества, самостоятельного выбора, правильное распределение энергии и средств, а также принципы жизнеутверждающей уверенности, самостоятельности и самоконтроля, сохранения здоровья ума и тела, работы для других; они говорили о влиянии здоровья на жизненную перспективу, о повышении жизнеустойчивости. К факторам, стимулирующим саморазвитие, студенты из группы «медик» относят такие черты характера, как целеустремленность, уверенность, сдержанность, оптимизм, а также исследовательские способности. Студенты отмечают, что медицинское образование дает представление о профессии, способствует овладению компетенциями, необходимыми в саморазвитии, повседневной жизни, в работе; а также подчеркивают востребованность медицинского образования. Студенты говорят о значимости для саморазвития опыта самостоятельной учебной работы, самостоятельной реализации своих планов, практической подготовки и научноисследовательской работы.

В качестве результатов данного исследования необходимо выделить следующее. Во-первых, сравнительный анализ результатов исследования процессов и ресурсов саморазвития на массиве студентов в инвариантной группе и студентов медицинского вуза позволил выявить специфику саморазвития в студенческом возрасте. Важнейшее значение для данного процесса имеют опыт самостоятельной реализации своих планов, опыт самостоятельного обучения и самостоятельного труда, следовательно, организацию образовательного процесса следует ориентировать на самостоятельность студента. Личностным качеством, выступающим в качестве ресурса саморазвития, является целеустремленность, студент настроен на саморазвитие, ориентирован на общую линию успешности, векторности личностного и профессионального роста, что является характеристикой высокого потенциала саморазвития. Студенты рассматривают образовательную среду вуза как ресурс актуализации, разнообразного опыта саморазвития, как компетентностную основу саморазвития. Также важнейшим фактором саморазвития является участие в научно-исследовательской деятельности. Потенциал активизации личностного роста студентов заключен в разных формах организации учебной (программа обучения по специальности, производственная практика, работа в лаборатории) и научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, процесс саморазвития студентов медицинского вуза имеет свою специфику, проявляющуюся в гуманистической направленности, ценностных ориентациях на здоровье и здоровый образ жизни, стремлении к реализации в профессии, ценности развития себя и своих профессиональных способностей, стремлении к повышению уровня общей образованности и квалификации. Для студентов медицинского вуза характерны интегративность знаний о человеке и способах жизнедеятельности и их практическая направленность, высокий уровень профессиональных знаний о способах саморазвития, ориентация на саморазвитие на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Шестак Н.В. Дополнительное образование медицинских кадров в России: история, развитие, перспективы // Знание, понимание, умение. 2010. № 1. С. 172.
2. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. 288 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Центра инновац. технологий, 2000. 608 с.
5. Баранов В.В. Формирование конкурентного ресурса личности студента в условиях университетского комплекса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2013. 45 с.
6. Чепасов В.И., Харченко Д.А. Минимизация количества параметров исследования: учебное пособие. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2004. 226 с.
7. Баранов В.В., Белоновская И.Д., Чепасов В.И. Факторный анализ как инструментарий педагогического знания о процессах саморазвития студента университетского комплекса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 21–27.
Яндекс.Метрика