Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №4 (67) апрель 2016  Рубрика: Социологические науки

Институциональное развитие дошкольных воспитательно-образовательных учреждений в современной России

С.Г. Решетова, аспирант,
кафедра политологии, социологии и связей с общественностью,
Уфимский государственный нефтяной технический университет,
г. Уфа, Россия
В статье рассматриваются институциональные аспекты развития дошкольных воспитательно-образовательных учреждений в современной России и ее регионах (на примере Республики Башкортостан). Раскрываются вопросы реформирования дошкольных учреждений и тенденции их институционального развития. Дошкольные воспитательно-образовательные учреждения способны сегодня избирательно удовлетворять воспитательные, образовательные, социализационные потребности общества в отношении детей дошкольного возраста, что выражается в становлении развитой многопрофильной системы дошкольных учреждений и свидетельствует о том, что в трансформирующемся обществе довольно быстро происходит адаптация социальных функций детских воспитательно-образовательных учреждений. Характеризуются основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются регионы в процессе структурной реорганизации дошкольных учреждений. На основании анализа официальных статистических материалов сделан вывод о необходимости организации ранней ступени дошкольных услуг в регионе, ведения последовательной региональной социальной политики, учитывающей современные тенденции развития детских воспитательно-образовательных учреждений, и использования потенциала взаимодействия государства и частных дошкольных организаций. В связи с этим ставится вопрос о необходимости дальнейшего анализа ситуации, сложившейся в системе дошкольного воспитания и образования, с учетом общественного мнения на уровне регионов.
Ключевые слова: реформа муниципальных учреждений, дошкольные воспитательно-образовательные учреждения, дошкольные организации, институт дошкольного воспитания и образования, многопрофильность, современные тенденции развития дошкольных воспитательно-образовательных учреждений, социализационные потребности общества, адаптация социальных функций

Институциональное развитие дошкольных воспитательно-образовательных учреждений (ДВОУ), изменение и адаптация их социальных функций происходят в границах конкретного социума1. С этой точки зрения современный институт ДВОУ в качестве подсистемы совокупного социального потенциала общества оказался способен избирательно удовлетворять воспитательные, образовательные, социализационные потребности общества в отношении детей2. Это отразилось, прежде всего, в наблюдаемых сегодня тенденциях развития гибкой многофункциональной сети разнообразных дошкольных учреждений, различающихся по форме собственности: муниципальные – бюджетные и ведомственные, частные; по типу: детские сады для детей раннего и старшего дошкольного возраста, детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития (компенсирующего типа, присмотра и оздоровления, комбинированного вида), центры развития ребенка3.

Реформирование дошкольных учреждений в постсоветский период происходило вследствие разрушения политических и социальных структур советского типа и в рамках создания новых институтов власти4. В частности, системы муниципального самоуправления, в введение которой были переданы дошкольные учреждения.

Так, с 2007 года в России муниципально-бюджетные дошкольные учреждения сменились учреждениями нового типа – автономными дошкольными учреждениями*. Формирование новой институциональной структуры (автономной) обусловлено реформой государственных и муниципальных учреждений, сопровождающейся изменением организационно-правовых основ их функционирования: массового перехода детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность. Решение вопросов функционирования и развития системы дошкольного воспитания зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Местная власть отличалась большей открытостью, способностью оперативно реагировать на запросы родителей в отношении системы дошкольного воспитания и образования. Вместе с тем, органы муниципальной власти столкнулись в постсоветский период с недостатком ресурсов для развития широкой сети дошкольных воспитательно-образовательных учреждений. Так, согласно данным, регулярно публикуемым Федеральной службой государственной статистики, в 2001 году в России насчитывалось 51,3 тыс. дошкольных учреждений, а к концу 2014 года их стало 45,1 тыс. Налицо снижение. В то же время количество детей, посещающих дошкольные учреждения, выросло с 4263,0 до 6591,3 тыс. человек, что составляет 57,2 и 64,6% от численности детей соответствующего возраста. Одновременно возрастала загруженность муниципальных дошкольных учреждений. На 100 детей в возрасте 1-6 лет в дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях приходилось в 2001 году 95 мест, а в 2014 году – 106 мест5. Понятно, что дефицит мест в муниципальных дошкольных учреждениях напрямую сказывается на качестве дошкольных услуг.

Назрела ситуация, когда нужно, сохранив позитивный потенциал традиций дошкольного воспитания и образования, определить место дошкольных учреждений в новых социально-политических и экономических условиях. Анализ характерных для российской действительности первой половины 2000-х годов основных показателей деятельности дошкольных образовательных учреждений позволит выяснить суть происходящих изменений. Совершенствование системы дошкольного воспитания и образования в соответствии с потребностями рыночной экономики стало важнейшим условием институционального развития дошкольных воспитательно-образовательных учреждений.

Таким образом, за достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок дошкольных образовательных услуг (табл. 1)6.

Данные, представленные в табл. 1, наглядно демонстрируют, что государственные и муниципальные ДВОУ по-прежнему составляют большинство учреждений дошкольного образования и содержания: 89% в 2007 году и более 92% на начало 2015 года. В этих условиях развитие и расширение альтернативных услуг воспитания и образования, не являющихся заменой услугам традиционного детского сада, тем не менее позволяет снизить нагрузку на систему муниципальных ДВОУ за счет перехода на другие формы собственности дошкольных учреждений. Так, доля частных дошкольных учреждений увеличилась с 1,8 до 4,7% от общего количества учреждений. Расширение охвата детей услугами дошкольного воспитания и образования и учет потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений происходят и за счет введения и увеличения количества альтернативных форм дошкольного воспитания и образования.

Группам кратковременного пребывания детей в детском саду было уделено особое внимание. Уже к началу 2002 года в нашей стране функционировало более 7 тыс. таких групп, где воспитывалось 90,7 тыс. детей (9% от общего количества дошкольных учреждений). В 2014 году группы кратковременного пребывания были созданы в ДВОУ (36,2%), образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста (1,3%), общеобразовательных школах (55,4%), учреждениях дополнительного образования (9,7%), в других учреждениях (1,3%). Организационные формы таких групп разнообразны, как и задачи, которые здесь решаются7.

Это свидетельствует, прежде всего, о том, что на современном этапе появилось понимание важности государственных и персональных инвестиций в эту сферу деятельности, значимости ран него образования как для личности, так и для инновационного развития общества. Предполагается, что многопрофильность ДВОУ позволит родителям выбирать дошкольное учреждение, соответствующее их запросам, на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста.

В этих условиях возрастает значимость анализа текущей ситуации, сложившейся в субъектах Российской Федерации, так как региональные и муниципальные ресурсы развития института дошкольных учреждений еще далеки от желаемого идеала. Эта проблема поднималась учеными из Башкортостана8. На сегодняшний день во всех регионах России, в том числе и в Республике Башкортостан, активно идет процесс структурной реорганизации дошкольных учреждений, наблюдается существенный рост числа вариативных, в том числе негосударственных, форм дошкольного воспитания и образования, принимаются меры по строительству новых и возврату ранее отданных частным структурам зданий детских садов, открываются дошкольные группы в школах.

В Республике Башкортостан на начало 2015 года функционировали 1567 самостоятельных дошкольных воспитательно-образовательных организаций. 152 структур ные единицы в виде филиалов дошкольных организаций, 657 групп кратковременного пребывания, 12 негосударственных образовательных организаций, в совокупности рассчитанных на 167 576 мест (0,7% от общего количества дошкольных организаций системы образования региона). Имеют лицензию на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста 35 индивидуальных предпринимателей (охват – 1500 детей). В то же время наблюдается существенный рост числа детей дошкольного возраста, нуждающихся в услугах дошкольных учреждений. В Республике охват детей в общей численности детского населения в возрасте от 1 до 7 лет составил 65,7%, коэффициент очередности – 34,3%9. Объективная картина потребностей и реального охвата дошкольников Республики Башкортостан дошкольными воспитательно-образовательными учреждениями представлена на рисунке.

В целом по Республике Башкортостан очередь в дошкольные воспитательно-образовательные учреждения с 01.01.2010 года по 31.12.2014 года уменьшилась на 6,9%. Хотя охват детей дошкольными учреждениями увеличился на 2,9%, полностью преодолеть дефицит мест в Республике пока не удается. Показатели Республики Башкортостан свидетельствует об умеренном уровне эффективности системы республиканского управления в сфере дошкольного образования. Сегодня требуется еще больше внимания системе муниципального дошкольного образования, работы по усилению ее конкурентоспособности со стороны региональных органов власти. Республика Башкортостан находится в настоящее время лишь на 9-м месте среди 21 республики по важнейшим показателям развития ДВОУ как социальной организации и на 19-м месте среди всех регионов Российской Федерации.

Для корректировки выводов о доступности детских воспитательно- образовательных учреждений на основе индикатора охвата дошкольным образованием необходимо учесть существующую дифференциацию посещаемости детских учреждений в зависимости от конкретного возраста ребенка. Согласно статистическим данным по Республике Башкортостан, представленным в табл. 2, годовалые малыши охвачены системой дошкольных учреждений на 15,6%, двухлетние дети – примерно на 1/3, трехлетнего возраста – приблизительно наполовину. Удельный вес детей, посещающих дошкольные организации в возрасте 4 лет, составляет уже 80%, а в возрасте 5 лет – 86%10.

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что вышеуказанные тенденции в распределении детей в дошкольных учреждениях по возрасту являются устоявшимися. С 2012 года по 2015 год пропорции между охватом дошкольными учреждениями детей в возрасте до года, в возрасте от 1 года до 3 лет и с 3 лет и старше практически не изменились: примерно 0,01, 14,0–15,2 и 84,8–86,2% соответственно. При этом в рассматриваемые годы охват детей в возрасте от 1 года до 3 лет определенным образом варьировался: в 2012 году – 15,2%, в 2013 году – 14,0%, в 2014 году – 13,8%, в 2015 году – 14,7%.

Во-вторых, можно видеть, что существует ярко выраженная положительная зависимость между «взрослостью» детей и охватом сетью ДВОУ. Это объясняется рядом факторов, включая изменение родительских предпочтений в пользу более длительного домашнего воспитания детей (до 3 лет и старше), что вполне оправданно: чем младше ребенок, тем в большей степени он связан с семьей. Данному обстоятельству способствует и современное российское законодательство, предоставляющее женщинам отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Кроме того, нужно иметь в виду, что далеко не все семьи имеют возможность получить путевку в муниципальный детский сад из-за большой очереди (например, численность детей в Республике, нуждающихся в устройстве в ДВОУ на 2015 год, составляет 83 030 человек, при этом в 2012 году эта цифра составляла 57 800 человек)11.

С учетом возрастной дифференциации можно констатировать вполне приемлемый уровень охвата муниципальными ДВОУ детей в возрасте старше 3 лет, следовательно, и доступность дошкольного воспитания и образования в Республике Башкортостан для этой категории дошкольников.

Подводя итоги, отметим, что происходящие в России коренные преобразования оказали неоднозначное и противоречивое влияние на состояние и направленность развития института дошкольного воспитания и образования в Республики Башкортостан. Сегодня можно отметить позитивные количественные и качественные сдвиги в институциональном развитии системы дошкольных воспитательно-образовательных учреждений. Основные проблемы в регионе заключаются в необходимости организации ранней ступени дошкольных услуг. В то же время формируется настоятельная необходимость изучения учета общественного мнения, прежде всего родителей дошкольников, относительно перспективных направлений реализации воспитательно-образовательного потенциала дошкольных учреждений.

* Согласно ст. 120 ч. 1 Гражданского кодекса РФ, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Литература:

1. Решетова С.Г. Трансформация дошкольных воспитательно-образовательных учреждений в современном российском обществе (на примере Республики Башкортостан) // Вестник ВЭГУ. Серия: Социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4 (78). С. 156–164.
2. Решетова С.Г. Формирование социальных компетенций дошкольника на современном этапе развития дошкольных образовательных учреждений // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10 (48). С. 162–166.
3. Положение о дошкольном образовательном учреждении: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 2562 от 27.10.2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_125014/ (дата обращения: 02.03.2016).
4. Дорожкин Ю.Н., Быковский А.В. Теневые политико-элитные группы в постсоветской России // Власть. 2011. № 6. С. 97–101.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 02.03.2016).
6. Российский статистический ежегодник 2015: статистический сборник / Росстат. М., 2015. С. 179.
7. Там же.
8. Дорожкин Ю.Н., Яппарова Р.Р., Фролова И.В., Галин Р.А., Скрябина Я.А., Хамитова Л.М. Информационная открытость органов государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан: опыт конкретного социологического исследования // Экономика и управление. 2010. № 4. С. 29–36.
9. Образование и культура в Республике Башкортостан: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа, 2015. С. 23–35.
10. Там же. С. 29.
11. Там же. С. 33.
Яндекс.Метрика