Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит 6 раз в год (январь, март, май, август, октябрь, декабрь).
Выпуск: №4 (67) апрель 2016  Рубрика: Экономические науки

Основные направления государственного регулирования импортозамещения в России

А.В. Тагирова, преподаватель,
кафедра коммерции и менеджмента,
Нижневартовский государственный университет,
г. Нижневартовск, Россия
В статье рассмотрены направления государственного регулирования импортозамещения в Российской Федерации. Дано определение термина «импортозамещение». Актуальность выбранной темы обусловлена текущей экономической ситуацией, сложившейся в условиях антироссийских санкций. В статье обусловлена необходимость реализации политики импортозамещения и комплексной работы государства в нескольких направлениях. В первую очередь необходимо разработать нормативно-правовую базу, которая регулировала бы все аспекты процесса импортозамещения, во-вторых, нужно обозначить и использовать механизмы финансовой поддержки – выделение средств на субсидии, льготы, гранты и т.д. Стратегия импортозамещения может быть реализована в два этапа: на первом этапе необходимо заменить импортные товары на российские; второй этап предполагает повышение конкурентоспособности товаров, ведь в случае отмены антироссийских санкций ранее запрещенные товары опять поступят на наш рынок и отечественный продукт должен будет выдержать конкуренцию, а потребительский спрос должен будет остаться на прежнем уровне. Только в этом случае можно говорить об успешной реализации программы замещения импортных продуктов отечественными аналогами и, как следствие, об обеспечении устойчивого экономического роста страны.
Ключевые слова: санкции, антисанкции, продовольственное эмбарго, импортозамещение, продовольственная безопасность, импорт, отечественный товар, конкурентоспособность

Санкции, введенные в 2014 году против России в связи с присоединением Крыма и конфликтом на востоке Украины, являются одной из причин финансового кризиса в нашей стране. Многие эксперты считают санкции (наравне с ценами на нефть) основным фактором, спровоцировавшим экономический кризис. В сценариях макроэкономического развития, разработанных Центральным банком РФ, в рамках документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов» предусматривается сохранение антироссийских санкций на протяжении трехлетнего периода без зна чимого изменения масштаба или характера их действия.1 Ответными мерами стали так называемые антисанкции, в их числе продовольственное эмбарго. Запрет поставок из стран – членов Евросоюза коснулся в основном мяса, молочной продукции, овощей и фруктов. Учитывая тот факт, что потребительская корзина на 50% состоит из продуктов питания, львиную долю которых составляют именно мясные и молочные продукты, а также фрукты и овощи, можно сделать вывод о том, насколько сильно это отразилось на российском потребителе. Большая часть этих продуктов была импортной, то есть национальная экономика была зависима от импорта, что снижает продовольственную безопасность государства. В списке по глобальному индексу продовольственной безопасности Россия занимает 43-е место. Индекс продовольственной безопасности – это показатель, определяющийся в результате глобального исследования. На его основе строится рейтинг стран мира по уровню продовольственной безопасности. Выпускается британской исследовательской компанией «The Economist Intelligence Unit» при поддержке американской транснациональной компании «Dupon». Исследование проводится с 2012 года и на данный момент предлагает наиболее полный комплекс показателей состояния продовольственной безопасности в разных странах мира.2

В настоящее время, по оценкам Правительства, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. К примеру, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении – порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании – 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции – от 50 до 90% деталей и т.д.3

В создавшихся условиях Россия взяла курс на импортозамещение, что предполагает частичное или полное замещение импортных товаров отечественными. В экономическом словаре под редакцией А.И. Архипова дается следующее определение: «Импортозамещение – тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленных на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства».4

Положительный характер политики импортозамещения не вызывает сомнений, в условиях дефицита импортного товара у производителей есть возможность заполнить эти пустоты отечественным продук том, то есть происходит возврат внутреннего рынка. Однако следующим шагом должно быть повышение конкурентоспособности товаров, ведь в случае отмены антироссийских санкций ранее запрещенные товары опять поступят на наш рынок и отечественный продукт должен будет выдержать конкуренцию. Только в этом случае можно говорить об обеспечении экономического роста страны.

Перед государством стоит цель, достижение которой необходимо для нормального развития экономики. В соответствии с этой целью поставлен ряд задач – государству необходима комплексная работа в нескольких направлениях.

Необходимо разработать достаточную нормативно-правовую базу. В этом направлении работа ведется уже несколько лет. В апреле 2014 года Кабинет министров утвердил новую редакцию государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Данная программа должна быть реализована до 2020 года. Ее основная цель – «…создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету Программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны».5 Одной из задач является снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями. Также Правительство разработало план по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014–2015 годы. Постановлением Правительства от 30 ноября 2015 года № 1296 были приняты меры по обеспечению национальной безопасности РФ по отношению к Турции. Был утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика, запрещенные с 1 января 2016 года к ввозу в Российскую Федерацию. В данный перечень вошли фрукты и овощи, мясо птицы. На сегодняшний день Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработано 20 отраслевых планов по импортозамещению.

Еще одно направление, в котором работает государство, – финансовое. Речь идет о выделении средств для поддержки импортозамещения. Это происходит в форме субсидирования, льгот для малого и среднего инновационного бизнеса, предоставления грантов, преференций, финансирования научно-исследовательской деятельности.

В 2014 году Правительством была принята программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования (постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 № 1044). Эта программа была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях6. Программа устанавливает базовые условия предоставления кредитных средств в целях реализации инвестиционных проектов: кредиты предоставляются только теми финансовыми организациями, которые отобраны для участия в программе, в рублях; кредит является целевым и размер процентной ставки не должен превышать уровень процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, плюс 2,5% годовых.

Реализация программы поддержки через проектное финансирование позволит развиваться предпринимательству, повышать конкурентоспособность отечественных товаров.

Первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин в своем интервью каналу РБК рассказал, что в Минпромторге, курирующем процесс импортозамещения, рассчитывают, что из бюджета на все программы будет выделено около 600 млрд руб., а еще примерно 2 трлн руб. вложат сами бизнесмены.

Большое внимание уделяется инновационному бизнесу и научно-исследовательской деятельности. Инновационное предпринимательство способно адекватно реагировать на новые потребности рынка в наукоемкой и высокотехнологической продукции. При этом предприниматели стараются реагировать на новые потребности как можно быстрее: адаптируют производство новых товаров и услуг.7

Уже сейчас можно говорить о положительных результатах политики импортозамещения в нашей стране. Удалось удержать макроэкономическую стабильность и не допустить роста безработицы. На полках магазинов появляется все больше товаров от местных производителей, которые по качеству и цене устраивают потребителя. Отмечается более благосклонное отношение к отечественным товарам у потребителей.

Согласно официальным статистическим данным, размещенным на сайте Федеральной службы государственной статистики, наблюдается положительная динамика производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов. Так, например, на период январь– февраль 2016 года отмечался рост производства мяса крупного рогатого скота на 108,7% к соответствующему периоду 2015 года, мяса птицы – на 106,4%, цельномолочной продукции – на 103,9%.

Подводя итог, необходимо отметить, что в нашей стране ведется интенсивная работа в области импортозамещения. Намечены основные направления государственного регулирования, в первую очередь это создание достаточной законодательной базы. Пробелы в законодательстве замедляют темпы реализации данной стратегии. Еще одним направлением, выбранным государством, является финансовая поддержка участников рынка. Субсидирование, льготное кредитование, проектное финансирование, направленные точечно на конкретные отрасли экономики, дают результат.

Процесс импортозамещения в России запущен. Проблемы, возникающие при реализации этой стратегии, связаны с необходимостью больших денежных вливаний и недостаточностью нормативно-правового регулирования. Тем не менее, уже сейчас российские производители выпускают товары, способные конкурировать с иностранными, что вызывает положительную реакцию у потребителя на рынке.

Литература:

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016(2017-2018). pdf (дата обращения: 04.04.2016).
2. Индекс продовольственной безопасности стран мира [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket. ru/ratings/global-food-security-index/info (дата обращения: 07.04.2016).
3. Тимошенко В. Политика импортозамещения в России: от слов к делу [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/630000/ (дата обращения: 07.04.2016).
4. Экономический словарь / А.И. Архипов [и др.]; отв. ред. А.И. Архипов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2010. 672 с.
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/70643464/ (дата обращения: 04.04.2016).
6. Тимошенко В. Политика импортозамещения в России: от слов к делу [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/630000/ (дата обращения: 04.04.2016).
7. Тагирова А.В. Инновационное предпринимательство в России: малый формат // Экономика и социум. 2014. № 4 (13). С. 1193–1197.