Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №4 (67) апрель 2016  Рубрика: Гость номера

«Виза в мировое научно-образовательное пространство»

После вступления России в Болонский процесс и начала активной интеграции высшего образования страны в единое европейское пространство стратегия международного сотрудничества отечественных вузов претерпела существенные изменения. Если на начальном этапе эта работа носила экстенсивный характер и проходила за счет наращивания числа зарубежных партнеров, то в новых условиях появилась необходимость интенсифицировать этот процесс и сосредоточиться на более сложных задачах. Сегодня от вузов ждут не только установления и поддержания прямых связей с зарубежными образовательными учреждениями, но и расширения совместных научных проектов, усиления академической мобильности студентов и преподавателей. О том, как развиваются международные отношения Уральского государственного университета путей сообщения, мы попросили рассказать координатора международных проектов, доцента кафедры «Мировая экономика и логистика» УрГУПС Марину Журавскую. Гостья нашего журнала считает, что индикаторы эффективности вузов, связанные с интернационализацией, занимают столь же значимое место, как индикаторы, характеризующие вузовскую науку и образование. Для интеграции УрГУПС в мировое научно-образовательное пространство в университете решается ряд задач: увеличивается число иностранных учащихся, создается информационная поддержка университетского комплекса на международной арене, повышается уровень языковой компетенции студентов и преподавателей, организовывается участие в международных проектах и программах. В университете накоплен большой опыт участия в международной программе ТЕMPUS. Кроме того, УрГУПС стал первым вузом России, который был принят в члены международной студенческой ассоциации технических вузов Европы BEST.
Ключевые слова: международное сотрудничество, критерии эффективности вузов, студенческая и академическая мобильность, зарубежные партнеры, BEST, ТЕMPUS, реализация положений Болонской декларации, иностранный язык, иностранные студенты

ЖУРАВСКАЯ Марина Аркадьевна,

кандидат технических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и логистика» Уральского государственного университета путей сообщения.

Образование
Уральский электромеханический институт железнодорожного транспорта (инженер по управлению процессами перевозок)

Дополнительное образование
кандидатская диссертация «Управление транспортно-логистическими системами» (2007) – Уральский государственный университет путей сообщения Президентская программа «Управление качеством» (2002) – Уральский политехнический институт (УПИ) Программа TASIS «Управление изменениями» (2005) – Академия менеджмента (Германия) + университет г. Манчестер (Англия)

Cфера научных интересов
Сити-логистика, региональная логистика
Зеленая логистика, зеленые цепочки поставок
Мультимодальные и интермодальные перевозки

После вступления России в Болонский процесс и начала активной интеграции высшего образования страны в единое европейское пространство стратегия международного сотрудничества отечественных вузов претерпела существенные изменения. Если на начальном этапе эта работа носила экстенсивный характер и проходила за счет наращивания числа зарубежных партнеров, то в новых условиях появилась необходимость интенсифицировать этот процесс и сосредоточиться на более сложных задачах. Сегодня от вузов ждут не только установления и поддержания прямых связей с зарубежными образовательными учреждениями, но и расширения совместных научных проектов, усиления академической мобильности студентов и преподавателей.

О том, как развиваются международные отношения Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС), мы попросили рассказать координатора международных проектов, доцента кафедры «Мировая экономика и логистика» УрГУПС Марину ЖУРАВСКУЮ.

– Марина Аркадьевна, прошедшие 20 лет были для высшей школы нелегкими и вузы не всегда стремились инвестировать в повышение квалификации сотрудников и преподавателей. Но сегодня, как мне кажется, ситуация изменилась. Международное сотрудничество является одним из критериев оценки эффективности вузов. Как Вы считаете, правильно ли это?

– Действительно, Министерством образования и науки РФ ежегодно проводится мониторинг эффективности вузов и индикаторы этого мониторинга, связанные с интернационализацией, занимают столь же значимое место, как индикаторы, характеризующие вузовскую науку и образование. Среди мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, прописанных в Плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», в так называемой дорожной карте 6 из 15 мероприятий (40%) имеют международную составляющую.

И, по моему мнению, это абсолютно правильный подход, так как международная деятельность вуза – это «виза» в мировое научно-образовательное пространство как для университета в целом, так и для его ученых и студентов.

У меня есть возможность наблюдать компетентностный даже не рост, а скачок наших преподавателей и особенно студентов, которым довелось пройти обучение в зарубежном вузе-партнере. После того как человек съездил в другую страну, окунулся в другие образовательные технологии, прикоснулся к другим научным школам, познакомился с коллегами, которые работают в тех же научных направлениях, он неизбежно начинает по-другому видеть и себя, и мир вокруг. Существенно расширяется мировоззрение, появляется стимул мыслить и действовать по-новому, более инновационно, что ли. Такой человек начинает ставить перед собой смелые, более амбициозные цели и самое главное – достигать их!

– Но международное сотрудничество – штука недешевая. Эти затраты оправданны?

– Ученые доказали, что инвестиции в мобильность студентов и преподавателей – это наиболее выгодные инвестиции, поскольку они приводят к долгосрочным выгодам. Эффект от таких вложений колоссальный, причем он распространяется не только на экономическую сферу, но и на общественно-политическую. Международный опыт – яркое тому подтверждение. Люди, которые в свое время получили высшее образование в СССР, сейчас занимают ведущие позиции в своих странах и с удовольствием сотрудничают с Россией. Приведу лишь несколько примеров, которые меня лично очень сильно впечатляют: Лазло Унгвари – 40 лет назад студент Инж Экона (Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет – прим. ред.), сегодня – профессор, ректор-президент немецкого университета прикладных наук Вильдау. Во многом благодаря профессору Унгвари в УрГУПС создан летне-зимний университет по логистике, который дает возможность нашим студентам пройти обучение в немецком вузе в течение семестра. Господин Рольф Эпштайн 40 лет назад учился в ЛИИЖТ (Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, сегодня – Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I – прим. ред.), сегодня он директор направления комплексных транспортных решений в ООО «Сименс». Господин Аксель Шмидер, бывший выпускник МИИТа (Московский институт инженеров транспорта, сегодня – Московский государственный университет путей сообщения – прим. ред.), а ныне главный инженер сектора «Инфраструктура и города» компании «Сименс». Они много сделали для организации стажировки наших студентов на предприятиях ООО «Сименс» в Германии. Еще один партнер УрГУПС – ректор Монгольского желе знодорожного института, профессор Сервуд Бирва – учился в УПИ. Все эти люди, испытав в юности на себе интеграцию в международное студенчество, приобрели огромное количество университетских друзей и большую любовь к России. Сегодня они много делают для укрепления дружбы между нашими странами в целом и развития студенческой мобильности в частности. Поэтому, сами видите − затраты оправданны!

– Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях международного сотрудничества УрГУПС.

– Главная цель международной деятельности нашего вуза – это интеграция университетского комплекса УрГУПС в мировое научно-образовательное пространство с учетом отраслевых и региональных особенностей для подготовки квалифицированных кадров на основе стимулирования научных исследований и роста научно-образовательных объединений. Для достижения этой цели в университете решается ряд задач:
– увеличение числа иностранных учащихся при создании толерантной среды обучения в университетском комплексе;
– информационная поддержка университетского комплекса на международной арене;
– участие в реализации положений Болонской декларации, организация международной мобильности;
– повышение уровня языковой компетенции студентов и преподавателей;
– членство в международных ассоциациях и фондах;
– участие в международных проектах и программах.

– Хотелось бы подробнее поговорить о последнем пункте — международные проекты и программы.

– В нашем университете накоплен большой опыт участия в международной программе ТЕMPUS. Последний проект УрГУПС выиграл в 2014 году по теме «Экологический менеджмент и аудит». Проект имеет межкафедральный характер, в нем участвуют студенты и преподаватели пяти кафедр: «Техносферная безопасность», «Управление в социальных и экономических системах», «Экономика транспорта», «Мировая экономика и логистика», а также кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации».

Кроме нашего вуза в проекте участвуют ученые из Технического университета Дрездена (Германия), Университета Марибор (Словения), Технологического университета Ченстохова (Польша), Университета Жилина (Словакия) и трех университетов из России: Тюменского государственного университета нефти и газа, Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) и Омского государственного университета путей сообщения. Вот такая мощная международная команда. Ведь Европа давно поняла, что экологические проблемы не решить в одиночку, это можно сделать только совместно с соседями.

Руководит проектом кафедра «Экологический менеджмент и аудит» Технического университета города Дрезден, которую возглавляет профессор Э. Гюнтер. Область ее научных интересов − значимость природных ресурсов для предприятий; экологические закупки; замедление потребления ресурсов и производственных процессов. Кроме того, профессор Гюнтер имеет большой опыт работы со студентами и компаниями в области разработки бизнес-решений экологических проблем.

В рамках проекта планируется рассмотреть вопросы обоснования категории «экологический менеджмент и аудит» в качестве экономической категории в отраслевой транспортной науке, дать экономическое описании ее значения в развитии транспортных и других социоэкономических систем, разработать учебный курс «Экологический менеджмент и аудит». Проект ТЕMPUS позволит аккумулировать лучший опыт вузов-партнеров из стран Европы и, объединив усилия, создать новую единую образовательную программу в области экологического аудита и менеджмента для всех вузов-участников.

В рамках программы ТЕMPUS наши студенты получили возможность принять участие в межвузовских соревнованиях, прошедших в феврале 2016 года на площадке СамГУПС. Было запущено несколько пилотных проектов по обучению студентов УрГУПС и сотрудников ОАО «РЖД» экологическому менеджменту. Таким образом, участие в проектах подобного уровня позволяет не только совершенствовать технологию обучения студентов, но и дает возможность решать такую задачу, как обучение в течение всей жизни.

– А абитуриенты, выбирая вуз, обращают внимание на его возможности в плане международного сотрудничества?

– Обязательно. Я разговаривала со многими студентами и была удивлена, узнав, что при выборе вуза решающим фактором для них оказывалась, например, возможность стажировки в «Сименс» или участие в международной студенческой организации BEST, или участие в соревнованиях «Формула-Студент».

Кроме того, некоторое время назад мои коллеги провели мини-исследование и выяснили, что если в названии направления обучения есть слово «международный» или «мировой», то популярность такого направления среди абитуриентов значительно выше. Хотя и требования при поступлении на эти специальности выше. Достаточно сказать хотя бы о необходимом уровне владения иностранными языками.

К слову сказать, знание, владение иностранными языками студентами и преподавателями – основа международной деятельности вуза, а значит, это серьезный вопрос. Довольно продолжительное время в нашем вузе было две кафедры, где иностранным языкам уделяли значительное внимание – английский изучали на протяжении всех пяти лет обучения. Это кафедры «Мехатроника» и «Мировая экономика и логистика». Оказалось, что студенты именно этих кафедр были более всего интегрированы в международную деятельность вуза. Почему? Потому что уровень владения иностранным языком позволял им свободно коммуницировать со студентами из других стран и организовывать различные международные конференции, симпозиумы, проекты.

– Вы упомянули о международной студенческой организации BEST. Расскажите, пожалуйста, что она собой представляет.

– BEST– это международная студенческая ассоциация технических вузов Европы. Мы гордимся тем, что УрГУПС был первым российским вузом, принятым в члены этой ассоциации. Позднее в нее вошли и другие вузы России, но мы были первыми. BEST объединяет студентов из 96 университетов 33 европейских стран. Ассоциация образует высокоорганизованную студенческую сеть. Она создавалась с целью стирания границ между студентами разных стран, чтобы они могли взаимодействовать между собой, общаться. У организации четыре направления деятельности: HR (человеческие ресурсы), PR (связи с общественностью), FR (работа с компаниями) и IT (информационные технологии). Каждый студент может найти интересную для себя сферу, в которой будет развиваться в дальнейшем. При этом все направления взаимосвязаны.

– Появляются ли интересные предложения по сотрудничеству у студентов? Удается ли их реализовать?

– Бывает. Хотя сегодня BЕST – это замечательная площадка для творчества, ведь организация предлагает огромные возможности студентам. Но иногда ребятам хочется выйти и за эти рамки. Например, студент 4-го курса направления «Логистика» Иван Денисов выступил с инициативой создания на базе летне-зимнего университета международного научно-логистического центра. Он разработал бизнес-план и сейчас отправился с предложением о сотрудничестве в Московский автодорожный институт. Посмотрим, что из этого получится. Инициативой наших студентов было и участие в чемпионатах WORLDSKILLS.

– Опираясь на опыт сотрудничества с другими странами, можно ли выделить единые проблемы современного образовательного сообщества?

– Общей проблемой для образования – как в Европе, так и в России – является снижение количества студентов. Европа давно практикует обучение иностранных студентов именно потому, что созданы прекрасные условия для получения образования, но некому ими воспользоваться. Одна из общих приоритетных задач – это обеспечение качественного приема, отбор талантливых и мотивированных иностранных студентов.

– Какие мероприятия с участием иностранных гостей пройдут в университете в нынешнем году?

– В ноябре на базе университета состоится международный форум «Железнодорожная отрасль стран Азиатско-Тихоокеанского региона: взаимодействие и развитие». В нем примут участие представители Кореи, КНР, Австралии, Монголии, Украины, Казахстана, Узбекистана. Но мы также будем рады и своим давним партнерам из стран Европы. Это будет поистине грандиозное мероприятие на границе двух континентов, где встретятся ученые Азии и Европы. Конференция будет приурочена к 60-летию нашего вуза.

Беседовала Ольга Иванова