Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №2 (65) февраль 2016  Рубрика: Экономические науки

Тенденции экономического развития лесопромышленного комплекса Свердловской области

Е.Н. Стариков, канд. экон. наук, доцент,
Н.К. Прядилина, канд. экон. наук, доцент,
кафедра экономики лесного бизнеса,
М.Л. Куклинов, студент,
кафедра технологий целлюлозно-бумажных производств и переработки полимеров,
Уральский государственный лесотехнический университет,
г. Екатеринбург, Россия
, ,
В статье обозначено, что в настоящее время лесопромышленный комплекс Свердловской области претерпевает серьезные изменения и что это ведет, скорее, к регрессу, чем к прогрессу. При сохранении нынешних тенденций функционирование отдельных элементов лесопромышленного комплекса в Свердловской области может прекратиться не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. К элементам данной системы относятся предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в лесопромышленном комплексе региона, среднесписочная численность работников, произведенный объем отгруженных товаров собственного производства по отдельным категориям и прочее. К основным выпускаемым товарам можно отнести древесно-стружечные плиты, пиломатериалы, фанеру и иную продукцию, обеспечивающую конкурентное преимущество в лесном секторе экономики как Свердловской области, так и России в целом. В статье отражены результаты анализа современного состояния лесопромышленного комплекса Свердловской области по итогам 2014 года. Обозначены основные факторы, негативно влияющие на него, и перспективы развития лесопромышленного комплекса Свердловской области. В работе также рассматриваются такие вопросы, как равномерность распределения лесов региона, процент использования лесосеки области в широтном разрезе и показатели, отражающие ущерб лесопромышленного комплекса от незаконных рубок.
Ключевые слова: направления развития лесного фонда, анализ развития лесопромышленного комплекса, основные показатели развития обработки древесины и производства изделий из дерева, основные показатели развития целлюлозно-бумажного производства, освоение лесных ресурсов Свердловской области

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) в промышленном производстве Российской Федерации занимает лишь седьмое место. Такая ситуация во многом обусловлена использованием устаревших технологий заготовки и переработки древесины, низким техническим уровнем развития отраслей ЛПК, кадровым дефицитом, недостаточной поддержкой правительства, преобладанием потребностей населения в других производственных отраслях, нежели в отраслях ЛПК, и прочим.

Развитие отраслей ЛПК в России определяется возможностями отдельно взятых регионов. Свердловская область в лесопромышленном комплексе РФ занимает 10-е место по заготовке древесины, 6-е место по производству пиломатериалов и 4-е место по производству фанеры. Необходимо подчеркнуть, что производство фанеры является одним из базовых секторов российского лесопромышленного комплекса и имеет устойчивый рост производства и реализации на протяжении последних нескольких лет1. Таким образом, можно утверждать, что Свердловская область располагает достаточными запасами лесоресурсов и у нее имеется достаточный потенциал к устойчивому развитию не только на уровне региона, но и на уровне России. Теоретическая и практическая значимость данной статьи, по мнению авторов, заключается в следующем:
– осуществлен анализ развития ЛПК Свердловской области;
– представлены показатели, отражающие положение лесного комплекса Свердловской области во временном разрезе;
– определены факторы, влияющие на развитие лесопромышленного комплекса области;
– представлены рекомендации специалистов с целью выявления значимых факторов, могущих способствовать устойчивому прогрессивному развитию ЛПК Свердловской области.

Данная работа ориентирована на создание теоретического базиса реализации стратегической цели лесопромышленного комплекса, обозначенной в проекте стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года, что подразумевает обеспечение соответствия уровня лесопромышленного производства требованиям мирового рынка, а также удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынка в конкурентоспособной и высококачественной лесобумажной продукции отечественного производства2.

Леса в Свердловской области занимают порядка 68,6 % территории. Площадь лесного фонда области составляет 15,2 млн га, из них 12,7 млн га покрыты лесом, в том числе 7,2 млн га – хвойными насаждениями. Расчетная лесосека составляет 24,8 млн куб. м, в том числе по хвойному хозяйству – 9,5 млн куб. м. В 2014 году было заготовлено древесины при всех видах рубок в объеме 6,6 млн куб. м (26,6 % расчетной лесосеки), где 1,3 млн куб. м составляют выборочные рубки3.

По данным специалистов лесного хозяйства, более 90 % лесосек в лесах Свердловской области осваивается методом сплошнолесосечной рубки, что не может не сказаться на состоянии лесного фонда. Если в начале ХХ века на Урале производных мягколиственных лесов севернее широты Нижнего Тагила не было, то к концу 20-х годов их доля составила уже 24 %. К 1994 году в Свердловской области около 26 % площадей, покрытых лесом, занимали еловые древостои и порядка 37 % – мягколиственные породы. В последнее время доля площадей с преобладанием ели и пихты сократилась до 15,4 %, а доля березовых и осиновых древостоев увеличилась до 42,3 %. Сокращение площадей с преобладанием коренных хвойных пород и увеличение доли производных лиственных древостоев в лесном фонде Свердловской области происходят в значительных масштабах. По данным специалистов, скорость трансформации лесов в регионе составляет 270 кв. км в год. При таких темпах регрессии коренных северотаежных лесов не останется через 55 лет, среднетаежных – через 140 лет, южнотаежных – через 60 лет.

Распределение лесов по области крайне неравномерно.

На северных территориях области (города Волчанск, Ивдель, Карпинск, Краснотуринск, Североуральск, поселок Пелым и Серовский район) в эксплуатационных запасах хвойные леса занимают 79 % (109 из 137 млн куб. м). Развитие лесозаготовок в этих районах сдерживается отсутствием дорог круглогодичного действия, так как эксплуатационные леса в основном расположены на расстоянии 100 км и более от населенных пунктов, а в некоторых лесхозах (Ивдельский, Карпинский, Североуральский) – в горах.

В восточных районах области (Гаринский, Таборинский, Тавдинский и Туринский районы) сосредоточено 115 млн куб. м эксплуатационных запасов, 31 % которых представлено хвойными лесами. Здесь преобладают заготовки древесины учреждениями Федеральной службы управления наказаний Минюста по Свердловской области. В этой связи стоит отметить, что перспектив для развития круглогодовых лесозаготовок в данных районах (кроме Туринского) нет, так как эксплуатационные запасы расположены среди болот и имеют низкую товарную производительность (средний запас древесины на 1 га составляет 80-150 куб. м). Здесь расчетная лесосека используется на 28 %.

В западной части области (Артинский, Ачитский, Красноуфимский, Нижнесергинский и Шалинский районы и поселок Бисерть) в эксплуатационных лесах преобладают елово-пихтовые леса. Эксплуатационные запасы составляют 39 млн куб. м, в том числе 18 млн куб. м - по хвойному хозяйству. Расчетная лесосека используется на 27 %. Такой лесозаготовительный район обладает всеми возможностями для организации эффективных круглогодичных лесозаготовок с ориентацией на несплошные технологии рубок.

Центральная и южная части области располагают в совокупности 225 млн куб. м эксплуатационных запасов, в том числе 102 млн куб. м – по хвойному хозяйству, где преобладают сосновые леса. Использование расчетной лесосеки – 42 % (3,5 из 8,3 млн куб. м). Данный район ориентирован на основную заготовку древесины по области.

Ранее отмечалось, что Свердловская область по производственному потенциалу лесного комплекса входит в число крупнейших регионов России. Например, доля ЛПК Свердловской области в России составляет: по вывозке лесоматериалов – 3,3 %, по производству пиломатериалов – 4,7 %, фанеры – 7,8 %, древесноволокнистых плит (ДВП) - 3,2 %. Основными статьями экспорта лесопродукции Свердловской области являются пиломатериалы – 53,6 %, фанера – 40,7 %, круглые лесоматериалы – 5,1 %, бумага и картон – 0,6 %. Доля продукции, произведенной предприятиями ЛПК области, в общем объеме промышленного производства составляет 1,4 %. В номенклатуре основных видов продукции ЛПК Свердловской области стоит выделить бумагу и картон, древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты, обои, пиломатериалы, фанеру, в том числе ламинированную4.

Предприятия лесопромышленного комплекса работают практически в каждом муниципальном образовании области. В целом ряде населенных пунктов они являются социально значимыми, градообразующими.

Ключевыми предприятиями отрасли с числом работающих более 500 человек являются НАО «СВЕЗА Верхняя Синячиха», ЗАОр «Туринский целлюлозно-бумажный завод», ООО «Новолялинский целлюлознобумажный комбинат», ООО «Тавдинский фанерно-плитный комбинат», ЗАО «Аргус СФК», Группа компаний «СКМ-Мебель».

Средние предприятия с числом работников от 100 до 500 человек преимущественно производят пиломатериалы, клееные щиты и конструкции, реализуют индустриальное деревянное домостроение.

Удельный вес крупных и средних предприятий в общем количестве зарегистрированных предприятий и организаций составляет 0,9 %. При этом в общем объеме отгруженной продукции их удельный вес равен 44,7 %5.

Ориентируясь на данный показатель, можно утверждать, что несмотря на значительную долю в объеме отгруженной продукции крупных и средних предприятий ключевые показатели отрасли более чем наполовину сформированы за счет деятельности субъектов малого бизнеса. В особенности превалирование малого бизнеса характерно в секторе полиграфической промышленности и издательской деятельности.

Малые предприятия с численностью работников менее 100 человек ориентированы на индивидуальное домостроение, лесозаготовки, малое лесопиление, производство древесного угля, столярное производство.

Как и в большинстве отраслей промышленности региона, в сфере лесопромышленного комплекса отмечены негативные тенденции:
– снижение объемов производства и отгрузки;
– уменьшение среднесписочной численности работников отрасли;
– закрытие ряда малых предприятий.

Основные показатели развития обработки древесины и производства изделий из дерева, целлюлозно-бумажного производства в Свердловской области в 2013-2014 годах представлены в табл. 16.

Не трудно заметить снижение объемов отгруженной продукции на 1,4 %, объемов инвестиций – на 25,2 %, рост индекса промышленного производства по целлюлозно-бумажному производству, издательской и полиграфической деятельности на 28,2 пункта. Сократились среднесписочная численность работников и число предприятий и организаций.

Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в сфере ЛПК Свердловской области, обусловлена влиянием ряда негативных факторов. При планировании и прогнозировании развития комплекса необходимо учитывать, что некоторые проблемы (несовершенство законодательства, недостаточная точность государственного учета лесов и др.) в силу того, что право собственности на лесной фонд принадлежит государству, могут быть кардинально решены только на федеральном уровне.

При разработке мероприятий, нацеленных на достижение требуемого уровня развития ЛПК области, необходимо учитывать следующие, являющиеся ключевыми, по мнению специалистов лесной промышленности, факторы7:
– недостаточная техническая база ЛПК, что обусловлено высоким износом основных фондов;
– слабо развитая производственная и дорожно-транспортная инфраструктура. Так, дорожная плотность лесных дорог в настоящее время составляет 4 км на 1 тыс. га лесной площади. Для организации эффективного лесопользования этот показатель должен быть равен 7-10 км. Для сравнения в европейских странах этот показатель составляет 15 км (в Финляндии – 90 км);
– высокие транспортные расходы, затраты на электроэнергию, приводящие к низкой ценовой конкурентоспособности;
– недостаточное освоение лесосырьевых ресурсов, приводящее к накоплению перестойной древесины. Это влечет за собой ветровалы, пожары, нашествия вредителей, распространение болезней леса;
– недостаточная инвестиционная деятельность в ЛПК;
– неточность государственного учета лесов и значительные неиспользуемые лесосырьевые ресурсы на землях лесного фонда. Время давности лесоустройства лесничеств составляет 10-23 лет, что существенно затрудняет работу по привлечению инвестиций в лесопромышленный комплекс. За счет выделенных средств федерального бюджета в 2014 году были проведены лесоустроительные работы на территории Свердловской области. В настоящее время лесоустройство проводится на территории Режевского, Новолялинского, Туринского лесничеств;
– неустойчивое финансовое положение большинства предприятий и организаций лесного комплекса. Такое состояние определяется высоким уровнем энерго- и материалоемкости производства при опережающем росте цен и тарифов на продукцию и услуги;
– нестабильность таможенных нормативов при внешнеэкономической деятельности;
– низкий объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда (45,3 руб. на 1 га);
– отсутствие законодательно установленной возможности заключения договоров купли-продажи лесных насаждений субъектами малого и среднего бизнеса;
– отсутствие сертифицированных лесных площадей;
– наличие в торговом обороте незаконной и неучтенной древесины. Так, на территории Свердловской области в 2014 году зарегистрирован 561 случай незаконных рубок лесных насаждений объемом 97,6 тыс. куб. м, ущерб от незаконных рубок составил 1 101,3 млн рублей. Из общего числа случаев незаконных рубок лесных насаждений 473 незаконные рубки были совершены неустановленными лицами (объем – 94,1 тыс. куб. м, ущерб – 1 084,5 млн руб.). Работа по взысканию ущерба, причиненного лесам вследствие нарушений лесного законодательства, ведется как в добровольном, так и в судебном порядке. В 2014 году взыскано 11,4 млн руб. (1 % от общего ущерба, причиненного вследствие нарушений лесного законодательства);
– кадровый дефицит.

Помимо вышеперечисленных факторов, которые необходимо принимать во внимание, немаловажное значение имеет качество лесного фонда. Картина, отражающая качество лесного фонда Свердловской области, весьма неутешительна, так как оно ухудшается быстрыми темпами (речь идет об увеличении числа лесов с преобладанием мягколиственных пород). Решение данной проблемы, по мнению авторов, заключается в совершенствовании всей системы российского лесоуправления, в переходе к лесопользованию на основе интенсивной модели, которая показала себя наилучшим образом в условиях скандинавских стран.

Объем и динамика производства основных видов продукции лесопромышленного комп лекса Свердловской области, с учетом прогнозируемых данных, нашедших отражение в «Стратегии развития лесопромышленного комплекса Свердловской области до 2020 года»8 и частично учитывающих сформулированные выше факторы, представлены в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что в наиболее стабильном состоянии находится фанерное производство, которое является основой лесопромышленного экспорта области. Экспортным является и производство пиломатериалов, но их объем в 2014 году сократился на 13,1 % по сравнению с предыдущим годом. По мнению авторов, прогноз, представленный в стратегии развития ЛПК Свердловской области до 2020 года, выглядит довольно оптимистичным, и высока вероятность, что по факту показатели лесной промышленности будут значительно отличаться от сценариев, имеющихся в стратегическом документе.

Мы полагаем, что перспективными направлениями дальнейшего развития ЛПК области являются выпуск прогрессивных видов продукции с высокой переработкой и освоение новых технологий. К таким видам продукции относятся прессованные под паром блочные пиломатериалы и композиты из древесины и недревесных материалов, пиломатериалы с ориентированной композиционной структурой, конструкционные деревянные материалы для строительства, изделия из древесины для дома и функциональной мебели, новые виды бумаги с экологически безопасными барьерными покрытиями (в том числе антиадгезионными, жировлагостойкими, термосвариваемыми), бумажная продукция санитарно-гигиенического и полиграфического назначения, композиционные материалы и технологии переработки побочных продуктов целлюлозно-бумажной промышленности и вторичных продуктов лесохимии, биоэнергетические ресурсы (брикеты, пеллеты).

Для преодоления системных проблем, замедляющих развитие отрасли, и повышения эффективности и конкурентоспособности лесного сектора разработана система мер государственной поддержки на региональном и федеральном уровнях. Помимо этого, необходимо принимать во внимание стратегии социально-экономического развития, которые, по мнению ряда авторов, определяют будущее развитие социоэкономической системы муниципальных образований9. Муниципальные образования, в состав которых входят ведущие производственные предприятия ЛПК, определят не только развитие Свердловской области, но и положение России.

Авторы статьи убеждены, что в ближайшее время также целесообразным будет принятие региональной программы (концепции) развития лесопромышленного комплекса Свердловской области до 2030 года, по возможности связанной с программами развития муниципальных территорий. Программа должна обозначить механизмы воздействия на хозяйствующие субъекты с целью побуждения и поощрения их развития по заданным направлениям. Руководствуясь программой развития до 2030 года, согласно которой приоритетом является переориентация отрасли на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на рынке и конкурентоспособной по отношению к зарубежным аналогам, субъекты малого и среднего бизнеса смогут увеличить объемы отгруженной продукции за счет наращивания своих мощностей, получив при этом необходимую поддержку со стороны правительства. Это позволит им реализовать инвестиционные проекты, три из которых в соответствии со стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года имеют статус приоритетных в области освоения лесов федерального значения.

На основании результатов проведенного анализа отметим, что лесопромышленный комплекс Свердловской области в последние годы находится в неблагоприятном экономическом положении. Рассчитывать на то, что прогнозируемые показатели объемов производств, заявленные в плане развития Свердловской области на период до 2020 года, подтвердятся на практике, не стоит. Следует также пересмотреть данный план в части прогнозирования будущих мероприятий по управлению отраслью и показателей эффективности производства основных видов продукции ЛПК Свердловской области. Потеря управляемости может привести не только к резкому снижению объемов производства, но и к целому ряду негативных явлений в социальной сфере: сокращение численности рабочих, рост безработицы, рост социальной напряженности в обществе. Практическое осуществление мер по улучшению ситуации в ЛПК Свердловской области в ближайшее время требумических, технических, финансовых и социальных мер как на региональном уровне, так и на уровне федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

Литература:

1. Стaриков Е.Н., Прядилинa Н.К. Потенциал конкурентоспособности российской фанерной промышленности // Дискуссия. 2013. № 7. С. 81-87.
2. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Проект. 2014. URL: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/st2030.pdf (дата обращения: 25.01.2016).
3. Достижение целевых показателей государственной программы за 2014 год: отчет о реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2020 года» / Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Екатеринбург, 2015.
4. Там же.
5. Тюменцев В.Я. Состояние, перспективы и меры государственной поддержки лесопромышленного комплексa Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: http://symposium.forest.ru (дaта обращения: 26.01.2016).
6. Центральная бaзa статистических данных [Электронный ресурс] // Федеральная службa государственной статистики. 2016. URL: www.gks.ru (дaта обращения: 02.01.2016).
7. Достижение целевых показателей государственной программы за 2014 год: отчет о реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2020 года» / Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Екатеринбург, 2015.
8. Постановление Правительства Свердловской области от 14.08.2009 г. № 926-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП “О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года” и от 01.10.2008 г. № 1043-ПП “О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года”».
9. Стaриков Е.Н., Прядилинa Н.К., Долженко Л.М. Сценарии развития социоэкономических систем муниципальных образований // Эко-потенциал. 2015. № 2 (10). С. 81-86.
Яндекс.Метрика