Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: № 11 (63) декабрь 2015  Рубрика: Педагогические науки"

Особенности профессионально-ориентационных экскурсий на промышленное производство

Н.Б. Серова, канд. пед. наук, доцент, зав. кафдрой,
Т.Б. Голубева, канд. техн. наук, доцент,
кафедра сервиса и туризма,
Институт физической культуры, спорта и молодежной политики,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия
,
В статье рассматривается проблема, выражающаяся в противоречии между потребностью общества в кадрах технических специалистов и нежеланием значительной части выпускников средних общеобразовательных учреждений получать профессии, связанные с техникой и технологией. Профессионально-ориентационная работа может стать более эффективной при условии грамотного проведения специальных экскурсий на действующее промышленное производство. Несмотря на объективно существующую социальную востребованность в проведении профессионально-ориентационных экскурсий, на рынке туристских услуг Екатеринбурга наблюдается дефицит подобных предложений. В статье проведено сравнение учебных и профессионально-ориентационных экскурсий по ряду показателей, в том числе по целевым группам. Целевая группа учебной экскурсии – все школьники, осваивающие учебную дисциплину. Целевая группа профессионально-ориентационных экскурсий – старшеклассники, проявляющие избирательное отношение к определенной сфере профессиональной деятельности. Особое внимание уделено составлению контрольного текста экскурсовода, соблюдению требований безопасности на действующем производстве. Сформулированы требования к экскурсоводам профессионально-ориентационных экскурсий, включающие высокую квалификацию в области техники и технологий, владение сервисными и коммуникативными технологиями, знание объектов показа и умение их демонстрировать, наличие контактов с персоналом производственного предприятия. Показана экономическая целесообразность проведения профессионально-ориентационных экскурсий.
Ключевые слова: техническое образование, учебная экскурсия, профессионально-ориентационная экскурсия, целевая аудитория, экскурсовод, познавательный интерес, действующее производство, безопасность

Специалисты рынка труда Свердловской области прогнозируют, что в ближайшее время на лидирующие позиции востребованности выйдут профессии, связанные с промышленным производством1. Между тем известна проблема набора молодежи в учреждения профессионального образования технических направлений подготовки, которая является следствием противоречия между потребностью общества в кадрах технических специалистов и малой привлекательностью профессий, связанных с техникой и технологией, для значительной части выпускников средних общеобразовательных учреждений. Глобальный характер этого противоречия неоднократно обсуждался на форумах Международного общества по инженерной педагогике (IGIP) – к примеру, указывалось, что «для большинства развитых стран серьезными проблемами являются рост среднего возраста инженеров и значительные изменения интересов молодых людей при выборе специальности»2. Кроме того, отмечается и существование целого ряда традиционных областей инженерной деятельности (например, строительство, машиностроение, энергетика), которые не являются привлекательными для современной молодежи. Лишь незначительная часть выпускников школ заинтересована в овладении специальностью инженера или технолога.

Ситуация приобретает особую актуальность в таком индустриальном регионе России, как Свердловская область, где обостряется проблема старения кадров в промышленных отраслях3. Сложившееся положение во многом связано с ситуацией в средней школе: дисциплины, лежащие в основе технических знаний, зачастую сведены к минимуму4, что ставит учителей общеобразовательных школ в жесткие рамки формирования у обучающихся всего лишь некой базы фундаментальных знаний. При этом педагоги испытывают объективные затруднения с формированием у школьников познавательных потребностей в области непростых для усвоения истин. Как следствие, у части молодежи возникает желание идти путем наименьшего сопротивления, прилагая минимум усилий для освоения сложных дисциплин5. Этим дисциплинам трудно конкурировать с наглядным гуманитарным знанием, поэтому все чаще выпускники школ выбирают именно гуманитарное образование, отвергая техническое. Таким образом, в условиях складывающегося дефицита кадров технических специалистов актуализируется необходимость профессионально-ориентационной работы со школьниками.

В рамках настоящей публикации авторы хотят привлечь внимание педагогической общественности к одному из методов профессионально-ориентационной работы со школьниками – использованию профессионально-ориентационных экскурсий в научно-исследовательские лаборатории, технические вузы, и прежде всего на промышленные предприятия – действующее производство.

Следует отметить, что проблемами организации экскурсионной работы со школьниками занимались Т.М. Глушанок, Г.П. Долженко, Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, Т.В. Ишекова, Н.Д. Рева, А.С. Скобельцина, Н.М. Хуусконен и др. Авторами выделены такие формы тематических экскурсий, как «учебная» и «профессионально-ориентационная». Отмечается их сходство в части форм организации учебно-воспитательной работы и нетрадиционности форм обучения, а также функций: реализации принципа наглядности обучения; укрепления связи обучения с жизнью и практикой; способствования профессиональной ориентации учащихся.

Между тем нельзя не заметить, что на современном рынке экскурсионных услуг сложился устойчивый дефицит предложений по профессиональному проведению как учебных, так и профессионально-ориентационных экскурсий. К примеру, жители и гости Екатеринбурга имеют возможность участвовать в тематических производственных экскурсиях, проводимых муниципальной информационно-туристической службой и туристическими фирмами на промышленные предприятия, в центры народных ремесел и на заводы-музеи города Екатеринбурга и Свердловской области6. Анализ предложений показывает, что предприятия – объекты посещения – чаще всего являются памятниками истории промышленного освоения Урала. Современная же индустрия представлена в основном предприятиями пищевой промышленности, а также эксклюзивными производствами. Как правило, экскурсантами являются гости города или местные жители, которые в ходе подобных мероприятий удовлетворяют свои культурно-познавательные потребности, а также убеждаются в полезности и/или безвредности тех или иных вещей и явлений.

Во многом сложившиеся на рынке экскурсионных услуг Екатеринбурга положение связано с существующими затруднениями при проведении профессионально-ориентационных экскурсий, в том числе слабой теоретической разработанностью методики проведения; сложностью, разнообразием и малой наглядностью объектов показа; недостатком квалифицированных экскурсоводов.

Следует отметить, что как учебные, так и профессионально-ориентационные экскурсии призваны содействовать выбору профессии, однако в целях и особенностях их проведения имеются существенные различия.

Цели учебной экскурсии – формирование ценностей научной культуры, научных представлений о явлениях природы, их использовании человеком с древнейших времен до наших дней, методах познания окружающего мира; способствование развитию познавательного интереса, расширению и актуализации знаний по определенной учебной дисциплине, развитию представлений о междисциплинарных связях; развитию научного мышления, аналитических и прогностических способностей и выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Особенности проведения учебных экскурсий вытекают из того, что в их проведении заинтересованы педагоги общеобразовательных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, сами ученики и их родители (часто являются организаторами и спонсорами подобных мероприятий), а также музеи, выставочные залы, природные парки, обсерватории. Вследствие высокой квалификации экскурсоводов (учителя-предметники, работники музеев и др. ) методики проведения таких экскурсий по конкретным темам учебных дисциплин отлично проработаны, отчасти стандартизованы и широко представлены в педагогической литературе.

Объекты показа учебных экскурсий безопасны и наглядны, очень часто зрелищны, вызывают быстрый эмоциональный отклик у экскурсантов.

Целевая аудитория учебной экскурсии – все школьники, изучающие определенную дисциплину.

К целям же профессионально-ориентационных экскурсий можно отнести способствование появлению у школьников познавательного интереса к определенному виду производственной деятельности, формирование представлений о его востребованности, а также эрудиции и «патриотизма» в рассматриваемой профессиональной сфере.

Особенности проведения профессионально-ориентационных экскурсий вытекают из того, что их цель приближена к интересам определенного учебного заведения профессионального образования или производственного предприятия, которые и являются главными заинтересованными лицами, организаторами и спонсорами мероприятия. Вследствие разнообразия, эксклюзивности и часто малой наглядности объектов показа, недостаточной педагогической и сервисной квалификации экскурсоводов – работников производственных предприятий и преподавателей вузов, не имеющих навыков работы с подростковой аудиторией и знаний в области сервисных технологий, методика проведения профессионально-ориентационных экскурсий мало описана в литературе.

Зачастую наблюдается, что экскурсоводы-непрофессионалы мало знакомые с существующими нормативными требованиями к туристско-экскурсионному обслуживанию, даже детальный план экскурсии составляют далеко не всегда. При этом организаторы экскурсий на промышленные объекты возлагают надежды на собственные знания, удачные импровизации и вдохновение. При такой постановке возможны существенные нарушения общепринятых правил проведения экскурсий – невнимание к сервису для экскурсантов; отсутствие регуляции численности группы; неучет ее возрастного состава, уровня подготовки и интереса к мероприятию; нелучший выбор помощников и объектов, последовательности и продолжительности показа; однобокость беседы (например, только о технологии получения продукции и др.), что в итоге приводит к отсутствию социального эффекта от проведения мероприятия.

Объекты показа профессионально-ориентационной экскурсии – действующие производственные предприятия и их отдельные цехи, наиболее важные с точки зрения технологии участки, лаборатории, применяющие современное оборудование и технологии, – требуют соблюдения на своей территории правил безопасности, а протекающие в закрытом технологическом оборудовании процессы чаще всего не обладают наглядностью, яркостью и зрелищностью, способными вызвать быструю эмоциональную реакцию экскурсантов.

Поэтому переходя к вопросу о целевой аудитории профессионально-ориентационных экскурсий, следует отметить эффективность проведения мероприятия с предварительно подобранными группами старшеклассников. Исходя из цели мероприятия в качестве экскурсантов целесообразно подбирать в первую очередь школьников, уже проявляющих избирательное отношение к объекту показа в силу каких-либо причин (семейные традиции, работа над школьным проектом, рефератом и др.). Это условие легко осуществимо при проведении широкомасштабных акций, таких как, к примеру, «Тест-драйв в Уральском федеральном»7.

К целевой аудитории профессионально-ориентационных экскурсий можно отнести и студентов младших курсов технических направлений подготовки, которые, как правило, плохо представляют будущую профессиональную деятельность и, столкнувшись с трудностями освоения новых дисциплин, быстро теряют мотивацию к продолжению обучения. Так, в рамках Международного форума Американского общества по инженерному образованию (июнь 2014 г.) с участием представителей российских вузов отмечалось, что «самая большая проблема технических университетов – это большой отсев студентов первого года обучения»8. Проведение же грамотно организованных экскурсий на действующие производства поможет в формировании мотивации к получению профессиональных знаний, и, как следствие, сохранению контингента обучающихся.

К особенностям проведения профессионально-ориентационных экскурсий можно отнести и рекомендацию заинтересованным лицам разработать цикл профессионально-ориентационных экскурсий для предварительно подобранной группы экскурсантов.

Помимо подбора экскурсантов при проведении профессионально-ориентационных экскурсий возникает ряд организационно-методических проблем. Главной из них, на взгляд авторов, является подбор экскурсоводов, которых при проведении подобных экскурсий чаще всего требуется несколько. Последнее связано с тем, что:

во-первых, к показу собственно объектов экскурсии (а их на территории предприятия обязательно несколько – отдел техники безопасности, с которого начинается посещение любого действующего производства, заводской музей, цех первичной подготовки, участки основного производства, склады готовой продукции, заводские лаборатории, службы контроля качества и т. д.) могут, а в ряде случаев и должны привлекаться работники структурных подразделений предприятия;

во-вторых, для достижения цели экскурсии желательно поработать с группой экскурсантов по дороге на предприятие и на обратном пути.

Таким образом, с экскурсантами будут работать несколько сопровождающих, хотя большинство из них будут контактировать с группой не более 5–10 минут. При этом важно, чтобы все сопровождающие понимали цели экскурсии и содействовали их достижению.

Помимо общих требований к экскурсоводам, изложенных в литературе, экскурсоводы, занятые в подготовке и проведении профессионально-ориентационных экскурсий, должны:
– знать объекты показа – промышленные предприятия – и уметь их продемонстрировать, иметь контакты и знать персонал предприятия, который будет привлечен к проведению экскурсии, уточнить с ним содержание беседы, согласовать нить маршрута по предприятию с отделом техники безопасности и бюро пропусков;
– иметь высокую квалификацию в области техники и технологии, с тем чтобы составить интересный контрольный текст экскурсии, содержащий актуализированные научные сведения о сложных технологиях и современной технике и элементы проблемного обучения на языке, доступном для школьников, а также грамотно отвечать на самые неожиданные вопросы экскурсантов;
– уметь «заразить» аудиторию своими профессиональными интересами.

Возможным путем решения проблемы нехватки экскурсоводов могло бы быть привлечение преподавателей технических дисциплин вузов и колледжей, прошедших специальные курсы подготовки, включающие как элементы педагогики и психологии, так и знания по экскурсионному делу.

При разработке контрольного тcекста экскурсоводу важно отразить в нем следующее.

1. Рассказать об истории возникновения и развития профессии, обосновать ее социальную значимость в современном мире, тенденции ее развития. По дороге от места сбора до предприятия экскурсовод на примере городских объектов может показать роль выбранной области техники и технологии в жизни современной цивилизации, а также о признанных профессионалах, их успехах и учебных заведениях, которые они окончили.

2. Рассмотреть значимые для выбирающих профессию школьников режим и ритм труда, медицинские противопоказания к выбору данной сферы деятельности, требования к физической и профессиональной подготовке и деловым качествам, перспективы профессионального роста и общественного признания работников. Нужно проинформировать экскурсантов о профильных учебных заведениях, длительности обучения, получаемой квалификации9.

3. Соблюсти важнейший принцип обучения – наглядность. Известно, что зрительный канал получения информации наиболее эффективен. Однако показ технологического оборудования без грамотного комментария не только ни принесет пользы, но может даже повредить выбору профессии, связанной с техникой и технологией. Большое значение имеет эстетическая сторона процесса: спокойные, уверенные, продуманные действия экскурсовода, его вдохновленный вид, грамотная речь, создаваемая им доброжелательная атмосфера, соблюдение санитарно-гигиенических норм на объекте, оформление кабинетов технологов, пультов управления цехами и участками, где можно наглядно ознакомиться с процессами, протекающими внутри агрегатов. Если предприятие имеет музей, то рекомендуется начать экскурсию с его посещения. Тогда школьники, переходя к объекту, уже будут знать миссию, основные этапы истории («проблема – решение – внедрение») и продукцию предприятия, информацию о его социально-культурной сфере. В случае необходимости посещения участков повышенной опасности и/или малой наглядности целесообразно подумать о разработке виртуального сопровождения экскурсии.

4. Учитывать возрастные особенности аудитории, ее небольшой объем знаний по профессии, то есть вести экскурсию на оптимальном уровне развития обучающихся, расширяя при этом кругозор и активность экскурсантов с возможным использованием проблемных ситуаций. Поэтому контрольный текст профессионально-ориентационной экскурсии должен содержать вопросы, стимулирующие школьников разобраться в обозначенных проблемах. При этом экскурсовод может поставить перед школьниками задачи во вступительной беседе и вернуться к ним при подведении итогов экскурсии, а решение задач должно быть возможным в рамках тех знаний, которые были усвоены экскурсантами во время проведения экскурсии10.

5. Создавать атмосферу психологического комфорта. Важно организовать соответствующее сервисное обслуживание (соблюдение правил перевозки, посещение точки питания, доброжелательное отношение всех взрослых участников экскурсии и т. п.), а также по окончании мероприятия – по дороге от предприятия – веселые конкурсы, викторины и другие состязания с небольшими наградами в различных номинациях, с тем чтобы все экскурсанты были отмечены и у них остались хорошие впечатления.

6. Владеть навыками благоприятного общения в учебном процессе. Общение школьников друг с другом и с экскурсоводом создает многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которой очень велико. Известно, что стремление к общению само по себе может быть сильным мотивом учения. В ходе же профессионально-ориентационной экскурсии именно благодаря отношениям, которые складываются в общении, может быть создана благоприятная атмосфера для принятия решения о выборе места учебы или работы.

Важным аспектом профессионально-ориентационных экскурсий на действующее производство является безопасность при передвижении по городу и посещении объектов показа, в том числе соблюдение современных ужесточенных требований по перевозке детей. Для перевозок по городу рекомендуется использовать комфортабельный автобус, оснащенный аудио- и видеосистемами. При входе на территорию производственного предприятия экскурсанты должны пройти краткий инструктаж по безопасному поведению и при необходимости получить средства защиты (каски и т. п.). Показ с комментирующим рассказом должен вестись в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо рассмотреть объекты и услышать рассказ экскурсовода.

Отдельно следует рассмотреть вопрос экономической целесообразности проведения профессионально-ориентационных экскурсий. Для нашего проекта экскурсионной программы «Электричество вокруг нас» рассчитана стоимость экскурсии при разной численности групп экскурсантов. Показано, что если хотя бы один человек из группы в будущем поступит в технический университет, то за четыре года его подготовки вуз получит финансирование в объеме, превышающем стоимость групповой экскурсии в 14–19 раз.

Таким образом, подводя итоги нашего исследования, можно сформулировать особенности профессионально-ориентационных экскурсий на действующее производство, отличные от сходных по функциям учебных экскурсий, что будет определять их значимость для профориентационной работы с молодежью.

Итак, профессионально-ориентационные экскурсии сегодня являются социально востребованным туристским продуктом. В их проведении заинтересованы учебные заведения профессионального образования или производственные предприятия, они же являются организаторами и спонсорами мероприятия. Основная целевая аудитория профессионально-ориентационных экскурсий – предварительно подобранные группы старшеклассников, уже проявляющих избирательное отношение к предмету экскурсии, а также студенты младших курсов технических направлений подготовки. С целью формирования устойчивых интересов к определенной сфере деятельности рекомендуется разработать цикл экскурсий и обратить особое внимание на эстетические аспекты мероприятия, в том числе включающие порядок на рабочих местах внутри предприятия. Здесь нужно учесть, что объекты показа часто мало наглядны, пребывание на них требует соблюдения повышенных требований безопасности, в связи с чем рекомендуется разработка виртуального сопровождения профессионально-ориентационной экскурсии. При этом сам экскурсовод должен иметь, помимо компетенций в области проведения экскурсий, высокую квалификацию в сфере профессиональных знаний. Нам также представляется целесообразным привлекать к проведению профессионально-ориентационных экскурсий преподавателей технических дисциплин колледжей и вузов, прошедших подготовку в области сервисных и коммуникативных технологий, все сопровождающие должны понимать цели экскурсии и способствовать их достижению. В этом случае профессионально-ориентационные экскурсии как туристский продукт будут иметь не только социальный, но и экономический эффект.

Литература:

1. Десять самых востребованных профессий будущего [Электронный ресурс]. URL: http://www. obrazovanie66.ru/prof_text.php?id_text=1 (дата обращения 19. 11. 2015).
2. Сазонова З.С., Соловьёв А.Н. Инженерное образование – приоритет глобального развития (35-й Международный симпозиум по инженерной педагогике IGIP) // Высшее образование в России, 2006. № 12. С. 119.
3. Швабауэр Н. Из престижного колледжа – на завод // Российская газета от 11.11.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/11/11/kadry.html (дата обращения 19. 11. 2015).
4. Голубева Т.Б. О причинах непопулярности технических специальностей в молодежной среде // Современные проблемы науки, образования и производства / сб. тр. межд. научн. практ. конф: Т. 1. Нижний Новгород: НФ РАО, 2010. С. 188–191.
5. Паньшина Т.В. Субъектная позиция человека и реформирование образования // Высшее образование в России, 2006. № 12. С. 33–34.
6. Информационно-туристическая служба Екатеринбурга [Электронный ресурс]. URL: http://its.ekburg.ru/index.php/ru/ (дата обращения 03.11.2015).
7. Тест-драйв в Уральском федеральном [Электронный ресурс]. URL: http://testdrive.urfu.ru/ (дата обращения 03.11.2015).
8. Иванов В.Г., Зиятдинова Ю.Н. Международный форум американского общества по инженерному образованию (2014г., июнь) // Высшее образование в России. 2014. № 8–9. С. 71.
9. Методика организации и проведения производственных экскурсий для учащихся образовательных учреждений / Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов: муниципальное автономное образовательное учреждение повышения квалификации специалистов. Вел. Новгород, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://iem.adm.nov.ru/metod_view.php?what=recom/1.inc (дата обращения 03. 11. 2015).
10. Пириева Г.А. Связь обучения с жизнью: экскурсия на предприятие // Химия в школе. 2012. № 5. С. 75–77.
Яндекс.Метрика