Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит 6 раз в год (январь, март, май, август, октябрь, декабрь).
Выпуск: № 11 (63) декабрь 2015  Рубрика: Экономические науки

Инструментарий для планирования операционной деятельности производственного предприятия на основе метода бюджетировния

О.В. Есипова, канд. эконом. наук,
доцент кафедры экономики,
Самарский государственный аэрокосмический университет (Национальный исследовательский университет),
г. Самара, Россия
В настоящее время многие предприятия, производящие продукцию для конечного пользователя, являются сборочными. Несмотря на то что вопросам управления такими предприятиями посвящено значительное количество научных работ, в ряде вопросов все еще остаются пробелы. Актуальной задачей является моделирование и алгоритмизации планирования деятельности сборочного производственного предприятия, в котором интегрируются материальный и денежный потоки, в общую картину краткосрочного планирования, что позволяет управлять всеми функциональными отделами предприятия единовременно. В статье рассматривается планирование операционной деятельности производственного предприятия на основе метода бюджетирования. Бюджетирование понимается в узком смысле – как планирование операционных бюджетов с учетом сезонности спроса на продукцию. Данный метод позволяет связать ряд задач, которые необходимо решать в комплексе, например определить план продаж, закупок, производственную программу, трудовые затраты и себестоимость производства. Переменные одного бюджета являются входными данными для другого бюджета. Графическая модель планирования операционной деятельности представляет собой систему взаимосвязанных моделей и бюджетов, являющихся основой для дальнейшего планирования финансовой деятельности производственного предприятия, которая позволяет максимизировать прибыль. Поскольку на практике рынок очень часто представляет собой монополистическую конкуренцию или полиполию, ставится задача установления цен на продукцию, от которых зависит объем спроса. Инструментарий позволяет рассчитать план продаж, производственную программу, прямые материальные и трудовые затраты, а также себестоимость продукции.
Ключевые слова: операционный бюджет, прямые материальные затраты, бюджет прямых трудовых затрат, бюджет себестоимости, модель планирования, бюджет запасов, бюджет производства, объем спроса

Известно большое количество работ, посвященных управленческому учету и в частности исследованию методов бюджетирования, зарубежных и отечественных авторов. Несмотря на декларирование их практической направленности, они, как правило, представляют собой теоретические основы и концептуальные положения и не учитывают особенности рыночной среды, например тип рынка потребителей или рынок поставщиков, не учитывают особенности производства, например закрепление операции за рабочим местом, определяющим тип единичного или массового производства.

При этом одним из основополагающих инструментов управленческого учета являются методы бюджетирования, рассматриваемые в ряде работ более подробно на примере производственных предприятий с использованием простейших экономико-математических моделей1. Излагаемые в литературе подходы предусматривают формирование оптимальных бюджетов каждым из центров финансовой ответственности в отдельности, а на последующих этапах – их согласование с планово-финансовой службой путем внесения корректировок. Однако такой подход не позволяет рассматривать предприятие как единое целое и проводить комплексную оптимизацию с одновременным взаимным согласованием всех бюджетов.

Вышесказанное определяет актуальность авторской работы, в которой предлагается совокупность экономико-математических моделей, детально описывающих операционные бюджеты и позволяющих оптимизировать один из наиболее технологически сложных типов производственных предприятий – сборочные предприятия. Общую модель начнем разрабатывать с отдельных бюджетов.

Разработка совокупности моделей. Каждый из операционных бюджетов, например бюджет продаж или бюджет прямых материальных затрат, моделируется математически, переменные одного бюджета являются входными данными для другого бюджета, что дает возможность автоматически пересчитывать показатели, задавая различные начальные условия. Причем формирование бюджетов происходит в направлении, противоположном реальному течению основных бизнес-процессов. Если хозяйственная деятельность начинается с поставок и оканчивается продажами, то формирование бюджетов следует начинать с продаж, а затем переходить на моделирование производства и заканчивать поставками.

В предположении, что весь спрос потребителей должен быть удовлетворен, объем продаж организации равен объему спроса, зависит от цены на готовую продукцию и скорректирован в случае необходимости с учетом повторяющихся колебаний. Тогда зависимость объема реализованной продукции i-го вида в t-м периоде от установленной цены будет равна: 

Обозначим зависимость объема реализованной продукции i-го вида в t-м периоде от установленной цены qti(pi), тогда выручка от реализации i-го вида готовой продукции по всему прогнозируемому временному периоду рассчитывается следующим образом2:

Выручка по всем ассортиментным позициям в t-м периоде получается в результате суммирования:

Здесь и далее используется вектор цен на готовую продукцию:

С использованием вышеприведенных обозначений и формул ниже представлена общая схема бюджета продаж (табл. 1).

Таким образом, общая выручка организации по всему прогнозируемому временному периоду в целом рассчитывается двойным суммированием:

Кроме того, в бюджете продаж может рассчитываться суммарная зависимость объема реализованной продукции i-го вида от установленной цены за весь прогнозируемый временной период: 

Далее формируется модель следующего бюджета – бюджета запасов готовой продукции (табл. 2), содержащего информацию об объемах производства готовой продукции, объемах незавершенного производства и о запасах i-го вида готовой продукции (i = 1,…I) на конец t-го периода:

где XtQi – сумма остатков на начало t-го периода, Qti – объем выпуска, qti (pi) – расходы готовой продукции, реализованной потребителям.

Неснижаемый остаток готовой продукции на конец периода должен быть не меньше XtminQi – минимально допустимого остатка готовой продукции на складе в период времени t: 

В общем случае минимально допустимый остаток может одним и тем же во всех временных периодах:

Общим принципом выбора неснижаемого уровня остатков готовой продукции на складе является минимизация прямых и косвенных издержек, связанных с хранением запасов или их недостаточным уровнем3.

На основе бюджета запасов готовой продукции может быть сформирована модель бюджета производства (табл. 3):

Объем производства сборочного производственного предприятия диктует необходимое количество видов исходного сырья и материалов, используемых в производстве на самом низшем уровне технологии на предприятии. В бюджете прямых материальных затрат (табл. 4) отображается информация об обороте материальных ресурсов:

где J – количество видов исходного сырья и материалов, используемых в производстве на самом низшем уровне технологии, j = 1,...,J – вид сырья и материалов, Xt-1Mj – остатки на начало t-го периода, Mtj  – объем прихода сырья и материалов на склад, mtj – расходы в производство.

Неснижаемый остаток производственных запасов на конец периода должен быть не меньше – минимально допустимого остатка сырья, материалов и комплектующих изделий j-го вида на складе в период времени t: XtMj >= XtminMj.

В общем случае минимально допустимый остаток может быть одним и тем же во всех временных периодах:

Классическим способом калькуляции прямых затрат (материальных и трудовых) является метод технологического нормирования, при котором, исходя из технологии производства, определяются удельные прямые затраты в физическом выражении (например, в кг или трудочасах) на единицу выпуска4. Объем расхода сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства продукции в объеме Qti, рассчитывается путем перемножения на соответствующие технологические коэффициенты:

, где mtij – потребность в материалах, сырье и комплектующих изделиях j-го вида при производстве готовой продукции i-го вида в t-м периоде в объеме Qti, Qt = (Qt1,...,Qti,...,QtI) – вектор объемов производства в t-м периоде, µij – технологический коэффициент (норматив) расхода сырья и материалов на единицу готовой продукции5.

На основе объемов необходимых производственных запасов Mtj и с учетом цен на них формируется модель комплексного бюджета материальных затрат, определяющего объемы заказа сырья, материалов и комплектующих изделий у поставщиков. В комплексном бюджете материальных затрат (табл. 5) рассчитываются расходы в каждом из периодов по каждому виду производственных запасов Ztj (как произведение расхода производственных запасов mtj (Qt) на цены zj) и суммарные расходы по всем периодам Zt:

Далее составляется модель бюджета прямых затрат на труд (табл. 6), содержащего информацию о затратах по оплате труда, который может быть непосредственно отнесен на производство каждой единицы готовой продукции6.

Трудовые затраты в t-м периоде, выраженные в трудочасах, которые необходимы для производства объема готовой продукции i-го вида, рассчитываются:

где λik – технологический коэффициент (норматив) потребности труда k-й категории на единицу готовой продукции i-го вида, формирующий векторы λk = (λ1k,..., λik,..., λIk), причем k = 1,...,K, где K – количество категорий труда (специальностей и разрядов), используемых в производстве7.

Суммарные затраты прямого труда в денежном выражении определяются:

где wk – размер оплаты труда k-й категории, определяемой по тарифной сетке или в соответствии с системой оплаты труда на предприятии.

При суммировании по всем категориям работников можно оценить фонд оплаты труда в t-м периоде:

После бюджетов прямых затрат формируется модель бюджета накладных – CtH и коммерческих расходов – CtK. К накладным обычно относятся все расходы организации, кроме прямой заработной платы и прямых материальных затрат. Бюджет коммерческих расходов – бюджет, в котором учитываются расходы организации, связанные с продвижением и сбытом готовой продукции на рынке.

Завершающим операционным бюджетом является бюджет себестоимости (табл. 7), который формируется на основании ранее составленных моделей бюджетов производства, прямых материальных затрат, прямых затрат на труд и накладных затрат.

Существуют несколько подходов к расчету себестоимости. Расчет себестоимости по произведенной продукции:

где etMQi – затраты на хранение набора производственных запасов, необходимых для изготовления одной единицы i-го вида готовой продукции, ctiH – накладные затраты, приходящиеся на единицу готовой продукции i-го вида.

Себестоимость реализованной продукции вычисляется как результат от частного деления себестоимости остатка произведенной продукции на начало периода за вычетом себестоимости произведенной продукции на конец периода, плюс прямые материальные, трудовые и накладные расходы на количество реализуемой продукции:

Суммарная себестоимость определяется путем умножения себестоимости единицы готовой продукции на объем реализации:

С учетом вышеизложенного далее предлагается интегральная модель планирования операционной деятельности производственного предприятия, которая включает в себя модели всех операционных бюджетов (рисунок).

Графическая модель планирования операционной деятельности демонстрирует взаимодействие бюджетов между собой и связующие их показатели.

Таким образом, автором предложен инструментарий планирования операционной деятельности сборочного производственного предприятия, разработанный на основе метода бюджетирования и представляющий собой совокупность экономико-математических моделей, связанных между собой входными и выходными данными.

Эти модели оперируют рыночными функциями спроса потребителей на готовую продукцию и функциями предложения поставщиков на сырье, материалы и комплектующие изделия. Значения выходных переменных могут быть использованы как исходные данные для планирования финансовой деятельности.

Предлагаемый инструментарий позволяет рассчитать план продаж с учетом сезонности спроса на готовую продукцию, производственную программу, прямые материальные и трудовые затраты, а также себестоимость продукции сборочного производственного предприятия. Теоретическая значимость метода бюджетирования, изложенного в данной работе, заключается в том, что концептуальные положения и основы управленческого учета дополнены правилом взаимосвязанности всех бюджетов, позволяющим проводить оптимизацию всей операционной деятельности в целом.

Литература:

1. Шим Д.К. Основы бюджетирования и больше. Справочник по составлению бюджетов/ Д.К. Шим, Д.Г. Сигел: под общей редакцией В.А. Плотникова. М.: Вершина, 2007.
2. Есипова О.В. Экономико-математическая модель определения прибыли предприятия / О.В. Есипова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2011. № 6. С. 234–239.
3. Богатырев В.Д. Алгоритмизация планирования операционной и финансовой деятельности производственного предприятия / В.Д. Богатырев, О.В. Есипова // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2012. № 6. С. 26–37.
4. Грищенков А.И Экономико-математическая модель формирования управленческого бюджета высокотехнологичного инновационного проекта предприятия // А.И. Грищенков, Н.В. Глушак, О.В. Глушак // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 3. С. 106–110.
5. Богатырев В.Д. Модель планирования ассортимента продуктов питания и заказа сырья / В.Д. Богатырев, И.А. Хасаншин // Управление большими системами. 2006. № 12–13. С. 24–31.
6. Есипова О.В. Экономико-математическая модель бюджета предприятия по балансовому листу на основе операционногои финансового бюджетов / О.В. Есипова // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2011. № 4. С. 58–65.
7. Есипова О.В. Экономико-математическая модель определения прибыли предприятия / О.В. Есипова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2011. № 6. С. 234–239.