Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №10 (62) ноябрь 2015  Рубрика: Педагогические науки"

Формирование качеств конкурентоспособного выпускника вуза средствами иностранного языка

Т.И. Шакирова, канд. пед. наук, доцент,
кафедра лингвистики и иностранных языков,
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского,
г. Калуга, Россия
В статье приведены основные причины нацеливания учебного процесса в вузе на формирование личных и профессиональных качеств конкурентоспособного выпускника, так как в последнее время острой проблемой становится трудоустройство выпускников в связи с тем, что общество в целом и работодатели в частности выдвигают определенные требования к молодым специалистам. Процессу формирования конкурентоспособного выпускника призван способствовать компетентностный подход, в результате которого формируются его общекультурные и профессиональные компетенции. В данной работе перечислены личностные качества конкурентоспособного выпускника, которые необходимо развивать в процессе обучения в целом и иностранному языку в частности. Обоснована необходимость внедрения педагогических технологий и приемов, которые призваны развивать требуемые качества. Владение иностранным языком становится одной из необходимых компетенций выпускника, причем как общекультурных, так и профессиональных, и, соответственно, способствует формированию необходимых качеств конкурентоспособной личности. Обучение иностранному языку на неязыковых направлениях подготовки в вузе носит многоцелевой характер, и данная дисциплина имеет определенный потенциал в формировании профессиональных и социокультурных компетенций и качеств конкурентоспособной личности. В статье автор раскрывает возможности применения активных и интерактивных методов обучения в процессе преподавания иностранного языка на неязыковых направлениях подготовки, приводит примеры их реализации в профессиональном модуле структуры дисциплины «Иностранный язык».
Ключевые слова: образовательный процесс, компетентностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенция, конкурентоспособность, личностные качества выпускника, система воспитания, иностранный язык, активные и интерактивные методы обучения, аудиторная и внеаудиторная деятельность

Проблема профессиональной подготовки кадров в высшей школе в условиях информационного общества в последнее время стала насущным предметом обсуждения. Одной из основных причин является то, что информация устаревает быстрее, чем заканчивается обучение в высшей школе, а соответственно – наблюдается нехватка квалифицированных и компетентных кадров, соответствующих быстро меняющимся требованиям общества.

В настоящее время центральным понятием процесса образования становится компетенция, а компетентностный подход в моделировании результатов обучения и их представлении как критериев обеспечения качества высшего образования ставится во главу угла.

Компетентностный подход ориентирует весь образовательный процесс на создание условий, способствующих развитию личностного и профессионального потенциала и готовящих выпускника к самостоятельности при решении задач в профессиональной сфере.

Результаты подготовки описываются в Федеральных образовательных государственных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) при помощи общекультурных, общепедагогических и профессиональных компетенций, которые формируются в рамках основной профессиональной образовательной программы. Овладение компетенциями достигается не только при изучении дисциплин, преподаваемых в рамках образовательного процесса, но и напрямую зависит от того, насколько эти дисциплины интегрированы между собой и как они сгруппированы в модульной структуре образовательной программы. Перечень компетенций, формируемых в процессе обучения, становится основой требований работодателей к содержанию основных образовательных программ, реализуемых вузом.

Однако современная ситуация такова, что многие выпускники «теряются» в социуме, поскольку не могут найти работу по специальности, которая соответствовала бы их ожиданию реализовать свои карьерные и личностные планы. Выпускники не подготовлены к конкуренции на рынке труда, у них не сформирована мотивация. Наблюдается также неумение распоряжаться собственными профессиональными и личностными ресурсами, в то время как работодатели постоянно повышают уровень требований к кандидатам.

Анализ научно-статистических данных, основанных на опросах работодателей (Career.ru, HeadHunter, Rabota.ru) позволяет установить, что уровень владения профессиональными компетенциями не является единственным требованием при приеме на работу молодого специалиста. Работодатели рассматривают также личностный потенциал кандидата.

Так, результаты опроса, опубликованного на портале Rabota.ru, показывают что, «подавляющее число работодателей ценят в сотрудниках умение работать в команде, чувство такта, дипломатичность, открытость, а также ориентацию не только на собственные цели, но и на приоритеты компании. Большое значение имеет обучаемость кандидата. От того, насколько человек оперативно войдет в курс дела, зависят сроки увеличения прибыли компании»1.

Поскольку на основе таких данных можно прийти к выводу, что владение профессиональными компетенциями и личностные качества молодого специалиста одинаково весомы для работодателей, основной задачей высшей школы становится формирование конкурентоспособного выпускника, обладающего соответствующим набором качеств, самостоятельно определяющего и успешно осуществляющего свой жизненный и социально ориентированный проект.

Важность развития конкурентоспособности выпускников вуза отражена во многих нормативных документах, определяющих работу системы образования в России. Так, в программе «Развитие образования на 2013–2020 годы» конкурентоспособность выпускника рассматривается с точки зрения показателя качества его подготовки. Поэтому «организация учебного процесса в вузе должна обеспечивать многогранное развитие личности и удовлетворение профессиональной потребности общества в квалифицированных конкурентоспособных специалистах»2.

Это означает, что важную роль в становлении личности выпускника играет система обучения и воспитания. При этом профессиональное образование рассматривается как один из важных институтов воспитательного воздействия, а воспитательный процесс является педагогически обоснованной, последовательной, непрерывной сменой различных разноуровневых мероприятий по формированию личности студента, в ходе которой решаются задачи развития, профессиональной ориентации и психологической подготовки личности к жизни в конкретных условиях. Это означает, что воспитательные задачи должны решаться не только посредством внеучебной деятельности. При разработке учебных курсов, отборе образовательных технологий необходимо также рассматривать их воспитательный потенциал. Учитывая требования современного общества к выпускнику вуза, необходимо на первый план выдвинуть формирование качеств именно конкурентоспособной личности, и организовать развивающий их процесс обучения.

Понятие конкурентоспособности в науке рассматривается с разных точек зрения: в экономическом, социальном, организационном и психолого-педагогическом аспектах.

Анализ работ исследователей (А.В. Ковалев, А.В. Козлов, Ю.А. Прашкевич, Н.В. Третьякова, Е.И. Усенкова и др.) дает возможность определить конкурентоспособность как интегральное качество личности, «представляющее совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентаций, позволяющее данной личности успешно функционировать в социуме и цивилизованно решать проблемы профессионального роста»3.

Такой специалист является носителем не только соответствующих компетенций, прописанных во ФГОС ВО, но и необходимых социально-психологических качеств. Конкурентоспособный специалист – это профессионал, способный и готовый выдерживать конкуренцию (противостоять конкурентам) в сфере профессионально-трудовой деятельности за счет успешного соперничества в достижении преимуществ на каком-либо поприще4.

Среди существенных признаков конкурентоспособности, рассматриваемых исследователями (В.Н. Андреев, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, Р.С. Немов, В.А. Сластенин, С.В. Шевченко, И.Л. Белых, В.Г. Пузиков, Т.В. Смирнова, М.И. Шилова и др.), можно выделить две группы:
– качества личности, такие как твердость характера, волевая направленность, ориентация на настоящее и будущее, креативность мышления, инициативность, умение работать в команде, потребность в переменах, самостоятельность суждений и др.;
– профессиональные свойства, то есть готовность к профессиональному риску, способность к самообразованию, умение рефлексировать, развитость профессионального самосознания и др.

Соответственно, необходимо, чтобы преподаватели и студенты были ознакомлены с выявленным перечнем качеств и компетенций, способствующих формированию конкурентоспособности, а также согласно требованиям ФГОС ВО внедрить в учебный процесс не менее 70% инновационных интерактивных методов обучения, побуждающих студентов к развитию познавательной деятельности, аналитического и творческого мышления, самостоятельной работы, развитию лидерских навыков.

В целом высшему учебному заведению нужно создать условия не только для усвоения профессиональных знаний, но и для творческого отношения студента к освоению таких общекультурных и профессиональных компетенций, как умение вести диалог, аргументированно доказывать свою точку зрения, вызывать интерес к своей позиции, уважать и понимать точку зрения собеседника, а также развитие навыков работы в команде. Кроме того, в эпоху всеобщей информатизации необходимо формировать и такое умение, как работа с научным текстом, выделяя главное из представленного материала. Причем всё большую важность приобретает умение общаться с представителями других государств и работать с материалом из иноязычных источников. Следовательно, владение иностранным языком становится одной из необходимых как общекультурных, так и профессиональных компетенций.

Изучение иностранного языка на неязыковых направлениях подготовки рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки выпускника и входит в базовую часть образовательных программ. Сегодня владение иностранным языком является одним из показателей степени общей образованности современного человека.

Обучение иностранному языку носит многоцелевой характер. Необходимо не только сформировать у студента способность к межкультурной коммуникации и повысить уровень его образованности, но и построить процесс обучения таким образом, чтобы весь учебный материал и применяемые технологии способствовали формированию личностных и профессиональных качеств конкурентоспособной личности.

В содержании дисциплины «Иностранный язык» необходимо учитывать интересы и предпочтения студентов как представителей современного молодого поколения (их ценностные ориентации, прагматическую жизненную установку, социальную позицию в восприятии картины современного мира и др.), что должно выражаться в отборе определенного информативного материала, использовании активных форм и видов учебной деятельности, применении современных технологий обучения.

Практика свидетельствует, что разнообразие и совершенствование методов и приемов работы, поиск новых способов обучения повышает значение иностранного языка как дисциплины в формировании конкурентоспособной личности, так как определенные методы и приемы формируют отношение человека к делу, его поведение.

Обновление технологии вузовского обучения предполагает прежде всего переориентацию на содержательно-процессуальное обучение, позволяющее развить познавательные, творческие и профессиональные способности выпускников вузов.

Использование активных и интерактивных методов обучения погружает студентов в живую познавательную деятельность, что позволяет активизировать не память, а мышление, уйти от стереотипов, искать самостоятельные, оригинальные варианты ответов и пути решения учебных задач и пр. Данные методы вносят «элементы имитационного моделирования, поиска, сравнения различных факторов, позиций, выводов с тем, чтобы яснее выбрать свою точку зрения, отработать стиль диалогического общения».5

Соответственно, в процессе обучения предполагается максимально использовать арсенал учебно-методических средств: учебников и учебных пособий, аудио- и видеоматериалов, информационно-коммуникационных технологий, в том числе и Интернет. При отборе средств необходимо учитывать требования современной педагогики и методики преподавания смежных наук.

Основной целью дисциплины «Иностранный язык» является формирование коммуникативных навыков устной и письменной иноязычной речи в социокультурной и профессионально-деловой сферах. Для развития понимания студентами своих мотивов, желаний и причин поведения на занятиях при изучении тем иноязычного общения используются задания и активные/интерактивные методы, направленные на выявление взглядов, интересов, намерений студентов. Для этого аудиторная и самостоятельная работа строятся так, чтобы студенты могли высказать свою точку зрения по обсуждаемой теме, выразить свои взгляды, мысли, провести сравнение.

В процессе обучения иностранному языку используются такие методы, как «мозговой штурм», «кейс-технология», метод проектов, ролевые и деловые игры, мини-конференция и др. Кроме того, активно используется работа с различными интернет-ресурсами как для аудиторной, так и для самостоятельной работы. Преподаватель должен создать соответствующую иноязычную коммуникативную среду, смоделировать такой процесс обучения, который способствовал бы достижению цели - формированию качеств конкурентоспособной личности.

Эти методы применяются во всех модулях дисциплины «Иностранный язык» на неязыковых направлениях подготовки (бытовом, учебно-познавательном, лингвострановедческом и др.).

Более подробно можно рассмотреть содержание профессионального модуля в структуре дисциплины. Оно связано с прогнозированием студентами собственного поведения, возможностей и путей самореализации на прогностическом уровне. В этом модуле задействованы темы, связанные с получением образования, овладением специальностью, выбором будущей карьеры; большое внимание уделяется также работе с текстами профессиональной направленности, дающими общие знания по специальности на иностранном языке.

Содержание аудиторной работы включает такие виды заданий, как: компаративный анализ учебного материала о поиске места работы в России и других странах, иллюстрация и обсуждение пословицы Where is a will there is a way («Была бы охота, заладится любая работа»), мозговой штурм по выявлению самых популярных профессий с дальнейшим обсуждением их преимуществ и недостатков, дискуссия о приоритетных требованиях, предъявляемых к будущему месту работы, решение различных кейсов, связанных с будущей работой и карьерой, ролевые и деловые игры, связанные с проигрыванием ситуаций профессиональной направленности, проектная деятельность. Все эти методы и задания должны быть нацелены на повышение интереса к профессии, развитие стремления овладеть необходимыми компетенциями в максимальной степени, на помощь в определении конкретного места работы по профилю, которое удовлетворяло бы студента, и умение выразить это на иностранном языке.

Предлагаются также составление диалогов или ролевые игры профессиональной направленности, например «Подготовка оборудования для химического опыта», «Археологическая практика», «Обсуждение темы доклада на студенческой конференции», «Молодые специалисты». Такие задания обогащают лексический запас по профильной тематике, что в будущем может способствовать повышению такого конкурентоспособного качества, как умение общаться с представителями профессии из других стран.

Проектная деятельность в большей степени, чем остальные методы, позволяет не только развивать умение работать в команде, умение вести диалог и полилог, нести ответственность за результаты не только своей, но и командной работы, но и максимально развить навыки по поиску информации, стремление к творчеству, умение раскрыть его, а также умение и навык презентации. При работе над проектами у студентов повышается интерес к иностранному языку и его изучению посредством использования новой информации, возрастают активность и самостоятельность при планировании своей работы, сознательность и творческий потенциал. Проекты помогают научиться применять знания из разных областей, например: иностранный язык / история / информатика.

В качестве выполнения проекта в профильном модуле можно применять работу по оформлению стендов, касающихся специальных дисциплин (ботаники, биологии, физики, химии и т. д.) на иностранном языке, что также обогащает лексический запас и развивает письменную речь на иностранном языке по профилю.

Кроме того, при подготовке проектного задания профильной направленности студенты работают с большим объемом информации на иностранном языке, отбирая необходимое, анализируя и обрабатывая полученные данные, что является важным навыком, так как конкурентоспособный специалист должен владеть методами работы с иноязычными текстами и ориентироваться в иноязычном профильном пространстве.

Все эти знания и умения, входящие в компетенцию владения иностранными языком на неязыковых направлениях подготовки необходимы будущему выпускнику, так как многие из них в будущем столкнутся с проблемой общения с иностранными специалистами и смогут рассказать о своей работе и достижениях.

Внеаудиторная деятельность включает в себя обучение написанию резюме на иностранном языке, эссе (аргументация/размышление) о будущей профессии и качествам, которыми должен обладать специалист, а также работу с профильными текстами. Необходимо, чтобы студенты могли не только констатировать факты, но и анализировать свои чувства по отношению к этим фактам, высказывать свое мнение и обосновывать его.

Таким образом, языковое образование студентов на неязыковых направлениях подготовки нацелено на то, чтобы обеспечить формирование не только компетенций, связанных с овладением иностранным языком (например, дальнейшее развитие коммуникативной компетенции выпускников в основных видах речевой деятельности и формирование умений иноязычного общения в профессиональной сфере), но и таких, как умение работать в команде, умение ставить четкие цели и разрабатывать оптимальные пути их достижения, умение аргументированно излагать свою точку зрения, стремление к постоянному самообразованию, навыки поиска необходимой информации, стремление развивать свой творческий потенциал, ответственность за результаты своего труда, ориентация на успех.

При этом активизация процесса обучения иностранному языку и постоянное обновление учебного материала полностью ложится на преподавателей соответствующих кафедр. Е.И. Усенкова делает вывод, что «содержательно-методологические и организационно-методологические условия организации образовательного процесса, такие как организация учебной, практической и воспитательной деятельности в вузе, а также и развивающая деятельность педагогов в процессе обучения оказывает первостепенное влияние на развитие профессиональной конкурентоспособности выпускников»6.

Соответственно, необходимыми условиями для формирования и развития конкурентоспособных качеств выпускников являются постоянное повышение профессионально-педагогического уровня профессорско-преподавательского состава, их собственное стремление расширять свой кругозор и повышать эрудицию, желание и умение овладевать мастерством при использования многообразных современных методов обучения иностранному языку и оттачивать его.

Следовательно, в результате главным достижением деятельности педагога и вуза в целом будет являться качественная подготовка специалистов, способных осознать важность выбранной профессии, проявляющих стремление к профессиональному самосовершенствованию и получению новых знаний. Важным критерием успешного прохождения конкурса на вакансию является оценка профессионального и личностного потенциала выпускника, при этом учет интересов и запросов студентов позволяет включить в их профессиональную мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.

Литература:

1. Портал Rabota.ru провел опрос среди соискателей и работодателей [Электронный ресурс]. URL: http://kalujskaya.rabota. ru/issledovanija/rezultaty_oprosov/portal_rabota_ru_provel_opros_sredi_soiskatelej_i_rabotodatelej.html (дата обращения 3.09.2015).
2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: http: минобрнауки.рф//xn-80abucjiibhv9a. xn—plai/. (дата обращения 7.07.2015).
3. Ковалев А.В. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста – гарант качества профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http://edu.meks-info. ru/tezis/520. doc (дата обращения 6.06.2015).
4. Третьякова Н.В. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях реализации компетентностного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 24 с.
5. Артюнов Ю.С., Борисова Н.В. и др. О классификации методов активного обучения // Тез. докл. V межведомств. школы-семинара по активным методам обучения. Рига: Изд-во Латв. ун-та, 1983. С. 21–23.
6. Усенкова Е.И. К вопросу конкурентоспособности выпускников творческих вузов [Электронный ресурс]. URL: http://ido.rudn.ru/vestnik/2011/2011_3/11.pdf. (дата обращения 6.06.2015).
Яндекс.Метрика