Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №3 (33) март 2013  Рубрика: Экономические науки

Механизмы повышения эффективности функционирования экономики Сосновоборского городского округа Ленинградской области

Т. А. Коновалова, старший преподаватель,
кафедра «Экономика и управление», Сосновоборский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
г. Сосновый Бор, Россия
В статье рассматриваются механизмы повышения эффективности муниципальной экономики на примере Сосновоборского городского округа Ленинградской области. Автор предлагает взять за основу повышения эффективности направление диверсификации. В рамках этого рассматриваются два стратегических сценария развития округа, предложено создание Регионального Научно-производственного Центра Сосновоборского городского округа и организационно-экономические механизмы привлечения инвестиций в формирование указанного центра
Ключевые слова: монопромышленный город стратегического значения, диверсификация, Сосновоборский городской округ Ленинградской области, Региональный Научно-Производственный Центр (РНПЦ), НИОКР, повышение эффективности, научно-промышленный кластер, инновации

В настоящее время повышение эффективности экономики монопромышленных городов стратегического значения приобретает исключительную актуальность. Повышение эффективности в значительной мере зависит от того, насколько полно выявляются и реализуются имеющиеся резервы улучшения использования производственных ресурсов, снижения текущих затрат1. Принято считать, что одним из направлений повышения эффективности экономики является проведение диверсификации. Диверсификация позволяет использовать производственные мощности, расширяя ассортимент продукции и услуг, повышая финансовую устойчивость монопромышленного города и уменьшая степень зависимости основных социально-экономических параметров такого города от деятельности градообразующего предприятия.

Сосновоборский городской округ Ленинградской области является монопромышленным городом стратегического значения, образовавшимся постепенно, с середины 1960 гг., вокруг Ленинградской атомной электростанции.2 Доля промышленного производства электроэнергии в отраслевой структуре экономики города с 2000 г. по настоящее время устойчиво варьируется в диапазоне 68-71 %.

По мнению автора, эффективность развития монопромышленных городов стратегического значения непосредственно зависит от диверсификации их отраслевой структуры, которая для моногородов, имеющих определенный научный потенциал, может быть достигнута за счет активизации научно-инновационной деятельности в результате увеличения объемов производства в непрофильных для моноструктуры города видах экономической деятельности, дополнительных импульсов развитию сферы услуг, строительства и инфраструктурных отраслей экономики, что таким образом превратит монопромышленный город в развитое муниципальное образование стратегического значения, где не будет зависимости основных сфер социально-экономического развития города от крупного градообразующего предприятия/предприятий градообразующего комплекса одной технологической цепочки.

Для обоснования направления повышения эффективности развития территорий в теории и практике региональной экономики часто используется метод стратегических сценариев. По мнению автора, можно выделить два возможных стратегических сценария экономического развития Сосновоборского городского округа:

1. Инерционный сценарий, предусматривающий продолжение большинства сложившихся в 2000–2012 г.г. тенденций функционирования исследуемого монопромышленного города. Тем самым, в рамках инерционного сценария долгосрочные риски функционирования и развития как Ленинградской АЭС, так и монопромышленного города в целом будут сохраняться и усиливаться.

2. Кластерно-инновационный сценарий, предполагающий диверсификацию отраслевой структуры экономики Сосновоборского городского округа (прежде всего, на базе формирования научно-промышленного кластера), активизацию научной деятельности и ускорение трансформации ее результатов в инновационные разработки, существенное увеличение инвестиционной активности. Основные параметры инерционного и кластерно-инновационного стратегических сценариев развития Сосновоборского городского округа систематизированы в таблице 1.

В рамках наиболее предпочтительного с точки зрения долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Сосновоборского городского округа кластерно-инновационного сценария для комплексного решения стоящих перед монопромышленным городом стратегического значения проблем целесообразно формирование регионального научно-производственного центра (далее РНПЦ) многопрофильного характера (на базе существующих НИИ и новых объектов инновационной инфраструктуры города). Влияние создания и развития РНПЦ на диверсификацию отраслевой структуры экономики исследуемого монопромышленного города стратегического значения представлено на рис. 1.

Прогноз оборота научных организаций округа до 2020 г. представлен на рис. 2.

Научно-промышленный кластер Сосновоборского городского округа должен иметь два тесно взаимосвязанных и вместе с тем автономных центра – промышленный (Ленинградская АЭС с сопутствующими предприятиями энергосистемы, предприятиями по производству комплектующих для АЭС, ремонтными производствами, возможно, профильным учреждением начального профессионального образования и т.п.) и научный (система НИИ), который потенциально может трансформироваться в РНПЦ Северо-Западного региона – своеобразный город ученых.

РНПЦ будет тесно интегрирован с Ленинградской АЭС, обеспечивая весь спектр исследований в сфере технологии производства атомной энергии, экономики энергетики, обеспечения техногенной и экологической безопасности и т. п. Вместе с тем, научные центры предполагаемого РНПЦ будут ориентироваться на широкий спектр исследований для различных отраслей экономики и общества.

В наиболее общем виде структура экономики Сосновоборского городского округа в рамках кластерно-инновационного сценария представлена на рис. 3.

Кроме того, в Сосновоборском городском округе целесообразно создание ряда крупных подотраслей индустрии сервиса, непосредственно не интегрированных с Ленинградской АЭС, таких как индустрия корпоративного туризма, крупная логистическая база и оптовый рынок сельскохозяйственной продукции.

По мнению автора, для поддержки научно-инновационной деятельности в рамках предлагаемого РНПЦ Сосновоборского городского округа необходимо формирование системы государственной поддержки, которое должно соответствовать следующим базовым принципам:

1. Рациональное сочетание прямых и косвенных методов поддержки научной и инновационной деятельности.

2. Максимальная открытость, достигаемая наличием конкурентных, «прозрачных» механизмов доступа к бюджетным источникам финансирования инновационной деятельности и подкрепляемая наличием реального общественного контроля над государственным управлением инновациями.

3. Максимальное использование потенциала государственно-частного партнерства в организации научно-инновационной деятельности.

4. Диверсификация источников финансирования научно-инновационной деятельности (бюджетные средства различного уровня, собственные средства НИИ, малых инновационных предприятий, средства стратегических, в том числе венчурных инвесторов, долгосрочные проектные кредиты коммерческих банков на реализацию инвестиционных проектов и т. п.).

5. Интегративность инновационной системы развития РНПЦ г. Сосновый Бор, под которой целесообразно понимать высокую степень эффективной взаимосвязи государственного управления инновациями, с одной стороны, и важнейших рынков и сфер социально-экономического развития – с другой (кадровое, инфраструктурное обеспечение научно-инновационной деятельности и т. п.).

Предлагается следующая система методов поддержки научно-инновационной деятельности в РНПЦ Сосновоборского городского округа (таблица 2).

Текущее управление, финансирование и контроль инновационных процессов в рамках научно-инновационной системы РНПЦ, в соответствии с предлагаемым подходом, должны осуществлять следующие органы:

1. Общую координацию процесса государственного управления инновациями в РНПЦ должно осуществлять специальное управление науки и инноваций при органе местного самоуправления Сосновоборского городского округа. Основными функциями данного управления должны стать:
– реализация стратегии инновационного развития РНПЦ и обеспечение мероприятий по действенной реализации ее основных положений;
– развитие инновационной инфраструктуры;
– обеспечение согласованности действий всех субъектов научно-инновационной деятельности в РНПЦ с целью максимизации синергетического эффекта мер инновационной политики;
– взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти по вопросам научно-инновационного развития территории;
– взаимодействие с реальными и потенциальными инвесторами и кредиторами, задействованными в инновационном процессе;
– формирование и развитие Банка инновационных идей (специальной базы данных предложений по технико-технологической, организационной, информационной, маркетинговой и иным направлениям инновационного развития).

2. Фонд прямых инвестиций в науку и инновации может быть сформирован на принципах паритетности из средств федерального бюджета, бюджета Ленинградской области и муниципального бюджета Сосновоборского городского округа. Основными направлениями финансовой деятельности фонда должны стать:
– финансирование инновационной деятельности предприятиями РНПЦ, полностью находящимися в государственной или муниципальной собственности;
– финансирование инновационных проектов по принципу «50/50», то есть на каждый вложенный самим предприятием или сторонним инвестором рубль государство в лице Фонда прямых инвестиций будет добавлять еще один рубль;
– платежи по лизингу инновационного оборудования лизингодателю; в случае успешной реализации инновационного проекта, после достижения точки безубыточности лизингодержатель будет обязан компенсировать фонду лизинговые платежи;
– компенсация части процентной ставки по инновационному проектному кредиту коммерческого банка;
– иные направления прямого финансирования (софинансирования) прикладной науки и инновационной деятельности в РНПЦ.

3. Целесообразно также сформировать Страховой фонд развития РНПЦ, который будет реализовывать функции косвенной, залогово-страховой поддержки инновационной деятельности и привлечения частных инвестиций в развитие РНПЦ, а именно:
– государственные гарантии по кредитам коммерческим банкам, выдаваемым под проекты инновационного развития;
– гарантии для инвесторов выкупа проекта фондом (полностью или частично) в случае неблагоприятного изменения макроэкономической ситуации;
– льготное страхование инвестиционно - инновационных рисков участников инновационного процесса

4. В рамках технопарка представители организаций различных форм собственности и отраслей экономики, осуществляющих НИОКР, инженеры, технологи, ученые и т.п. смогут воспользоваться бесплатными площадями, оборудованием, информационно-коммуникационными технологиями, консультациями экспертов по созданию собственной инновационной техники и технологии.

Бесплатные площади и оборудование, которые предлагается создать в рамках технопарка РНПЦ, тем самым, станут существенным преимуществом для формирования и реализации системы start-up (экспериментальная апробация инновационных идей) для тех организаций и частных лиц, которые не располагают существенными инвестиционными ресурсами.

Кроме того, в рамках системы государственного управления наукой и инновациями в рамках РНПЦ г. Сосновый Бор целесообразно создавать специализированные исследовательские группы – как на постоянной, так и на временной основе. Основная цель их деятельности – постоянное развитие и совершенствование методических и организационных основ функционирования научно-инновационной системы города. В качестве схемы привлечения коммерческих банков к долгосрочному кредитованию научно-инновационных проектов развития РНПЦ можно предложить механизм одновременной компенсации части процентной ставки Фондом прямых инвестиций и государственных гарантий по части стоимости кредита за счет средств предлагаемого Страхового фонда (рис. 4).

Однако в рамках РНПЦ могут быть инициированы и крайне рискованные для банков даже на таких условиях проекты в сфере НИОКР. Для их реализации предлагается организационно-экономический механизм, представленный на рис. 5.

В данном случае сам Страховой фонд развития РНПЦ выступает в качестве кредитора.

Как показано на рис. 5, дополнительной преференцией для Страхового фонда развития РНПЦ, а следовательно и для бюджета муниципального образования, является возможность трансформации из кредитора в собственника части имущества проекта (своего рода опцион). В случае подобной трансформации Страховой фонд теряет право на получение гарантированных фиксированных платежей по кредиту, но приобретает право соучастия в управлении проектом НИОКР и получения части прибыли в виде дивидендов. Подобная трансформация, соответственно, целесообразна в случае успешной реализации такого рода проектов. Предлагаемая схема является не очень стратегически выгодной для первоначального инициатора проекта, зато она позволяет получить требуемые объемы финансирования даже в случае крайне высоких рисков, неприемлемых для частных соинвесторов и коммерческих банков.

Еще одним предлагаемым мероприятием в рамках научно-инновационной системы развития РНПЦ Сосновоборского городского округа является государственное гарантирование инвестиций в инновации от негативного изменения макроэкономических и отраслевых параметров. Предлагается заключать договор между инвестором в инновационный проект развития РНПЦ и государственным органом (например, предлагаемым Страховым фондом развития науки и инноваций), при котором государство обязуется выкупить у инвестора (соинвесторов) их долю (доли) в проекте в случае наступления заранее оговоренных крайне неблагоприятных макроэкономических условий по заранее оговоренной стоимости (справедливой стоимости, примерно тождественной остаточной восстановительной стоимости доли в инновационном проекте).

Таким образом, как показано на рис. 6, механизм государственных гарантий позволит существенно снизить системные риски для инвестора в проект инновационного развития РНПЦ Сосновоборского городского округа. В качестве условий, при наступлении которых государство обязуется выкупить долю в проекте по справедливой цене, могут, в частности, быть обозначены: резкое повышение официальной инфляции, резкое изменение ставки рефинансирования, негативные изменения общероссийского налогового законодательства, существенное негативное для инвестора изменение валютного курса и т. п. При этом в договоре должны быть четко определены конкретные количественные параметры такого рода выкупа (например, повышение инфляции свыше 20,0 % в год, рост курса рубля по отношению к доллару свыше 50 руб. за доллар и т. п.). Должны быть четко проработаны механизм и стоимость такого рода выкупа. В качестве ориентира цены выкупа, по мнению автора, может быть принята остаточная восстановительная стоимость инвестиционных расходов частного инвестора. Таким образом, механизм государственных гарантий выкупа доли частного инвестора в проекте позволит существенно снизить уровень общеэкономической неопределенности инвестирования в проекты инновационной модернизации и, тем самым, увеличить привлекательность инвестирования в научно-инновационные проекты развития в рамках РНПЦ Сосновоборского городского округа для различных типов инвесторов, в том числе венчурных фондов, инвестиционных компаний и т.п.

Наконец, прогрессивное развитие РНПЦ невозможно без генерирования и развития научного потенциала, в первую очередь перспективной молодежи. По мнению автора, Сосновоборский городской округ имеет все возможности для создания на его территории международного образовательного центра подготовки специалистов в сфере атомной энергетики. Для формирования такого центра существует ряд объективных предпосылок – сохранившиеся в округе авторитетные научные школы и накопленный научно-инновационный потенциал, наработанные кооперационные связи научных учреждений с предприятиями РФ, ближнего и дальнего зарубежья. Данное предложение требует отдельного рассмотрения.

Таким образом, для повышения эффективности экономики Сосновоборского городского округа Ленинградской области автором предложена стратегия диверсификации экономики округа в рамках кластерно-инновационного сценария, что должно привести к уменьшению доли Ленинградской АЭС в отраслевой структуре экономики округа и зависимости основных социально-экономических показателей округа от деятельности градообразующего предприятия. Автор разработал рекомендации по повышению эффективности округа в следующих направлениях 1. Создание Регионального Научно-Производственного Центра (как на основе существующих научных организаций округа, так и посредством формирования новых наукоемких производств и технопарка) как основного перспективного полюса роста экономики округа, а также автором предложены организационно-экономические механизмы привлечения инвестиций в формирование данного центра; 2. Обеспечение диверсификации за счет направлений, обусловленных созданием РНПЦ (повышение доли обрабатывающих отраслей в структуре экономики, новые импульсы развитию сферы услуг, жилищного строительства и формированию инфраструктуры); 3. Диверсификация структуры экономики за счет направлений, не связанных с созданием РНПЦ (формирование регионального транспортно-логистического центра, оптового рынка сельхозпродукции, инфраструктуры корпоративного туризма).

Литература:

1. Каргина Г. П., Каменецкая О. А., Шилло Л. А. Диверсификация малых лесопильных предприятий как фактор повышения эффективности их деятельности // Альманах научных открытий: Сборник научных трудов «Актуальные проблемы современной науки» с материалами седьмой Международной Телеконференции (27 февраля-3 марта 2012 года). URL: http://tele-conf.ru/sborniki-almanaha/
2. Коновалова Т.А. Особенности экономического развития моногородов стратегического значения // Казанская наука. 2012. № 7. С.80-83.
3. Составлено на основании данных: Экономика муниципальных районов и городского округа Ленинградской области в январе-декабре 2010 года: статистический бюллетень. – СПб.: Петростат, 2011. – 38 с.; то же 2010. – 40 с., Экономика муниципальных образований Ленинградской области в январе-декабре 2008 года: статистический бюллетень. – СПб.: Петростат, 2009. – 40 с.; то же 2008. – 38 с.; 2007. – 38 с.; 2006. – 36 с.; Экономика 29 муниципальных образований Ленинградской области в январе-декабре 2004 года: статистический бюллетень. – СПб.: Петростат, 2005. – 40 с.; то же 2004. – 40 с.; 2003. – 38 с.; 2002. – 38 с.; Муниципальные образования Ленинградской области 2001: статистический сборник. – СПб.: Госкомстат России, 2000. С. 98
4. Коновалова Т.А. Стратегические сценарии совершенствования социально-экономического развития Сосновоборского городского округа Ленинградской области. // «Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты»: Cб. науч. ст. СПб.: Институт бизнеса и права, 2011
Яндекс.Метрика