Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит 6 раз в год (январь, март, май, август, октябрь, декабрь).
Выпуск: №9 (61) октябрь 2015  Рубрика: Педагогические науки"

Модель формирования управленческой культуры будущих менеджеров

Д.В. Качалов, доктор пед. наук, профессор,
кафедра экономики транспорта,
Уральский государственный университет путей сообщения,
г. Екатеринбург, Россия
Одним из основополагающих аспектов модернизации современной высшей школы является совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов. Все отчетливее осознается необходимость подготовки специалистов высокого качества, отвечающих требованиям государственных и мировых стандартов. В настоящее время российскому обществу необходимы менеджеры, ориентированные на гуманистические ценности, на достижение высоких целей во всех сферах общественной жизни. Обращение к проблеме формирования управленческой культуры студентов – будущих менеджеров – обусловлено осознанием недостаточной разработанности путей и способов их подготовки в отношении культуры управления в профессиональной деятельности. На основании этого возникает необходимость создания условий, благодаря которым становится возможным формирование грамотных, творческих, культурных в самом широком смысле менеджеров, что подчеркивается во «Всемирной декларации о высшем образовании для 21-го века», акцентирующей внимание и на формировании профессионала-менеджера с высоким уровнем управленческой культуры. В статье представлена модель формирования управленческой культуры будущего менеджера в образовательном процессе вуза, включающая реализацию последовательно структурированных блоков, содержательное наполнение которых уточняет информационный образ моделируемого процесса. Автор подчеркивает: данная модель не только дает возможность определить требования к будущим менеджерам и прогнозировать перспективы их дальнейшей профессиональной деятельности, но и функционирует как основной элемент эффективного планирования профессиональной подготовки менеджеров, формирования компонентов управленческой культуры.
Ключевые слова: управленческая культура менеджера, структура управленческой культуры, моделирование процесса формирования управленческой культуры будущего менеджера, системный подход, культурологический подход, личностно-деятельностный подход, содержательное наполнение модели

Существенные изменения современного общества во всех их проявлениях не могли не коснуться демократических преобразований системы высшего образования в части подготовки специалистов, готовых к реализации себя в профессиональной деятельности, мобильных и конкурентоспособных в условиях современного рынка труда. С этим связывается и проблема подготовки специалиста, обладающего управленческой культурой как интегративным личностным качеством профессионала, способного адекватно реагировать на условия, соответствующие изменяющейся среде.

Определение понятия «управленческая культура» в современных научных изысканиях до сих пор не получило однозначного толкования. Так, в педагогической литературе данный феномен рассматривается в аспекте передачи и создания ценностей в процессе управления, освоения опыта управления в разнообразных видах управленческой деятельности, творческой самореализации личности руководителя1. На социокультурном уровне управленческая культура, которая включает профессиональные и общекультурные знания и умения2, рассматривается в аспекте готовности личности к решению любого рода управленческих задач.

Анализ научной литературы показывает, что исследователи выделяют в структуре управленческой культуры «способность решать проблемы и задачи, возникающие в процессе управления; умение ориентироваться в ситуациях, требующих управленческого воздействия; совокупность знаний, позволяющих принимать соответствующие решения»3.

Таким образом, приведенные определения дают основание выделить несколько существенных составляющих управленческой культуры: аксиологическую (наличие ценностей), личностно-творческую (творческая самореализация), конструктивную (аналитические, организационные умения, умение организовать контроль), компетентностную (знания об управленческих аспектах профессиональной деятельности, способах реализации планово-управленческих решений).

Такая совокупность позволяет представить управленческую культуру как системное образование, включающее знания, умения и опыт работы в различных видах управленческой деятельности, а также совокупность профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность их реализации в профессионально-управленческой деятельности.

Под управленческой культурой будущего менеджера мы понимаем интегративное качество личности студента, включающее совокупность управленческих знаний и умений, творческую самореализацию и трансляцию ценностей управления, актуализирующихся в управлении, соуправлении и самоуправлении в будущей профессиональной деятельности.

В целях эффективного формирования управленческой культуры будущих менеджеров в образовательном пространстве вуза предлагается модель, состоящая из ряда взаимосвязанных блоков и основанная на следующих методологических подходах: системном, культурологическом, личностно-деятельностном.

Системный подход предполагает определение цели и задач процесса формирования управленческой культуры будущих менеджеров в соответствии с запросом современного общества; отбор содержания для достижения поставленной цели; выбор средств в соответствии с целями и задачами, уровнем компетентности педагога в исследуемой области4; наличие необходимых условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие системы формирования управленческой культуры у будущих менеджеров.

Следовательно, при построении и реализации модели формирования управленческой культуры данный подход ориентирует на выделение в педагогическом процессе системообразующих связей и отношений, их целостности и устойчивости.

Культурологический подход предполагает создание в образовательном пространстве различных сред, способствующих культурному развитию личности, приобретению опыта культурного поведения, культурной самоидентификации и самореализации творческих способностей. В целостном понимании такая среда есть «единое культурно-образовательное пространство»5, в котором осуществляется процесс формирования управленческой культуры будущих менеджеров.

Личностно-деятельностный подход означает, что «психика и сознание личности, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются»6. Тем самым деятельность и сознание образуют органическое единство, при этом деятельность регулируется сознанием, сознание же может быть познано через деятельность, в процессе которой личность и развивается.

Задачей личностно-деятельностного подхода является организация деятельности студентов, основанной на признании их активными субъектами деятельности, раскрытии потенциала, самодвижения личности в процессе усвоения знаний, умений и опыта управленческой культуры.

Таким образом, в модели формирования управленческой культуры будущих менеджеров, которая носит структурно-функциональный характер, выделены следующие блоки.

Целевой блок модели ориентирован на приобретение студентами в процессе обучения качественных знаний, которые необходимы для решения управленческих задач в профессиональной сфере менеджера. Целеобразующая функция данного блока раскрывается через формирование управленческих знаний, определяющих роль менеджера в обеспечении устойчивого развития общества; формирование готовности к управленческой деятельности с учетом социально-профессиональных факторов; формирование ответственности за последствия принятия решений в сфере профессионального взаимодействия.

Содержательный блок модели формирования управленческой культуры будущих менеджеров несет нагрузку учебно-методического оснащения и включает в себя разработку учебно-методического комплекса «Управленческая культура менеджера», в котором в логическом сочетании отражены методологические, профессиональные, социальные и культурно-управленческие аспекты содержания образования будущих менеджеров. Информативная функция содержательного блока ориентирует будущего менеджера на научные основы и практические решения управленческих задач, на фундаментальные и прикладные достижения науки с позиции требований к личности менеджера.

Содержательное наполнение данного блока модели логически сочетается с процессуальным блоком и погранично включает: формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ; представление об управленческих отношениях; знание механизмов мотивации творческой деятельности в сфере управления; разработку и внедрение управленческих технологий7.

Процессуальный блок модели формирования управленческой культуры будущих менеджеров в сопровождение данного процесса предполагает реализацию интеракции «преподаватель – студент».

Процессуальность реализуется через этапы формирования управленческой культуры у будущих менеджеров: этап мотивации – формирование у студентов осознания значимости и ценности формирования управленческой культуры как неотъемлемого качества личности профессионала; этап целеполагания – выделение главных проблем в контексте управленческой культуры менеджера и перевод их в цель по освоению компонентов управленческой культуры (аксиологического, личностно-творческого, конструктивного, компетентностного); технологический этап – определение преподавателем методов и приемов формирования управленческой культуры, включенность студентов в разработку проектов и программ, решение ситуативно-управленческих задач.

В данном контексте важно учитывать тот факт, что приемы и методы формирования управленческой культуры будущих менеджеров должны направлять деятельность студентов не столько на усвоение знаний, сколько на решение профессионально ориентированных ситуаций, на развитие творческой личности специалиста, образовательной и творческой самостоятельности; стремления к самосовершенствованию в личностном и профессиональном плане; на развитие рефлексивно-профессиональной позиции.

Ведущей формой формирования управленческой культуры у будущих менеджеров становится деловая игра, которая дает студенту возможность функционально освоить компоненты управленческой культуры, проявить их в условиях, имитирующих профессиональную деятельность.

Оправдывается на практике применение предметно ориентированных и практико ориентированных задач. Предметно ориентированные задачи являются средством формирования совокупности знаний, необходимых для реализации функций менеджера и культуры управления. В них в виде познавательной проблемы предлагается разрешить противоречие, возникшее в производственной ситуации. Практико ориентированные задачи содержательно наполнены ситуациями, требующими применения управленческих умений и навыков, культуры управления производственной деятельностью, персоналом, человеческими ресурсами и обоснования выбора позиции в управленческой деятельности, принятия решений и ответственности за свой выбор.

В особой группе учебных инструментов находятся рефлексивно-профессиональные задачи, предусматривающие вхождение студента в «рефлексивную позицию» по отношению к своему умению определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения управленческих профессиональных задач, демонстрировать культуру управления, операционально демонстрировать управленческую культуру менеджера.

Результативно-оценочный блок модели формирования управленческой культуры будущих менеджеров предусматривает достижение высокого уровня управленческой культуры. Критериально выраженное достижение уровня культуры предполагает умение распознавать новое в профессиональной деятельности менеджера, вырабатывать новые идеи, проектировать и реализовывать процессы, связанные с управленческими задачами, умение провести оценку проблемной ситуации и принять решение, владение совокупностью способов реализации управленческой культуры, применение их в конкретных ситуациях, проявление гибкости профессионального мышления при решении управленческих задач.

Итак, модель формирования управленческой культуры будущего менеджера в образовательном процессе вуза включает реализацию последовательно структурированных блоков, содержательное наполнение которых уточняет информационный образ моделируемого процесса.

Описанная и реализованная в условиях вуза модель формирования управленческой культуры будущего менеджера показала, что она не только дает возможность определить требования к будущим менеджерам и прогнозировать перспективы их дальнейшей профессиональной деятельности, но и функционирует как основной элемент эффективного планирования профессиональной подготовки менеджеров, формирования компонентов управленческой культуры. Данная модель стала и методологической основой планирования учебно-познавательных и научно-исследовательских видов деятельности, целостность которых обеспечивается соблюдением принципов «взращивания человека культуры в культуре».

Литература:

1. Семенова И.О. Формирование управленческой культуры будущего учителя в процессе до профессиональной педагогической подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук. Калининград, 2007. 28 с. [Электронный ресурс]. URL: http://utazrooimkz.narod.ru/dokladkultura (дата обращения 13.10.2015).
2. Позднякова Ж.С. Формирование управленческой культуры менеджера // Педагогика. 2008. № 4(57). С. 82.
3. Позднякова Ж.С. Организационно-педагогические проблемы формирования навыков управленческой культуры у студентов // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 749.
4. Никитина Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования. Челябинск: ЧГПУ, 2000. С. 11.
5. Сластенин В.А. Педагог как субъект в инновационной деятельности / Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы: материалы I Всерос. пед. конгресса. М.: МАНПО, 2007. Ч. 1. С. 5–14.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 392 с.
7. Азарова Л.А. Формирование управленческой культуры педагога в процессе научно-методической работы: автореф. дис. . канд. пед. наук. Калининград, 2003. С. 13.