Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит 6 раз в год (январь, март, май, август, октябрь, декабрь).
Выпуск: №9 (61) октябрь 2015  Рубрика: Социологические науки

Институциональные проблемы развития российской государственности в условиях информационного общества

Д.В. Соколов, канд. юрид. наук, доцент,
кафедра философии, истории и права,
Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ,
г. Липецк, Россия
Статья посвящена актуальным вопросам институционализации глобального информационного общества и электронного государства и реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности деятельности органов власти Российской Федерации. Эта проблема требует немедленного решения как защита важных стратегических информационных ресурсов, обеспечивающая независимость страны, в том числе от несанкционированного доступа к информации и защита от поступающей социально вредной информации. В сфере правового регулирования информационных технологий пока еще отсутствуют однозначно сложившаяся правовая терминология и система обеспечения слаженной деятельности уполномоченных органов власти. Это обусловило выработку политического решения – принятия «Стратегии развития системы информационной безопасности органов государственной власти и управления РФ до 2020 года». Для ее реализации следует определиться с понятийным аппаратом, принять во исполнение необходимые концепции и законы. Например, принять концепцию информационной безопасности органов власти РФ, федеральный закон «Об информационной безопасности», определить юрисдикцию существующих уполномоченных органов власти в сфере противодействия нарушениям в сети Интернет с целью наделения специальными юрисдикционными полномочиями специализированного правоохранительного органа – «киберполиции». Автор отмечает, что указанные предложения позволят на конституционном, то есть институциональном уровне начать реализацию актуальнейшей для российской системы государственного управления стратегию обеспечения информационной безопасности.
Ключевые слова: информационная безопасность,юрисдикция органов власти, информационное общество, информационный ресурс, политика обеспечения информационной безопасности, информационно-правовая культура, специальный суд по защите прав в сфере информации

В связи с институционализацией глобального информационного общества и электронного государства актуальным является создание организационно-правовых условий для электронного документооборота, а также обеспечения информационной безопасности в целях достижения баланса информационных интересов устойчивого и безопасного развития человека, общества и государства.

Для этого требуется выработка стратегии политико-правового регулирования различных областей, в частности сферы информационной безопасности, обеспечивающей в условиях информационного общества, с одной стороны, защиту национальных интересов и суверенность государства, а с другой – позволяющей гражданам максимально реализовывать свои конституционные права и интересы с применением информационных технологий, а также минимизировать условия возможной бюрократизации и отстранения населения от процессов управления1. По мнению автора, это требует решения следующих задач.

Российской Федерации необходимо создавать систему обеспечения информационной безопасности, опирающуюся на комплекс нормативных правовых актов, которая позволит предупреждать реализацию имеющихся угроз информационной безопасности и противодействовать им, а также выявлять и принимать меры против уже объективно реализовавшихся угроз. Реализовать данную систему возможно только через создание пронизывающих ее элементов на всех уровнях и во всех структурах управления: от муниципального до федерального, от исполнительной власти до законодательной и судебной, а также привлечение к этому всех институтов гражданского общества с целью просвещения населения в части возможностей реализации информационных прав, создания информационно-правовой культуры.

Действующая система обеспечения информационной безопасности, которая еще не реализована, то есть не подкреплена гарантиями и не обеспечена в полной мере правовыми средствами, может стать моделью для разработки и практической реализации нормативно-правовых актов, обеспечивающих информационную безопасность и защиту национальных интересов РФ2.

Осмысление и развитие существующей практики обеспечения информационной безопасности системы государственного управления посредством реализации конституционно-правовых положений, касающихся информационно-правовой среды Конституции РФ, а также внесения поправок в соответствующие нормативно-правовые акты, в том числе принятие федеральных законов «Об основах государственного регулирования в сети Интернет», «О реализации права на получение информации».

Систематизация понятийного аппарата правовых и организационных аспектов государственного управления в ракурсе информационной безопасности, в том числе «государственного информационного ресурса», «информационной безопасности», «информационного правонарушения», «судебной информации». Уникальность данных понятий состоит в необходимости уйти от ведомственного регулирования в сфере создания того или иного информационного ресурса, а также от разрозненных попыток их регулирования множественными правовыми актами, для которых системообразующим должен стать один, содержащий в себе базовые категории (например, федеральный закон «Об информационной безопасности» либо Информационный кодекс РФ), что позволит выйти на новый – отраслевой уровень правового регулирования данной сферы.

Необходима выработка политико-правового инструментария реализации концепции информационной безопасности России, отвечающей потребностям времени и угрозам, формулирование и законодательное ее закрепление посредством принятия федерального закона «Об информационной безопасности РФ». Данный закон должен стать краеугольным камнем всей системы информационной безопасности через принятие множественных управленческих решений, направленных на реализацию конституционно-правовой природы данного института в правоприменительной практике.

Создание специального суда по защите прав в сфере информации («информационного» судебного состава в судах общей и арбитражной юрисдикции). Данный орган судебной власти позволит решить институциональные проблему через систему создания судебных прецедентов, а также контроля остальных ветвей в информационной сфере.

Создание целостной юрисдикционной структуры конкретной федеральной службы, отвечающей за информационную безопасность в РФ3 аналогично существующим службам АНБ в США, Федерального управления по информационной безопасности в Германии4.

Создание на базе существующих ведомственных локальных ресурсов единого федерального информационного ресурса в целях ведения реестров (собственности, транспорта, регистрации прав) и оптимизации процессов управления во всех сферах государственной деятельности, отвечающего критериям информационной безопасности, во исполнение статьи 29 Конституции РФ.

Создание института уполномоченного по защите и реализации прав в сфере информации для обеспечения возможности реализации участниками общественных отношений в информационной среде конституционных прав.

Необходимость имплементации норм российского законодательства, касающихся информационной безопасности в международное право посредством заключения межгосударственного соглашения об обеспечении условий соблюдения информационной безопасности в соответствии с Окинавской хартией глобального информационного общества.

Выше приведены лишь некоторые предлагаемые к внедрению разработки приоритетных направлений и конкретные меры по реализации современной политики обеспечения информационной безопасности. В качестве ключевых укажем: разработку многоуровневой системы информационного законодательства; инвентаризацию систем национальных информационных ресурсов; совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры, включающей в частности систему массового информационного образования, просвещения и подготовки профессиональных кадров для информационной сферы5.

Эти меры требуют своего развития именно через призму социального – учет интересов как человека, так и государства и общества в целом.

Научно-практическая значимость данных мероприятий состоит в том, что авторские предложения могут быть использованы для дальнейших теоретических разработок в виде принятия закона «Об информационной безопасности», направленных на оптимизацию использования информационных ресурсов с целью их последующего внедрения в систему государственного управления для совершенствования существующих политических процессов и институтов6.

Таким образом, институциональные проблемы развития государственности заключаются сегодня в недооценке рисков и угроз, связанных с информационной сферой, в современных условиях становления и развития российского государства. Именно принятие в комплексе вышеуказанных предложений позволит на конституционном, то есть институциональном уровне начать реализацию актуальнейшей для российской системы государственного управления стратегии обеспечения информационной безопасности.

Литература:

1. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции мирового правового развития. М. , 2000. 255 с.
2. Федеральный закон от 28.12.2010. № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. 2010. № 295.
3. Доктрина информационной безопасности РФ. Утверждена указом Президента РФ от 9.09.2000 г. № 1895. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901770877 (дата обращения 02.10.2015).
4. Положение об агентстве национальной безопасности США и Управлении информационной безопасности Германии. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 02.10.2015).
5. Соколов Д.В. Информационная безопасность как фактор обеспечения устойчивости системы государственного управления. Тамбов: Издательство Першина, 2013. 399 с.
6. Вербенко Б.В. Информационная безопасность России в контексте современного политического процесса: сущность, проблемы обеспечения / дис. ... канд. полит. наук. М., 2004. 186 c.