Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №9 (61) октябрь 2015  Рубрика: Социологические науки

Проблема совершенствования системы охраны общественного порядка в Прикамье на примере города Чайковский

И.М. Мерзлякова, канд. социол. наук, доцент,
Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета,
г. Чайковский, Россия
В статье анализируются современная система охраны общественного порядка и задачи, поставленные перед данной службой законодательством РФ. Задачи объемные и разнонаправленные: организация патрульно-постовой службы полиции; ведение служебной документации; взаимодействие с отделами уголовного розыска; координация совместных действий с общественными объединениями в охране общественного порядка и т. д. Рассмотрены функции правоохранительных органов, которые несут охрану общественного порядка. Проведен сравнительный анализ состояния и изменения уровня преступности в городе Чайковский с другими средними городами Прикамья. Выделены основные проблемы системы управления охраной общественного порядка в области профилактики уличных преступлений. Первая важная проблема – недостаточно эффективная работа правоохранительных органов с негосударственными организациями и населением по причине отсутствия нормативной базы, которая упорядочивала бы вопросы привлечения негосударственных охранных организаций к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Второй значимой проблемой является недостаточная техническая оснащенность общественных мест видеокамерами слежения, хотя использование такого оборудования помогает в раскрытии преступлений. Предложения по повышению эффективности охраны общественного порядка состоят в совершенствовании законодательной базы на всех уровнях, от государственного до муниципального; материально-техническом оснащении как общественных мест, так и всех служб охраны общественного порядка; обмен опытом; создание эффективного механизма взаимодействия со средствами массовой информации.
Ключевые слова: система правоохранительных органов, общественный порядок, общественная безопасность, патрульно-постовая служба полиции, дружина, частные охранные предприятия, меры профилактики преступлений, уровень преступности, взаимодействие полиции с негосударственными структур

на примере города Чайковский

Охрана общественного порядка является необходимой государственной и общественной задачей. Все социальные проблемы граждан можно увидеть в анализе их правового поведения, в отношении (уважительном, доверительном или подозрительном) к правоохранительным и судебным органам, в их уверенности в стабильности своей жизнедеятельности, юридической защищенности и справедливости со стороны государства.

Цель нашего исследования состоит в анализе работы системы охраны общественного порядка, обозначении проблем в данной деятельности, а также в формулировании вариантов повышения эффективности, открытости деятельности по обеспечению общественного порядка и ее поддержки со стороны населения.

Правовой основой организации и деятельности службы охраны общественного порядка являются законодательные и иные нормативные акты, регулирующие общественный порядок, определяющие организацию и устанавливающие обязанности и права органов внутренних дел, формы и методы их деятельности по охране общественного порядка1.

Эффективность деятельности аппаратов и подразделений охраны общественного порядка достигается лишь в результате их тесного взаимодействия с другими отраслевыми службами органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями, постоянного общения с населением. Систему структур, осуществляющих охрану общественного порядка, составляют государственные правоохранительные органы и органы местного самоуправления, а также негосударственные: частные охранные предприятия, общества, дружины ООП2. Пример организации системы управления охраной общественного порядка в Чайковском муниципальном районе представлен на рис. 1.

Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в борьбе с преступностью занимает полиция. Исходя из численности населения Чайковского муниципального района (ЧМР) в 108,6 тысяч человек, в связи с сокращением на 20% после реформы милиции штатная численность сотрудников Отдела охраны общественного порядка в Отделе МВД по Чайковскому району составляет 225 человек. На территории действует 21 негосударственная структура безопасности, включая частные охранные предприятия, одну дружину охраны общественного порядка и Казачье общество3.

Задачи службы охраны общественного порядка заключаются в организации патрульно-постовой службы полиции; в комплектовании и обучении личного состава строевого подразделения; в ведении служебной документации; в контроле за обеспечением нарядов вооружением, снаряжением, специальными и другими техническими средствами; во взаимодействии с отделами уголовного розыска в целях получения объективной информации об оперативной обстановке и координации совместных действий в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Важная роль в реализации задачи охраны общественного порядка принадлежит патрульно-постовой службе полиции, штатная численность которой составляет 55 человек, в качестве основного средства обеспечения надлежащего общественного порядка и борьбы с преступностью на улицах, площадях, в парках, на объектах транспорта и в других общественных местах специально назначаемыми нарядами полиции.

К числу главных задач, которые призвана решать патрульно-постовая служба полиции, относятся обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; активное участие в раскрытии преступлений и задержании преступников4.

С 2011 года на территории ЧМР наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня преступности. Так, в 2010 году зарегистрировано 4 922 преступления, в 2012-м – 3 701, в 2013-м – 3 068, в 2014 году – 2 428 (см. рис. 2)5.

В 2014 году продолжается тенденция к снижению числа преступлений; по итогам зарегистрировано 2 428 преступления, что на 640, или на 20,9%, преступлений меньше, чем за такой же период 2014 года. На территории ЧМР уровень преступности на 10 тысяч населения по итогам работы за 2014 год составляет 233,4, что значительно меньше среднекраевого показателя – 244,36. Сравнивая уровень преступности с территориями Пермского края, имеющими аналогичную численность, ЧМР остается наименее криминогенным. Так, на территориях Соликамского, Кунгурского, Чусовского и Лысьвенского районов уровень преступности на 10 тысяч населения выше (246,6; 167,3; 248,2; 313,7 преступлений соответственно)7.

В общественных местах города Чайковского и ЧМР совершено 335 преступлений, что на 15,4% меньше, чем в аналогичном периоде 2013 года По итогам работы за 2013 год количество раскрытых сотрудниками полиции преступлений увеличилось на 19,2% (раскрыто 31преступление, в 2012 году – 26).

Одним из способов профилактики преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах, является применение мер административного воздействия за совершенные правонарушения. Количество составленных протоколов за административные правонарушения возросло на 32,6% и составило 4 235 (в 2012-м – 4 192). На территории ЧМР в структуре преступности лидирующее положение занимают преступления против собственности, их совершено 772 – 54,9% от общего числа преступлений8. В 2014 году количество краж, связанных транспортными средствами, остается практически на уровне 2013 года – зарегистрировано 18 краж (в 2013-м – 22), в том числе 12 автомобилей (в 2013-м – 12). Лидером среди преступлений против собственности является кража сотового телефона – 172 кражи в 2014 году (в 2013-м – 293); 39 грабежей (в 2013-м – 77); 5 разбойных нападений (в 2013-м – 8), 7 эпизодов мошенничества (в 2013-м –15)9.

Следует отметить активность сотрудников полиции по привлечению к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств в 2014 году – 39 (в 2013-м – 18); за преступления, связанные с незаконной вырубкой леса, – в 2014 году – 9 (2013-м – 8). В 2014 году произошел рост числа совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. Таких преступлений выявлено 295 (2013-м – 207). Уровень преступлений данного типа на 10 тысяч населения составил 27,3 (2013-м – 19,9). За пять лет самый высокий уровень этого показателя был зарегистрирован в 2011 году и составил 28,7; в 2014 году его удалось снизить до 19,910.

Острой проблемой в совершенствовании охраны общественного порядка и профилактики уличных преступлений в городе Чайковский является недостаточно эффективная работа правоохранительных органов с негосударственными организациями и населением. Всего в 2014 году количество задействованных на охрану общественного порядка сотрудников частных охранных предприятий, Казачьего общества, дружинников составило 459 единиц, в том числе частных охранных предприятий – 122, дополнительных охранников общественного порядка – 274 и казаков – 6311.

Общие правила организации и деятельности охранно-сыскных структур по охране общественного порядка, их взаимодействия с правоохранительными органами должны устанавливаться на государственном уровне. Вопросы содействия охранных структур правоохранительным органам в обеспечении правопорядка разрабатываются давно, но пока не решены. Необходимо нормативно-правовое регулирование их взаимодействия.

Еще одной значимой проблемой является низкая раскрываемость преступлений с помощью видеокамер слежения, установленных на улицах и в других общественных местах. В настоящее время на программу «Безопасный город», а также и другие расходы, связанные с развитием видеонаблюдения, многие города, в том числе и город Чайковский, тратят большие деньги. На территории города Чайковский установлено 29 камер наружного видеонаблюдения. Так, с помощью КТС «Безопасный город» в 2014 году выявлено 553 человека, совершивших административные правонарушения (за 2013-м – 220 чел.)12. Кроме того, обращение к видеоархивам видеокамер в супермаркетах и магазинах позволяет снизить нарушение закона об ограничении продажи алкогольной продукции в ночное время, а также запрета на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

Одним из эффективных способов профилактики преступлений, совершенных в общественных местах, является применение мер административного воздействия за совершенные правонарушения. Так, в течение пяти лет в городе Чайковский количество составленных сотрудниками отдельной роты патрульно-постовой службы полиции протоколов за административные правонарушения возросло на 32,6% и составило в 2014 году 4 235 (2013-м – 4 192)13. Говоря о взаимовыгодном сотрудничестве власти и общества, нельзя забывать об информационном взаимодействии. Для формирования положительного облика полиции необходимы встречи с сотрудниками телевизионных компаний города, радиостанций и местных газет.

Потенциал системы управления, осуществляющей охрану общественного порядка, должен реализовываться на основе использования его внутренних резервов – в сфере взаимодействия полиции с негосударственными структурами, в оптимизации функции кадровых аппаратов, в совершенствовании системы материально-технического обеспечения органов полиции, осуществляющих охрану общественного порядка и безопасности населения.

Литература:

1. Вопросы организации полиции: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250; Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: Устав патрульно-постовой службы полиции, утвержденный приказом МВД России от 29.01.2008 г. № 80; Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности: Распоряжение Совета Министров – Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 313-р; О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ.
2. Концепция совершенствования взаимодействия МВД России со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005–2008 годы. [Электронный ресурс]. URL:http://guardinfo.ru/official/ Iru/ ru_11177.html (дата обращения: 10.09.2015).
3. О создании дружины охраны общественного порядка в г. Чайковский: Решение Чайковской городской думы от 14.12.2000 г. № 426.
4. О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктах Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 959.
5. Комплексный анализ состояния преступности на территории Чайковского муниципального района и результаты оперативно-служебной деятельности Отдела МВД по Чайковскому району за 2014 год // Официальный сайт ГУВД МВД по Пермскому краю [Электронный ресурс]. URL: https://59.mvd.ru/ (дата обращения 10.09.2015).
6. Там же.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же.
13. Там же.