Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №9 (61) октябрь 2015  Рубрика: Социологические науки

Дисбаланс заработной платы при найме работников на локальном рынке труда

Т.В. Зайниева, канд. социол. наук, доцент,
кафедра экономики, управления и предпринимательства,
Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета,
г. Чайковский, Россия
В статье заостряется внимание на том, что заработной плата имеет наибольший удельный вес в структуре доходов экономически активного населения. Поэтому она является одним из основных источников существования людей трудоспособного возраста и членов их семей. Условия найма работников в части определения размеров заработной платы определяются посредством согласования целей работодателей, интересов работников и с учетом соблюдения норм законодательства. Проведен анализ вакансий, заявленных организациями-работодателями в Чайковский центр занятости населения Пермского края и анализ статистических данных, характеризующих краевой рынок труда. В результате выявлен существенный разрыв между размером заработной платы, предлагаемой работодателями, и фактическим средним уровнем зарплат. Работодатели обладают монопольной властью на рынке труда, стремятся максимизировать доходы и ориентируются на нижний предел заработной платы, на который могут согласиться потенциальные работники организаций, занятые поисками работы. Дисбаланс заработной платы в сфере найма работников на локальном рынке труда проявляется также в форме отраслевой дискриминации потенциальных работников предприятий, занимающихся различными видами экономической деятельности. Для снижения дискриминационной составляющей, связанной с проявлениями дисбаланса зарплаты в сфере найма работников, предложено: контролировать соблюдение законодательства в части повышения зарплаты работникам бюджетной сферы; на региональном уровне разрабатывать и реализовывать программы, направленные на поддержание высокого уровня занятости населения и повышение уровня заработной платы; обязать работников местных центров занятости проводить с работодателями переговоры об установлении приемлемого уровня заработной платы для конкретного человека.
Ключевые слова: локальный рынок труда, занятость, безработные, работодатели, найм работников, дисбаланс заработной платы, дискриминация, государство

Каждый человек в сознательном возрасте размышляет о сфере своей будущей профессиональной деятельности. Устройство на работу дает возможность получать доход в виде заработной платы, которая является одним из основных источников существования большинства людей трудоспособного возраста и членов их семей.

Заработная плата имеет наибольший удельный вес в структуре доходов экономически активного населения. Например, согласно статистическим данным, в Пермском крае в 2013 году в структуре доходов населения на долю заработной платы приходилось 33,2%, на социальные выплаты (пенсии, пособия) – 17,6, на доходы от предпринимательской деятельности – 10,5, на доходы от собственности – 4,2 и на все другие доходы – 34,5% от суммарного объема доходов населения Пермского края1.

Заработную плату характеризует то, что ее размеры устанавливаются в договоре трудового найма. При этом потенциальный работник предприятия нацелен на максимизацию размеров заработной платы, а работодатель – на минимизацию издержек производства, в том числе за счет экономии расходов на оплату труда. Цели работодателя доминируют по отношению к интересам кандидата на вакансию, что приводит к снижению степени социально-экономической защищенности потенциального работника. Часто работодатель дает объявление о приеме на работу и назначает низкую цену за труд без учета конъюнктуры локального рынка труда. С точки зрения С.А. Давыдова, в процессе найма работников работодатели нацелены на установление такой цены за труд, которая, по терминологии этого автора, является «предельной заработной платой». С.А. Давыдов пишет: «предельная заработная плата представляет собой минимальную величину зарплаты, получение работником которой обеспечивает такую степень привлекательности для него рабочего места, при которой работник принимает для себя решение о долговременном найме на данное рабочее место»2.

Определенную роль в регулировании социально-трудовых отношений играет государство, устанавливающее минимальный размер оплаты труда (МРОТ), которым может оперировать работодатель в процессе найма работников. Но с учетом того, что динамика роста МРОТ остается крайне низкой и он на протяжении ряда лет приближен к прожиточному минимуму, этот инструмент государственной защиты интересов работников в сфере найма является недостаточно эффективным3.

Государственная защита интересов безработных, выступающих на рынке труда в качестве лиц, занятых поиском работы, реализуется также посредством разработки и реализации государственных и региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Эти программы предусматривают обучение безработных, организацию общественных работ, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости и т. д. Их эффективность достаточно высока, особенно в кризисные периоды4. Несмотря на это, в условиях наличия резерва рабочей силы (безработных граждан) работодатель имеет преимущество по отношению к безработным, для которых сделка на рынке труда, по выражению Э.Н. Тихоновой, «носит вынужденный характер»5.

В связи с перечисленными обстоятельствами аналитическое изучение проблем дисбаланса предельной и реальной заработной платы при найме работников на локальном рынке труда становится весьма актуальным.

Проанализируем масштаб этой проблемы на примере Чайковского муниципального района Пермского края. Чайковский муниципальный район с населением около 105 тысяч человек характеризуется благоприятной ситуацией на рынке труда, что связано с высокой степенью диверсификации экономики района. При среднекраевом показателе равном 1,8% зарегистрированных безработных по отношению к экономически активному населению на 01.07.2015 г. с показателем 1,15% район занимал пятую позицию в рейтинге муниципальных образований края, имеющих наименьший уровень безработицы6.

Согласно данным Пермьстата, начиная с 2009 года по настоящее время уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Чайковском районе на 1–7% превышает среднекраевые показатели7.

Для выявления разрыва между заработной платой, предлагаемой работодателями, и потенциальным уровнем денежного вознаграждения за труд, на который могут рассчитывать претенденты на занятие вакантных рабочих мест, автором статьи были исследованы информационные ресурсы Чайковского центра занятости населения (ЧЦЗН). На основании анализа списка вакансий организаций, размещенного на информационных ресурсах ЧЦЗН 8 июля 2015 года, была проведена группировка предложений о найме на работу по видам экономической деятельности. В результате проведенного расчета были получены данные о средних значениях размера заработной платы, на который могли рассчитывать на тот период времени лица, занятые поиском работы в организациях, занимающихся определенными видами экономической деятельности (табл. 1).

Исходя из данных, сгруппированных в таблице 1, можно сделать вывод о наличии дисбаланса заработной платы, характерного для процессов найма работников на локальном рынке труда. Например, высокая степень неравномерности размера предлагаемой работодателями заработной платы по видам экономической деятельности. Если средняя заработная плата, предлагаемая работодателями города, учитывая данные о вакансиях, составляла 17 455 рублей, то самый высокий уровень предлагался руководством предприятий, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды – 32 266 рублей и добычей полезных ископаемых – 30 000 рублей.

На самую низкую среднемесячную зарплату могли рассчитывать потенциальные работники сферы образования, а также гостиниц и ресторанов – 11 020 и 7 938 рублей соответственно. Размах вариации, то есть разница между наибольшим и наименьшим значением предлагаемой заработной платы составляет 24 328 рублей.

Второе значимое проявление дисбаланса зарплаты в сфере найма работников на локальном рынке труда заключается в резких различиях между фактически сложившимся средним уровнем зарплат, выплачиваемых организациями, занимающимися различными видами деятельности и уровнем зарплат, предлагаемых работодателями в процессе найма работников (табл. 2).

Как следует из вышеизложенного материала, конъюнктура рынка труда в Чайковском муниципальном районе более благоприятная, чем в среднем по краю. Исходя из этого, а также в связи с тем, что последние статистические данные по муниципальным образованиям края заканчиваются 2013 годом, автор посчитал корректным сравнение предлагаемых работодателями Чайковского района сумм заработной платы с аналогичными данными по краю, зафиксированными Пермьстатом по итогам июня 2015 года.

Из данных, представленных в табл. 2, видно, что фактический уровень заработной платы по всем видам экономической деятельности выше, чем предлагаемый работодателями Чайковского муниципального района, в среднем на 40,9%. Исключение составляет вид деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды». Но это объясняется тем, что Чайковские предприятия, занятые этим видом деятельности, осуществляют работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера. Поэтому столь высокий уровень предлагаемых зарплат включает компенсационную составляющую за суровые климатические условия в местах осуществления трудовой деятельности и длительные циклы отрыва работников от семьи.

Существенный разрыв между размером фактической и предлагаемой заработной платой в сфере образования объясняется концентрацией учреждений высшего профессионального образования, обеспечивающих относительно высокий уровень зарплаты преподавателям, имеющим ученые степени и звания, в краевом центре. В Чайковском требуются школьные учителя и преподаватели колледжей, зарплата которых ниже, чем у преподавателей вузов.

Из данных табл. 2 видно, что в девяти случаях из пятнадцати разрыв между фактическим и предлагаемым уровнем зарплат превышает 30%.

При этом организации, занятые такими видами деятельности, как государственное управление и обеспечение военной безопасности, операции с недвижимым имуществом, рыболовство и рыбоводство, функционирующие в Чайковском муниципальном районе, вакансий не имеют.

Исходя из вышеизложенного автором сделан ряд выводов. Дисбаланс заработной платы в сфере найма работников на локальном рынке труда проявляется в форме отраслевой дискриминации потенциальных работников предприятий, занимающихся различными видами экономической деятельности. Люди, занимающиеся поисками работы и имеющие различную профессиональную подготовку, сталкиваются с неравенством шансов на «достойную жизнь», декларируемую в Конституции Российской Федерации. Работодатели обладают монопольной властью на рынке труда, стремятся максимизировать доходы и ориентируются на нижний предел устанавливаемой заработной платы, на который могут согласиться потенциальные работники организаций, занятые поиском работы.

Для снижения дискриминационной составляющей, связанной с проявлениями дисбаланса зарплаты в сфере найма работников, необходимо:

1) на государственном уровне строго контролировать выполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения зарплат работникам бюджетной сферы;

2) разрабатывать и реализовывать программы, направленные на поддержание высокого уровня занятости населения и повышение уровня оплаты труда на региональном уровне;

3) работники местных центров занятости должны не просто заниматься выдачей целевых направлений на работу для безработных, но и проводить с работодателями переговоры об установлении приемлемого уровня заработной платы для конкретного человека, выступая, по сути, в роли его профессионального «промоутера» на рынке труда.

Литература:

1. Статистический ежегодник Пермского края. 2014. Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 2014. С. 90.
2. Давыдов С.А. Предельная заработная плата как социальная переменная / автореф. дис. … д-ра соци-ол. наук. СПб., 2005. С. 35. Электронный ресурс]3
3. Рогожникова Ю.С. Основные принципы формирования заработной платы // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 10. С. 100.
4. Фокин В.Я., Зайниева Т.В. Степаненкова В.Н. Социальный эффект государственного регулирования защищенности занятости населения на локальном уровне // Дискуссия. 2013. № 1. С. 120–123.
5. Тихонова Э.Н. Проблемы асимметричности на рынке труда. Институциональный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2006. № 4. С. 33.
6. Безработица в Пермском крае. Итоги I полугодия 2015 года [Электронный ресурс]. URL: www.szn.permkrai.ru (дата обращения 15.09.2015).
7. Статистический ежегодник Пермского края. 2014. Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). Пермь, 2014. С. 94.