Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №9 (61) октябрь 2015  Рубрика: Экономические науки

Классификация стратегий и особенности стратегического планирования развития нефтегазового сектора

Н.П. Коноваленко, канд. экон. наук, доцент,
Саратовский социально-экономический институт (филиал)
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
г. Саратов, Россия
В настоящее время в России разрабатываются и принимаются различные концепции стратегического развития отраслей народного хозяйства страны. В статье раскрывается их сущность и указываются принципы современного стратегического планирования. Кроме того, в публикации приводится авторская классификация стратегий. В соответствии с ней в автором выделены документы-стратегии, которые определяют наиболее вероятный курс развития отдельных территорий страны исходя из их потенциала (возможностей), а также существующих проблем и возможных угроз; сценарии и направления развития производств и отраслей хозяйства страны, а также меры их поддержки; курс качественного комплексного развития хозяйства страны в целом, развития ее важнейших инфраструктурных компонентов, а также направления и пути повышения уровня и качества жизни граждан. Особое внимание автор уделяет анализу стратегического развития одного из важнейших элементов российской экономики – нефтегазового комплекса, который в силу определенных факторов во многом определяет рост развития социально-экономического комплекса страны и качество жизни ее населения, а также указывает на необходимость формирования в настоящее время комплексной стратегии средне- и долгосрочного развития нефтегазового сектора экономики, которая стала бы синтезом осуществляемого отраслевого и территориального стратегического планирования развития нефтяной и газовой промышленности и сопутствующих производств.
Ключевые слова: нефть и газ, нефтегазовый сектор экономики, нефтегазовый комплекс, отрасли, территория, стратегическое планирование, устойчивое развитие, комплексное развитие

Необходимость стратегического планирования и его реализации субъектами государственного управления в рыночной экономике отмечается как зарубежными, так отечественными учеными.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ под стратегическим планированием следует понимать «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, которая направлена на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации»1. При этом организация и функционирование системы стратегического планирования согласно статье 7 этого федерального закона должна основываться на следующих принципах: целостности и единства; разграничения полномочий; преемственности и непрерывности; сбалансированности системы стратегического планирования; результативности и эффективности стратегического планирования; ответственности его участников; прозрачности (открытости) стратегического планирования; реалистичности; ресурсной обеспеченности; измеряемости целей; соответствия показателей целям; программно-целевом принципе2.

Таким образом, нормативно-правой акт указывает на то, что деятельность участников стратегического планирования, во-первых, должна основываться на ряде конкретных, взаимоувязанных между собой принципах; во-вторых, должна быть связана целеполаганием, а также прогнозированием, планированием и программированием.

Следует отметить, что в качестве общей стратегической цели для России можно считать достижение высокого уровня качества и масштаба развития экономики, которые должны соответствовать геополитической и исторической роли страны. Для этого необходимо обеспечить рост производительности труда; повысить конкурентоспособность отечественной продукции и объемы выпуска наукоемких товаров; достичь максимально возможного и экономически оправданного импортозамещения; обеспечить отрасль экономики квалифицированными кадрами (управленческими, инженерно-техническими и др.): разработать и реализовать комплекс мероприятий по повышению благосостояния населения, развитию здравоохранения и образования, сбалансированному комплексному развитию регионов страны, формированию и развитию национальной инновационной системы, развитию транспортной инфраструктуры и др.

Эти задачи должны быть достигнуты в результате активной деятельности государства по избавлению бизнеса от навязчивого надзора и контроля, стабилизации и ослаблению налоговой нагрузки, нормализации валютного рынка путем воздействия на спекулянтов, более полного использования внутренних сбережений и средств от деофшоризации на развитие экономики и пр.3. В качестве инструмента обеспечения планомерных и целенаправленных действий государственной власти в отмеченных направлениях (с учетом долгосрочных тенденций и перспектив развития ситуации) можно использовать стратегическое планирование.

Сегодня в России на федеральном уровне принято множество документов, которые определяют долгосрочный курс развития общества, экономики и социальной сферы, регионов государства, а также действия органов государственной власти по самым разным направлениям жизнедеятельности населения и функционирования национального хозяйственного комплекса. В названии многих из них есть слово «стратегия». Для наглядного примера приведем названия принятых в России стратегий, определим область их действия. В ходе проведенного анализа можно условно выделить три основные группы.

1. Стратегии, в которых определяются перспективные ориентиры, условия и направления экономического и социального развития отдельных территорий страны: стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025; стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года; стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года; стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года4.

Таким образом, в России принят целый перечень стратегических документов, которые определяют наиболее вероятный курс комплексного развития отдельных территорий страны исходя из их потенциала (возможностей), а также существующих проблем и возможных угроз. Данными документами фактически устанавливаются основные стратегические направления территориального развития государства (существуют стратегии развития для большинства из образованных в России федеральных округов, для отдельных, важнейших для страны, регионов и районов – Сибири, Дальнего Востока, Арктической зоны). Следует отметить, что для устойчивого социально-экономического развития Крымского федерального округа в 2014 году был принят федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ).

2. Стратегии, которые определяют долгосрочные ориентиры развития отдельных отраслей и производств хозяйственного комплекса России: стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития черной металлургии России на 2014–2020 годы и на перспективу до 2030 года; стратегия развития цветной металлургии России на 2014–2020 годы и на перспективу до 2030 года; стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года; стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010–2020 годы и на перспективу до 2030 года; стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года; стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года; стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации; стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу; стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года; Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года; стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года и др.

Эта группа стратегий нацелена на определение:
– приоритетных направлений развития соответствующих производств, отраслей и комплексов хозяйства страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации;
– действий органов государственной власти различного уровня и бизнеса, а также их согласование по ключевым направлениям развития соответствующих производств, отраслей и комплексов хозяйства страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
– перспективных направлений по разработке и корректировке нормативно-правовой базы развития соответствующих производств, отраслей и комплексов хозяйства страны;
– решений на государственном уровне по разработке и реализации целевых программ и проектов развития соответствующих производств, отраслей и комплексов хозяйства страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Таким образом, в данных концепциях определено текущее состояние и выявлены основные системные проблемы в развитии соответствующих производств, отраслей и комплексов; установлены целевые сценарии развития соответствующих производств, отраслей и комплексов на среднесрочную и долгосрочную перспективу; обозначены государственные меры поддержки соответствующих производств, отраслей и комплексов, определены мероприятия по их реализации, а также представлены ожидаемые результаты их реализации.

3. Стратегии, которые призваны определить курс развития важных сфер жизнедеятельности (в том числе, инфраструктурного характера) современного общества и страны в целом: стратегия развития информационного общества в Российской Федерации; стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации; стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года; стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года; стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года; стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации; энергетическая стратегия России на период до 2030 года и др.

Реализация документов данной группы должна обеспечить качественное комплексное развитие хозяйства страны, способствовать развитию инфраструктур, а также повышению уровня и качества жизни граждан.

Следует отметить, что, несмотря на разнообразное количество «стратегий», стратегия развития такого межотраслевого комплекса, как нефтегазовый (является важнейшей составной частью национального хозяйственного комплекса России, а также значимым источником поступления валютных средств и «наполнения» доходной части бюджета страны) в целом по России отсутствует, в то время как деятельность комплекса связана с добычей, переработкой, транспортировкой и хранением востребованных энергетических ресурсов – нефти и газа.

На данный момент имеются документы, которые определяют развитие отдельных его отраслей, основных его комплексообразующих предприятий, общей природно-ресурсной базы.

Так, например, обеспечение максимально эффективного использования природных энергетических ресурсов, а также потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики страны, повышения качества жизни его населения и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций – определены в качестве основных задач «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» (принята распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р). Данной стратегией устанавливаются приоритеты развития нефтяного комплекса (удовлетворение спроса национальной экономики и населения страны в нефти и продуктах ее переработки; обеспечение спроса потребителей на международных рынках без ущерба для национальных интересов и потребностей; обеспечение устойчивого развития комплекса, его инвестиционно-инновационное обновление) и газовой промышленности (удовлетворение спроса национальной экономики и населения страны в газе; обеспечение спроса потребителей на международных рынках без ущерба для национальных интересов и потребностей; развитие единой системы газоснабжения; совершенствование организационной структуры газовой отрасли, в том числе с целью повышения экономических результатов ее деятельности)5.

В целом можно констатировать, что в рамках данного документа определены общие направления развития нефтяного комплекса, а также отдельно – курс развития газовой отрасли промышленности страны (причем только с позиции обеспечения национальной энергетической безопасности государства на основе тенденций, которые сложились к периоду разработки и принятия данного документа). Следует отметить, что в настоящее время – в современных условиях, диктуемых геополитическими, геоэкономическими факторами и социально-экономическим развитием России, – ведется подготовка новой энергетической стратегии России на период до 2035 года.

Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий нефтегазового комплекса и геополитических интересов государства в целом, а также потребностей общества и экономики в сфере геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, Арктики и Антарктики – ключевые цели геологической отрасли, которые указаны в «Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года»6. Исходя из того, что минерально-сырьевая база является естественной основой и одним из факторов конкурентного преимущества нефтегазового комплекса России, реализация задач данной стратегии должно обеспечить устойчивое воспроизводство и освоение месторождений углеводородных ресурсов для нужд комплекса.

В действующих сегодня стратегиях, в которых определены цели и пути развития федеральных округов и отдельных регионов России, также отмечается необходимость реализации мер по развитию нефтяной и газовой отрасли, созданию перерабатывающих углеводородное сырье производств, повышению эффективности освоения месторождений нефти, газа, а также росту уровня эффективности финансово-экономической деятельности компаний данного сектора экономики. Следует отметить, что в ряде документов (к примеру, «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа», «Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа», «Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа») выделен отдельно вопрос (в форме раздела стратегий) о развитии нефтегазового комплекса на территории соответствующих федеральных округов.

Согласно стратегиям, развитие нефтегазового комплекса будет осуществляться в результате создания и развития на территории – в регионе (районе) реализации стратегии – механизмов стимулирования эффективного воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, в том числе путем утилизации попутного нефтяного газа; повышения глубины и объемов переработки углеводородных ресурсов; создания благоприятных условий для деятельности компаний, особенно малых хозяйствующих субъектов, которые эксплуатируют незначительные по запасам месторождения углеводородов; массовое внедрение новых технологий для освоения месторождений нефти и газа, особенно в труднодоступных местах, а также для переработки и транспортировки углеводородного сырья; развития транспортной инфраструктуры для повышения эффективности транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов, в том числе и на экспорт и пр. Следует также отметить важность стратегического планирования развития отдельных территорий (регионов, районов) страны. Именно с принятием в 2013 году «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» развитие науки и технологий стало одним из приоритетных направлений политики России в данном регионе7.

Кроме того, развитие нефтегазового комплекса конкретным образом влияет на состояние и развитие других сфер и отраслей экономики страны. К примеру, реализация целей, которые представлены в стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, будет невозможной без повышения эффективности деятельности предприятий нефтегазового комплекса, а также обеспечения его устойчивого сбалансированного функционирования.

В целом, принятие стратегии развития нефтегазового комплекса России как сложного национального хозяйственного объединения экономически, ресурсно и технологически взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий и отраслей обеспечит синхронизацию стратегий территориального, отраслевого и общехозяйственного развития страны. Документ должен быть ориентирован на то, чтобы перевести данный комплекс на уровень развития промышленно развитых стран; обеспечить рост уровня конкурентоспособности ресурсно-сырьевого и производственного потенциала комплекса, в том числе и за счет формирования и развития соответствующих кластеров; осуществить масштабную модернизацию действующих мощностей и создать условия для производства новых современных технологий для нефтегазового комплекса на базе отечественных разработок в науке и технике и пр.

Таким образом, документов, имеющих в название слово «стратегия» в России на федеральном уровне принято много, и в них определяются направления и пути развития самых разных сфер, отраслей, а также территориальных административных образований и районов страны. Исходя из ориентации, а также целевой направленности стратегий, принимаемых на федеральном уровне, их условно можно разделить на три большие группы. Кроме того, по мнению автора статьи, для эффективного, гармоничного и устойчивого развития нефтегазового комплекса страны на обозримую перспективу следует разработать комплексный стратегический документ, который синхронизировал бы и интегрировал отдельные стратегические разработки по данной индустрии экономики страны.

Литература:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения 20.09.2015)
2. Там же.
3. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Закон о стратегическом планировании и задачи по его реализации // Вестник Финансового университета. 2015. № 3 (87). С. 38–50.
4. Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.09.2015).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегия России на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902187046 (дата обращения 10.09.2015)
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1039-р «Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawmix.ru/prof/2711 (дата обращения 10.09.2015).
7. Зарецкая О.В., Сабуров А.А. Формирование стратегии научных исследований Арктики в Норвегии и России в конце XX – начале XXI века // Дискуссия. 2013. № 11(41).С. 136–140.
Яндекс.Метрика