Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №8 (60) сентябрь 2015  Рубрика: Социологические науки

Библиотечное партнерство как элемент современного социального взаимодействия

Н.А. Туранина, доктор филол. наук, профессор, зав. кафедрой,
О.Ю. Мурашко, канд. пед. наук, доцент,
И.Г. Колесникова, канд. филол. наук, доцент,
кафедра издательского дела и библиотековедения,
Белгородский государственный институт искусств и культуры,
г. Белгород, Россия
В статье приводятся аргументы в пользу возможности современных библиотек выступать в качестве равноправных членов социального партнерства, формирующего основы гражданского общества. Анализ тенденций социального партнерства наглядно демонстрирует его преимущества как инструмента решения не только внутренних проблем организации (на примере библиотеки), но и решения социальных проблем муниципального сообщества. Исследование материалов, посвященных проблемам социального партнерства, имеющихся в отечественной и зарубежной научной литературе, приводит к выводу о том, что в силу продолжающегося исторического развития объекта еще не выработана единая общезначимая теория, адаптированная к современным условиям деятельности муниципальных библиотек. В статье приводятся основные требования, предъявляемые к современной библиотеке как субъекту местной политики, определяется круг наиболее значимых задач. На конкретных примерах из практики библиотек авторы прослеживают возможности ресурсного обеспечения библиотек в интересах различных слоев общества. Интерес представляет анализ функций современной муниципальной политики с точки зрения возможных проектов партнерства. Авторы статьи делают попытку определения дефиниции «социальное партнерство» в сфере библиотечного дела с учетом вышеперечисленных требований. На основе практических примеров и теоретических выводов обосновывается взаимосвязь развития социального партнерства библиотек как части института социального партнерства с тенденциями развития гражданского общества в целом.
Ключевые слова: гражданское общество, социальное партнерство, библиотека, социальная политика, трансформация, гражданское общество, муниципальные объединения, проект

Значимость системы социального партнерства, исторически возникшей в качестве буфера между интересами работодателей и наемных рабочих, обеспечивает сочетание интересов всех социальных групп и сообществ, постепенно охватывая новые области общественной жизни, в том числе и социальное пространство, составляющей частью которого является библиотечно-информационная сфера.

Один из современных отечественных исследователей данного вопроса Г.Ю. Семигин отмечает, что важным достижением является осознание партнерства в широком понимании – как баланса интересов, достигаемого сторонами социального взаимодействия на основе компромисса – действенного условия для достижения в обществе стабильности и процветания1. Так, в общем плане в качестве прерогативы социального партнерства правомерно рассматривать достижение паритета ответственности сообщества перед организацией и организации перед сообществом.

Муниципальные библиотеки в конце прошлого века заметно трансформировали свою деятельность. Объективно ставится вопрос о том, что именно они должны взять на себя роль информационных, правовых, культурно-досуговых и, наконец, интеллектуальных центров, объединяющих вокруг себя жизнь местного сообщества. В настоящее время библиотечное обслуживание по факту самым тесным образом связано с общими целями, задачами, потребностями и особенностями муниципального образования. Данное обстоятельство доказывается множественностью моделей муниципальной библиотеки: бизнес-библиотека, библиотека деловой литературы, интеллект-центр, центр экологической литературы, библиотека семейного чтения и других. Увеличение возможностей для активных действий библиотек достигается использованием дифференциации структуры общества. Долгосрочный характер партнерства обусловливается участием библиотек в решении значимых для местного сообщества задач и логично вытекает из современной концепции работы муниципальной библиотеки, определяемой как «библиотека – центр местного сообщества». В общем виде задачи, стоящие перед библиотекой могут быть определены:
– путем эффективного использования традиционных и электронных библиотечных фондов, создания собственных баз данных, участия в преодолении информационных барьеров;
– содействия образованию и самообразованию специалистов промышленности, сотрудников социальной сферы, представителей бизнес-структур;
– участия в разработке, реализации и распространении инновационных региональных и локальных программ по приоритетным направлениям социального развития;
– организации центров правовой информации, выступая в качестве транслятора общественного мнения и управленческих решений в системе прямых и обратных связей.

Социальный заказ библиотеке заключается в обеспечении открытого и равного доступа к информации для населения. Данный вектор задает направление активному развитию профессиональной библиотечной деятельности, внедрению новых технологий, инновационных форм работы, партнерским взаимосвязям.

По мнению одного из исследователей проблемы Т.Ю. Катуржевской, участники общественных проектов могут взаимодействовать не только через правовые структуры государства, но и как равноправные члены сообщества. Их общественное участие сможет проявляться в создании групп самопомощи, экологических отрядов, союзов сторонников мультикультурного общества и т. д.2. Роль библиотек в социальном партнерстве основывается на том, что каждый из элементов социальной инфраструктуры нуждается в информационном обеспечении.

Многоаспектность библиотечной деятельности позволяет библиотеке разрабатывать и реализовывать проекты партнерства с самыми различными субъектами. Например, осуществлять программы ликвидации компьютерной неграмотности среди населения пенсионного возраста, поддерживать самодеятельные творческие организации (мастеров народного творчества, общественные литературные объединения и другие), проводить мероприятия краеведческого характера, участвовать в социальных программах, например, по созданию пунктов социальной помощи, в том числе и по обеспечению информацией на дому инвалидов и лиц престарелого возраста, проведения мониторингов и социологических исследований.

Отправным документом, развивающим идеи социального партнерства во всем мире, является декларация «О целях и задачах Международной организации труда (МОТ)» (Филадельфия, 1944). Основополагающий принцип этого документа гласит: «все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей»3. Данный принцип соответствует основным функциям библиотек, поэтому правомерно рассматривать их в качестве потенциального субъекта партнерских отношений.

Успешная реализация процессов социального партнерства возможна только в условиях социально ориентированного государства. Согласно статье 7 Конституции РФ (1993), Российская Федерация декларируется как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»4. Государство начинает проявлять ранее не характерную для него активность в таких сферах, как, например, в рекреационной, сфере экологии.

Изучение эволюции социального партнерства как общественно-демократического института в библиотечно-информационной сфере, исследование особенностей возможны лишь в контексте анализа общей сущности социального партнерства. Анализ материалов, посвященных проблемам социального партнерства, имеющихся в отечественной и зарубежной научной литературе, приводит к выводу о том, что в силу продолжающегося исторического развития объекта еще не выработана единая общезначимая теория, адаптированная к современным условиям деятельности муниципальных библиотек.

Понятийный аппарат социологических, экономических, юридических и других исследований в области гуманитарных наук в подавляющем большинстве случаев использует традиционную трактовку понятия «социальное партнерство». Однако, по мнению российских социологов, И.М. Модель и Б.С. Модель, локализация понятия «социальное партнерство» исключительно сферой социально-трудовых отношений, что особенно характерно для России, исторически ограничена5.

При рассмотрении функционирования системы социального партнерства на современном этапе развития общества необходимо учитывать то обстоятельство, что социальное партнерство является составной частью социальной политики государства, направленной на максимальное удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей самых широких слоев населения. Именно поэтому одним из актуальных вопросов теории социального партнерства является определение нового концептуального подхода к определению принципов, в которых нуждается, в частности, и сфера библиотечного дела.

Адаптируя теоретические положения американского социолога Т. Парсонса, можно выделить несколько основополагающих принципов социокультурного подхода к реализации социального партнерства:
– принцип активности акцентирует внимание на многомерности возможной деятельности субъекта взаимоотношений, представляя само действие как компонент взаимодействия с другими субъектами-партнерами. Данный принцип является определяющим для самой возможности возникновения и развития феномена социального партнерства, предопределяемой инициативой самих сторон-партнеров;
– принцип взаимопроникновения культуры и социальности утверждает постоянную взаимосвязь и взаимовлияние этих двух измерений в функционировании системы социального партнерства;
– принцип социокультурного баланса означает равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивого развития общества; функции, структуры и проблемы социального партнерства обеспечивают баланс в удовлетворении противоречивых потребностей, ценностей и интересов субъектов социального партнерства;
– принцип процессов предопределяет, что каждому процессу, происходящему в рамках социального партнерства, соответствует альтернативный процесс, который может превращаться в свою прямую противоположность (например, интеграция – в дезинтеграцию).

Ограниченное толкование понятия «социальное партнерство» приводит к существенному сужению возможностей его изучения и применения в практической деятельности организаций, учреждений, объединений и ассоциаций, функционирующих вне сферы производственных отношений. Можно констатировать, что постепенно экономический аспект рассмотрения сущности социального партнерства дополняется собственно социальным. Данный процесс закономерен, так как становление института социального партнерства неразрывно связано с таким явлением жизни социума, как «гражданское общество». Библиотека, являясь социокультурным институтом, выступающим посредником между властными структурами и населением, может и должна выполнять миссию содействия развитию гражданского общества. Библиотека как подсистема социальной сферы общества занимает свою нишу в качестве одного из наиболее перспективного демократического института – участника социального партнерства.

С одной стороны, библиотеки всегда были и продолжают оставаться тесно связанными с политикой государства. В то же время библиотеки, имея опыт постоянного взаимодействия с различными слоями населения, обладая информационными ресурсами и являясь носителями культуры, в последнее время часто инициируют общественное участие населения в проведении социально-экономических и общественных реформ, в совершенствовании правовых актов, развитии просветительской и образовательной деятельности, то есть содействуют проявлению и развитию гражданских инициатив. Показателен в этом отношении опыт Брянской областной библиотеки им. Ф.И. Тютчева, которая в 2000 году стала инициатором проведения гражданских форумов жителей г. Брянска по ряду остросоциальных проблем: безработица в области, рост преступности, социальное расслоение.

Повсеместно библиотеки выступают в качестве общественных приемных депутатов, центров сбора и аналитической обработки наказов избирателей, мест проведения социологических исследований общественного мнения по проблемам местного сообщества; центров информации для населения в период избирательных кампаний.

С теоретико-аналитической точки зрения понятие «социальное партнерство» определяется как понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главной целью взаимодействия которых является осуществление совместной взаимовыгодной социально значимой деятельности. Социальное партнерство на современном этапе развития переросло первоначальные рамки производственно-экономических отношений и трансформировалось в систему социального партнерства, охватывающую все сферы социальной жизни общества, включая библиотечную. Тенденции развития библиотечно-информационных учреждений в контексте продолжающейся реформы местного самоуправления определяют их участие в системе социального партнерства как одно из стратегических направлений библиотечной деятельности6.

Система социального партнерства в библиотечном деле может быть определена как комплекс многовариантных отношений между субъектами партнерства (при инициирующей роли библиотеки), целью которых является обеспечение (ресурсное, организационное, интеллектуальное), максимальное удовлетворение социокультурных потребностей муниципального сообщества. Успешно выполняя свою миссию на микро- и макроуровнях, библиотека как социокультурный институт обязана соответствовать следующим требованиям.

Во-первых, муниципальная библиотека обязана занять уникальное место в социуме. Это место определяется социальной базой библиотеки, наличием четко определенной стратегии и тактики библиотечной политики, формированием организационной культуры. Основу для формирования организационной культуры и выработки новых стратегий составляют аккумуляция, изучение и развитие собственного опыта и опыта других библиотек.

Во-вторых, библиотеке необходимо иметь общие интересы, точки соприкосновения с другими общественными организациями и структурами, органами власти, политическими партиями.

В-третьих, библиотеки нуждаются в стратегии развития персонала, вовлечении всех членов коллектива в выработку библиотечной политики и повышении профессионального уровня библиотекарей. В библиотеки в качестве сотрудников все чаще привлекаются специалисты смежных отраслей знания, в результате чего постепенно библиотечное общество приобретает черты мультипрофессионального7.

Развитие социального партнерства библиотек детерминирует перспективу развития территориального библиотечного обслуживания как составной части развития региона. Потенциальная способность библиотеки участвовать в общественных процессах, устанавливать горизонтальные и вертикальные связи в муниципальном пространстве, инициировать обсуждение и решение актуальных задач, стоящих перед местным сообществом, предопределяет эффективность социального партнерства с ее участием. Равноправное партнерство библиотек с взаимно заинтересованными субъектами вызывает к жизни возможность использования дополнительных ресурсов для повышения эффективности библиотечного обслуживания как одного из факторов социально-экономического развития территории.

Одним из инструментов привлечения дополнительных ресурсов является проектная деятельность библиотек. Примером расширения количественного и качественного содержания информационных услуг может служить проект Малиновской модельной библиотеки-филиала № 40 МУК ЦБ Белгородского района Белгородской области «Уникальное – рядом!». Цель проекта: развитие культурного туризма как составной части сферы культуры жителей п. Малиновка и инициация социальной активности жителей поселения (развития исторического самосознания, сопричастности, патриотизма, гражданственности и др.). При поддержке проекта представителями муниципальной власти Малиновского сельского поселения депутатами земского собрания поселения, коллективами сельской школы, первичной ветеранской организации поселения и других организаций села библиотека получила дополнительные финансовые, материально-технические ресурсы, а также и кадровые ресурсы за счет привлеченных к реализации проекта волонтеров.

Жители села в ходе проекта посетили памятники федерального, регионального и местного значения: Белгородский государственный историко-художественный музей – диораму «Курская битва. Белгородское направление», Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», Белгородский государственный историко-краеведческий музей, Свято-Троицкий подземный монастырь, храм святых апостолов Петра и Павла, Коренную Пустынь, Знаменский кафедральный собор и другие.

Был значительно пополнен библиотечный фонд краеведческих изданий, количество пользователей библиотеки за время реализации проекта выросло на 23%. Таким образом, мы видим, что библиотека инициацией социально-значимого проекта не только содействовала культурному развитию жителей территории сельского поселения, но и частично решила внутренние проблемы недофинансирования комплектования фонда.

Проблема определения содержательно-функциональных аспектов деятельности библиотеки является на сегодня предметом одной из острых дискуссий отечественного библиотековедения. На наш взгляд, можно условно выделить два наиболее частых подхода: технократический и гуманистический. Краеугольным камнем технологического подхода является информационная функция библиотеки как основополагающая. В соответствии с запросами местного сообщества библиотеки модернизируются в информационные центры, обеспечивающие информационное обслуживание (сервис) государственных институтов, бизнеса, общественных организации, отдельных граждан и реализующие информационную миссию. Поиск форм и методов интенсивного преобразования сельского хозяйства России неразрывно связан с развитием его научного обеспечения, что, в свою очередь, требует оперативного получения информации. В качестве положительного примера развития партнерских отношений приведем опыт создания регионального проекта «Информационное поле орловского агрария». Партнерами по его реализации стали Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии, Орловская публичная областная научная библиотека им. И.А. Бунина.

Гуманистический путь заключается в видении библиотек как центров гуманизма, выполняющих образовательные, морально-этические, мемориальные, просветительские функции гуманистической направленности. Специфика социального партнерства при данном подходе заключается в развитии традиционных форм социального взаимодействия с такими субъектами, как общеобразовательные учреждения, учреждения культуры (дома культуры, музеи, театры, музыкальные школы, религиозные общины и пр.) и содействие преобразованию (совершенствованию) общества в соответствии с определенными идеалами.

Территориальные особенности, которые экстраполируются на деятельность муниципальных библиотек, во многом определяют генеральное направление библиотечного развития. Но наряду с территориальными особенностями существуют общие тенденции, определяемые движением российского общества к культуре демократии, формированием общественных гражданских институтов. Этот процесс затрагивает все социальные аспекты деятельности, включая библиотечно-информационное обеспечение. Следует отметить, что социальное партнерство в качестве одного из условий совершенствования деятельности библиотеки можно рассматривать только применительно к библиотекам, успешно реализующим соответствующую политику в конкретных муниципальных объединениях. Если объектами изучения становятся библиотеки, находящиеся в состоянии стагнации и не использующие в практике работы эффективные профилированные стратегии социального взаимодействия, их логично позиционировать как пассивные объекты неблагоприятных экономических и социальных факторов.

Таким образом, аспекты изменения роли библиотеки в системе социального взаимодействия неразрывно соединены с развитием гражданского общества в современной России в целом.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-13-31011.

Литература:

1. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.: Мысль, 1996. С. 16.
2. Катуржевская Т.Ю. Будущее – в наших руках // Философские науки. 2001. № 1. С. 52.
3. Опыт социального диалога в ЕС и России: международ. конф. // Современная Европа. 2005. № 3. С. 102.
4. Конституция Российской Федерации // Дипломатический вестник. 1994. № 15/16. С. 31.
5. Модель И.М., Модель Б.С. Социальное партнерство в России // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 46.
6. Игнатова И.Б., Туранина Н.А., Мурашко О.Ю., Сушкова Ю.Н. Информационные технологии в пространстве социальных кластеров // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 28.
7. Мурашко О.Ю. Социальное партнерство как фактор успешной деятельности библиотек. М.: Литера, 2008. С. 38.