Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №8 (60) сентябрь 2015  Рубрика: Экономические науки

Оценка вероятности и последствий отключения России от системы SWIFT

Ж.Д. Гомбожапов, аспирант,
кафедра мировой экономики и международного бизнеса,
Байкальский государственный университет экономики права,
г. Иркутск, Россия
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме санкций в отношении Российской Федерации. В настоящее время в мире происходит конфронтация России и ряда стран Запада, выражающаяся в обоюдных экономических ограничениях. Сначала санкции сводились лишь к запрету на въезд на территорию ЕС и США определенного круга лиц – чиновников и известных людей культуры и искусства, которые симпатизировали ополченцам юго-востока Украины. Но с каждым пакетом новых мер ограничения расширялись и начали затрагивать непосредственно экономику России, а именно ключевые отрасли хозяйства. Были применены ограничительные меры на доступ к международным рынкам капитала для российского банковского сектора, а также отказ от сотрудничества в области технологий, необходимых для нефтедобывающей промышленности. Эти санкции серьезно отразились на экономическом росте в стране, сведя его практически к нулю. После каждого пакета ограничений курс национальной валюты России снижался до нежелательного и продолжает оставаться нестабильным. Высокая доля импорта в структуре товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции вызвала скачок инфляции, сократив реальные доходы населения. Повлиять на политику западных партнеров руководство России напрямую никак не может, еще более негативные последствия ждут страну в случае усиления экономического давления на Россию. В политических кругах Старого Света обсуждается множество способов воздействия. Особо стоит отметить предложение Великобритании отключить доступ Российской Федерации к системе SWIFT. Однако продуктовое эмбарго России несколько затормозило процесс принятия новых ограничительных мер ЕС вопреки призыву Вашингтона. В данной статье рассмотрена угроза отключения России от межбанковской телекоммуникационной сети SWIFT, проанализирована вероятность принятия Западом подобной меры, негативные последствия, а также пути выхода из возможного коллапса в банковской сфере.
Ключевые слова: экономические санкции, банковская платежная система, экономический рост, национальная валюта, управление счетами за рубежом, межбанковская телекоммуникационная сеть SWIFT

В последнее время в прессе активно обсуждаются темы санкций в отношении Российской Федерации – как уже принятых, так и возможные варианты будущих. Позиция Запада основывается на том, что Россия угрожает безопасности западноевропейских государств, посягает на территориальную целостность Украины и способствует эскалации украинского конфликта. В связи с вышесказанным ЕС, США и некоторые другие страны приняли несколько пакетов ограничительных мер в отношении России, сокращающие возможности для ее экономического роста. Изначально меры сводились к запрету на въезд определенных граждан на территории США и ЕС, а также к блокированию их собственности и счетов в соответствующих странах Запада. Однако, по мнению политиков «Большой семерки», это не «угомонило» Россию и она активно поддерживает сепаратистски настроенное население юго-востока Украины, в том числе поставками оружия и прямым участием регулярной армии в военных действиях. В дальнейшем ограничительные меры стали воздействовать на финансовые учреждения РФ, к например, в кредитных организациях США были заблокированы счета двух российских банков: «Россия» и «СМП-банк» на сумму около 640 миллионов долларов. Барак Обама подписал указ, дающий право принимать санкции в отношении основных секторов экономики России. Принятие пакетов ограничительных мер проходило в ускоренном порядке, что серьезно пошатнуло позиции рубля – в течение месяца курс упал почти в два раза практически ко всем основным валютам. Инвестиционный климат в стране существенно ухудшился, иностранные инвесторы остерегаются вкладывать средства в компании, которые находятся в санкционных списках ЕС и США, что может повлечь штрафы со стороны их же правительств. Но самым главным и открытым вопросом для потенциальных инвесторов остается будущее экономики России – оно в настоящее время представляется в свете стагнации и снижения покупательной способности населения. Санкционная война против России доказала, что итогом либеральной модели экономики стоит считать не рост ВВП (за счет нефтекотировок) и достижение макроэкономической стабильности, а уязвимость страны из-за решений внешнего актора – стран Запада. Чистый вывоз капитала банками и предприятиями из РФ в 2014 году, по оценке ЦБ РФ, составил 151,5 миллиарда долларов1. Цифра не внушает оптимизма в среде экономистов – для сравнения в 2013 году этот показатель равнялся 61 миллиарду долларов США, хотя и эта цифра считалась слишком большой и свидетельствовала о том, что частный сектор, зарабатывая внутри страны, вкладывает вырученные средства в активы за рубежом.

Отток капитала, по прогнозам Минэкономразвития России, в 2015 году может превысить 115 миллиардов долларов. Причины все те же – санкции Запада в отношении Российской Федерации. Кроме уже введенных ограничительных мер, существует вероятность отключения России от системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) – сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций. Оно было создано в 1973 году с целью телекоммуникационного обслуживания банков – участников сообщества на рынке платежей, а также стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией между ними. Для коммуникации используется специальная защищенная сеть. В 1987 году участники фондового рынка также получили возможность подключиться к системе передачи финансовой информации SWIFT. Фондовый рынок считается перспективным направлением ее развития. Сегодня в системе насчитывается более 8 тысяч финансовых институтов.

Российским банкам для участия в SWIFT необходимо наличие лицензии на проведение операций в иностранной валюте. За вступление в систему кредитная организация платит взнос.

Каждый банк в сообществе имеет свой уникальный SWIFT-код, который может состоять из 8 или 11 символов, где первые четыре знака означают короткое название банка, остальные – страну, город и подразделение банка. Наличие такого кода ускоряет и упрощает передачу платежа. Для выполнения межбанковского перевода между европейскими банками, входящими в сообщество, достаточно знать SWIFT-код банка-получателя и IBAN получателя. Но ввиду некоторых особенностей, а также того, что далеко не все участники SWIFT поддерживают IBAN, зачастую требуется больше реквизитов2.

По ее данным на 1 января 2011 года, в РФ насчитывалось 547 членов SWIFT. За 2010 год было передано 31,63 миллиона финансовых сообщений, а получено 28,67. По объему отправленного трафика Россия занимает 22 место в мире3.

По состоянию на 2014 год система SWIFT объединяет банковские и финансовые организации разных стран мира и обеспечивает передачу 1,8 миллиарда сообщений в год. В России сообщество насчитывает более 600 участников, включая Банк России и крупнейшие банки. SWIFT – это кооперативное общество, принадлежащее более чем 10 500 организаций из 215 стран. Россия стала членом системы в 1989 году, когда к ней подключился Внешэкономбанк. Основная функция системы – это передача сообщений о проведенном платеже. Иными словами, любая сделка на внешнем рынке (включая продажу нефти и газа) проходит через систему SWIFT, которая в сравнении со своими конкурентами (хотя SWIFT фактически монополист, на его долю приходится около 80–90% всех глобальных взаиморасчетов) обладает такими ключевыми преимуществами, как скорость передачи сообщений, надежная система защиты, относительная дешевизна услуг системы (хотя подключение к системе обходится дорого), при этом стоимость ниже аналогичных передач по телексу и телеграфу – альтернативным способам передачи сообщений. Россия активно интегрирована в данную систему и, несмотря на то что доля оборота российских банков всего 1,5%, по численности подключенных к ней кредитных организаций страна занимает второе место в мире4.

В случае отключения от SWIFT российские банки потеряют возможность управлять своими корсчетами за рубежом, а также проводить внутристрановые платежи.

Отключение от банковской сети SWIFT создаст сложности для всего финансового рынка, в первую очередь возникнет проблема для двусторонних банковских сообщений при осуществлении платежей как внутри России, так и за рубеж. Отсутствие сообщений по платежу фактически означает, что банк не сможет ни отправить, ни принять деньги.

Пострадают прежде всего валютные платежи, вся информация по которым передается через SWIFT. Для рублевых платежей банки пользуются информационной системой Банка России5. Опасность для экономики в случае реального отключения России от системы SWIFT заключается в том, что наступит хотя неполный и временный, но «шоковый» паралич в банковской сфере. Как упоминалось выше, скорость передачи сообщений о транзакциях – самая высокая в сравнении с телеграфом и факсом или любым иным из существующих ныне способов. Трансатлантическая информация о платеже проходит примерно за 2 часа. Учитывая объем как внутристрановых, так и международных платежей, скорость является более чем приемлемой.

В случае отключения от SWIFT финансовый сектор России ожидает резкий упадок. Работа банков осложнится, скорость передачи информации о транзакциях между банками увеличится, что замедлит развитие всей экономики. Акции российских компаний упадут в цене в разы, рубль также в существенно упадет по отношении ко всем валютам мира, и без того высокие в последнее время цены на потребительские товары повысятся мгновенно и многократно. В стране может наступить галопирующая инфляция, которая скорее всего не перейдет в гиперинфляцию, но снизит реальные доходы и без того небогатого населения. Негативные последствия при отключении от системы SWIFT можно перечислять до бесконечности.

Конечно, страну не ожидает дефолт, однако снижения уровня ВВП будет, безусловно, существенным, а паника на отечественном фондовом рынке надолго затормозит инвестиционную активность. Так как современная экономика России тесно интегрирована в мировую, состояние рынка ценных бумаг оказывает сильное влияние на реальный сектор экономики.

Если проводить оценку риска реального отключения России от системы SWIFT, можно прийти к выводу о том, что данный сценарий развития скорее всего не будет воплощен западными странами в жизнь. Во-первых, Российская Федерация является вторым по численности членом кооператива SWIFT, как было упомянуто выше. Этот показатель превышает 600. Формально этот кооператив не подчиняется никому, хоть и соответствует бельгийскому законодательству. Российские банки имеют равные права в межбанковской организации, как и остальные члены, по крайней мере представители этой организации высказались о том, что не будут подчиняться воле западных правительств. Пока SWIFT не подчинилась внешнему нажиму.

Два года назад в результате западных санкций против Тегерана из системы была исключена группа иранских банков, однако в настоящее время руководство SWIFT высказалось категорически против исключения российских банков. Представители этой организации готовятся официально выразить сожаление по поводу оказанного на SWIFT давления и особо подчеркнуть тот факт, что если не вынесено решение парламента, то SWIFT как международная организация не имеет права применять санкции6.

Во-вторых, Россия далеко не маленькая страна с немизерной экономикой, чтобы ее можно просто и безболезненно изолировать от мировой. Доля России в мировом ВВП составила в прошлом году 2,95% против 2,99% в 2012-м, с учетом ВВП по паритету покупательной способности7. Для сравнения – доля Ирана до введения западных ограничений составляла всего 0,71% от мирового ВВП. Более тесная интеграция экономики ЕС и России не позволит изолировать последнюю не нанося вред самому Европейскому союзу.

В-третьих, существует политический аспект – недружественные действия в отношении России имеют определенный предел, перейдя который отношения между России и ЕС могут скатиться к уровню холодной войны. Думаю, высшее политическое руководство ЕС и США не хотят нового витка противостояния. Стоит отметить, что у нас в стране уже были сделаны острые заявления по поводу возможного отключения России от системы SWIFT. «По моему личному мнению, введение этого типа санкций будет означать войну» – сообщил Андрей Костин. Глава ВТБ добавил, что в случае введения этой меры посол США должен будет в тот же день покинуть Москву8 . Премьер-министр Дмитрий Медведев тоже резко прокомментировал возможный сценарий развития событий, сказав, что тогда наши ответные меры будут «без ограничений». Что подразумевается под этими словами, можно предположить, даже взяв конкретно возможные односторонние сокращения поставки газа. Таким образом совокупно ЕС нанесет себе вред больший, чем технические сбои для межбанковского общения в Российской Федерации.

Что же следует предпринять России при отключении от системы SWIFT? По мнению автора, стоит создать свою собственную инфраструктуру для телекоммуникационного общения между банками внутри страны. Факсу и телеграфу с огромными потоками в долгосрочной перспективе не справиться. Автор считает, что для того чтобы снизить риски банковской системы России, следует перевести все межбанковские расчеты внутри страны на собственную систему. Такие попытки уже были. В 2010 году Банк России запустил аналог SWIFT – систему ED501, которая сейчас используется только для обмена сообщениями с ЦБ РФ. Банк России предоставил кредитным организациям новый сервис по передаче финансовых сообщений в форматах SWIFT по внутрироссийским операциям. Услуга действует с декабря 2014 года9. То есть у Центробанка и Минэкономразвития существует план действий на случай негативного развития событий. Что, безусловно, поможет российскому банковскому сектору пройти наиболее безболезненно через череду санкций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что угроза отключения России от системы SWIFT носит виртуальный характер, это скорее способ «запугивания», потому что никто не желает навредить себе, учитывая настрой на ответные меры «без ограничений» руководства Российской Федерации. В случае же реального прекращения доступа российских банков к международной системе, у нас имеется уже существующая система для межбанковского общения ED501, которая в нынешнее время используется между ЦБ РФ и частными банками России. Однако негативные последствия в виде паники на фондовом рынке и падения эффективности работы банков негативно отразятся на ВВП, а также на реальных доходах населения.

Литература:

1. Отток капитала из России превысил 150 миллиардов долларов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/business/418408 (дата обращения 20.08.2015).
2. Банки.ру / Словарь банковских терминов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.banki.ru/wikibank/swift/ (дата обращения: 10.03.2015).
3. Там же.
4. Кравченко Л. Угрозы и риски отключения SWIFT в России. [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/events/ugrozy-i-riski-otkljuchenija-swift-vrossii/ (дата обращения 10.03.2015).
5. Сайт новостей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/finance/01sep2014/swift.html/ (дата обращения: 10.03.2015).
6. Сайт новостей «Иносми». [Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/world/20141006/223458459.html/ (дата обращения: 09.03.2015).
7. Миронов В., Канофьев В. Комментарии о государстве и бизнесе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2014/01/14/1326894248/macro_14-01.pdf/ (дата обращения 02.03.2015).
8. Отключение РФ от SWIFT сравнили с войной. [Электронный ресурс]. URL: http://ruposters.ru/news/04-12-2014/otklyuchenie_rf_ot_swift_sravnili_s_vojnoj (дата обращения 28.08.2015).
9. Издание о высоких технологиях CNEWS. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2014/12/26/591301 (дата обращения: 26.08.2015).
Яндекс.Метрика