Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №6 (58) июнь 2015  Рубрика: Педагогические науки"

Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих медицинских работников на этапе обучения в вузе

В.В. Вялых, канд. полит. наук,
зав. кафедрой философии,
В.В. Неволина, канд. психол. наук, доцент,
кафедра общей психологии,
Оренбургский государственный медицинский университет,
г.Оренбург, Россия
,
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза. Отмечено особое значение развития данного профессионально-личностного качества для будущих медицинских работников при внедрении компетентностного подхода в содержание образовательного процесса. В работе представлены результаты исследования коммуникативной компетентности студентов Оренбургского государственного медицинского университета. Они демонстрируют, что такие профессионально важные коммуникативные качества будущих медицинских работников, как коммуникативная толерантность, эмпатический отклик, способность к восприятию и пониманию партнера по общению, нуждаются в развитии. На формирующем этапе эксперимента, в ходе изучения таких гуманитарных дисциплин, как философия, психология и педагогика, специфика которых дает возможность развивать коммуникативные компетентности студентов, реализовывалась опытно-экспериментальная работа с использованием активных и интерактивных технологий. Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о положительной динамике в развитии способности к коммуникативной толерантности и эмпатическому отклику. Результаты коллоквиума и экзаменов были выше в студенческих группах, где применялись интерактивные технологии обучения. Можно также отметить динамику научно-исследовательской активности студентов. При внедрении компетентностного подхода использование интерактивных технологий позволяет в рамках процесса образования построить взаимодействие между студентами на личностном уровне. В успешной профессиональной деятельности для медицинского работника важны способность к коммуникации, коммуникативная толерантность, умение убеждать, эмпатия. Поэтому на этапе обучения в вузе так важна целенаправленная работа по формированию профессиональной коммуникативной компетентности будущих медицинских работников.
Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативная компетентность, коммуникативная толерантность, эмпатия, гуманитарные дисциплины, студенты медицинского вуза

На современном этапе социальный заказ общества требует нового качественного уровня профессионализма будущих медицинских работников. Особую актуальность приобретает проблема профессиональной подготовки кадров, готовых эффективно решать профессиональные задачи. Одним из важнейших этапов формирования медицинского работника в качестве профессионала является образовательный процесс, в ходе которого студент приобретает компетенции, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

Л.П. Алексеева, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, Г.И. Сивкова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, Н.С. Шаблыгина и другие считают, что подготовка специалистов в любой сфере деятельности должна происходить на основе компетентностного подхода. Этот подход к содержанию образовательного процесса ориентирован на формирование у студентов медицинского вуза общей профессиональной компетентности на базе принципов универсальности, вариативности, интегративности, практической ориентированности. Важнейшей составляющей общей профессиональной компетентности будущего медицинского работника является коммуникативная компетентность. Для обоснования этого утверждения необходимо кратко рассмотреть развитие феномена коммуникации в исторической и научной перспективе.

Актуальность проблемы коммуникации связана с вопросами коммуникативного взаимодействия, сотрудничества, взаимопонимания (Н.А. Бердяев, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Н. Луман, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер и др.). По мнению русского философа А. Панарина, коммуникация в обществе представлена двумя типами: диалог и монолог. Для первого типа характерны толерантность, умение слышать собеседника, плюрализм мнений. Для второго – стремление к подавлению собеседника, навязыванию ему своей точки зрения, догматизм мышления.

Проблема коммуникации – это проблема взаимопонимания между субъектами, солидарности, взаимного доверия, толерантности, без которых невозможна любая совместная деятельность, в том числе и профессиональная. Коммуникативная компетентность представляет собой способность к коммуникации, формирующаяся в процессе социализации и реализующаяся в коммуникативном пространстве, в котором субъекты постигают способы достижения взаимопонимания1. Следовательно, проблема развития коммуникативной компетентности актуальна не только для науки, но и для профессиональной деятельности человека.

К коммуникативной компетентности относятся способность и умение поддерживать и устанавливать необходимые контакты, совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективную коммуникацию, умение понимать и быть понятным, умение согласовывать вербальные и невербальные проявления в общении, способность преодолевать трудности в общении2. Коммуникативная компетентность включает в себя овладение технологиями письменного и устного общения, а также общения посредством сети Интернет. К коммуникативной компетентности можно отнести также корректность, такт, умение наладить контакт, слушать и понимать окружающих, эмпатию, уважение к людям, готовность оказывать помощь, заинтересованность в окружающих; умение управлять процессом общения и самим собой.

Мы считаем, что для каждой отдельно взятой профессии характерно свое понимание феномена коммуникативной компетенции. Так, по мнению Л.Н. Васильевой, коммуникативная компетентность врача представляет собой многоуровневое интегральное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей), опосредующее врачебную профессиональную деятельность, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с пациентами и другими участниками лечебно-профилактического процесса3. Под профессиональной коммуникативной компетентностью мы понимаем особый тип взаимодействия студента медицинского вуза с другими людьми, порождаемый профессиональной необходимостью успешного коммуникативного поведения и направленностью сознания на взаимодействие.

В период с 2012 по 2014 годы на базе Оренбургского государственного медицинского университета проведено исследование по изучению таких характеристик коммуникативной компетентности, как эмпатия, коммуникативная толерантность, социально-коммуникативная компетентность, перцептивно-интерактивная компетентность, коммуникативно-характерологические тенденции4. В качестве респондентов в исследовании участвовали около 500 студентов 1–2-го курсов лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического и факультета клинической психологии университета.

В работе использовались следующие диагностические методики: «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева); «Исследование коммуникативных характерологических тенденций» (Т. Лири); «Диагностика коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко); «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (Н.П. Фетискин); «Диагностики уровня эмпатийных способностей» (В.В. Бойко).

Исследование, а точнее его экспериментальная фаза, включала в себя несколько основных этапов. По итогам первого констатирующего – этапа эксперимента было выявлено, что молодые люди в целом ориентированы на восприятие и понимание партнера по общению: у 43% студентов ориентация находится на высоком уровне, у 37% – на среднем. В процессе межличностного взаимодействия они стремятся принимать партнера по общению таким, какой он есть. Для 31% опрошенных студентов характерно стремление проявлять уважение к личности партнера по коммуникации, принимать его индивидуальность. Ориентация на достижение компромисса имеет средний уровень выраженности у 68% студентов. У 53% студентов общая гармоничность мотивационных тенденций в межличностных отношениях находится на среднем уровне выраженности. Данные результаты демонстрируют положительную тенденцию, так как в своей профессиональной деятельности будущий врач должен стремиться рассматривать партнера по общению как личность.

Результаты исследования коммуникативных характерологических тенденций по методике Т. Лири, показали, что для студентов характерны готовность к сотрудничеству и дружелюбие по отношении к другим, доброжелательность и готовность к взаимопомощи. Для 56% студентов характерен средний уровень развития коммуникативной толерантности. Наиболее выраженными в структуре коммуникативной социальной компетентности оказались такие качества, как общительность, чувствительность и логическое мышление.

В ходе исследования было также выявлено, что у 54% студентов преобладает средний уровень развития эмпатии, а у 33% – заниженный. У опрошенных студентов наименее развита способность предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации. Данное эмпатийное качество требует развития, поскольку оно является необходимым в профессиональной деятельности специалиста-медика. Кроме того, недостаточно развит рациональный канал эмпатии, который способствует восприятию и пониманию партнера, поэтому важно обеспечить его развитие. На среднем уровне развита способность сопереживать, сочувствовать, а также эмоциональная отзывчивость как средство понимания внутреннего мира другого человека. Выше среднего уровня выражены установки, способствующие эмпатии, что свидетельствует о потенциальной возможности развития эмпатийных качеств студентов.

Результаты констатирующего этапа исследования показали, что такие профессионально важные коммуникативные качества будущих медицинских работников, как коммуникативная толерантность, эмпатия, способность к восприятию и пониманию партнера по общению, нуждаются в развитии, причем отмечается заинтересованность в этом самих студентов. Следовательно, необходимо осуществлять целенаправленную работу по развитию коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в вузе.

Второй этап исследования – формирующий – основывался на опытно-экспериментальной работе, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов с учетом личностно ориентированного и личностно деятельностного подходов. Формирующий эксперимент осуществлялся в ходе изучения таких гуманитарных дисциплин, как философия, психология, педагогика, специфика которых дает возможность развивать коммуникативные компетентности студентов. В ходе учебного процесса применялись интерактивные методы обучения, которые представляют собой группу педагогических технологий, позволяющих достигать высокого уровня объектной активности в учебной деятельности5. Использование интерактивных методов работы способствует установлению организованной обратной связи между преподавателем и студентом, это диалог, деловая игра, проблемная дискуссия, интерактивное общение на лекции.

На лекциях и семинарских занятиях по гуманитарным дисциплинам, в том числе логике и профессиональной этике, осуществлялось обогащение знаний студентов по проблемам коммуникации. В процессе изучения данных дисциплин студенты знакомились с системой категорий и понятий, овладение которыми является важным фактором развития у будущих медицинских работников интереса к познанию другого и самопознанию, профессиональной коммуникативной компетентности, инициативы, творческого отношения к будущей профессиональной деятельности. На лекциях осуществлялся переход от монолога к диалогу, что дает возможность применять дискуссионные элементы и проблемную подачу материала.

В учебном процессе активно применялись организация проблемных ситуаций, анализ и моделирование ситуаций из профессиональной практики, деловые и ролевые игры, дискуссии, просмотр и обсуждение фильмов, содержащих морально-этические проблемы. Данные формы работ ориентированы на развитие у студентов умения подвергать проблемному анализу научные источники, проводить экспресс-анализ современных источников информации.

Использование интерактивных технологий в учебном процессе было направлено на развитие у студентов навыков ведения дискуссии по важнейшим философским и психологическим проблемам медицины; способов логического изложения и анализа материала; логических и социально-психологических приемов морально-этической аргументации; способов логического построения вопросов и ответов; навыков изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления; навыков публичной речи.

На третьем – контрольном – этапе эксперимента проводилась оценка эффективности практико ориентированной работы. Результаты повторной диагностики свидетельствуют, что способность к коммуникативной толерантности увеличилась у студентов с 56 до 61%, увеличились также показатели среднего уровня эмпатии – с 54 до 57%, а заниженного, наоборот, уменьшились с 33 до 29%.

Можно также отметить динамику научно-исследовательской активности студентов с 2012 по 2014 годы: участие в студенческих внутривузовских и межвузовских конференциях увеличилось с 4 до 12%. Количество студенческих публикаций увеличилось с 6 до 18% (проценты определены по отношению к общему количеству студентов, изучающих данные дисциплины).

В контексте проведенного исследования представляется важным то, что после проведения семинарских занятий в классической форме средняя оценка по коллоквиуму в группе была на уровне 3,7 – 4,0 балла. После проведения семинарского занятия в интерактивной форме (дискуссия, диспут, деловая игра) уровень средней по коллоквиуму оценки повышался от 4,0 до 4,5 баллов. Результаты экзаменов также были выше в студенческих группах, где применялись интерактивные технологии обучения.

Таким образом, переход к компетентностному подходу вызвал потребность в совершенствовании операционно-деятельностной составляющей процесса образования. Следствием этого стали:
– проведение лекций с обязательным установлением обратной связи с аудиторией;
– развитие коммуникативной компетентности студентов в ходе семинарских и практических занятий;
– использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью развития у будущих медицинских работников профессиональных навыков, профессиональной коммуникативной компетентности.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что для эффективной работы будущему врачу необходимы такие качества, как коммуникабельность, развитые коммуникативные умения, умение убеждать, разбираться в людях, эмпатия. Именно поэтому так важна целенаправленная работа по формированию профессиональной коммуникативной компетентности будущих медицинских работников на этапе обучения в вузе посредством использования на учебных занятиях разнообразных образовательных инновационных приемов и технологий. Следовательно, использование компетентностного подхода требует от преподавателей более внимательного изучения технологий и форм, которые применяются для формирования коммуникативной компетентности студентов. В рамках обучения в вузе необходимо осуществлять работу по развитию коммуникативной компетентности, способствующей успешности профессиональной деятельности будущих медицинских работников. Этому будет способствовать организация профессионально ориентированной среды коммуникативного взаимодействия.

Литература:

1. Вялых В.В. Кризис вербальной коммуникации как характерная черта современной цивилизации / Лингвистическое образование в медицинском вузе как фактор формирования профессиональных компетенций: опыт философского и филологического анализа // Сб. ст. по матер. межвуз. конфер. Новосибирск: Изд. СибАК, 2015. С. 4–7.
2. Соловьева С.Л. Личность врача: учебно-методическое пособие. СПб.: 2004. 148 с.
3. Васильева Л.Н. Коммуникативная компетентность в профессионально-личностном становлении будущего врача / автореф. дисс… канд. психол. наук. Кострома: Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2010. 23 с.
4. Паина Л.И., Неволина В.В. Значение развития коммуникативной толерантности у студентов в социокультурной среде медицинского вуза // Дискуссия. 2015. № 1(53). С. 132–136.
5. Современные образовательные технологии в изучении предметов социально-гуманитарного цикла. М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007. 136 с.
Яндекс.Метрика