Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №4 (34) апрель 2013  Рубрика: Педагогика и психология

Совершенствование педагогической подготовки в целях профилактики девиантного поведения военнослужащих

О. А. Емельянов, ст. преподаватель,
Пермский военный институт внутренних войск МВД России,
г. Пермь, Россия
В статье раскрыт анализ позитивного и негативного опыта работы с военнослужащими, имевшими различные отклонения в поведении, что позволило выявить важную специфику деятельности по углубленной подготовке должностных лиц воинских частей к успешному решению задач предупреждения и преодоления девиантного поведения военнослужащих как средство обеспечения надежности личного состава
Ключевые слова: педагогическая подготовка, воспитательная деятельность, профилактика, девиантное поведение, военнослужащие

Продолжающееся реформирование внутренних войск Министерства Внутренних Дел России (МВД России), формирование их нового облика обусловлены необходимостью гарантированного выполнения поставленных задач по обеспечению военной безопасности России. Оптимизация организационно-штатной структуры, численности и системы управления внутренних войск МВД России предусматривает качественные и количественные изменения офицерского корпуса, реорганизацию системы воспитательной работы и совершенствование педагогической подготовки.

В этих условиях существенно возрастает актуальность проблемы обеспечения дисциплинированности и повышения правопорядка в войсках. Поскольку до сих пор остается высоким уровень нарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими, не удаётся остановить рост самоубийств, фактов нарушения законности командирами и начальниками, при выполнении служебных обязанностей. Высокий процент от количества всех преступлений составляют отклонения от службы. Множество преступлений связано с катастрофами и авариями, с утратами и хищениями оружия, государственного имущества1. В настоящее время основным средством борьбы с отклонениями в поведении военнослужащих является уголовное наказание, что привело к переоценке значимости репрессивных мер в борьбе с этим явлением.

Эффективность и результативность предупреждения и преодоления девиантного поведения военнослужащих в значительной степени определяется совершенствованием профессионально-педагогической подготовки должностных лиц воинских частей, оптимизацией диагностики и прогнозирования отклоняющегося поведения.

Проблема предупреждения девиантного поведения военнослужащих решается путем организации целенаправленного процесса педагогической профилактики, который направлен на перевоспитание, поиск новых технологий воспитательной социально-педагогической деятельности офицерского состава. Эффективность воспитательной деятельности должностных лиц воинских частей внутренних войск МВД России по предупреждению и преодолению девиантного поведения военнослужащих во многом зависит от целого ряда субъективных качеств воспитателя: глубины осознания им актуальности, цели, задач и специфики данного вида педагогической деятельности, степени его профессиональной мотивации, уровня общей и педагогической культуры, личностных качеств.

Значительную роль в воинском воспитании солдата играют офицеры и прапорщики первичных подразделений (взводов, рот, комендатур). Это во многом объясняется преобладающим их количественным составом по сравнению с численностью должностных лиц старшего руководящего звена и большей доступностью для подчиненных.

Анализ личного опыта работы с военнослужащими, имевшими различные отклонения в поведении, позволяет выявить важную специфику деятельности должностных лиц. Она заключается в том, что они, в силу своих должностных обязанностей, в ходе подготовки военнослужащих, по прямому служебно-боевому предназначению, призваны осуществлять воинское, нравственное эстетическое и др. воспитание, рассматривая их, как звенья одного непрерывного процесса формирования воина-профессионала. Выполняя свои обязанности, находясь большую часть служебного времени в личном контакте рядом с подчиненными, офицеры обладают большими, чем другие, возможностями по наблюдению, диагностике, сбору и анализу информации о процессах, которые происходят в подразделении, а значит и по профилактике возможного девиантного поведения, оказанию первичной помощи и т. п.

По мнению многих командиров подразделений, организацией профилактических мероприятий должны заниматься определенные должностные лица – заместители командиров по воспитательной работе, психологи и др. Однако опыт войсковой практики и педагогической деятельности автора показывает, что преодоление этих недостатков, успешное решение проблемы профилактики девиантного поведения военнослужащих, определяется эффективностью реализации комплекса педагогических мер по совершенствованию профессионально-педагогической подготовки офицеров и прапорщиков как ведущих субъектов профилактической деятельности.

Должностные лица, командиры подразделений (взводов, рт, комендатур) менее всего подготовлены к воспитательной деятельности с военнослужащими, а именно от них в большей степени зависит успешность процесса предупреждения и преодоления девиантного поведения подчиненных военнослужащих. Данное противоречие, а также тот факт, что офицеры подразделений в силу своего должностного положения, решая служебно-боевые задачи и задачи повседневной деятельности, большую часть служебного времени проводят непосредственно с подчиненным личным составом, являясь центральным звеном в системе воспитания подразделения в воинской части, а также по своему количественному составу представляют наиболее многочисленный отряд военных воспитателей, в совокупности определяют приоритетность усилий командования и структур воспитательной работы воинских частей по совершенствованию уровня профилактической подготовки должностных лиц первичных подразделений и активизации их воспитательной деятельности на данной основе.

По мнению В. Г. Михайловского, гуманизацию деятельности офицера можно считать приобретением им акмеологических умений и навыков2. Это дает возможность сделать вывод о том, что профессиональное становление офицера-воспитателя является не только периодом его подготовки и совершенствования профессионального мастерства, но и важным этапом его личностного роста, раскрытия его потенциальных возможностей. Основываясь на положениях педагогико-эргономической концепции профессионального становления военных педагогических кадров, сформулированных В. Б. Титовым, результатом профессионального становления военного педагога являются гуманистическая направленность, педагогическое мышление, компетентность, профессиональная устойчивость и педагогическое творчество3.

Как показывает военно-педагогическая практика предупреждения и преодоления девиантного поведения военнослужащих, наиболее целесообразными и эффективными формами углубленной подготовки различных категорий должностных лиц к воспитательной деятельности с ними являются: учебно-методические сборы с приглашением сотрудников военной юстиции, государственного наркологического контроля; занятия по психолого-педагогической тематике в системах командирской, общественно-государственной и других формах профессионально-должностной подготовки; подведение итогов состояния правопорядка, воинской дисциплины и безопасности военной службы в подразделении с оценкой профилактической деятельности каждого должностного лица; выступления и доклады командования воинских частей с анализом состояния процесса предупреждения и преодоления девиантного поведения на совещаниях и собраниях военнослужащих; разработка организационно-методических рекомендаций по организации и проведению процесса педагогической профилактики различных видов девиантного поведения; оперативное доведение должностным лицам, осуществляющим воспитательную деятельность, о фактах девиантного поведения военнослужащих соседних воинских частей и подразделений, а также передового опыта по их профилактике и др.

Эффективность процесса углубленной подготовки различных категорий должностных лиц к воспитательной деятельности напрямую зависит от уровня их методических знаний. Совершенствование содержательных основ процесса педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих, как средство обеспечения надежности личного состава воинских частей внутренних войск МВД России, определяет повышение качества подготовки должностных лиц к воспитательной деятельности по предупреждению и преодолению девиантного поведения подчиненных. Решение данной задачи предусматривало создание ряда необходимых условий:

– совершенствование педагогических знаний, навыков и умений, необходимых в деятельности должностных лиц воинских частей по организации и проведению процесса педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих.

– рекомендовать начальникам кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин военных учебных заведений при корректуре и разработке новых учебных планов и программ усилить прикладную направленность курса «Психология и педагогика», для чего необходимо:

а) внести изменения в тематику и содержание лекций, уделив особое внимание основным направлениям педагогической деятельности офицера по профилактике девиантного поведения среди военнослужащих;

б) увеличить в программе курса удельный вес практических занятий, использование активных форм обучения, в том числе деловых игр, тренингов с курсантами, в ходе которых можно отработать действия командира в типичных ситуациях и др.;

в) учить будущих командиров основам взаимодействия с заместителями командиров по воспитательной работе в деле воспитания и педагогической профилактики девиантного поведения; в ходе войсковых практик и стажировок вовлекать курсантов в активную деятельность по выполнению основных функций командного состава, коллектива и других видов учебной, служебной деятельности.

– оказание практической помощи должностным лицам различных категорий воинских частей в усвоении методов диагностики, прогнозирования и профилактики девиантного поведения военнослужащих. Командирам воинских частей, их заместителям по воспитательной работе рекомендуется:

а) индивидуаизировать работу с подчиненными военнослужащими, осуществлять контроль их индивидуальной деятельности и поведения в период прохождения службы в воинских частях, что формирует у них устойчивые стереотипы нормальной деятельности;

б) способствовать сближению командования воинской части с подчиненными, выяснению круга их проблем, снятию социальной и психологической напряженности в коллективах воинской части, в семьях военнослужащих, что способствует недопущению связанных, в первую очередь, с воздействием психотравмирующих факторов, отклонений в поведении военнослужащих;

г) использовать при проведении воспитательных мероприятий, подведении итогов боевой подготовки, состояния правопорядка и воинской дисциплины, систему разработанных критериев результативности педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях внутренних войск МВД России.

Таким образом, углубленная подготовка различных категорий должностных лиц к организации и проведению педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих внутренних войск МВД России предполагает разностороннюю комплексную деятельность командования воинских частей и целенаправленную самостоятельную работу должностных лиц – субъектов воспитательной деятельности по формированию и совершенствованию педагогических знаний, навыков и умений. Постоянное изучение, анализ и учет профилактической деятельности офицеров, реализация новых приемов и форм данной работы обеспечивают высокую эффективность процесса педагогической деятельности, оптимизируя всю систему профилактической и коррекционной работы в воинской части и подразделении. Это нам позволило обосновать совершенствование педагогической подготовки должностных лиц воинских частей внутренних войск МВД России в целях успешной профилактики девиантного поведения.

Эффективность процесса педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих внутренних войск МВД России зависит от уровня теоретической и практической подготовки должностных лиц к педагогически целесообразной воспитательной деятельности, основными условиями которого являются: соединение научных знаний с личным служебным опытом; разработка и реализация научно обоснованной модели воспитательной деятельности офицеров и прапорщиков; оптимизация содержания и методики педагогической подготовки командиров подразделений; повышение эффективного руководства воспитательной деятельности должностных лиц по предупреждению и преодолению девиантного поведения со стороны органов воспитательной работы; развитие у офицеров и прапорщиков мотивации к совершенствованию своего педагогического мастерства, педагогической культуры и заинтересованности в педагогическом и служебном сотрудничестве с военнослужащими.

Литература:

1. Андруник А. П., Дубровский А. В. Системно-динамическая модель непрерывного воспитания и развития личности курсантов в профильных образовательных учреждениях. Монография –Пермь, ПВИ ВВ МВД РФ, 2008 – 322 с.
2. Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров: Педагогический аспект. – М.: РАГС, ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. – 243 с.
3. Титов В. Б. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: автореф, дис. ... д-ра. пед. наук. – М.: РАГС, 1995. – 47 с.
Яндекс.Метрика