Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №6 (58) июнь 2015  Рубрика: Социологические науки

Факторы формирования социальной активности современных студентов колледжей

А.П. Зайко, соискатель,
кафедра прикладной социологии,
Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия
В статье представлены результаты авторского эмпирического исследования факторов, влияющих на формирование социальной активности студентов колледжей. Исследование проведено осенью 2014 года в колледжах г. Челябинска. Методом сбора первичной информации стали анкетный опрос, глубинное интервью, анализ документов. Автором дается рабочее определение «социальной активности», доказывается возможность его использования в рамках данного исследования. В статье показана роль объективных – государство, экономика страны, деятельность институтов социализации (семья, система образования, СМИ, общественные организации) – и субъективных – интерес к социальной активности, личный опыт участия в социальной деятельности – факторов, влияющих на формирование социальной активности студентов колледжей. В современных условиях указанные факторы оказывают противоречивое влияние на становление социально активной личности в среде подрастающего поколения. Автор приходит к выводу о низкой социальной активности большинства студентов колледжей, обусловленной, во-первых, отсутствием личностной заинтересованности студенческой молодежи; во-вторых, самой социальной реальностью, теми условиями, в которых осуществляется общественно полезная деятельность и ее одобрение со стороны самих студентов и общества. Основное противоречие, которое зафиксировано в статье, заключается в наличии разнообразных институтов (семья, образование, СМИ и др.), которые могут участвовать в формировании социальной активности молодежи, и отсутствии подобной целенаправленной деятельности с их стороны. Не менее важным противоречием формирования социальной активности личности является так же и то, что, с одной стороны, возрастает потребность общества в формировании особого типа личности, характеризующейся гражданским сознанием и установкой на различные виды социальной деятельности, с другой стороны, у молодого поколения отсутствует потребность в знаниях о социальной активности.
Ключевые слова: студент колледжа, социальная активность, факторы влияния, государство, институты социализации, референтная группа, СМИ, общественная организация, личный опыт, интерес

Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ семье и системе образования на формирование у подрастающего поколения социальной активности. Формирование и подготовка к жизни в обществе социально активной личности во все времена были значимы. Социальная активность является одним из ведущих качеств личности, предпосылкой гармонизации ее отношений с обществом и государством, стабилизирует единство целей общественного и государственного развития. В условиях социальной трансформации современного российского общества, реформы системы образования и воспитания формирование социальной активности в молодежной среде идет трудно.

Участие студентов, в том числе и студентов колледжей, в жизнедеятельности общества на современном этапе во многом зависит от меры развития у нее социальной активности. Состояние неустойчивости, переходности, кризисности общественного развития меняет формы и механизмы ее формирования у молодежи, обусловливает необходимость изучения ее особенностей и факторов формирования. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы формирования социальной активности подрастающего поколения.

Вместе с тем проблема социальной активности еще не стала предметом тщательного социологического анализа в современной отечественной социологии. В частности, до настоящего времени нет специальных работ, в которых комплексно исследовалась бы социальная активность студентов колледжей в условиях трансформации российского общества.

Однако эта проблема активно изучалась в 80–90-е годы ХХ века в советской науке – в трудах таких исследователей, как Е.А. Ануфриев1, О. Гуломов, Е.В. Грунт2, В.И. Липский, В.Г. Мордкович, Н.Э. Майн3 и других. В этих работах рассматривались как общетеоретические проблемы социальной активности, так и проблемы социальной активности различных социально-профессиональных групп (студенчества, учащихся школ, рабочего класса и пр.).

Рамки статьи не позволяют рассмотреть все имеющиеся подходы к анализу понятия «социальная активность». Дадим рабочее определение данного понятия. Под социальной активностью мы понимаем интегральное качество личности, реализующееся в различных видах самодеятельности, в процессе которой происходит ее самореализация, обусловленная объективными и субъективными факторами. Такое определение, на наш взгляд, позволяет, во-первых, указать на необходимость рассмотрения социальной активности в двух значениях: как социального качества личности, определенной характеристики ее деятельности – самодеятельности, добровольной деятельности личности и как единства личного и общественного. Во-вторых, позволяет показать, что возможности проявления социальной активности обусловлены исторически – объективными факторами, а также интересами самой личности. В-третьих, при проявлении социальной активности происходит самореализация личности в той или иной социальной сфере.

Осенью 2014 года автором статьи было проведено социологическое исследование в колледжах г. Челябинска. Методом сбора первичной информации стали анкетный опрос, глубинное интервью, анализ документов. Опрошено 550 студентов колледжей (выборка многоступенчатая, квотная). В качестве экспертов выступили преподаватели, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, директора колледжей.

В исследовании нас интересовал вопрос о том, что или кто влияет на формирование социальной активности студентов колледжа. Нами были выделены факторы, влияющий на этот процесс. К объективным факторам относятся: государство (политический курс и идеология), экономика страны, деятельность институтов социализации (семья, система образования, СМИ, общественные организации). Обратимся к рассмотрению объективных факторов.

Одним из важных факторов является влияние государства, его политики и идеологии на формирование социальной активности молодежи. На наш взгляд, необходимо отметить, что развитие нашей страны на протяжении всей ее истории связано с определяющей ролью государства. Однако сегодня это влияние ослаблено. Результаты проведенного нами исследования зафиксировали, что 21% опрошенных считают, что их жизнь напрямую определяет политика государства, по мнению 23% опрошенных эта связь является довольно слабой.

Мы полагаем, что государство через свои учреждения и организации должно обеспечивать фундаментальный уровень воспитания личности, ставя перед собой цель сформировать социально активную личность. Однако в большинстве случаев государство (прежде всего органы власти) не создают необходимых условий формирования ее у молодежи, в том числе и у студентов колледжей. В этом мы видим одно из противоречий развития у них социальной активности.

Политика государства и проводимые государством реформы, безусловно, оказывают влияние на жизнь молодежи, а именно на возможности реализации основных прав (права на жизнь, собственность, образование, трудовую деятельность и т. п.) – это отмечают 40% респондентов. Уровень материального благополучия отмечают 30,7% респондентов, возможности самореализации – 34. Исследование зафиксировало, что каждый третий респондент отметил взаимосвязь деятельности государства с уровнем материального благополучия. Мы полагаем, что данный момент очень важен. Это связано с тем, что экономические факторы, такие как высокий уровень бедности, низкий рост заработной платы, высокий рост цен и инфляции, низкий уровень социальной защиты населения, оказывают значительное влияние на жизнь населения современной России. Они детерминируют прежде всего низкую оценку институтов власти и протестные настроения, которые, в свою очередь, влияют на формирование социальной активности молодежи.

Таким образом, как мы выяснили, государство и проводимая им политика во многом определяют содержание социальной активности студентов колледжей. Большинство студентов (около 50,0% опрошенных) связывают свою социальную активность с учебной и спортивной деятельностью. Здесь мы видим явное противоречие между декларируемым в обществе образом активного гражданина, участвующего в политической и социальной сферах, и реальным положением дел на практике.

Следующий фактор, который мы выделили, – влияние деятельности институтов социализации.

Мы можем отметить, что деятельность институтов социализации зависит от государства и его политики, поскольку именно они выступают транслятором государственной идеологии и ценностей, декларируемых как присущие современному этапу развития общества.

Рассмотрим, насколько влияет деятельность институтов социализации на формирование социальной активности студентов.

Особую роль в социализации играет семья. Сущность семьи в формировании социальной активности личности выражается в ее функциях, где ведущее значение отводится функции приобщения индивида к социальному опыту, который выработало человечество, вхождения человека в культуру, приобщения к ее ценностям и нормам, формам участия в социальной деятельности и пр.

Институт семьи является сегодня довольно неустойчивым образованием, поскольку его члены зачастую не способны оказать существенное влияние на формирование социальной активности.

На наш взгляд, институт семьи претерпевает значительные изменения. Реформы сопровождаются увеличением плюрализма норм, ценностей и моделей поведения, действие которых усложняет процесс адекватного их восприятия и интериоризирования. Данный факт мы можем отметить в качестве одного из противоречий в формировании социальной активности студентов колледжей. В то же время роль семьи снижается в процессе формирования социальной активности подрастающего поколения.

Передача от поколения к поколению социально-политического опыта, основных норм и ценностей в современных условиях достаточно противоречиво. Среди представителей среднего и старшего поколения преобладают полярные ценностно-нормативные ориентации, традиционные стереотипы мышления и поведения, что неизбежно вступает в противоречие со многими устремлениями и установками подрастающего поколения.

Наше исследование показало, что 65,0% респондентов считают, что семья должна играть активную роль в формировании и повышении уровня социальной активности индивида. Часть экспертов также указали на роль семьи, объясняя это тем, что в современных условиях институт семьи не справляется с реализацией своих функций, особенно в сфере гражданского и политического воспитания.

Таким образом, семья является, на наш взгляд, важным фактором, влияющим на формирование социальной активности студентов, однако здесь наблюдается противоречие, с одной стороны, декларируется необходимость повышения роли семьи и наличие негативной ситуации формирования социально активной личности, с другой стороны, сегодня в семье отсутствует система конкретных мер развития и формирования социальной активности.

Особую социализирующую роль на современном этапе в России играют образовательные структуры, оставаясь, пожалуй, единственным положительно действующим институтом социализации, которая осуществляется через школьные курсы истории, обществоведения, политической географии, курсы общественных наук в средних специальных и высших учебных заведениях. Кроме того, образование делает человека более информированным, активным, а также увеличивает чувство значимости собственного участия в общественной жизни.

Образование выполняет двоякую роль в формировании социальной активности индивида. Во-первых, при получении образования происходит усвоение накопленных знаний, ценностей и опыта, в том числе социального и политического. С другой стороны, закладываются основы общественно полезной деятельности. Во-вторых, институт образования является важным механизмом социального наследования, обеспечивает преемственность поколений.

Процесс изменения ориентиров социализации в системе образования идет в основном стихийно, а следовательно, возрастает вклад иных каналов социализации.

Следует отметить, 52% респондентов указали, что социальную активность личности должна формировать школа, 35,0% считают, что ее должен формировать вуз или колледж, а каждый пятый – что социальную активность личности должен формировать детский сад. Однако лишь 30,0% респондентов считают, что их социальная активность сформирована под влиянием учреждений образования (школы, колледжа).

Таким образом, наблюдается декларируемая роль образования в процессе формирования социальной активности студентов и недостаточно активное его участие в этом процессе.

Статусные и референтные группы также являются факторами влияния на формирование социальной активности подрастающего поколения. Указанные агенты социализации сегодня играют одну из определяющих ролей. 30% респондентов в качестве фактора формирования социальной активности личности рассматривают сегодня друзей. Вместе с тем роль референтных групп в формировании социальной активности индивида может быть как положительной, так и отрицательно направленной. Если в ближайшем окружении индивида находятся люди, являющиеся для него значимыми, у которых ярко выражены ценности и установки на общественную деятельность, то он и сам неосознанно (или осознанно) будет стремиться быть похожим на них. В противном случае – если окружение человека составляют люди с девиантным поведением – это отразится и в его действиях.

В рамках исследования нас интересовал вопрос о влиянии общественных организаций на социальную активность студентов. Полученные результаты подтвердили, что социализирующая роль общественных организаций в современной России также невелика, поскольку большинство из них не имеют достаточного опыта работы с молодежью, а порой и четких программ деятельности4. Так, членами общественных организаций являются 6% респондентов. Причем 45% опрошенных считают, что их роль в формировании социальной активности молодежи крайне низка, а 30,0% об их деятельности ничего не знает.

Таким образом, исследование показало, что, с одной стороны, декларируется потребность в повышении социальной активности студентов, а с другой стороны, имеющиеся общественные организации не реализуют задачи, значимые для общества и молодежи.

В современных условиях общественные организации не являются значимым фактором, влияющим на формирование и развитие социальной активности молодого поколения, несмотря на возрастающую в обществе потребность в этом5.

Более широкие возможности формирования и детерминации содержания социальной активности студентов находятся в руках средств массовой информации. Их деятельность мы можем назвать достаточно сильным «инструментом», определяющим содержание социальной активности студентов.

Исследование зафиксировало – 38% опрошенных считают, что средства массовой информации должны играть основную роль в формировании социальной активности студентов, а именно предоставлять знания о социально значимых видах деятельности и процессах. Однако лишь 15,0% указали на то, что они играют роль на практике.

Таким образом, СМИ, которые могли бы влиять на формирование социальной активности молодежи, своей задачи не выполняют.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что выделенные нами факторы зависимы от тех изменений, которые мы можем наблюдать в обществе. Трансформационные процессы отражаются и в политике государства, и в деятельности институтов социализации. Основное зафиксированное противоречие заключается в наличии разнообразных институтов, которые могут участвовать в формировании социальной активности молодежи, и отсутствии подобной целенаправленной деятельности с их стороны.

Перейдем к рассмотрению субъективных факторов формирования и развития социальной активности студентов. К ним относятся: интерес к социальной активности и личный опыт участия в социальной деятельности индивида.

Исследование показало, что важными факторами, влияющим на формирование социальной активности студентов, являются интерес к ней и потребность быть социально активной личностью.

Интерес к социальной активности означает готовность субъекта выполнять обязанности, требования, предписания, составляющие содержание различных социальных ролей в обществе. Другими словами, интерес к активности – это устойчивое стремление личности к усвоению богатства гражданских навыков и реализации их в практической деятельности, что является одним из важных факторов формирования социально активной личности. Одним из индикаторов, характеризующих установку личности на успешное формирование социальной активности, является осознание ею важности этого качества.

Исследование показало, что около 80,0% опрошенных полагают, что социальную активность личности необходимо формировать, и лишь около 10,0% – что ее формировать не нужно.

Наше исследование позволило выявить весьма противоречивое восприятие студентами колледжей социальной активности личности. Так, у 60,0% респондентов интерес к социальной активности есть, более того, половина опрошенных полагают, что она необходима для того, чтобы быть успешным в жизни. При этом лишь 25,0% респондентов считают себя социально активными личностями, еще 40,5% отметили, что они скорее причисляют себя к активной личности, нежели к неактивной. Если рассматривать этот вопрос в гендерном аспекте, то существенных расхождений во мнениях юношей и девушек не наблюдается.

Таким образом, исследование позволило выявить одно из противоречий в формирования социальной активности личности: с одной стороны, налицо возрастающая потребность общества в формировании особого типа личности, характеризующейся гражданским сознанием и установкой на различные виды социальной деятельности, с другой стороны, у молодого поколения отсутствует потребность в знаниях о социальной активности. Таким образом, молодежи в современных условиях свойственно проявление «пассивного» интереса к социальной активности, а не «деятельностного» участия в социальной жизни общества, колледжа6.

Как известно, личный опыт участия в социальной деятельности является немаловажным фактором, влияющим на формирование и развитие социальной активности студентов. Исследование показало, что большинство респондентов не имеют такого опыта, за исключением участия в учебной, спортивной деятельности, участия в художественной самодеятельности. Таким образом, опыт освоения различных форм участия в социальной деятельности приводит к выбору наиболее эффективных, с точки зрения индивида, их форм. Однако такой круг деятельности студентов не охватывает все виды деятельности, связанные с социальной активностью личности. Все это свидетельствует о слабом влиянии личного опыта респондентов на формирование их социальной активности.

Таким образом, в современном обществе наблюдается низкая социальная активность большинства студентов колледжей, обусловленная, во-первых, отсутствием личностной заинтересованности учащейся молодежи; во-вторых, самой социальной реальностью и теми условиями, в которых осуществляется общественно полезная деятельность, и ее одобрением со стороны самих молодых людей и социума. Возникает противоречие между необходимостью формирования в обществе «гражданина-общественника» и реальной трансляцией, функционированием этих норм в практической деятельности.

Выделенные нами группы факторов могут оказывать непосредственное и косвенное влияние на формирование социальной активности молодежи. В современных условиях указанные факторы оказывают противоречивое влияние на становление социально активной личности подрастающего поколения.

Литература:

1. См. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности. М. 1971. С. 238.
2. Грунт Е.В. Социальная активность рабочего класса службы быта / Общественная активность личности в условиях перестройки. Челябинск, 1991. С. 65–74.
3. Мордкович В.Г. Социальная активность личности. М. 1979. С. 30.
4. Лугинина Т.А. Гражданская адаптация молодежи в сфере общественных объединений / дисс. канд. социолог. наук. Екатеринбург. 2002. С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://diss.rsl.ru. (дата обращения: 02.06.2015 г.).
5. Поддубная М.В. Педагогические условия социализации молодежи в деятельности молодежных общественных объединений / автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. пед. наук. Магнитогорск. 2003. С. 4.
6. Салганова Е.И., Грунт Е.В., Козлов В.Н. Гражданская культура учащейся и студенческой молодежи Челябинской области. Челябинск. 2009. С. 189.