Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №5 (57) май 2015  Рубрика: Педагогические науки"

Муниципальный ресурсный центр и его возможности в обеспечении системы образовательных услуг

Л.В. Резинкина, канд. пед. наук,
зам. директора Колледжа технологий, моделирования и управления,
Санкт-Петербургский университет технологий и дизайна,
г. Санкт-Петербург, Россия
В статье предложены решение задач совершенствования качества повышения квалификации работников общего образования и разработка научных основ проектирования системы повышения квалификации учителей в области непрерывного образования взрослых с учетом муниципальных особенностей, а также самого учителя. Автором предложен практико ориентированный проект создания муниципального ресурсного центра непрерывного образования кадров, рассмотрены научно-теоретические основы нового инструмента повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающего возможность многомерного и оптимального движения взрослой личности в образовательном пространстве. В статье подчеркиваются значение и эффективность инновационной системы как ведущего фактора обучения и использования кадрового потенциала образовательного учреждения в условиях муниципального района. Одним из перспективных направлений сервисной деятельности муниципального ресурсного центра является организация и предоставление образовательных услуг. В работе раскрываются принципы и основные направления развития муниципальных образовательных услуг, которые могут быть реализованы муниципальным ресурсным центром, выступающим в этом случае организатором и координатором непрерывного образования взрослых, охватывающего практико ориентированное повышение квалификации, развитие кадрового потенциала и переподготовку специалистов разных профессий муниципального района – не только педагогов, но и социальных работников, специалистов служб занятости населения, культурно-просветительской сферы, производственных и общественных организаций, востребованных на рынке труда в современных социально-экономических условиях.
Ключевые слова: модернизация образования, повышение квалификации, муниципальный ресурсный центр, практико ориентированный проект, непрерывное образование, подготовка специалистов, муниципальные образовательные услуги

Сегодня модернизация системы повышения квалификации связана с развитием автономности образовательных учреждений, организации системы внутрифирменного непрерывного обучения педагогов. Раскроем условия деятельности по созданию муниципального ресурсного центра на базе отдельно взятой инновационной школы с возможностью непрерывного практико ориентированного обучения педагогов. Они во многом определяются тем, что устойчивый характер деятельности общеобразовательного учреждения зависит от наличия в нем долгосрочной стратегии развития. Такая социально-экономическая стратегия развития инновационной школы лежит в основе непрерывного образования педагогов, элементом которой является система повышения квалификации.

Система повышения квалификации педагогов является одним из старейших компонентов системы отечественного образования. Cложилась устойчивая модель деятельности институтов повышения квалификации и других образовательных учреждений, работающих со взрослыми. Сегодня увеличилось количество вузов и других учреждений, которые получили лицензию на повышение квалификации представителей различных профессий. Поэтому Министерство образования и науки РФ стремится вовлечь инновационные школы и педагогов-новаторов в деятельность по модернизации системы повышения квалификации и расширить перечень организаций, реализующих такие программы.

Отечественные ученые и практики ведут интенсивную работу по решению проблем и задач, стоящих перед современной системой образования, которая является важнейшим фактором развития всех сфер нашего государства. В ходе модернизации системы общего образования была создана структура разноуровневых и разнопрофильных образовательных организаций. Они предложили большой выбор вариативных программ обучения, включая индивидуальные маршруты обучающихся, активно реализовали систему общественного самоуправления, расширили диапазон научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. Как правило, руководители данных организаций по-новому осмысливают свой функционал и свою ответственность, постоянно работая над повышением личных методологических и управленческих компетентностей. Такие руководители особенно ясно понимают необходимость развития кадрового потенциала в своих школах.

Сегодня именно учитель является важнейшим двигателем любых изменений и нововведений в общей системе образования, имеет возможность быть не только расположенным к переподготовке в быстро меняющихся условиях, но и самому участвовать в обучении других специалистов.

B «Энциклопедии профессионального образования» повышение квалификации педагогов определяется как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника учреждения к выполнению более сложных трудовых функций1.

П.Г. Щедровицкий пишет, что система повышения квалификации – это непрерывное образование и личностное развитие, всемерное повышение уровня образованности и развитости отдельных людей2. Данная точка зрения согласуется с целью нашего проекта, направленного на профессионально-личностное становление педагогических работников. В трудах М.В. Никитина система повышения квалификации сотрудников образования рассматривается как совокупность образовательных учреждений дополнительного образования в различных организационно-правовых формах, реализующих дополнительные педагогические профессиональные программы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов3. Данный аспект отражает институциональный подход к реализации предлагаемого проекта развития кадрового потенциала муниципального образования.

Интересное мнение по этому поводу высказывает В.Г. Виненко: «Многими специалистами разделяется мнение о том, что обучение в вузе – лишь начальный этап формирования высококвалифицированных учителей. Учитель становится профессионалом в ходе практической деятельности в органической связи с постдипломным образованием, осуществляемым как самостоятельно, так и в системе повышения квалификации работников образования»4. Вышеуказанный аспект отражает необходимость практико ориентированного обучения педагогов, в частности на базе инновационной школы.

Таким образом, анализ вышеперечисленных подходов к определению повышения квалификации позволяет охарактеризовать и интерпретировать ведущие закономерности профессионально-личностного становления педагогов в непрерывном образовании и обосновать возможные направления их реализации в условиях муниципального образования, в частности в проектируемом нами новом институте образования взрослых – муниципальном ресурсном центре.

Система повышения квалификации по сравнению с базовым профессиональным образованием имеет следующие преимущества: меньшая инертность, быстрая реакция на социально-экономические и организационно-технологические изменения, непосредственная двусторонняя связь с практикой, короткий срок обучения, приближенный образовательный результат. Еще одним важным положительным моментом, на наш взгляд, является способность обучаемого контингента критически оценивать предлагаемые инновации, а также принимать участие в их апробации, развитии и реализации.

Вместе с тем по мере профессионально-личностного совершенствования и развития творческих инициатив все более отчетливо стали обозначаться и проблемы, которые задают исследовательское поле для профессионального самоопределения педагогов в системе непрерывного образования.

Анализ научной педагогической литературы показал, что сегодня существует много исследований, посвященных технологиям формирования и развития педагогов, их мотивации на самообразование (С.Г. Вершловский, И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова, В.А. Сластенин, И.И. Соколова, Р.М. Шерайзина и др.). При теоретической и практической важности этих исследований, их значимости в решении проблем улучшения качества системы повышения квалификации работников общего образования следует заметить, что при проектировании ресурсного центра муниципального образования недостаточно учтен фактор практической ориентированности обучения и личности самого учителя.

Требования к профессионализму современных педагогов актуализируют необходимость модернизации системы непрерывного образования.

Очевидно, что для обеспечения растущих потребностей в системном повышении квалификации педагога, важно создать специфичную инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию на протяжении профессиональной деятельности, а в последующем – на протяжении всей жизни.

Данная инфраструктура имеет следующие основные компоненты:
– программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, строящиеся на принципах модульности, и учреждения и организации различных форм собственности (в том числе муниципальные ресурсные центры), которые их реализуют;
– социально-общественные и профессиональные организации, которые осуществляют деятельность по формированию квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, адекватных запросам рынка труда, разработке и отбору инновационных образовательных технологий, оценке (аттестации и аккредитации) качества образования;
– единая система оценивания, основанная на современной информационной инфраструктуре учета, хранения и накопления данных об итогах образования, полученного специалистом;
– общенациональная система оценки качества образования, которая не зависит от организаций, реализующих образовательные программы, и отвечает за создание единого образовательного пространства.

Представим инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию в муниципальном районе в виде рисунка.

Предметом ожидаемых обществом и государством изменений в образовании становятся:
– новые государственные образовательные стандарты, их внедрение;
– индивиду ализация образования (на основе индивидуальных учебных планов при профильном обучении на старшей ступени);
– новая система оценки качества образования;
– становление новых организационно-правовых форм в общем образовании (школа как «автономное учреждение»);
– повышение активности общественных институтов в управлении общим образованием (на школьном, муниципальном и региональном уровнях);
– информатизация общего образования и другие инновации.

Как следует из анализа представленной схемы, существенным звеном в общей инфраструктуре доступа к непрерывному образованию педагогов является муниципальный ресурсный центр, созданный на базе инновационного образовательного учреждения.

К обеспечению качества образования в рамках ресурсного центра можно отнести не только материально-техническое и учебно-лабораторное оборудование, но и научно-методические, информационные источники и средства обеспечения процесса профессиональной подготовки педагогов, кадровый и финансовый потенциал, социально-образовательных партнеров, заинтересованных в опережающей системе повышения квалификации востребованных рыночной экономикой кадров.

Создание муниципального ресурсного центра призвано реализовать идею о том, что процесс повышения квалификации педагогических работников должен обладать такими качествами как индивидуализированность, практическая ориентированность, эффективность и функциональность, приближенность к месту работы педагога и носить опережающий характер, способствовать развитию инновационного потенциала муниципального образования.

Анализ последипломного образования педагогических кадров позволяет сделать вывод о том, в России накоплен огромный опыт в создании и реализации авторских инновационных проектов, продуктов и концепций, таких как профессионально-педагогическое становление педагога в системе непрерывного образования (Р.М. Шерайзина); личностно ориентированный подход к повышению квалификации учителей на коррекционно-диагностической основе (Т.С. Панина); развитие и прогнозирование федеральной, региональной и регионально-национальной системы последипломного образования (Э.М. Никитин, В.Н. Скворцов, В.В. Тарасов и др.); формирование научно-педагогического информационного сопровождения повышения квалификации педагогических кадров (Г.В. Абрамян, С.В. Зенкина, М.В. Корнилова, Д.Ш. Матрос и др.).

При несомненной теоретической и практической значимости данных исследований и важности их в решении задач роста уровня квалификации работников общего образования, необходимо отметить, что при проектировании научно-теоретических основ системы повышения квалификации педагогических кадров в области непрерывного образования взрослых необходим учет муниципальных особенностей.

Инновационным институтом, реализующим миссию организации процесса повышения квалификации и переподготовки кадров в рамках малой территории региона – муниципального района – является муниципальный ресурсный центр, перспективным направлением деятельности которого является организация и предоставление образовательных услуг. Именно образовательные услуги на муниципальном уровне могут стать эффективным инструментом удовлетворения актуальных и выявления потенциальных потребностей в непрерывном образовании не только педагогов, но и специалистов разных профессий5.

В настоящее время в инновационной практике образовательной деятельности может быть реализован механизм создания муниципальных ресурсных центров на базе общеобразовательных учреждений – победителей приоритетного национального проекта «Образование», который способен направить «инновационные потоки» не по абстрактной информации, а на получение конкретного опыта с целью распространения идей, методов их реализации, продуктов и результатов деятельности.

Распространение педагогических инноваций за рамками проектного пространства образовательного учреждения предполагает выработку, описание и обобщение моделей диссеминации, участниками которых являются: «доноры» (диссеминаторы) – инновационные школы, осуществляющие распространение и передачу своих результатов, и «реципиенты» (получатели) – потенциальные пользователи этих результатов. Третья сторона, обеспечивающая поддержку, сопровождение и управление в процессах диссеминации, представлена органом управления образованием и институтом повышения квалификации.

Для эффективности реализации целей и задач муниципального ресурсного центра по распространению инновационного опыта необходимо наличие и развитие педагогического и методического инструментария по оказанию образовательных услуг: это андрогогический подход, интенсив-курсы, практикумы для освоения технологий обобщения опыта, описание и представление передового педагогического опыта, создание электронных банков, каталогов, баз данных; методики подготовки и выпуск печатной продукции. Своевременным является внедрение в образовательную практику презентационных бизнес-технологий, пиар-технологий, экранных, тренинговых и видеотехнологий, проектного менеджмента, а также совершенствование – с учетом современных подходов – технологий проведения семинаров, мастер-классов, создания портфолио и кейсов. Это потребует введения в процесс обучения педагогов нового статуса преподавателей – тьютора, консультанта, коучера и др.

В условиях их организации на муниципальном уровне должны решаться три взаимообусловленных задачи: рост общей культуры, реализация кадровых ресурсов и их модернизация. Первая задача предполагает освоение базовых компетенций и привитие общей культуры; вторая – содействие формированию профессиональной кадровой политики, необходимой для поддержания рыночной экономики; третья – модернизацию и развитие кадрового потенциала для оперативного приспособления к динамике производства и социализации.

В исследованиях О.Г. Прикота называются следующие задачи непрерывного образования, эффективным инструментом для решения которых могут быть образовательные услуги: развитие конкурентной образовательной среды и ее насыщение разнообразными образовательными услугами; создание институтов и инфраструктуры непрерывного образования; внедрение в непрерывное образование современных технологий обучения и новых финансовых механизмов6.

В большинстве научных исследований образовательная услуга рассматривается как деятельность по передаче конкретной информации для усвоения с целью получения спланированного результата. В этом аспекте Е.Д. Липкина предлагает рассматривать образовательные услуги как «совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков»7. На наш взгляд, данное определение не совсем исчерпывающе отражает специфику деятельности ресурсного центра, реализующего образовательные услуги в условиях муниципального района.

Наиболее полно пониманию специфики непрерывного образования взрослых соответствует определение образовательной услуги как целенаправленного, организованного творческого процесса содействия освоению новых знаний и компетенций в рамках отдельной образовательной программы (специальности) в виде совокупности знаний специальной и общественной направленности, а также практических навыков, передаваемых специалисту в рамках определенной программы8.

Образовательные услуги наиболее легко адаптируются к локальной (местной) промышленной, национально-культурной и религиозной специфике, что особенно востребовано в муниципальном образовании.

Раскроем основные направления, цели и содержание развития образовательных услуг в условиях непрерывного образования в муниципальном районе.

Первое направление – содействие развитию непрерывного образования как управлению изменениями в системе образовательного сервиса на муниципальном уровне.

Это направление обеспечит становление практики организации образовательного сервиса на различных уровнях – как процесса совместной выработки представлений разных субъектов о предстоящей общей деятельности. Исследовательский характер деятельности педагогических кадров будет способствовать снижению трудоемкости при разработке программ и проектов, формированию субъектности участников методического сервиса, взаимоусилению всех элементов образовательной деятельности и развитию творчества участников образовательного процесса в системе муниципального образования.

Второе направление реализации образовательных услуг заключается в научно-методической поддержке деятельности инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей эффективность инновационной деятельности в муниципальном образовательном пространстве. Целью этого направления является разработка организационной модели конструктивного взаимодействия инновационной и традиционной практики в системе муниципального образования.

Это достигается путем содействия обеспечению единства исследований, разработок и опытного экспериментального производства образцов, задающих вектор инновационного преобразования традиционной практики в системе образования муниципалитета, а также организации деятельности площадок, обеспечивающих апробацию инновационных образцов, собирающих, обобщающих, объясняющих и сохраняющих устойчивый положительный педагогический опыт.

Решение поставленных задач обеспечит качественную реализацию целевых установок инновационной политики департамента образования администрации муниципалитета.

Третье направление – научно-педагогическое сопровождение организации сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства муниципального района как методический инструментарий на основе ресурсных возможностей информационно-коммуникационных технологий: выявление и оформление набора методических услуг, обеспечивающих эффективность сетевых форм взаимодействия в системе образования на муниципальном уровне; овладение дистанционными формами взаимодействия с субъектами образовательного пространства; разработка и поддержка сайта системы образования муниципалитета и другое.

Четвертое направление – организационно-правовая помощь в обеспечении механизмов интеграции учреждения в региональную систему повышения квалификации педагогических работников. Это мониторинг дефицитов и возможностей образовательного сервиса, удовлетворенности реализацией запроса; разработка инструментария для ценки результатов социального и профессионального партнерства и соответствующего нормативно-правового обеспечения; формирование информационного пространства, организация публичных дискуссий, государственно-общественной экспертизы, обмен опытом, издание материалов, работа со СМИ.

Таким образом, муниципальный ресурсный центр является организатором и координатором формирования системы образовательных услуг, охватывающей подготовку и переподготовку специалистов разных профессий – не только педагогов, но и социальных работников, специалистов служб занятости населения, культурно-просветительской сферы, производственных и общественных организаций, востребованных на рынке труда в современных социально-экономических условиях.

Литература:

1. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: РАО; Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 1320 с.
2. Щедровицкий П.Г. Методология и философия управленческой деятельности: основные понятия и принципы. М.: Путь, 2003. 288 с.
3. Никитин М.В. Ресурсный центр как функциональная модель развития непрерывного образования. М.: ИЦ НОУ ИСОМ, 2004. 198 с.
4. Виненко В.Г. Общие основы педагогики. М.: Дашков и Ко, 2009. 298 с.
5. Осокина И.В., Цветлюк Л.С Теоретико-методологические основы образовательного сервиса: учебное пособие. М., 2005.
6. Прикот О.Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование. 2012. № 3. С. 17–21
7. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. С. 10. (136 с.)
8. Валиев Ш.З. Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты / Ш.З. Валиев, В.И. Сухочев. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2008. 84 с.