Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №5 (57) май 2015  Рубрика: Социологические науки

Отношение к религии в среде студенческой молодежи

Е.В. Щербакова, канд. психол. наук, доцент,
кафедра экономики, управления и предпринимательства,
Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета,
г. Чайковский, Россия
В статье обобщаются результаты эмпирического социологического исследования, проведенного автором по проблеме отношения к религии в среде студенческой молодежи. Для социологического опроса использована анкета с «закрытыми» вопросами, разработанная в результате обсуждения отношения к религии в фокус-группе из представителей студенческой молодежи с разными точками зрения. Показано распределение ответов респондентов на вопросы, касающиеся представлений о душе и природе человека, отношения к Богу, отношения к религии в современном обществе, представлений о религиозных конфессиях. Выявлено преобладание идеалистических представлений над материальным мировоззрением – большинство студентов признает существование души, даже не декларируя веры в Бога. Обнаружено доминирование представления о глубинной общности религиозных конфессий и толератно-нейтрального отношения студенческой молодежи к другим конфессиям. В сопоставлении с результатами ранее проведенных исследований сделано заключение о повышение религиозности в студенческой среде. Показана неоднозначность мнения студентов об отношении к религии в обществе, что отражает противоречивые тенденции, существующие в российском социуме, в том числе усиление роли религии и распространение религиозной тематики в различных сферах социальной жизни как «моды на религию» и непосредственного «возрождения духовности». Обнаружено отсутствие единства в разных аспектах отношения к религии, свидетельствующее о размытости и эклектичности религиозных представлений студентов.
Ключевые слова: духовность, религия, молодежь, студенты, общество, вера, религиозность, отношение к религии, мировоззрение

Религия – важный компонент духовной жизни, оказывающий влияние на все сферы общества и во многом определяющий его нравственный уровень и содержание общественного сознания в целом.

Представляется, что вопросы, связанные с духовно-нравственной сферой бытия, актуальны для молодых людей, так как молодость – это период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социокультурной идентификации. В свою очередь, ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодежи определяют тип сознания, специфику потребностей и интересов общества в целом. Современные студенты вузов – это социальная группа, в значительной степени определяющая картину общественного сознания в будущем. В связи с этим исследование религиозности в среде студенческой молодежи представляется особенно актуальным.

Согласно социологическому словарю, «религиозность (англ. religiosity) – это характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему»1. В личностном плане религиозность предполагает включение в институциональные структуры («воцерковление») и воспроизведение догматов в сознании и поведении.

В социологии религии выделяют объективные и субъективные критерии религиозности, возможность их измерения в количественном и качественном аспекте. Однако необходимо отметить, что понятие религиозности недостаточно инструментализировано. В последние годы в исследованиях, основанных на традиционно принятом сочетании субъективных и поведенческих критериев для определения религиозности, получены противоречивые результаты: люди, считающие себя верующими, не посещают церковь, а респонденты, называющие себя неверующими, ходят в храм (исследования Д. Фурмана и К. Каариайнена2). В связи с парадоксальностью подобных заключений, вопрос о спорности применяемых критериев религиозности поднимался неоднократно, что, по мнению ряда авторов, свидетельствует о «кризисе парадигмы»3.

В эмпирических исследованиях религиозность определяется по-разному, например, через самоидентификацию по отношению к вере и религиозной конфессии, знание догматов, соблюдение религиозных обрядов, степень воцерковленности и т. д. – в зависимости от контекста. Различиями в критериях, используемых разными авторами, объясняются в том числе значительные расхождения в оценках уровня религиозности общества и отдельных групп.

В данном исследовании затрагивается субъективный компонент религиозности – эмоционально-оценочное отношение к основным категориям религии, религиозным конфессиям, духовности современного общества.

Для выявления отношения молодежи к религии был проведен опрос среди студентов Чайковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета. Исследование проводилось в марте – апреле 2014 года в несколько этапов. На первом этапе была сформирована фокус-группа из восьми представителей студенческой молодежи с разными точками зрения на религиозность. Отбор участников основывался на предварительных интервью. На втором этапе в фокус-группе было проведено обсуждение отношения к религии в нескольких аспектах: представления о душе и природе человека, отношения к Богу, к Церкви, отношения к духовности в обществе, представлений о религиозных конфессиях.

По результатам дискуссии была разработана анкета с «закрытыми» вопросами, предполагающими выбор одного варианта ответа из предложенных. Формулировка ответов в анкете соответствовала высказываниям участников обсуждения по затронутым темам.

На третьем этапе было проведено анкетирование среди студентов 4–5-х курсов, обучающихся по техническим и гуманитарным специальностям. Количество опрошенных составило 160 человек.

Распределение ответов респондентов на вопрос об отношении к Богу представлено в таблице 1.

По данным таблицы можно констатировать, что 56% студенческой молодежи верит в Бога в большей или меньшей степени, 17% студентов занимают промежуточную позицию – колеблются между верой и безверием (ответы: «что-то такое есть» и «верю в сложных ситуациях»). Явно атеистическую позицию занимают 10% студентов.

Рассматривая полученные результаты в контексте ранее проведенных исследований, можно сделать вывод об усилении религиозности в молодежной среде. Так, в конце 1990-х годов, по данным общероссийского опроса Российского независимого института социальных и национальных проблем, верующими себя назвали 32,1% опрошенных; колеблющимися между верой и неверием – 27; безразличными к религии – 13,9 и неверующими – 14,6 %. В целом, за последние десятилетия религиозность молодежи возросла: в 1997 году С.А. Григоренко представил данные о 39–40% процентах верующей молодежи, в 2006 году Н.В. Клинецкая – о 58,2%4.

Очевидно, что само по себе признание существования Бога не свидетельствует о степени религиозности. Для действительно верующего человека нет сомнений в духовной сущности человека. Мнения студентов о природе человека отражает таблица 2.

Распределение ответов в таблице 2 не позволяет говорить об истинной (последовательной) религиозности в студенческой среде – только 20% считают, что человек это прежде всего духовное существо. Большинство студентов, для которых на первом плане стоит социальная характеристика человека, как и 23% опрошенных, считающих, что человек – это биологический вид, в явной мере не разделяют религиозных представлений о сущности человека. С позиций же религиозных догматов бесспорна духовная природа человека.

В то же время большинство респондентов согласно с тем, что у человека есть душа (таблица 3)

Обращает внимание факт, что лишь 4% затрудняются ответить на вопрос о существовании души, и ни один из опрошенных не считает что души нет, притом что 10% опрошенных не верят в Бога и 17 – не задумывались об этом. Таким образом, даже те студенты, которые дают ответ, что не верят в Бога, не придерживаются сугубо материалистических позиций, признавая существование некой духовной реальности. Такая ситуация соответствует выделению в современных опросах общественного мнения разных групп – «верящих в Бога» и «верящих в сверхъестественные силы», «духовных, но не верующих».

В конкретном исследовании идеалистичность мировоззрения опрошенных молодых людей можно объяснить условиями формирования индивидуального сознания: детство сегодняшних студентов пришлось на 90-е годы, в которых российское общество прошло через своего рода «бум сверхъестественного» – в средствах массовой информации, литературе, кино, мультипликации. Именно в 90-х появились и приобрели огромную популярность мистические передачи, специализированные паранормальные издания, а «профессиональные» колдуны, ясновидящие, целители, гадалки, «потомственные ведьмы» стали частью повседневной жизни. Безусловно, такая социальная среда не способствовала развитию у подрастающего поколения материалистического мировоззрения.

Расхождение в представлениях студентов о Боге, душе и природе человека можно интерпретировать как свободу от каких-либо религиозных догматов, проявление «религиозного творчества» – при отсутствии религиозного воспитания и жизни вне определенной культурной традиции каждый создает собственную картину духовного мира. Западная социология религии фиксирует разрыв в современном обществе между религиозной традицией и индивидуальным духовным выбором, обозначаемый Бергером как «религиозная еретичность». Более того, по мнению П. Бергера, свободный выбор и конструирование духовной реальности из многих религиозных традиций и культов является требованием времени - это так называемый «еретический императив5. Результаты нашего исследования отчасти доказывают проявление этого феномена в студенческой среде.

Разнородность индивидуальных представлений студентов об отношении к религии в современном обществе показана в таблице 4.

В целом опрошенные студенты согласны с тем, что «молодежь не знает даже азов своей религии» (40%), и большинство респондентов не считает, что в современном обществе идет возрождение духовности. Представления же об отношении к религии достаточно противоречивы: 26% студентов считают что «современное общество антирелигиозно» и 17 – считают, что в обществе существует «мода на религию»; 10% опрошенных полагают, что «в обществе идет возрождение духовности» и 7 – что «в обществе идет возрождение язычества». Такие результаты фиксируют противоречивые тенденции, существующие в российском социуме одновременно, в более широком контексте – столкновение в общественном сознании религиозной и секулятивной морали.

Позиции студентов в отношении религиозных конфессий отображает таблица 5.

Таким образом, в среде студенческой молодежи преобладают представления о глубинной общности религиозных конфессий: лишь 13% опрошенных считают, что «различия между конфессиями принципиальны», и еще 7 – затрудняются ответить. Полученные результаты, с одной стороны, свидетельствуют о толерантном отношении студенческой молодежи к религиозным конфессиям, вызванном многовековым опытом совместного проживания «иноверцев» на территории России. С другой стороны, возможно, свидетельствуют о размытой религиозной и конфессиональной идентичности. Не зная сущности различных конфессий (ответы респондентов подтверждают, что молодежь не знает основ своей религии), студенты попадают в «ловушку толерантности», считая, что различия между конфессиями не принципиальны, при этом молодые люди утрачивают культурно-религиозную идентичность.

Обобщая результаты исследования, можно констатировать:
– преобладание идеалистических позиций в мировоззрении студентов (подавляющее большинство опрошенных признает существование души, даже не декларируя веры в Бога);
– толерантно-нейтральное отношение студенческой молодежи к религиозным конфессиям;
– отсутствие единства в разных аспектах отношения к религии, свидетельствующее о нечеткости религиозных представлений в студенческой среде и определенной эклектичности их мировоззрения. Аналогичное заключение было неоднократно представлено в исследованиях по сходной тематике6.

В представлениях студентов современное общество не является религиозным, при этом в различных сферах его жизни отражены тенденции усиления роли религии и распространения религиозной тематики как «моды на религию» и непосредственного «возрождения духовности». Большинство опрошенных согласны с тем, что молодежь не знает азов своей религии – что отражает разрыв религиозной традиции, наблюдаемый в российском обществе, и отсутствие направленного религиозного воспитания.

Рассматривая результаты опроса в контексте ранее проведенных исследований (С.А. Григоренко, Н.В. Клинецкая) можно говорить об повышении религиозности в среде студенческой молодежи7. Это связано с бесспорным усилением культурного и политического влияния религии на российское общество за последние 15–20 лет, которое ряд авторов обозначают как «религиозный ренессанс»8, значительным проникновением церкви во все сферы общества – его клерикаризацией. Мировоззрение, в том числе религиозное, формируется в конкретных социально исторических условиях, и позиции студентов в отношении религии отражают российские реалии.

Полученные результаты указывают на противоречивые тенденции, существующие в современном российском обществе, и демонстрируют ряд проблем, обнаруженных ранее социологией религии – «еретичность» религиозного мировоззрения, столкновение секуляризации и религии. Непосредственно в среде студенческой молодежи к потенциальным проблемам можно отнести незнание религиозных основ на фоне идеалистичности мировоззрения и декларируемой веры, что обусловливает эклектичность мировосприятия и может провоцировать уязвимость молодежи при воздействии околорелигиозной и квазирелигиозной пропаганды.

Литература:

1. Религиозность // Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3450 (дата обращения: 20.04.2015).
2. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана. СПб, М.: Летний сад, 2000. 248 с.
3. Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире позднего модерна // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 85–93.
4. Гиндер И.А. Отношение российской молодежи к религии и теория секуляризации. [Электронный ресурс]. URL: http:// humane.net.ru/content/отношение-российской-молодежи-к-религии-и-теория-секуляризации (дата обращения: 20.02.2014).
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 228.
6. Большаков Е.А. Отношение к религии студенческой молодежи среднерусского региона: На примере Ивановской области: дис. канд. соц. наук. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/otnoshenie-k-religii-studencheskoi-molodezhisrednerusskogo-regiona-na-primere-ivanovskoiob#ixzz2z36VKOsV (дата обращения: 12.03.2014).
7. Клинецкая Н.В. Религия и молодежь в регионах России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1209378829.pdf (дата обращения: 15.03.2014).
8. Лебедев С.Д. Отношение учащейся молодежи к религии // Социологические исследования. 2007. № 7. С. 87–97.
Яндекс.Метрика