Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №5 (57) май 2015  Рубрика: Социологические науки

Актуальные проблемы организации подготовки к волонтерской деятельности в условиях крупного города

М.В. Миронова, канд. социол. наук, доцент,
кафедра социальной работы,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия
Исследовательский интерес к проблеме подготовки добровольцев для волонтерской деятельности актуализировался в последние годы по нескольким причинам. С одной стороны, он обусловлен идеей повышения качества услуг в социальной сфере, поскольку предварительное обучение волонтеров способствует повышению эффективности волонтерской деятельности в целом. С другой, обучение добровольцев является эффективным методом мотивации и поощрения добровольцев. С третьей, специфика современных социальных проблем требует от волонтеров наличия определенных компетенций, формирование которых осуществляется в процессе целенаправленной подготовки. На основе результатов социологического исследования в форме полуструктурированного интервью, проведенного с представителями некоммерческих организаций крупного промышленного города, анализируются компоненты подготовки волонтеров: технологии привлечения и отбора добровольцев, обучающие программы и тренинги, система мотивации. Выделены актуальные проблемы, затрудняющие реализацию каждого компонента. Показано, что некоммерческие организации крупного города на сегодняшний день не располагают необходимыми ресурсами для подготовки людей, готовых оказывать безвозмездную помощь нуждающимся, и тем самым не обеспечивают в полной мере организацию подготовки добровольцев, что негативно отражается на качестве социальных услуг, а также эффективности и скорости их предоставления.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, добровольчество, подготовка волонтеров, некоммерческие организации, социальные проблемы, крупный город, программы обучения волонтеров, безвозмездная социальная поддержка

Противоречивая природа крупного города требует повышенного внимания к социальным патологиям, многочисленным рискам, характерным как для населения в целом, так и для отдельных социальных групп. Именно в крупных городах происходит концентрация как традиционных социальных проблем (бедность, бездомность, безработица), так и принципиально новых, которые за сравнительно небольшие сроки получили достаточно широкое распространение (ВИЧ-инфекция, наркомания, терроризм и т. д.). Попытки государственных учреждений социальной защиты решить эти проблемы хотя бы частично, как правило, к желаемым результатам не приводят. Это обусловливает необходимость привлечения ресурсов гражданского общества. Одним из таких ресурсов является добровольчество (волонтерство).

Вместе с тем высокая численность населения в крупном городе предполагает наличие значительного количества людей, желающих оказывать помощь нуждающимся безвозмездно. Согласно данным Министерства физкультуры и спорта, на сегодняшний день в некоммерческих организациях Екатеринбурга действуют более 340 волонтерских отрядов, а количество волонтеров составляет около 100 тысяч человек1.

Под добровольчеством (волонтерством) традиционно понимают «общественно полезную деятельность (индивидуальную или коллективную), осуществляемую людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом»2. Посредством помощи волонтеров удается минимизировать многие социальные проблемы. Диапазон услуг, предоставляемых добровольцами, достаточно широк. Он варьируется от оказания разовой поддержки, например, доставки продуктовых пакетов, экстренной помощи людям, пострадавшим в трудной жизненной ситуации до систематической помощи, которая предполагает длительное взаимодействие с нуждающимися в помощи людьми (уход за больными и престарелыми, инвалидами и детьми и т. п.).

Поскольку волонтеры зачастую не являются профессионалами в области социальной работы и не обладают знаниями о психологических, социальных и иных особенностях той целевой группы, которой они оказывают помощь, возникает вопрос о необходимости их обучения и подготовки к добровольческой деятельности.

Более того, особенности деятельности некоторых учреждений социальной направленности не предполагают включение волонтеров в оказание непосредственной помощи людям без соответствующей подготовки. Например, в учреждениях системы здравоохранения зачастую требуется серьезная предварительная подготовка для включения добровольцев в процесс оказания непосредственной помощи пациентам, находящимся на лечении или реабилитации. Таким образом, в современных условиях актуальными становятся идеи организации подготовки добровольцев к волонтерской деятельности.

Организация их подготовки включает следующие компоненты: технологии привлечения и отбора волонтеров, обучающие программы и тренинги для добровольцев, а также систему мотивации волонтеров3.

Проблема подготовки добровольцев к волонтерской деятельности видится нам в двух аспектах. Первый связан с идеей повышения качества услуг, в том числе в социальной сфере. Как показывает практика, предварительное обучения волонтеров способствует тому, что они осуществляют свою деятельность более эффективно и безопасно как для себя, так и для клиентов. Второй аспект связан с тем, что человек, реализующий себя в волонтерской деятельности, руководствуется рядом мотивов, одним из которых является личное развитие – получение знаний, умений и навыков, приобретение компетенций и опыта. В связи с этим обучение добровольцев становится эффективным методом их мотивации и поощрения4.

Как свидетельствует обзор уровня разработанности проблемы, на сегодняшний день в научной литературе нет устоявшегося мнения исследователей о необходимости обучения людей, желающих реализовать собственный потенциал в добровольческой деятельности. Исключение составляют работы, касающиеся подготовки студентов, профессиональная деятельность которых будет ориентирована на социальную сферу5.

С целью осмысления вопроса о необходимости организации подготовки к волонтерской деятельности в марте 2014 года нами было проведено полуструктурированное интервью (общее количество респондентов составило 22 человека) с представителями нескольких волонтерских организаций различного уровня (от общероссийских до локальных). В выборку вошли волонтерские организации, действующие на территории г. Екатеринбурга.

Как показало наше исследование, популярность добровольческого движения в Екатеринбурге не очень высока, а значит и численность добровольцев, которые постоянно сотрудничают с волонтерскими центрами и НКО, достаточно низкая – примерно 10–15 человек. Это не может не сказываться на скорости и качестве предоставляемых услуг. Чаще всего причинами низкой популярности волонтерской деятельности в организациях является недостаточная информированность населения о деятельности организации и необходимой ей помощи. Варианты привлечения волонтеров в некоммерческие организации ограниченны, поскольку специалисты не владеют информацией о современных возможностях, позволяющих заинтересовать людей, желающих оказывать безвозмездную помощь. Преимущественными способами поиска волонтеров являются сайты организаций и страницы в социальных сетях, что позволяет привлекать молодое поколение, тогда как люди старшего возраста остаются за пределами информационного поля.

Проблема отбора персонала представителями добровольческих организаций практически не озвучивается, поскольку берут практически всех, кто выразил желание и предпринял попытку стать волонтером. Исключения составляют широкомасштабные государственные проекты (универсиады, олимпиады и другие), которые предполагают участие в мероприятиях на основе отбора по заданным критериям.

Необходимость в обучении добровольцев осознают как специалисты НКО, так и сами волонтеры. Вместе с тем комплексная система подготовки и обучения волонтеров существует только в одной организации. Специальная программа помогает людям приобрести навыки, необходимые для волонтерской работы в любой области: «Перед особо важными и крупными мероприятиями мы проходим тренинги, перед каждым мероприятием – дебрифинги. После проведения мероприятия мы также подводим итоги проделанной работы, чтобы выявить какие-то ошибки и попытаться избежать их в следующий раз» (волонтер НКО, 20 лет, студентка). Обучение волонтеров в данной организации проводится как в групповых, так и в индивидуальных формах. В качестве методов используются презентации, тренинги, дискуссии, ролевые игры, консультации специалистов. На некоторые занятия приглашаются ведущие специалисты не только региона, но и страны в целом. Преимущество отдается активным формам обучения.

Специалисты других волонтерских организаций признают, что им очень хотелось бы организовать обучающие занятия для добровольцев, однако в настоящий момент у них отсутствуют специалисты, и они вынуждены ограничиваться проведением еженедельных волонтерских собраний: «… пока наша организация не достигла таких масштабов, однако мы считаем в будущем это важным инструментом развития» (волонтер, 19 лет, студент). Для многих организаций проблемой является отсутствие свободного времени для работы с волонтерами.

Характеризуя систему мотивации волонтеров, специалисты НКО отмечают, что в каждой организации есть собственная система поощрения добровольцев. Так, в одной из некоммерческих организаций разработана уникальная для Екатеринбурга система мотивации волонтеров – «волобаллы». За участие в каждом проекте добровольцу начисляются электронные баллы, которые он может обменять на сувенирную продукцию данной организации. Широко распространенной практикой является проведение всевозможных мероприятий для добровольцев, вручение наиболее отличившимся волонтерам грамот, небольших подарков, а также премии «Волонтер года». Важным мотивационным стимулом является получение положительных рекомендаций для дальнейшей профессиональной или волонтерской деятельности.

В качестве перспектив развития добровольческого движения в Екатеринбурге специалистам видится налаживание сотрудничества между волонтерскими организациями для обмена опытом, а также разработка комплексной системы привлечения, обучения и мотивации волонтеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что волонтерские центры города Екатеринбурга не обеспечивают в полной мере организацию подготовки волонтеров и это негативно отражается на качестве социальных услуг, а также эффективности и скорости их предоставления. На сегодняшний день востребованными являются образовательные программы по подготовке волонтеров, которые могут включать знания об особенностях различных категорий населения и технологиях работы с ними, а также комплект практических занятий, позволяющих сформировать у добровольцев необходимые компетенции.

Литература:

1. Официальный сайт министерства физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области. [Электронный ресурс] URL: http://minsport.midural.ru/index.php/news/666 (дата обращения: 25.03.2015).
2. Варапаева И.А. Труд добровольцев в некоммерческих организациях // Социологические исследования. 2012. № 14. С. 12–17.
3. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учебно-методическое пособие. М., 2012.
4. Лукьянов В.А., Михайлова С.Р. Как организовать работу добровольцев в НКО. Ч. 1. СПб., 2012. С. 15.
5. Подготовка волонтеров в классическом университете / А.В. Бабичева, Л.В. Вандышева, К.О. Вартанян [и др.] / под общ. ред. Л.В. Вандышевой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. 168 с.