Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №5 (57) май 2015  Рубрика: Социологические науки

Критическая педагогика как основание гражданской ответственности

И.М. Зашихина, канд. филос. наук, доцент,
кафедра языков северных стран и международной научной коммуникации,
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
Статья посвящена вопросу философии образования в современном неолиберальном государстве. Теоретическую основу составляют положения критической теории и неомарксизма. Рассматриваются идеи критической педагогики, которая проблематизирует принятые в обществе культурные представления с целью восстановления справедливости для угнетенных масс. В статье освещаются взгляды известных современных представителей критического направления – Хенри Жиру и Питера МакЛарена. Представители критической педагогики предлагают вовлекать государственную сферу образования в осуществление кардинальных преобразований в жизни общества, поскольку видят в образовании основной инструмент воспроизводства общественных отношений. Последствия рыночного капитализма и глобализации: власть корпораций, прогрессирующее потребление, экологический кризис, обнищание народных масс – угнетают и дискриминируют человека. Школа и система образования в целом не только не дают человеку объективного знания и возможности исправить сложившуюся ситуацию, но и формируют в учениках покорность, навязывают общественную роль в структуре социального неравенства. Цель критической педагогики – создать условия обучения, в которых школа станет площадкой для социальной трансформации и эмансипации личности. Автор показывает актуальность идей критической педагогики на фоне сегодняшней реформы системы образования и предлагает сделать их частью современной методологии обучения.
Ключевые слова: критическая педагогика, система образования, социальная эмансипация, идеологический аппарат государства, воспроизводство общественных отношений, критическое мышление, гражданская грамотность

Для философии постмодерна характерным является интерес к идеям неомарксизма и критической теории. Важными среди этих идей являются сомнение в справедливости существующей реальности и очевидная изменчивость этой реальности, ее зависимость от культуры, истории и существующего контекста власти. Кроме этого, подчеркивается приоритетность практики перед теорией. Безусловно, знание должно подвергаться проверке жизненной практикой. Однако необходимо также отстраненное и объективное понимание знания. Основная миссия критической теории – проблематизация принятых в обществе культурных представлений с целью восстановления справедливости для угнетенных.

В конце 60-х годов ХХ века данные идеи послужили основанием для появления критической педагогики. Принципиальное ее отличие состоит в том, что она опирается на марксистское понимание природы социальных процессов. Общественная жизнь берется прежде всего в аспекте классовой борьбы. Основными понятиями для критической педагогики являются понятия неолиберализма и империализма (экономического и военного). Теоретическим фундаментом являются труды К. Маркса, А. Грамши, П. Фрейре. Кроме того, концептуальная основа критической педагогики строится на теории социальной справедливости и работах Дж. Дьюи, Дж. Ролза и Ю. Хабермаса.

Французский философ Луи Альтюссер в работе «Идеология и идеологические аппараты государства» заявил, что школа, хоть мы этого и не замечаем в повседневной жизни, на самом деле является важнейшим идеологическим аппаратом государства1. Образование является не средством адаптации человека к обществу, а основным инструментом воспроизводства (и производства) общественных отношений. Представители критической педагогики выражают озабоченность направлением развития современной цивилизации, при котором главным фактором являются интересы мирового капитализма. Последствия капитализма печальны: бедность, концентрация богатства в руках меньшинства, понижение уровня жизни большинства населения, обострение социальных проблем, экологическая катастрофа. Основной функцией государства в такой ситуации становится создание условий для прогрессирующего товаропотребления. Школа при этом, как проводник интересов государства, формирует «нужного человека» – слабого, не способного к принятию самостоятельных решений, программируемого исполнителя.

Ключевая для критической педагогики – работа бразильского философа и педагога Пауло Фрейре, вышедшая в свет в начале 1970-х годов (П. Фрейре. «Педагогика освобождения»2). В исследовании предлагается выход из плачевной ситуации, в которой оказались массы людей. На помощь следует призвать педагогику угнетенных или критическую педагогику*. Для нее характерны прежде всего два положения. 1. Угнетение существует. 2. Существует возможность изменить эту ситуацию. Отсюда – и две цели критической педагогики: во-первых, следует выяснить, в чем состоят причины угнетения; во-вторых, нужно изменить существующую ситуацию на субъективном (индивидуальном) уровне и на объективном, дабы избежать отчуждения (термин, как известно, принадлежит теории марксизма).

В работе «Педагогика угнетенных» П. Фрейре исследует феномен «банковского образования»**. «Банковская» метафора («Образование как практика освобождения», гл. 2) описывает преподавателя как вкладчика знаний, а учащиеся представляют собой депозитарии, хранилища этих знаний3. Тем самым философ указывает на пассивную позицию учащихся – слушающих, запоминающих, воспроизводящих. Чем больше учащиеся занимаются собиранием передаваемых им вкладов, тем меньше они развивают в себе критическое мышление. И чем глубже они воспринимают навязываемую им пассивную роль, тем более они склонны просто приспосабливаться к миру, каков он есть, и к тому фрагментарному взгляду на реальность, который им преподают. Таким образом, в «банковском» образовательном процессе не происходит акта познания и под видом «сохранения культуры и знания» мы имеем систему, которая не способствует достижению подлинного знания, подлинной культуры.

Последователи Пауло Фрейре и наиболее известные современные представители критической педагогики – американцы Питер МакЛарен и Хенри Жиру. Общей для них является озабоченность тем, что сегодня во всем мире происходит приватизация сферы общественных услуг и сокращение финансирования, направленного на поддержание благосостояния народных масс. Социальные гарантии, включающие право на жилье, образование, медицинское обслуживание, исчезают. Государство теряет контроль над финансовыми рынками – он переходит в руки транснациональных компаний. Одновременно государства и правительства утрачивают способность защищать интересы своих граждан.

Х. Жиру отмечает, что современная школа живет согласно логике рынка. В работе Cultures of Violence in the Age of Casino Capitalism Жиру заявляет, что политика современных США направлена на притупление сознания и отвлечение растущего поколения от общественных проблем4. Публичная сфера с ее институтами и ценностями воспевает оды индустрии развлечений и скрывает торжество культурной деградации. Капитализм казино обеспечивает зрелища и «смывает» историю, тем самым обеспечивая триумф формы над содержанием. Насилие становится институализированным в кино, искусстве, в компьютерном дизайне. Нормальным для такой ситуации становится состояние моральной, эмоциональной и интеллектуальной анестезии.

Непрекращающиеся в разных точках планеты массовые обстрелы, убийства детей в американских и европейских школах, проведение политики, увеличивающей количество бедных и бездомных, недостаток медицинского обслуживания – все это следствия государственной политики. Жиру заявляет, что сегодня люди озабочены не прогрессом, а каждодневной борьбой за выживание. Инфантильная маскулинность стала признаком времени. Агрессия же, провоцируемая культурой перестрелки, есть источник дохода для оборонной промышленности. Жиру констатирует, что те немногие общественные области, которые могли бы бросить вызов капитализму казино, как например университеты, впали в сомнамбулическое состояние и отошли в сторону, вместо того, чтобы продвигать идеи критического мышления. Они не стали колыбелью демократических идеалов, а превратились в единомышленников корпораций и национального государства. Более того, они стали частью педагогики репрессий и политики, уничтожающей идеалы демократии.

В работе «Жизнь в школах: введение в критическую педагогику» Питер МакЛарен утверждает, что задачей современной педагогики является создание такого образовательного пространства, которое способно воспринимать позитивные инициативы, направленные на внедрение в жизнь принципов социальной справедливости5. Инструмент для решения этой комплексной задачи – это язык критического анализа и интерпретации. Процесс обучения должен быть направлен на то, чтобы раскрыть взаимоотношения между трудом и капиталом, заложить основы борьбы с капиталистическим угнетением, показать порочную природу империализма, войны, капиталистической глобализации и политики, которая, прикрываясь интересами сохранения законности и порядка, стремится уничтожить остатки демократических свобод и узаконить насилие в отношении самых уязвимых слоев населения.

По мнению МакЛарена, до тех пор пока основой школы является производство рабочей силы, школа может стать оплотом сопротивления человека. Иначе говоря, рабочая сила находится во власти капитала только пока. Рабочие – как источник трудовой силы – могут разорвать связь между отчуждающим трудом и формой стоимости капитала. Главное – научить рабочий класс видеть, как стоимость их рабочей силы эксплуатируется капиталом, а также то, что инициатива рабочего класса может разрушить эту детерминанту и способствовать изменению классовых взаимоотношений, бросив вызов капиталу.

В мае 2013 отмечалась 45-я годовщина выхода в свет книги П. Фрейре Pedagogy of the Oppressed. На форуме под названием Askwith Forum, проходившем в Гарварде, обсуждались его книги и то влияние, которое работа Фрейре оказала на современное образование6 (https://www.youtube.com/watch?v=-SOw55BU7yg, обращение 10.03.14). В обсуждении принимали участие Ноам Чомский (Noam Chomsky), Говард Гарднер (Howard Gardner) и Бруно дел ла Чиеза (Bruno della Chiesa). Известнейшие ученые еще раз подтвердили исключительную ценность трудов бразильского исследователя. Теория критической педагогики, разработанная Фрейре, актуальна и сегодня.

Бруно делла Чиеза отмечает, что определение угнетенных сегодня ничем не отличается от того понимания, которое вкладывал в это слово Фрейре. Сегодня те, кто подвержен угнетению, изменились, однако структура угнетения осталась неизменной. Фрейре говорил об элите и низших слоях общества. На сегодняшний день можно сказать, что большинство из людей находятся в ситуации угнетения и одновременно сами являются угнетателями.

Система банковского образования, составляющая суть современной системы обучения, по словам Н. Чомского, является крайне обусловленной и в принципе порочной. Граждане сегодняшнего мира остро нуждаются в повышении уровня сознания, в навыках самостоятельного мышления. Нельзя сказать, что критическое мышление и рефлексия стали частью образовательных программ мировых учебных заведений. Это относится как к университету Гарварда, так и университетам стран Латинской Америки. Вопросы социального сопротивления в условиях современного неолиберализма и глобализма, возможно, изучаются как часть теоретического дискурса в университетских курсах. Однако практическое их осмысление и применение, как отметил Ноам Чомский, в современном контексте образования выглядит нерелевантным.

Критическая педагогика призывает к необходимости изменения такой ситуации и подчеркивает важную роль системы образования в этом вопросе. Школа должна стать площадкой для социальной трансформации и эмансипации. Принципы критического мышления, критической рефлексии, самостоятельного анализа необходимо сделать частью педагогической методологии и образовательной практики. Компетентностный подход, используемый в образовании сегодня, в некотором роде противоречит указанным принципам. Обучая конкретным компетенциям, отдельным операциям и ограниченному инструментарию, современная педагогика сужает рамки мыслительной деятельности учащихся. Общий кризис гуманитарного знания в целом, метод тестирования, широко популярный в современной школе, и формат Единого государственного экзамена в частности способствуют стиранию естественных человеческих потребностей оценивать, сопереживать, делать моральный выбор, сопротивляться несправедливости.

Представители критической педагогики берут на себя роль революционеров и бунтовщиков, открывая нелицеприятную правду жизни. Вряд ли образование должно проводить воинствующую политику сопротивления и неповиновения. Однако по меньшей мере странно в ХХI веке делать образование средством воспроизводства неравных и несправедливых общественных отношений. Согласно критической педагогике образование – это та сила, с помощью которой можно создать благоприятные жизненные условия для угнетенного и дискриминированного населения. Комплексное воспитание личности, развитие гражданской грамотности и ответственности, преодоление стереотипов должны входить в круг первоначальных задач современной школы и быть императивами образовательной политики в интересах здоровья общества.

* Фрейре во время написания своей книги еще не пользовался термином «критическая педагогика». Его возникновение приписывают Хенри Жиру. Сам Жиру говорит, что не знает точного времени возникновения термина «критическая педагогика». Он родился в беседах, участие в которых принимали многие приверженцы учения Фрейре, а также сам Фрейре.
** Ноам Чомский отмечает, что образ банковского образования, по сути, родился еще в древности. Выражаясь метафорически, цель такого образования – наполнить пустой сосуд знаниями.

Литература:

1. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) // Журнальный клуб Интелрос «Неприкосновенный запас». 2011. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/readroom/nz/neprikosnovennyjzapas-77-32011/10296-ideologiya-i-ideologicheskieapparaty-gosudarstva-zametki-dlya-issledovaniya.html (дата обращения 12.04.15).
2. Freire P. Pedagogy of the Oppressed. N-Y: Continuum International Publishing Group, 2000. 185 pp.
3. Там же. Р. 72.
4. Giroux H.A. Cultures of Violence in the Age of Casino Capitalism. [Электронный ресурс]. URL: http://www.truthdig.com/report/item/cultures_of_violence_in_the_age_of_casino_capitalism_20131219 (дата обращения 13.04.15)
5. МакЛарен П. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику. М.: Просвещение, 2007. С. 14–18.
6. Pedagogy of the Oppressed: Noam Chomsky, Howard Gardner, and Bruno della Chiesa Askwith Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-SOw55BU7yg (дата обращения 10.03.14).