Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №5 (57) май 2015  Рубрика: Социологические науки

Развитие представлений о ценности молодости в процессе исторического развития общества

Т.С. Вершинина, канд. филол. наук, доцент,
кафедра лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия
В статье анализируется трансформация представлений о ценности молодости с древнейших времен до наших дней. На материале легенд и мифов восточных и европейских культур проводится сопоставительный анализ представлений в разных культурах о молодом, способном к выполнению всех биопсихических и социокультурных функций, организме. Рассматриваются описания альтернативных форм сохранения молодости и поведения в поисках идентичности с институализированными эталонами. В статье приводятся статистические данные о мероприятиях, позволяющих человеку создавать для окружающих впечатление о нем как о молодом, активном, конкурентоспособном представителе общества; приводятся экономические и политические основания самосохранительного поведения, представлены противоречия между молодым поколением, стремящимся к успеху во всех сферах, и старшим поколением, не желающим уступать свои позиции и сохраняющим физическую и социальную активность. На материале научных исследований российских и зарубежных ученых по данной проблеме и дискурсивного анализа обосновывается трактовка здоровья в современном обществе как условия получения экономических и социальных благ. Ответственность за его состояние переносится на плечи индивида, который должен постоянно бороться за то, чтобы его тело соответствовало стандартам молодости. Стремление к молодости описывается как феномен современного пост индустриального общества, возникший вследствие обновления и преобразования основополагающих принципов социального бытия, изменений в убеждениях и формах взаимодействия индивида с миром.
Ключевые слова: ценность молодости, физическая активность, привлекательность, культура сохранения молодости, здоровье, социальные блага, ответственность индивида, телесность, дискурс, самосохранительное поведение

Человеческая жизнь как природный процесс подчиняется общим законам ее развертывания у всех организмов. На начальном этапе действуют программы формирования взрослого тела. Его становление обеспечивает воспроизводство следующего поколения. Затем начинается период постепенного ослабления жизненных сил организма, завершающийся смертью.

Человек является единственным существом, преобразующим окружающий природный мир с целью создания комфортных условий для своего существования. Он всегда стремится изменить основные законы жизни, создавая разные средства борьбы с болезнями, увеличивая общую продолжительность своей жизни и особенно того этапа, когда организм полон жизненных сил.

Во все времена люди пытались сохранить как можно дольше свою привлекательность и физическую активность. Борьба за молодость превратилось в особое социокультурное явление, требующее своего социологического анализа, поскольку в настоящее время используются огромные средства для проведения научных исследований с целью создания «рецепта вечной молодости», увеличивается количество людей, использующих разные методы борьбы со старостью. Создается особая культура сохранения молодости начиная с того возраста, когда она только наступает у отдельного индивида.

Для того чтобы понять особенности нынешнего состояния борьбы за тело, которое характеризуется как молодое, способное к выполнению всех его биопсихических и социокультурных функций, обратимся к истории. Так, в древнем Египте желание управлять временем выразилось в создании образа богини Ренпет, а стремление побороть смерть и тление отражено в культе Осириса1. В мифах Древней Индии прослеживается негативное отношение к старости («Старость бессильна, старость внушает жалость») и описываются возможности возвращения молодости2. Древние греки, культивируя образ здорового, физически крепкого молодого тела, создали и мужские и женские образы вечно молодых богов.

В мифологии описываются разные «методы» омоложения. Считалось, что воды, хранимые наядами, могут даровать молодость и бессмертие*; употребление в пищу омолаживающих продуктов, например амброзии, обеспечивало вечную юность. В Индии существовал миф об особом напитке богов «амрита», дарующем бессмертие. В культурах других народов также были мифы об особой роли воды в сохранении молодости3.

Славянская мифология отличается тем, что особая роль в обществе отводится молодым людям, молодоженам; сопутствующими предметами являются молодые деревья, молодые животные, в одежде у молодых девушек – орнаменты, которые «не встречались ни на детских, ни на старушечьих» рубахах4.

В Средние века молодыми людьми считались те, кому было меньше 30 лет. В этом возрасте человек наделен красотой, которая «заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью – приятной и вместе с тем внушительной»5. Христианство как господствующая религия обещает благочестивым бессмертие души, великолепное, совершенное в красоте и вечно молодое тело6, что на бессознательном уровне формировало отвращение к старости и желание как можно дольше оставаться молодым.

Промышленная революция и научно-технический прогресс привели к активизации поиска разных практических средств продления молодости с помощью исследований ученых. К. Чапек создает пьесу в жанре научной фантастики «Средство Макропулоса» (1922)7. М.А. Булгаков в несколько ироничной форме описывает опыты по омоложению в повести «Собачье сердце» (1925). У героев повести были прототипы: в 1920-е годы в прессе описывались опыты по восстановлению молодого организма, проводившиеся С.А. Вороновым, И.И. Ивановым, Э. Штейнахом и другими8.

На основе достижений генетики, биотехнологий и пластической хирургии с конца ХХ века стало меняться само представление о здоровье. Оно связывается не только с отсутствием болезней, но в первую очередь с сохранением видимой молодости. Многие люди стремятся скрыть истинный возраст, создавая с помощью различных методов состояние тела, которое свойственно молодым, поскольку быть старым, больным – немодно. Укрепление здоровья, представлявшее характеристику молодого организма, превращается в «достигаемую цель посредством целенаправленных усилий индивида»9.

Здоровье стало трактоваться как условие экономических и социальных благ, и ответственность за него возлагалась на индивида, который должен постоянно бороться за то, чтобы тело соответствовало стандартам молодости. Это привело к повышению значимости телесности, побуждая человека к ее преобразованию10. «Тело является объектом инвестиции, … оно существует как … непосредственно индексируемое в соответствии с кодом и нормами общества производства и регулируемого потребления»11. Осуждается то, что не вписывается в стандарт форм тела (слишком полные, слишком худые) или внешнего облика (морщины на лице). Это свидетельствует о возникновении нового представления о здоровье и корреляции такого представления с культом выглядящего молодым тела. «В качестве главных факторов … выступают физиологические и антропологические параметры внешнего облика»12.

При этом искусственное омоложение тела определяется не только появившимися в последнее время возможностями медицины. Экономическое и политическое основание навязывания здорового образа жизни в публичном дискурсе (реклама образцовых тел и биологических добавок, аппаратов и приспособлений для похудения и омоложения, не требующих больших физических и временны?х усилий со стороны претендента на желаемое тело) выявлены еще в 1970-е – 1980-е годы не только отдельными исследователями, но и Всемирной организацией здравоохранения13.

Современный дискурс по поводу желаемого здоровья заполонен неприглядными образами болезней, превращающих тела в старые, беспомощные, непривлекательные, которые можно современными технологиями исправить. Отсюда усиление ориентаций людей на реализацию норм самосохранительного поведения, направленного на восстановление тела, которое у них было в недавнем прошлом: молодого, подтянутого, без негативных внешних изменений. Для этого применяются разные методы здорового питания, исключаются вредные привычки, проводятся омолаживающие процедуры, регулярно посещаются спортивные клубы и т. п. Индивид из-за изменения внешнего облика опасается негативной оценки не только личностных, но и профессиональных качеств14. При этом к практике совершенствования тела обращаются как женщины, так и мужчины. Однако современные женщины в большей степени испытывают давление гендерных стереотипов и предписаний, что ведет к постоянной активной деятельности, направленной на заботу о своей внешности15.

Самым радикальным способом приведение ее в соответствие с образом молодого тела являются пластические операции. По данным, опубликованным Международным сообществом пластических хирургов (ISAPS), в 2009 году во всем мире было проведено 30 миллионов операций по коррекции внешности. В России такая статистика не ведется, однако по приблизительным данным, приведенным деловой газетой «Маркер» в августе 2010 года, в 2009 году было проведено 515 тысяч пластических операций, что составило 0,9% от общемирового числа операций в указанном году16. Из всей массы стремящихся «сделать» себя молодыми, около 91% – женщины; 36% пациентов – старше 50 лет, 43% – в возрасте 35–50, 21% – младше 35 лет.

Рост обращений к эстетической хирургии и косметологическим процедурам, по данным ASPS, в 2011 году – по сравнению с 1997 годом – составил почти 197%, в том числе количество пластических операций увеличилось на 73, а косметологических процедур – на 356%**. В 2013 году зафиксировано 23 миллиона обращений в учреждения, занимающиеся эстетической хирургией. Среди пациентов женщины составляют 87,2, а мужчины – 12,8%.

Стремление быть молодым определяется как возможностями современной медицины сделать человека внешне похожим на тех, кому до 30–35 лет, так и трансформациями в области политики и экономики. Если человек остается молодым, то следует повышать пенсионный возраст, позволять работать в качестве руководителей крупных корпораций и министерств людям, которым 70–75 и более лет, ограничивая тем самым возможности карьерного роста среднему и младшему поколениям. В результате такой политики в ближайшем будущем может возникнуть особый конфликт между действительно молодыми и теми, кто создает иллюзию сохранения способностей, которые дает молодость.

Не фиксируется внимание на том факте, что все усилия, направленные на создание с помощью операций и других методов внешне молодого тела, не ведут к тому, что одновременно восстанавливается прежнее состояние внутренних органов. Костно-мышечная система, скорость протекания психических процессов, активность мозга таких людей соответствует их биологическому возрасту. Лицом, фигурой они похожи на 35–40-летних, а походка, движения, реакции выдают, что им более 60 лет.

Фактически стремление быть молодым обеспечивает только реализацию мечты выглядеть в 55–60 лет на 10–15 лет моложе. Большего пока не удается достигнуть из-за происходящих внутри организма негативных изменений. Поэтому власть природы над человеком, пытающимся современными технологиями остановить действие ее законов, не отменяется. Однако желание продлить состояние молодости так, чтобы внешний облик соответствовал внутреннему ощущению ее сохранения, у людей будет только усиливаться, что неизбежно приведет к преобразованиям в системе взаимодействия представителей разных поколений в экономической, политической и духовной жизни, в организации семейных отношений и конкуренции на рынке труда.

* В «Сказании о Чьяване» Чьяван вместе с Ашвинами окунулся в озеро, так он вернул себе молодость.

** Впервые была приведена статистика обращений к эстетической хирургии.

Литература:

1. Цит. по: Бадж Э.А.У. Египетская религия: Представления египтян о загробной жизни / пер: Культурная ассоциация «Новый Акрополь». 2-е изд. М.: «Алетейа», 2000. С. 69.
2. Сказании о Яяти // Мифы древней Индии / Литературное изложение В.Г. Эрмана и Э.Н. Темкина. М.: Наука, 1975. С. 68. [Электронный ресурс]. URL: http://annales.info/india/small/mdi.htm (дата обращения: 15.12.2015).
3. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М.: «Индрик», 2003. 624 с.; Традиционная духовная культура славян / Современные исследования. С. 177.
4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1980. Размещение в сети 29.11.2007. [Электронный ресурс]. URL: http://rodon.org/rba/yads.htm (дата обращения: 17.01.2015).
5. Аристотель. Риторика / перевод Н. Платоновой // Античные риторики. М., 1978. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ritoriki.txt; Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века / пер. с франц. Е. Лебедевой. М.: «Текст», 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://ecdejavu.ru (дата обращения: 20.01.2015)
6. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века / пер. с франц. Е. Лебедевой. М.: «Текст», 2008. С. 38–39.
7. Чапек К. Предисловие / Чапек К. Средство Макропулоса. [Электронная версия]. URL:http://www.lib.ru/SOCFANT/CHAPEK/makropulos.txt (дата обращения: 15.01.2015).
8. Опыты по омоложению человека в начале ХХ столетия / Политическая гвардия. 15 февр. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.starguard.ru/archive/2014/01/ (дата обращения: 15.01.2015).
9. Гольман Е. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 4. С. 510.
10. Crawford R. Cultural Influences on Prevention and Emergence of a New Health Consciousness // N.D.Weinstein (ed.) Taking Care: Understanding and Encouraging Self-Protective Behavior. Cambridge: CambridgeUniversity Press, 1987.
11. Бодрийяр Ж. Общество потребления. [Электронный ресурс]. URL: http://knigosite.org/library/read/26581 (дата обращения 16.02.2015).
12. Погонцева Д.В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине / дисс… канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskie-osobennosti-predstavlenii-zhenshchin-okrasivoi-zhenshchine#ixzz3Rnf0Wcva (дата доступа: 15.01.2015).
13. Crawford R. Cultural Influences on Prevention and Emergence of a New Health Consciousness; WHO. Ottava Charter for Health Promotion.21 November. 1986. URL: http:// goo.gl/zNdQwe (accessed 15.01.2015); Kirk D., Colquhoun D. Haelthism and Physical Education // British Journal of Sociology of Education. 1989. № 10(4).
14. Skrabanek P. The Death of Humane Medicine and the Rise of Coercive Healthism. Suffolk: Social Affairs Unit, 1994.
15. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Государственное конструирование гендера в советском обществе // Журнал исследований социальной политики. 2003. № 4(2); Шилова Л.С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения // Социологические исследования. 2000. № 11; Moore S.E.H. Is the Healthy Body Gendered? Toward a Feminist Critique of the New Paradigm of Health // Body & Society. 2010. № 16(2); Kwan S Competing Motivational Discourses for Weight Loss: Means to Ends and the Nexus of Beauty and Health // Qualitative Health Research. 2009. № 19(9).
16. Черкудинова Д. В России ежегодно проводят полмиллиона пластических операций. 2010. 10 авг. [Электронный ресурс]. URL: http://marker.ru/news/1571 (дата обращения 14.01.2015).
Яндекс.Метрика