Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №3 (55) март 2015  Рубрика: Педагогические науки"

Технология контекстного обучения в подготовке социальных педагогов в вузе

О.С. Тоистева, канд. пед. наук, доцент,
кафедра психологии и социальной педагогики,
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
Статья посвящена исследованию технологизации педагогической деятельности в профессиональной подготовке социально-педагогических кадров. Автор анализирует точки зрения зарубежных и отечественных исследователей, занимающихся изучением проблем педагогических технологий, затрагивает некоторые аспекты современных социальных требований, предъявляемых как к будущему специалисту, так и образованию в целом. Автор подчеркивает социальную значимость социально-педагогической деятельности, не теряющей своей актуальности. Профессиональную подготовку социально-педагогических кадров в вузе автор рассматривает с позиции не только профессиональной, но и личностной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности как средству их самореализации, достижения социального и профессионального успеха. Автор рассматривает технологию контекстного обучения, которая имеет важное значение для многих учебно-профессиональных проблем, как адекватную целям подготовки социально-педагогических кадров в вузе, позволяющую осуществить погружение студентов в профессионально ориентированную деятельность, трансформировать их внешнюю цель – получение диплома во внутреннюю включенность в деятельность по решению конкретных профессиональных задач и проблем. На основе анализа научных работ по этому направлению раскрывает содержание контекстного обучения, выделяет технологические механизмы в подготовке будущих социальных педагогов к деятельности на основе технологии контекстного обучения.
Ключевые слова: педагогическая технология, контекстная технология, технология обучения, социальный педагог, профессиональная деятельность, семиотическая модель, имитационная модель, социальная модель, готовность студентов

Определяющей тенденцией развития образования на современном этапе, направляющей все многообразные парадигмальные поиски, образовательные реформы и педагогические инновации, охватившие мировое образовательное пространство на рубеже тысячелетий, является поворот к человеку, к личности обучающегося. Именно поэтому сегодня в мире образование рассматривается как социальный институт, который призван не столько обеспечивать общество социальными субъектами, отвечающими по своему «качеству» социальным потребностям, способными участвовать в социально-экономических процессах и выполнять различные социально необходимые функции, сколько создавать условия для их успешной социализации, социальной адаптации и самореализации.

Иными словами, образование, в полной мере отвечающее современным социальным требованиям, должно быть ориентировано в своих педагогических целях на интеграцию как социальных, так и индивидуальных аспектов личности и ее деятельности. С точки зрения профессионального образования это означает, что недостаточно подготовить человека к будущей профессиональной деятельности, вооружив его знаниями, умениями и компетенциями, которые позволят стать квалифицированным, компетентным и востребованным специалистом. Подготовка к профессиональной деятельности в системе образования должна быть наполнена и социально, и профессионально, и личностно значимыми смыслами, обеспечивая не только социальную мобильность и профессиональную компетентность выпускника, но в первую очередь формирование желания и готовности человека осуществлять эту деятельность, самореализовываться в ней.

Что же касается профессиональной подготовки социально-педагогических кадров, то в новой нормативно-образовательной ситуации, на наш взгляд, проблема практической подготовки студентов вуза к социально-педагогической деятельности, которая является одной из важнейших проблем социально-педагогического образования с самого момента его введения в стране, приобретает еще большую остроту. Учитывая значительное сокращение сроков подготовки (4 года бакалавриата по сравнению с 5-летним обучением по образовательным программам специалитета), может оказаться и так, что в дальнейшем, с окончательным переходом вузов на двухуровневую подготовку и отказом от специалитета, подготовка кадров для социально-педагогической деятельности – в любой ее содержательной трактовке – может существенно утратить свою практическую направленность.

Трудно представить, что меньше чем за два года профильной подготовки можно сформировать готовность студентов к практической социально-педагогической деятельности, включающей, как известно, множество специфических направлений работы с самыми разными категориями людей – детей и взрослых, имеющих разного рода проблемы.

Вместе с тем профессиональная социально-педагогическая деятельность выделилась как особая разновидность педагогической деятельности в ответ на объективные общественные потребности, и социальные прогнозы не дают оснований предполагать, что эти потребности будут исчерпаны в ближайшей и даже отдаленной перспективе. Могут меняться характер и острота тех или иных проблем социализации и социального развития детей, молодежи и взрослых людей, но сами проблемы будут оставаться и требовать их профессионального разрешения, объективно обусловливая необходимость социально-педагогической деятельности. Данные обстоятельства детерминируют сохранение и развитие социально-педагогического образования как содержательно-специфического феномена, независимо от конкретной формы его воплощения.

Очевидно, что для решения этой задачи с учетом новой нормативно-образовательной ситуации, как уже было отмечено выше, только традиционных подходов к подготовке социально-педагогических кадров в учреждениях профессионального образования недостаточно, что актуализирует поиски путей совершенствования социально-педагогического образования на основе применения более адекватных потребностям общества и личности образовательных технологий.

К наиболее известным авторам – исследователям современных педагогических технологий за рубежом – относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли, Т. Сакамото, С. Сполдинг, Ф. Янушкевич и другие. Они рассматривают педагогическую технологию как систематическую, целенаправленную, сознательно проектируемую деятельность, которая служит достижению цели с наименьшими затратами1.

Отечественная теория и практика применения технологического подхода к обучению отражена в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, П.Я. Гальперина, В.В. Гузеева, М.В. Кларина, Б.Т. Лихачева, В.М. Монахова, Г.К. Селевко, В.В. Серикова, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной, П.М. Эрдиева и других. При этом в отечественной педагогической литературе в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» наблюдаются существенные разночтения: одни исследователи рассматривают технологию как процесс, другие – как средство, третьи включают в ее состав педагогические условия, четвертые отождествляют ее с самой педагогической деятельностью.

Так, В. П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели2, Б.Т. Лихачев – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса3.

В целом в зарубежной и отечественной научной литературе на сегодняшний день предложено достаточно большое количество различных дефиниций педагогической технологии. С позиции нашего исследования мы согласимся с предложенным определением Н.Ф. Талызиной и будем рассматривать педагогическую технологию как наиболее рациональный способ достижения поставленных учебных целей4.

Выбор технологий обучения, на наш взгляд, адекватных целям подготовки социально-педагогических кадров в вузе, погружения студентов в профессионально ориентированную деятельность, как показал анализ различных образовательных технологий, которые используются сегодня в вузовской практике и достаточно хорошо разработаны, наиболее эффективно обеспечивается контекстной технологией.

Главное в этой технологии по А.А. Вербицкому – чтобы учение не замкнулось само на себе, а стало той формой личностной активности, которая обеспечивает становление необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности будущего специалиста5.

В применении контекстной технологии материал по изучаемой дисциплине является информацией, которую нужно усвоить, впитать. Но отличие контекстного обучения от традиционного подхода в том, что уже в этой поступающей информации видна будущая профессиональная деятельность. В этом случае теоретические знания приобретают для студента личностный смысл, просматриваются в логике будущего профессионального использования6.

А.А. Вербицкий рассматривает контекстное обучение как динамическое, ориентированное, последовательное, непрерывное, систематическое – весь этот набор элементов приближает студента к профессиональной деятельности. Вербицкий выделяет три обучающие модели, задающие три формы активности студента: семиотическую, имитационную и социальную7.

Модели семиотического типа развертывают предметную область социально-педагогической деятельности с помощью учебных форм, в рамках которых выполняются задачи и задания, не требующие личностного отношения к изучаемому материалу, ибо единицей активности студента является учебное действие.

С позиции имитационной модели знания, представленные в форме профессионально ориентированных задач, превращаются в смыслы, происходит личностное включение студентов в осваиваемую область социально-педагогической деятельности. Единицей работы студента становится действие, профессионально ориентированное на решение проблемы.

В социальных моделях учебные задания приобретают динамический характер, поступки будущего социального педагога становятся той единицей, по которой мы рассматриваем его профессиональную активность. Происходит трансформация личностных смыслов в социальные ценности.

Контекстное обучение – на основе объединения этих трех моделей и усиления их позитивных сторон – в полной мере обеспечивает предметное и социальное содержание, способствуя тем самым формированию профессиональной и социальной компетентности студентов.

Вышеизложенное позволяет выделить в технологии контекстного обучения такие формы деятельности студентов, как учебную, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную, а также технологические механизмы целостного погружения студентов в профессионально ориентированную на ее основе деятельность. Среди технологических механизмов можно выделить: а) представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и профессионально ориентированных задач; б) использование алгоритмов овладения студентами опытом социально-педагогической деятельности; в) подбор форм и методов обучения в зависимости от лидирующего вида деятельности студентов (учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной).

Таким образом, основной идеей контекстного обучения в вузе при подготовке будущих социальных педагогов является прежде всего реализация основных принципов: имитационного моделирования, согласования содержательной и профессиональной подготовки, постановки профессиональных задач, активности личности как студента, так и педагога. Принцип имитационного моделирования требует, чтобы предметное и социальное содержание профессиональной деятельности в ее освоении моделировалось с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств обучения. 

Литература:

1. Факторович А.А. Сущность педагогической технологии // Педагогика. 2008. № 2. С. 19–27.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1999. 464 с.
4. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщений // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 3–16.
5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
6. Педагогические технологии : учеб. пособие для студ. пед. специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушкина. Ростов н/Д: Март, 2002. 320 с.
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
Яндекс.Метрика