Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №3 (55) март 2015  Рубрика: Экономические науки

Стратегия инновационного развития ЕС до 2020 года

Е.Ю. Горбатенко, аспирант,
кафедра мировой экономики,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
г. Москва, Россия
В настоящее время проблема инновационного развития экономики приобретает все большую актуальность. Конкурентоспособность современной экономики определяется наличием благоприятного климата для инновационной политики, а также долей средств, выделяемых из общего ВВП на ее успешную реализацию. На сегодняшний день Евросоюз отстает от таких ведущих стран, реализующих инновационную политику, как США и Япония. В данной статье анализируется подход Евросоюза к внедрению инновационной политики с середины 80-х годов XX века с перспективой реализации новых инновационных задач до 2020 года. Будучи комплексным, интегрированным, блоком, ЕС ставит перед собой ряд задач по внедрению и реализации инновационной политики на разных уровнях управления: местном, региональном, наднациональном. С 2014 года реализуется восьмая программа под общим названием «Горизонт 2020», в ходе которой ЕС должен выйти на новый уровень управления инновационной политикой и достигнуть поставленных в рамках программы задач до 2020 года. В настоящей статье представлена современная стратегия развития ЕС, которая базируется на внедрении инноваций в различные сферы экономики на всех уровнях управления.
Ключевые слова: «Горизонт 2020», Евросоюз, Европа 2020, инновации, инновационная политика, инновационная экономика, НИОКР, перспективы ЕС

Сегодня мировая экономика все больше ориентируется на инновационное развитие, которое способствует формированию конкурентоспособной экономики отдельных стран и прогрессу мирового сообщества в целом. Одной из приоритетных задач Евросоюза, отстающего от США и Японии в сфере инновационных технологий, является внедрение инновационной стратегии развития и преобразование экономики по современному образцу до 2020 года.

Отставание ЕС от передовых стран, успешно реализующих инновационную политику, обусловлено рядом причин. Вопервых, неоднородностью самого региона в силу специфики экономики каждой из входящих в него стран. Во-вторых, несогласованностью национальных политик в сфере инноваций с наднациональными институтами и общеевропейским курсом. В-третьих, недостаточным стимулированием предпринимательской деятельности в сфере инновационных технологий.

Кроме того, ситуация по реализации политики инновационного развития осложняется постоянной динамикой ЕС по вектору расширения за счет присоединения новых стран, которые, в свою очередь, осложняют задачи европейских институтов по внедрению инновационной политики, так как последние расширения 2004 и 2007 годов охарактеризовались тем, что новые страны — члены ЕС имеют собственный негативный опыт научно-технического развития, оставшийся в частности от плановой экономики XX века.

Лиссабонский саммит ЕС 2000 года обозначил курс на формирование конкурентоспособной экономики путем внедрения инноваций. В 2002 году Совет Европы в рамках данного курса озвучил ряд задач по инновационному развитию: создание консолидированного европейского исследовательского пространства, увеличение спонсирования НИОКР и координация инновационной политики на всех уровнях регулирования. Все вышеперечисленные задачи необходимо реализовывать с корректировкой на постоянный прогресс интеграционного процесса — его интенсивное и экстенсивное расширение.

Еврокомиссия, в свою очередь, изложила свои предложения по реализации инновационной политики в документе под названием «Инновационная политика: современные подходы в контексте Лиссабонской стратегии». Данный документ содержит в себе основные приоритетные направления реализации инновационной политики на территории ЕС: формирование системы поощрений для рынков, развивающихся в рамках политики инновации: стимулирование инновационного бизнеса и формирование лояльности к нему со стороны государственного сектора; поддержка региональной политики, направленной на стимулирование инноваций.

Немаловажную роль в координации инновационной политики имеют анализ и оценка уровня инновационной деятельности стран — членов ЕС с выводом наиболее успешных примеров по реализации инновационной политики. Среди них различные источники, которые позволяют отследить основные тренды в сфере инноваций на территории ЕС (The Trend Chart on Innovation in Europe, The European Innovation Scoreboard и др.)1. На наш взгляд, оценочные и статистические институты, а также их информационные ресурсы играют большую роль в корректировке инновационной политики через подведение итогов деятельности стран — членов ЕС в сфере инноваций. Это позволяет, в свою очередь, определить перспективные задачи инновационного развития ЕС.

В течение последнего десятилетия в ЕС наблюдается формирование инновационной политики на трех уровнях: региональном, межрегиональном и наднациональном. Значимость регионального сотрудничества в сфере НИОКР и инноваций значительно возросла в последние годы, поскольку местные власти имеют большее представление о нуждах региона в сфере научно-технического и инновационного прогресса. К тому же ограниченность бюджета ЕС заставляет регионы выходить на мировой рынок в поисках венчурного капитала, что также имеет немаловажное значение для интеграции ЕС в мировой инновационный сектор. Региональная составляющая инновационной политики ЕС приобретает особое значение в распространении знаний, внедрении инноваций, подготовке высококвалифицированных научных кадров и в проведении фундаментальных научных исследований. Так, по мнению автора, очевидна необходимость эффективной реализации инновационной политики на базовом, региональном уровне таким образом, чтобы происходила корреляция с общей инновационной политикой ЕС.

Сглаживание различий на разных уровнях в сфере реализации инновационной политики отводится специальным наднациональным программам ЕС, таким как «Сеть инновационных регионов» (Forum of Innovation Regions), а также специальным центрам по распространению инноваций (Innovation Relay Centres). Основная роль данных программ — обмен опытом по разработке и внедрению инноваций, а также всевозможная поддержка инновационного предпринимательства, начиная с вопросов интеллектуальной собственности и заканчивая внедрением результатов НИОКР в бизнес.

Инновационная политика в ЕС, как и всякая другая политика в рамках интеграционной группировки, имеет системный характер. Так, были созданы специальные механизмы и специальные институты для регулирования сферы инноваций. Большинство стран Западной Европы учредили новые или реформировали старые институты, в ведомстве которых находились вопросы, связанные с инновационной деятельностью. Кроме того, правительствами отдельных стран на национальном уровне проводилась широкая пропаганда необходимости инноваций для дальнейшего экономического развития как регионов, так и Евросоюза в целом. Таким образом, вышеперечисленные меры способствовали вовлечению отдельных стран во всеобщий процесс внедрения инноваций, а также стимулировали распространение новой политики в соседние страны посредством демонстрационного эффекта успешной ее реализации.

Уже в конце 80-х годов страны Западной Европы стали задумываться над тем, чтобы создать благоприятный климат для формирования инновационной экономики через введение в практику «рамочных программ» (framework programmes) с четкими сроками реализации, представлены в таблице.

Современная стратегия развития Европейского Союза «Европа 2020» устанавливает пять основных приоритетных задач: повышение занятости населения, внедрение инноваций, улучшение качества образования, социальная интеграция и решение проблем, связанных с изменением климата и недостатком энергетических и других ресурсов.

Для исполнения поставленных задач с 1 января 2014 года началась реализация новой рамочной программы «Горизонт 2020», ядро которой составляют три основных приоритетных направления, а именно: генерирование передовых знаний для укрепления позиций Евросоюза среди ведущих научных держав мира; достижение индустриального лидерства и поддержка бизнеса, включая малые и средние предприятия и инновации; решение социальных проблем в ответ на вызовы современности, определенные в стратегии «Европа 2020», – с помощью исполнения всех стадий инновационной цепочки от получения результатов исследований до их коммерциализации и вывода на рынок. При этом принимаются во внимание не только технологические, но и социальные инновации. Еще одним, четвертым, компонентом является программа неядерных исследований Объединенного научно-исследовательского центра3.

Кроме того, для поддержки отстающих экономик и регионов Европы около 86 млрд. евро будет предоставлено фондами европейской программы выравнивания или около 25% всех средств структурных фондов. В общем бюджете ЕС доля расходов на исследования и инновации также возрастет до 8,5% в 2020 году по сравнению с 6,7% в 2013-м4.

Таким образом, инновационный союз направлен на улучшение доступа к источникам финансирования исследований и разработок в Европе. «Горизонт 2020» позволит приблизить научные открытия к потребностям рынка в инновационной продукции, а также будет способствовать поиску ответов на глобальные вызовы. ЕС постепенно преодолевает неблагоприятные условия, препятствующие частному сектору инвестировать в исследования, разработки и инновации, с помощью создания реально действующего Европейского исследовательского пространства, призванного решать социальные проблемы, обозначенные в стратегии «Европа 2020»5.

В общем и целом можно заключить, что Евросоюз заинтересован в своем инновационном развитии и видит в нем основной курс на преобразование экономики. В эпоху научно-технического прогресса и информатизации укрепление ЕС на мировом рынке возможно лишь через поддержание и внедрение инновационной политики. Главной целью ЕС в настоящее время является создание благоприятной среды для внедрения нововведений в различные сферы экономики. Конкурентоспособность экономики ЕС на мировой арене в XXI веке зависит от степени успешности реализации инновационной политики на всех уровнях управления — местном, региональном и наднациональном. При условии успешного внедрения и реализации инновационной политики ЕС может прийти в ближайшем будущем к своей конечной цели в этом вопросе — созданию единого общеевропейского инновационного пространства с гибкой структурой управления и координации. 

Литература:

1. Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики ЕС. [Электронный ресурс]. URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/12_4_03.htm (дата обращения 01.02.2015).
2. Борисов В.В., Соколов Д.В. Инновационная политика: европейский опыт. М.: Языки славянской культуры, 2012. 128 с.
3. European Commission Joint Research Centre [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/dgs/jrc/index.cfm (дата обращения 26.01.2015).
4. Горбатенко Е.Ю. Глобальное научно-технологическое и инновационное развитие Европейского союза в рамках программы «Горизонт 2020». М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013.
5. Пикалова А.Г., Проскурякова Л.Н., Зайцев Ю.К. Направления политики ЕС в сфере науки, технологий и инноваций. Создание Инновационного союза. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2012/01/30/1264154381/Горизонт_2020.pdf (дата обращения 02.02.2015).