Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №3 (55) март 2015  Рубрика: Гость номера

«К сожалению, в бывших советских республиках уже не одно, а целых два поколения выросли в условиях агрессивной антироссийской пропаганды»

Для Российского государства, исторически сложившегося как многонациональное, взаимоотношения населяющих его народов всегда были значимым фактором внутренней и внешней политики. В постсоветский период проблемы межнациональных отношений приобрели особую остроту. Неотложное решение этих проблем стало важнейшим условием существования и целостности Российской Федерации и будущего ее народов – считает сегодняшний гость журнала «Дискуссия», доктор философских наук, профессор Николай Целищев. Николай Николаевич – видный ученый, более 50 лет посвятил работе в системе высшей школы. Недавно он отметил 85-летний юбилей. Его путь в науку был непростым – родился в многодетной семье, его отец-фронтовик работал обычным столяром в Свердловском юридическом институте. Окончив школу, Н.Н. Целищев уехал в Москву и поступил в МГИМО, где получил образование по истории международных отношений и внешней политике СССР, международному и государственному праву СССР, международным экономическим отношениям, истории отечественной и зарубежной литературы. После окончания института работал по распределению в Киргизии, затем в Свердловском обществе «Знание» руководителем лекторской группы обкома КПСС, проректором по учебной и научной работе в Высшей партийной школе, проректором Уральского госуниверситета имени А.М. Горького – директором Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей общественных наук. Одним из основных направлений исследований Н.Н. Целищева были межнациональные отношения. Мы попросили Николая Николаевича высказать свое мнение по поводу самых острых современных проблем в этой сфере.
Ключевые слова: Россия, США, СССР, Крым, Украина, Донецкая и Луганская республики, Арктика, международные и межэтнические отношения, внешняя политика, этнополитология, русофобия, Великая Отечественная война, право народов на самоопределение, федерализм

Николай Николаевич ЦЕЛИЩЕВ,

доктор философских наук, профессор, академик Академии политической науки.

Образование и опыт работы

Выпускник Московского государственного института международных отношений (МГИМО МИД СССР).
После окончания института занимался общественной, партийной и научно-преподавательской деятельностью.
С 1981 года более 30 лет был проректором Уральского государственного университета им. А.М. Горького – директором Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей общественных наук.
В настоящее время Н.Н. Целищев – советник ректора Уральского государственного аграрного университета, профессор кафедры управления и права, руководитель Межвузовского центра по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования.

Сфера научных интересов

Профессор Н.Н. Целищев активно занимается преподавательской и научной деятельностью. Им опубликовано свыше 300 научных работ, в том числе 18 монографий, 19 учебников и учебно-методических пособий по вопросам идеологии и политики, международных и национальных отношений. В последние годы вышли в свет учебники по политологии, изданные им в соавторстве в Москве, Екатеринбурге, Перми: «Этнополитология» – учебно-методический комплекс в трех частях, монографии «Национальные отношения в России и мире», «Содружество, устремленное в будущее», «Язык и этнополитика», «Духовные скрепы российского народа», «Русский язык и литература в истории России».

Награды

Профессор Н.Н. Целищев награжден орденом «Знак Почета», является заслуженным работником высшей школы Российской Федерации, ветераном Великой Отечественной войны (тружеником тыла) и ветераном труда.

Для Российского государства, исторически сложившегося как многонациональное, взаимоотношения населяющих его народов всегда были значимым фактором внутренней и внешней политики. В постсоветский период проблемы межнациональных отношений приобрели особую остроту. Неотложное решение этих проблем стало важнейшим условием существования и целостности Российской Федерации и будущего ее народов – считает сегодняшний гость журнала «Дискуссия», доктор философских наук, профессор, академик Академии политической науки Николай ЦЕЛИЩЕВ.

– Николай Николаевич, Вы видный ученый, доктор философских наук, более 50 лет работали в системе высшей школы. Недавно Вы отметили большой юбилей – 85-летие. Расскажите нашим читателям о Вашем пути в науку и в науке.

– Я родился в Кировской области, но через несколько лет после моего рождения семья переехала в Свердловск, который стал для меня родным городом. Отец, Николай Яковлевич Целищев, перед войной работал столяром в Свердловском юридическом институте. Он был мастером на все руки. После работы «вечеровал», а не «халтурил», как это сейчас называют. Изготовлял для преподавателей мебель, стеклил окна, вставлял замки. Он вынужден был это делать, чтобы прокормить большую семью: нас, детей, было шестеро. Естественно, отца знали все профессора, знали они и меня, так как я часто заходил вечером после школы к отцу в мастерскую. Никогда не забуду известного в стране и мире специалиста по гражданскому праву, профессора Бориса Борисовича Черепахина, который приглашал меня, школьника, в свою богатую библиотеку, в ней я брал на дом книги: художественную и историческую литературу.

После ухода отца на фронт все заботы легли на плечи мамы, Марии Ефремовны Целищевой. Хочу отметить сегодня, в канун 70-летия со дня Великой Победы, что в годы войны государство помогало семьям фронтовиков и многодетным: нам выделили участок вспаханной земли для посадки картофеля, выдавали бесплатные талоны на обед в прикрепленную столовую. Отец воевал пулеметчиком. Был тяжело ранен под Выборгом. Вернулся домой из госпиталя инвалидом второй группы. Награжден орденами и медалями. Продолжал работать столяром до самой смерти в феврале 1960 года. Мама после войны получила орден «Мать-героиня»: в семье появилось еще двое детей.

Многие профессора приглашали меня после окончания школы поступать в Свердловский юридический институт, однако я выбрал другой вуз – уехал в Москву и поступил в МГИМО. Я сдавал один экзамен – по немецкому языку, так как школу окончил с серебряной медалью.

В те времена отношения между людьми были проще. Я, сын столяра, приехав в незнакомую Москву сдавать экзамен, неделю жил в комнате общежития Академии общественных наук при ЦК КПСС, где в то время находился в аспирантуре ректор Свердловского юридического института Дмитрий Николаевич Исупов.

В институте я получил всестороннее образование по истории международных отношений и внешней политике СССР, международному и государственному праву СССР, международным экономическим отношениям, истории отечественной и зарубежной литературы и другим общественным и гуманитарным наукам. Изучал немецкий и английский языки. Защитил на «отлично» дипломную работу на тему «Юридическая природа оккупации Германии и проблема суверенитета». Лекции читали выдающиеся ученые: академик Юрий Павлович Францев – ректор института, известный историк; академик Евгений Викторович Тарле – автор многих монографий, среди них – «Наполеон», «Талейран»; профессора Сергей Борисович Крылов, Всеволод Николаевич Дурденевский, принимавшие участие в разработке Устава Организации Объединенных Наций, и другие.

После окончания института – работа по распределению в Киргизии, затем в Свердловске в обществе «Знание», руководителем лекторской группы обкома КПСС, проректором по учебной и научной работе в Высшей партийной школе, проректором Уральского государственного университета имени А.М. Горького – директором Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей общественных наук, сейчас я советник ректора Уральского государственного аграрного университета, профессор кафедры управления и права, директор Межвузовского центра по проблемам гуманитарного и социально-экономического образования (на общественных началах). Таким образом, вся жизнь моя связана с наукой, при этом основными направлениями моих научных исследований являются национальные и международные отношения, проблемы идеологии и политики.

Занимаясь общественными науками, я всегда стремился находить практическое применение научным исследованиям. Так, будучи руководителем лекторской группы обкома КПСС, организовал в Доме политического просвещения обкома партии постоянно действующий семинар преподавателей общественных наук, на котором выступали партийные и советские руководители области, крупные ученые, работали секции обществоведов.

Во всех горкомах и райкомах партии области были организованы лекторские группы. После партийных съездов и пленумов ЦК КПСС во все города и районы области направлялись обществоведы для разъяснения трудящимся партийных решений. Главное – была создана система воспитательной работы. Неслучайно наш опыт получил отражение в журнале «Партийная жизнь» – органе ЦК КПСС, в котором была опубликована моя статья: «Лекторская группа обкома КПСС». Мои статьи публиковались также в журналах «Знание – народу», «Вопросы истории КПСС», «Вопросы философии» и других.

Параллельно с организаторской работой я подготовил и защитил кандидатскую (1963) и докторскую (1976) диссертации.

Если кратко подвести итоги научной деятельности, мною опубликовано свыше 300 научных работ, в том числе 18 монографий, 19 учебников и учебно-методических пособий по вопросам национальных и международных отношений, идеологии и политики. В последние годы вышли в свет учебники по политологии, изданные в соавторстве в Москве, Екатеринбурге, Перми; «Этнополитология» – учебно-методический комплекс в трех частях; монографии «Этнонациональные отношения в России и мире», «Содружество, устремленное в будущее», «Язык и этнополитика», «Русский язык и литература в истории России», «Духовные скрепы российского народа», «Язык и этнос» (издано в Германии).

– Одним из основным направлений Ваших исследований, как Вы только что сказали, были национальные отношения. Интересно, может ли когда-нибудь случиться так, что межэтнические конфликты уйдут в прошлое и люди будут жить мирно, подобрососедски?

– На земле живет 3–4 тысячи наций и народностей, люди говорят на разных языках. Ученые насчитывают до 7 тысяч языков и наречий. Издревле представители разных племен и народов враждовали между собой: они бились за лучшие места охоты, проживания. После первобытного коммунизма (согласно марксистскому учению) наступил период рабовладельческого строя, затем феодальный, капиталистический… Однако с развитием цивилизации войны не прекращались. Теперь они велись уже за рабов, дешевую рабочую силу, территории, колонии, источники сырья, рынки сбыта. В ХХ веке войны стали мировыми: Первая мировая война и Вторая мировая война, приведшие к колоссальным людским жертвам и разрушениям. Так, во Второй мировой войне с 1939 по 1945 годы участвовали 64 государства с населением 1,7 млрд. человек. Погибло более 50 миллионов. Самые значительные потери пришлись на долю Советского Союза (27 млн. человек), который внес решающий вклад в спасение народов Европы от фашизма. Прошло 70 лет после этой самой кровавой войны, но постоянно ведутся локальные войны, инспирируемые в основном Соединенными Штатами Америки с целью установления своей гегемонии на планете. Наряду с этим усиливаются угрозы со стороны международного терроризма, исламского экстремизма. В центре Европы второй год идет гражданская война Киевской националистической бандеровской власти против Донецкой и Луганской народных республик, которые выступают за самоопределение, за право говорить на русском языке.

Некоторые надежды на мирное урегулирование на Украине дают прошедшие 11–12 февраля в Минске переговоры лидеров четырех государств – России, Украины, Германии и Франции. В целом логика развития человечества в условиях классового антагонизма приводит к выводу, что окончательный мир наступит только в случае победы нового, социалистического строя в основных государствах планеты.

– Повлияли ли этнические конфликты на развал СССР? Каковы вообще были причины распада?

– В конце XX – начале XXI века национальный вопрос в мире, особенно в нашей стране и в Восточной Европе, приобрел исключительно острый характер. Это выразилось прежде всего в распаде Советского Союза, Югославии, мирового социалистического содружества, в резком обострении межнациональных конфликтов. Можно с полной определенностью сказать, что в этом регионе мира национальный вопрос выдвинулся на первый план, и от его решения зависит судьба многих государств и народов.

Рассматривая перспективы дальнейшего развития России и других независимых государств, возникших на территории Советского Союза, необходимо подчеркнуть несправедливость огульного очернения всего положительного, что было достигнуто в сфере национальных отношений за период советской власти. Решение национального вопроса в СССР имеет историческое значение. Достаточно сказать, что в 1913–1987 годах уровень промышленного производства вырос в РСФСР в 206 раз, в Казахстане — в 318, в Молдавии — в 419, в Армении — в 576 раз.

Наряду с экономикой успешно развивалась национальная культура, в республиках была ликвидирована неграмотность, возникла национальная интеллигенция. За годы советской власти новая письменность была создана для 52 языков, ранее ее не имевших. На 77 языках создавались литературные произведения, на 52 языках проводилось обучение в школах, на 67 языках велись передачи по радио и телевидению.

В развитии культуры, науки и техники в национальных республиках большую роль сыграл русский язык как язык межнационального общения. Так, в Киргизии 70 процентов научных и технических терминов пришли в киргизский язык из русского языка.

Известный поэт, представитель народа манси, лауреат Государственной премии РСФСР им. А.М. Горького Юван Николаевич Шесталов писал, что его первая книга вышла сначала на мансийском языке, на котором говорят всего 7 тысяч человек, а затем на русском. «А сегодня тираж моих книг только на русском языке – более семи миллионов. С тех пор я думаю и пишу на двух языках. Для меня они как два крыла».

В Свердловской области, многонациональной по своему составу (в области проживают представители более 160 национальностей), до войны для татаро-башкирского населения издавалась областная газета «Социализм юлы» («Путь социализма»), работали национальный театр и библиотека. Действовало татарское педагогическое училище, готовившее учительские кадры для школ. В 50–60-е годы внештатные лекторы читали лекции на татарском, башкирском и марийском языках в местах компактного проживания данных национальностей, в частности в Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах.

Отмечая то положительное, что было сделано в сфере национальных отношений в советский период, в то же время следует назвать объективные и субъективные причины, которые вызвали резкое обострение межнациональных противоречий и конфликтов, способствовали распаду многонационального советского государства.

Во-первых, в 70–80-е годы ХХ века нашу страну поразил глубокий социально-экономический кризис, проявившийся в спаде промышленного и сельскохозяйственного производства, в снижении уровня жизни населения.

Во-вторых, сверхцентрализм, осуществляемый центральным бюрократическим аппаратом, игнорирование им интересов народов СССР, породили недовольство многих наций.

В-третьих, огромный ущерб дружбе наций нанесла политика депортации народов. По данным на октябрь 1946 года, на спецпоселении в Казахстане и Средней Азии, в Сибири и на Урале находилось 2 463 940 человек, среди них чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, калмыки, крымские татары, немцы.

В-четвертых, национальной розни способствовали низкий уровень политической культуры и сознания людей, феодально-байские пережитки в ряде республик.

В-пятых, зарубежная антисоветская пропаганда, направленная на разжигание межнациональной вражды.

Я здесь должен сделать такой вывод, что эта, по сути дела, вражда объясняется скорее не идеологическими противоречиями, а геополитическими причинами. Ибо всегда Запад завидовал России – ее огромным просторам и богатствам. Сейчас, особенно в связи с Арктикой и Крымом это противостояние усилилось.

Что интересно: мы никогда не развивались на Запад, мы развивались на Восток. Осваивали Сибирь, Дальний Восток. Но основное наше отличие от западных колонизаторов в том, что русские не истребляли местные племена. За все годы существования и России, и Советского Союза ни один этнос у нас не исчез.

Сейчас некоторые политики на Западе заявляют, что мы должны делиться своими богатствами. У них население растет, а территория в большинстве государств небольшая, природных ресурсов в той же Европе крайне мало. Они у нас всегда покупали сырье и продовольствие. Даже сейчас, когда введены санкции, газ они продолжают покупать.

Позиция Запада по отношению к России известна давно. Еще Пушкин в одной из своих статей писал: когда нас Европа обвиняет в том, что в средние века наша литература была менее развита, чем у них, они забывают, что Россия была тем щитом, который предотвратил проникновение туда монгольских орд. Монголы побоялись идти дальше в Европу, чувствуя за спиной Россию. К этому своему выводу Пушкин добавляет: впрочем, Европа по отношению к России, была столь же невежественной, сколь и неблагодарной.

По сути дела, сейчас мы видим то же самое, когда хотят принизить нашу победу в Великой Отечественной войне. К 70-летию со дня Победы мы в Аграрном университете готовим международную конференцию, издадим коллективную монографию, посвященную Великой Победе.

– Чем вызваны вспышки русофобии, которые мы наблюдаем в бывших республиках СССР?

– Может быть, есть некая наша ошибка в том, что мы не придавали особого значения той коварной работе, которую Запад и США проводили на Украине, в Молдавии, Грузии, в прибалтийских республиках бывшего СССР. Уже не одно, а целых два поколения выросли в условиях антироссийской пропаганды.

За годы своей жизни я побывал во многих странах Западной Европы и в США и видел, что все блага цивилизации там принадлежат только богатым. Так, в благополучной Австрии одна из главных торговых улиц Вены называется «Марияхильферштрассе», что означает «Помоги, Мария». Улица была названа в честь построенной здесь церкви под таким же названием. Но сейчас жители Вены по иному трактуют наименование улицы: «Помоги, Мария, потому, что цены в магазинах очень высокие, а на улице много нищих, которые просят милостыню».

В Париже на непрестижных, низкооплачиваемых работах заняты мигранты, выходцы из Алжира и других стран Магриба, бывших североафриканских колоний Франции. Мигранты проживают скученно, по несколько десятков человек в одном помещении. Не случайно, что в стране часты случаи уличных выступлений и настоящих боев мигрантов с полицией. В самом большом и богатом городе США Нью-Йорке мне приходилось видеть в холодную погоду бездомных, спящих на вентиляционных решетках метро, негров, или как их теперь называют афроамериканцев, обследующих мусорные баки.

В странах Запада теперь заново переписываются учебники истории. Россия изображается колонизатором, насильственным методом покорившая нерусские народы. Утверждается, что победу над гитлеровской Германией одержали США и Англия, а не СССР. Советские солдаты объявляются оккупантами и насильниками.

Кроме того, выпячиваются, абсолютизируются недостатки и просчеты в национальной политике советского руководства. Особенно усердствуют в подобных фальсификациях украинские политики и чиновники. Так, в подготовленном Министерством образования и науки Украины циркуляре «О значении 70-летия изгнания нацистских оккупантов с Украины», в учебниках и на уроках истории предлагается использовать вместо словосочетания «Великая Отечественная война» – «Вторая мировая война», отмечать не 70-летие со дня Великой Победы, а «70-летие завершения войны в Европе» или «Дни памяти и примирения». По мнению авторов циркуляра, фашистскую Германию победил не Советский Союз, а антигитлеровская коалиция, которой помогали бандеровцы из ОУН-УПА.

– Каковы основные черты современной российской национальной политики?

– Основные черты современной российской национальной политики определены в Конституции Российской Федерации, в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Основные черты (принципы) государственной национальной политики можно сформулировать следующим образом.

1. Право наций на самоопределение.

Под правом на самоопределение понимается право, в силу которого все народы свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, национальное и культурное развитие.

Право наций на самоопределение имеет универсальный характер. Оно принадлежит как нации, так и народу. В то же время право на самоопределение не распространяется в полном объеме на национальные, религиозные, языковые меньшинства.

Право меньшинств на защиту ограничивается сферой культурной самобытности в отличие от права на самоопределение, которое предоставляет нациям возможность свободно устанавливать свои отношения с другими народами, с государствами, в которых они проживают, свободно выбирать формы собственной политической самоорганизации, конечно, в рамках международного и национального законодательства.

Право народов на самоопределение означает их право на одностороннее создание собственных государств и является преобладающим над принципом территориальной целостности суверенных государств в двух случаях.

Во-первых, этим правом обладают народы зависимых территорий, находящиеся под опекой. На государства, несущие ответственность за управление зависимыми территориями, налагается обязанность обеспечить народам этих территорий возможность самоопределения. Однако народы зависимых территорий, самоопределяясь, могут избрать не только вариант создания суверенного государства, но и иные способы политической самоорганизации (вхождение в состав суверенных государств, объединение с ними и т. д.).

Во-вторых, право на государственное обособление приобретают те народы, проживающие в суверенных государствах, которые подвергаются сознательной дискриминации правительствами этих государств, осуществляющими политику геноцида.

Так случилось на Кавказе в августе 2008 года, когда народы Южной Осетии и Абхазии провозгласили независимость от Грузии, президент которой Саакашвили избрал политику геноцида для Южной Осетии. Грузинские войска полностью разрушили столицу Южной Осетии город Цхинвал, более тысячи мирных жителей были убиты, десятки тысяч бежали в Северную Осетию. Та же участь грозила и Абхазии. Надо сказать, что это была не первая попытка грузинских властей. Еще в 1991 году бывший в то время президентом Грузии Гамсахурдия с призывом «Грузия для грузин!» приказал штурмовать Цхинвал и столицу Абхазии Сухум. Итог агрессии – тысячи убитых абхазов и осетин, мирных жителей, десятки тысяч беженцев, разрушенные города и села. Россия предотвратила истребление абхазского и осетинского народов, признала Южную Осетию и Абхазию самостоятельными государствами и заключила с ними договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Ныне народ Юго-Востока Украины, Донецкая и Луганская народные республики борются против киевской националистической власти за осуществление своего права на самоопределение.

2. Федерализм.

Россия – наднациональная федерация. В нее входят наряду с обычными государственными территориальными образованиями национальные субъекты Федерации. В составе Российской Федерации находятся 85 субъектов: 22 республики; 9 краев; 46 областей: 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь; 4 автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский – Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Еврейская автономная область.

Для федерации характерны двойное гражданство, наличие двухпалатного парламента, разделение полномочий между центральной властью и входящими в нее государственными образованиями, у которых вместе с тем отсутствует право сецессии, то есть одностороннего выхода из федерации.

В России конституционно-правовые механизмы регулирования федеративных отношений, гарантирующие целостность Федерации, включают в себя:

1) конституционные гарантии стабильности федеративного устройства государства;

2) механизмы конституционно-правового регулирования, соответствия конституций субъектов Федерации федеральной Конституции;

3) конституционный контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральной Конституции и федеральным законам;

4) конституционно-правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и субъектами Федерации;

5) федеральный контроль за функционированием исполнительной вертикали;

6) принудительное (в случае необходимости) федеральное вмешательство в дела субъектов Федерации – введение чрезвычайного положения на территории субъекта Федерации или его части, президентское правление, приостановление собственного управления субъекта Федерации.

В последние годы, наряду с конституционными субъектами Российской Федерации, указами Президента создано 8 федеральных округов: Центральный (центр – Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск) и Северо-Кавказский (Пятигорск). Это сделано в целях повышения уровня управляемости страной, развития экономики, решения экономических и социальных проблем в ряде регионов страны.

В связи с этим, на мой взгляд, назрела необходимость внести в действующую Конституцию РФ (в главу 3 – «Федеративное устройство») статью, посвященную федеральным округам, обозначив их основные задачи и функции, что повысит значение этих органов в целом в жизни страны.

3. В качестве одной из важных форм реализации прав и свобод граждан, национально-культурного самоопределения народов с учетом разрозненного проживания закон называет национально-культурную автономию.

Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституцией РФ, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики. В РФ зарегистрированы 15 федеральных национально-культурных автономий, более 300 региональных и местных национально-культурных автономий и свыше тысячи других национальных общественных организаций.

Государство гарантирует право национальным автономиям на сохранение и развитие национальной культуры, в том числе создание негосударственных (общественных) культурных центров, театров, музеев, библиотек, клубов, организацию творческих союзов, коллективов профессионального и самодеятельного искусства, проведение фестивалей, смотров, конкурсов, учреждение организаций, занимающихся художественными народными промыслами и ремеслами, издание произведений литературы на национальных (родных) языках.

Своеобразие России заключается не только в факте многочисленности самобытных российских народов, но и в том, что целый ряд из них компактно проживают в местах своего традиционного расселения, считая их собственной национальной территорией. Названное обстоятельство предопределяет стремление данных народов к обретению форм собственной внутрироссийской государственности или национально-административного самоуправления. К формам национально-административного самоуправления относятся национальные районы, села, поселки, общины коренных малочисленных народов, другие подобные образования. Однако они пока еще не получили широкого распространения.

4. Государственная поддержка соотечественников за рубежом.

Такая поддержка необходима прежде всего этническим россиянам, проживающим в странах СНГ и Балтии. На этом направлении государство ставит перед собой задачу создания с помощью межгосударственных договоренностей условий для свободы передвижения людей, гуманитарных контактов, гарантирования прав собственности этнических россиян, их прав в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Надо иметь в виду, что такая цивилизованная помощь соотечественникам, проживающим за рубежом, в деле их самоорганизации, повышения национального самочувствия и социального статуса расширяет возможности государства для политического маневра на международной арене. Так, Россия оказывает огромную гуманитарную помощь народу Юго-Востока Украины.

5. Развитие русского и национальных языков и культур.

Русский язык как основное средство межнационального общения российских народов является государственным языком Российской Федерации. В то же время республики в составе Российской Федерации вправе вводить на своих территориях наряду с русским языком собственные государственные языки. Статус вторых государственных языков получают в республиках языки титульных народов, давших имя своим республикам.

Многонациональность предполагает многоязычие. Языковая проблема – неотъемлемая часть национального вопроса. Язык – это не просто форма передачи мысли. Язык – как символ – отражает реальные объекты жизнедеятельности нации.

Действительность доказывает, что язык – самый устойчивый отличительный признак народа – являясь важнейшим средством общения, оказывает существенное влияние на контакты людей, их отношения.

Поскольку русский язык глубоко проник в практику общения всех народов бывшего СССР, он и ныне выступает в качестве языка межнационального общения на постсоветском пространстве, что записано в конституциях ряда суверенных республик.

В связи с этим вызывает недоумение запрет на русский язык властей стран Балтии и Украины. Подобная недружественная политика вызывает возмущение населения этих государств.

Языки народов РФ – национальное достояние Российского государства. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства. Языки народов России – важнейший элемент культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

Национально-русское двуязычие практически воплощает прогрессивную тенденцию взаимовлияния и взаимообогащения языков и культур, облегчает доступ к достижениям мировой цивилизации, ибо русский язык выступает главным каналом их освоения всеми народами.

В то же время невнимание к языку народа, среди которого живешь, вызывает вполне оправданный протест. Ошибочна позиция тех, кто считает, что добровольность в выборе языка обучения снимает с них или детей обязанность проявлять уважение к местному языку, местным традициям и культуре. Это не только вопрос такта, культуры межнационального общения, но и жизненная необходимость.

– Могли бы Вы привести примеры из истории, возможно не только нашей страны, где этнические конфликты разрешались благополучно?

– В нашей стране примером мирного демократического решения национального вопроса стал общекрымский референдум 16 марта 2014 года, на котором абсолютным большинством голосов и без единого выстрела было принято решение о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией. Три языка – русский, украинский и крымско-татарский стали государственными языками Республики Крым. Подобные факты имеются и в других странах.

Так, в Швейцарии, наиболее старой из известных федераций, в 1291 году кантоны Швиц, Ури и Унтервальден добровольно объединились для борьбы против германских феодалов. Ныне Швейцарская Федерация состоит из 23 кантонов. Страна соблюдает постоянный нейтралитет. Швейцарцы говорят на четырех официально признанных языках – немецком, французском, итальянском и ретороманском. Ретороманский – архаичный язык древних кельтов, который входит в индоевропейскую языковую семью. В Союзной Конституции Швейцарии записано, что Союз и кантоны поощряют взаимопонимание и обмен между языковыми сообществами и что Союз поддерживает многоязычные кантоны при выполнении любых задач.

Вместе с тем и в демократической Швейцарии в последние годы назревают конфликты, связанные с миграцией населения из мусульманских стран. Сейчас в Швейцарии проживает 400 тысяч мусульман – это около 5% населения страны. Они предъявляют всё новые требования по защите своих религиозных интересов. Так, мусульманская община в Берне призвала изменить государственный флаг Швейцарии. Оказывается, христианский символ (белый крест на красном фоне) не только оскорбляет религиозные чувства мусульман, но и «не соответствует сегодняшней мультикультурной Швейцарии».

Другой пример мирного решения этнического конфликта – референдум об отделении Шотландии от Англии осенью 2014 года. Шотландия – наиболее развитый индустриальный район Англии. Продолжающийся мировой финансово-экономический кризис породил тезис, что якобы малым странам легче с ним справиться. И победившая на последних парламентских выборах в Шотландии в 2011 году Шотландская национальная партия (ШНП) во главе со своим лидером Алексом Салмондом решила отделиться от Англии. Результат на референдуме был отрицательным: 55% проголосовало за оставление Шотландии в составе Англии, 45% – за выход. Правда, английскому руководству пришлось изрядно потрудиться. С обращением к шотландцам выступила королева Елизавета II, премьер-министр Кэмерон обещал расширить автономные права шотландцев.

– Какую роль сегодня играет национальный вопрос в отношениях между государствами?

– Национальный вопрос стал, по сути дела, главным в отношениях между странами. Не идеологические разногласия выходят на первый план, а национальные. А более масштабно – это вопросы геополитики. Наши огромные просторы и богатства не дают покоя США и ЕС. Сейчас в центре внимания многих стран находится Арктика. У нас самый большой сектор в этой части земного шара. На Арктику есть много претендентов. Даже Австралия и та предъявляет свои права.

Мы – евразийцы, часть, причем меньшая, у нас находится в Европе, а основная территория – в Азии. Так сложилось исторически – мы расположены на двух континентах. Россия – целый евразийский континент, евразийная цивилизация.

Либералы твердят нам о необходимости интеграции с Европой, подразумевая под этим Россию как сырьевой придаток, младшего партнера Запада. Они утверждают, что лучше быть маленькой комфортной Швейцарией, чем громадной, но бедной Россией. Но как мы можем отдать свои территории? Наши предки осваивали их, проливали за них кровь! Если мы будем поступаться своей территорией, Россия, как суверенное государство, исчезнет с геополитической карты.

В ответ на экономические и политические санкции, попытки изоляции России наше государство укрепляет свои союзнические отношения со многими странами на всех континентах. В этом году начинает действовать Евразийский Экономический союз (ЕАС), в его составе – Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия. К ЕАС намерены присоединиться другие страны. Успешно действует БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) – новая прогрессивная форма международной интеграции. Развиваются экономические, культурные и военные связи России с другими странами в таких международных союзах, как Шанхайская Организация сотрудничества (ШОС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Активную деятельность по сплочению российского народа, укреплению сотрудничества с другими странами в Европе, Азии, Латинской Америке, Африке, в мирном разрешении украинского кризиса проводит Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Не случайно его рейтинг, по данным социологов, превысил в этом году 80%.

Сегодня в своей глобальной политике США и их союзники используют национальный вопрос для разжигания вражды между народами – действует старый колониальный принцип: «разделяй и властвуй».

В условиях обострения международных отношений в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации» провозглашены следующие основные цели:
«упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов».

Ныне, после «лихих» 90-х годов, Россия вновь стала великой мировой державой. Достижение поставленных целей еще сильнее сплотит все 193 нации и народности, составляющие российский народ. В канун 70-летия со дня Великой Победы мы с уверенностью говорим: «В единстве наша сила. Мы победим!»

Беседовала Ольга Иванова