Политематический журнал научных публикаций
"ДИСКУССИЯ"
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №2 (54) февраль 2015  Рубрика: Педагогические науки"

Подготовка учителя начальных классов к развитию личности школьника в этнокультурном воспитательном пространстве

П.А. Апакаев, доктор пед. наук, профессор,
А.В. Рыбаков, канд. пед. наук, ст. преподаватель,
кафедра педагогики и образовательных систем,
Марийский государственный университет,
г. Йошкар-Ола, Россия
,
В статье рассмотрены основные процессы, происходящие в современном образовании и обусловливающие изменения в содержании и методах воспитания учащихся, а также подготовке педагогических кадров. Авторы подчеркивают, что именно будущие учителя являются ключевыми фигурами в последующей реализации разного рода изменений и нововведений в образовательной системе российского общества. Необходимость поиска новых подходов к воспитанию учащихся в меняющихся условиях обостряет проблему этнокультурного воспитания школьников в поликультурном регионе. Выявлена необходимость подготовки будущих учителей начальных классов, при организации образовательного процесса в школе, к применению достижений этнопедагогики, содержащей значительный воспитательный потенциал. При повсеместном смешении и взаимопроникновении ментальных позиций народов различных государств приходится отмечать возрастающие риски манипуляции сознанием и мировоззренческими установками учителей, что может негативно отражаться на самом воспитательном процессе. Авторы акцентируют внимание на готовности учителей к применению средств краеведческой работы в воспитательной деятельности, которые способствуют решению задач толерантного и патриотического воспитания в поликультурном регионе. В статье обозначены основные направления работы по подготовке будущих учителей начальных классов к развитию личности школьника в этнокультурном воспитательном пространстве.
Ключевые слова: воспитание, этнопедагогика, учитель начальных классов, подготовка учителя, этнокультурное воспитание, поликультурный регион, патриотизм

Современному учителю при построении образовательного процесса следует учитывать многие аспекты, определяющие жизнь социума: социальные, экономические, региональные, мировоззренческие позиции этноса и другие. Начальная школа, как одна из первых ступеней развития учащихся, призвана заложить необходимые основы для дальнейшего формирования личности, познакомить со значительным количеством факторов, обусловливающих существование общества. Если данный процесс протекает в многонациональном, поликультурном регионе, то во взаимопонимании между участниками образовательного процесса возникают определенные сложности.

Меняющаяся парадигма образования также требует от учителя проявления профессиональной активности, гибкости и мобильности при сохранении незыблемых основ содержания образования.

Развитие личности школьника на современном этапе проходит в условиях пересмотра всей системы образования, его демократизации и гуманизации.

Демократизация образования – сама по себе явление непрерывное, предполагающее новое мышление, новое понимание сущности человека, новый взгляд на учебно-воспитательный процесс. Педагог и обучающиеся становятся равноправными участниками образовательного процесса, что определяет организацию субъект-субъектных отношений между ними, учет потребностей, установок, возможностей всех участников педагогического взаимодействия.

Гуманизация в системе образования предполагает сотрудничество профессионалов, учителей-единомышленников по социально-педагогическому заказу общества, в основе которого лежат общечеловеческие принципы и мораль, нравственные устои, провозглашающие уважение к человеку. Цель образования состоит в том, чтобы сформировать независимых, нравственно устойчивых граждан с аналитическим мышлением, широкими взглядами, владеющих глубокими знаниями правил и практики демократии, истории предшествующих поколений, обладающих своими неповторимыми качествами и чертами личности.

Современная неустойчивая социальная, экономическая, экологическая и демографическая ситуация в стране, реформация системы образования актуализируют возможность роста различных отклонений в личностном развитии и поведении отдельных людей.

Педагогическая наука определяет содержание школьного образования, основой которого являются, с одной стороны, общечеловеческая культура и общемировые ценности, а с другой – национальная, этнокультурная составляющая мировоззрения конкретной народности. В условиях глобализации, взаимопроникновения экзистенциональных позиций народов разных государств важно – при избирательном заимствовании положительных аспектов педагогической практики - сохранять национальные черты социума, не допускать манипуляций сознанием воспитателей со стороны различных псевдодемократических, рекреационных школ, так как это отрицательно сказывается на результатах проводимой ими воспитательной работы.

Сохранение и развитие духовной самобытности общества требует огромной научно-теоретической работы по созданию обновленных систем воспитания подрастающего поколения, пересмотру позиций в области образования молодежи и внесения соответствующих изменений в систему профессиональной подготовки учителей.

Практическая реализация предложенных идей в полной мере возможна лишь при законодательном закреплении концепции национальной политики и организации национальных школ, становящихся средством приобщения, погружения человека в родную культуру, контакта и взаимообогащения с культурами других народов. Это, в свою очередь, могло бы способствовать демократизации общества в целом.

В связи с этим правомерно говорить о готовности педагога к развитию личности обучающегося в этнокультурном пространстве, применению в педагогической деятельности краеведческого материала, обладающего значительным воспитательным потенциалом в нравственном, патриотическом, гражданском, экологическом и эстетическом направлениях развития подрастающего поколения1.

Младший школьный возраст, характеризующийся активным развитием личности, началом формирования мировоззрения, выработки идеалов, норм и ценностей, наиболее подвержен внешнему влиянию, что налагает особую ответственность на учителей начальных классов.

Подготовка будущих учителей начальных классов должна быть направлена на развитие у них способности – при построении социальных взаимодействий – учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса, использовать знания различных теорий обучения и воспитания, основных образовательных программ, что является обязательным для процесса подготовки любых педагогических кадров.

Способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно решать профессиональные задачи, соблюдая принципы педагогической этики, способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывать особенности социокультурной ситуации развития обладают первостепенной важностью для учителя, работающего в поликультурной аудитории.

Подготовка современных учителей нуждается в обновленной педагогической практике, опирающейся на отечественную историю, берущую на вооружение передовые, прогрессивные научно-педагогические достижения, которые, занимая лидирующие позиции в деятельности всех общественных организаций, призваны развивать у учителей, учащихся и их родителей внутреннюю, духовную и интеллектуальную свободу. Это процесс медленный и противоречивый. Поэтому каждое новое веяние в педагогике, направленное на утверждение истинно демократической системы образования, является важным и необходимым шагом вперед в общественном прогрессе2.

Процесс подготовки будущих учителей начальных классов к воспитанию учащихся в этнокультурном пространстве должен включать в себя овладение исторической, географической, культурологической и социально-экономической составляющими региона, формирование исследовательских компетенций и умение самостоятельно находить и применять на практике новые сведения о родном крае. Грамотно подобранный и использованный материал помогает в формировании положительных качеств личности учащихся, способствует их развитию. Изучение истории, географии, населения родного края способствует развитию бережного отношения к природе, уважения к старшему поколению, гордости за историю и достижения своих земляков. Постижение традиций своего и других народов, проживающих на территории республики и государства, формирует толерантность, оказывает помощь в организации межкультурного взаимодействия.

Уровень владения современными педагогическими технологиями, методами и средствами обучения и воспитания, умение правильно преподносить, излагать учебный и воспитательный материал также являются одной из характеристик подготовленности учителя.

Для применения современных интерактивных технологий следует развивать у будущего учителя умения осуществлять подбор воспитательного материала, наполнять содержанием воспитательное мероприятие, адаптировать к возрастным особенностям воспитанников, выбирать и применять методы и средства воспитания. Так, выступления с докладами с последующей организацией дискуссии, разработка и проведение уроков, а также создание сценариев воспитательных мероприятий и их воплощение готовят студентов к практической реализации полученных знаний. Самостоятельное определение темы занятия, выбор формы проведения, формулирование цели и задач, подбор краеведческого материала, методов и средств воспитания позволяют студентам более ответственно подойти к процессу подготовки к педагогической деятельности.

Представление студентами занятий по темам: «История улиц города», «Мой город в годы Великой Отечественной войны» и другим даст возможность продемонстрировать глубокие знания по истории своего края и России в целом.

Большое воспитательное значение имеют подготовленные студентами занятия по культурологической составляющей региона, которые перекликаются с историей края и дополняют ее, например занятие на тему «Памятники и мемориалы города».

Мероприятие «О чем рассказывает наш герб» призвано развить у учеников чувство гордости за национальную принадлежность, за свой край, чувство патриотизма.

Виртуальная экскурсия по теме «Музеи и театры республики» развивает у подрастающего поколения чувство прекрасного, стремление приобщиться к богатому культурному наследию страны, сохранить и приумножить достижения народа.

Подготовка занятия "Животный и растительный мир Республики Марий Эл" в доступной для младших школьников игровой форме, с подбором ребусов и загадок разных народов, готовит будущих учителей к развитию учебно-познавательной мотивации обучающихся, организации знакомства учащихся с представителями флоры и фауны края.

Важно, чтобы каждое проводимое студентами мероприятие заканчивалось его анализом как самим выступавшим, так и группы – для выявления трудностей на этапах подготовки и проведения занятия, оценивания воспитательного воздействия подобранного материала, степени решения поставленных задач и достижения цели мероприятия, целесообразности применения выбранных методов и средств воспитания. «Взгляд со стороны» дает студентам возможность самим увидеть и исправить допущенные неточности, предложить варианты усиления эмоционального воздействия на учащихся.

Знания о регионе, являющемся общим домом для представителей многих национальностей, о культуре населяющих его народов и их практическое применение позволят будущим учителям развить у обучающихся гордость за свой этнос, его историю, культуру и язык, сформировать уважительное отношение к культуре других народов, чувство патриотизма и толерантности.

Учитель, по словам П.П. Блонского, должен «воспитать интерес к Родине, национальный вкус и сделать ученика способным создать свой национальный идеал»3. Это означает, что в развитии личности школьника, наряду с приобщением к общемировой культуре, необходимо ориентироваться и на национальные идеалы.

Таким образом, важными компонентами педагогического образования в условиях полиэтнического российского общества являются: – знание учителем задач, основных идей, понятий поликультурного мировоззрения; – культурологические, этнопедагогические, этноисторические, этнопсихологические, этнолингвистические, этноантропологические, этнографические, этносоциологические и этногеографические знания, позволяющие осознать многообразие современного мира и специфику культурного плюрализма для личности и общества; – этнические особенности того или иного народа; – умение выделять или вносить новое в содержание общего образования; – всесторонний учет и актуализация в содержании и организации учебно-воспитательного процесса национальных традиций, языка, истории, самобытной культуры коренных народов.

Следует помнить, что педагог своими действиями не должен вызывать чувство превосходства одной нации над другими, принижать значение и роль ее отдельных достижений в развитии государства, науки и общества, искажать исторические факты, разжигать межнациональную рознь.

Не стоит обольщаться идеей «полного слияния», «переплавки» ценностей различных государств и наций. Каждая страна, каждый этнос имеют свою особенную историю, психологию и менталитет, которые нужно сохранить и передать молодому поколению с помощью компетентных, подготовленных педагогов.

Литература:

1. Шабалина О.Л., Рыбаков А.В. Формирование готовности выпускников педагогических специальностей университета к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведения / О.Л. Шабалина, А.В. Рыбаков // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/115-12172 (дата обращения 20.01.2015).
2. Апакаев П.А. Путь к сердцу ребенка / П.А. Апакаев. Йошкар-Ола, 2003. 248 с.
3. Блонский П.П. О национальном воспитании / П.П. Блонский // Вестник воспитания. 1915. № 4.
Яндекс.Метрика