Новая рубрика в журнале: «Дискуссионный клуб»

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-46280. ISSN 2077-7639.
Подписной индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» № 13092.
Периодичность - журнал выходит ежемесячно, кроме июля.
Выпуск: №2 (54) февраль 2015  Рубрика: Социологические науки

Социологический контекст определения границ локальных рынков труда

В.Я. Фокин, канд. экон. наук, доцент,
Т.В. Зайниева, канд. социол. наук, доцент,
кафедра экономики, управления и предпринимательства,
Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета,
г. Чайковский, Россия
,
В статье локальные рынки труда территориальных образований определены как пространства, в которых протекают социальные процессы адаптации населения к функционированию рыночных механизмов в сфере трудовых отношений. Авторами статьи предложен универсальный научный подход к определению границ локальных рынков труда любого территориального образования. Ядром этого научного подхода является тезис о том, что пространство локального рынка труда крупной городской агломерации, среднего города и сельского поселения ограничено изотермами, опоясывающими эти рынки труда. Площадь пространства любого локального рынка труда формируется временными и интервальными факторами движения общественного транспорта и транспортными возможностями предприятий по доставке своих сотрудников ввиду их маятникового перемещения от места постоянного проживания до места работы в течение суточного цикла человеческой жизнедеятельности. В статье приведены результаты социологического опроса трудоспособного населения среднего города, согласно которым его локальный рынок труда определяется изотермами, находящимися в радиусе около 50 км от его центра и часовым временным интервалом пути до места работы. В статье заостряется внимание на том, что локальный рынок труда сельского поселения характеризуется дефицитом предложения со стороны работодателей, поэтому вытянут вдоль транспортного пути, соединяющего поселение с административным центром, и зависит от интенсивности движения общественного транспорта. Сделан вывод о необходимости повышения эффективности управления любым муниципальным образованием и его локальным рынком труда посредством повышения качества логистической деятельности по разработке маршрутов и интервалов движения общественного транспорта, поддержания дорог в исправном и проезжем состоянии. Это позволит сбалансировать локальные рынки труда, улучшить социальное самочувствие граждан, проживающих на территориях муниципальных образований.
Ключевые слова: границы локального рынка труда, социальные процессы, мобильность населения, транспортная доступность, транспортные и временные ограничения, городская агломерация, сельское поселение, муниципальное управление

Системная трансформация социально-экономических отношений в нашей стране сопровождалась переходом к рыночному механизму трудовых отношений, одной из характеристик которого стало динамичное и более ярко выраженное, чем в условиях плановой экономики, протекание социальных процессов. В изменившемся социально-экономическом пространстве у продавцов трудовых услуг возникла необходимость реализации конкурентных способов борьбы за рабочие места, а у работодателей – за трудовые ресурсы. У каждого из перечисленных акторов возник риск обострения конфликтных отношений друг с другом, но при этом появилась потребность кооперироваться, создавая различные объединения по экономическим и социальным интересам и адаптируясь таким образом к изменившимся реалиям. Рынок труда при этом стал являть собой социально-экономическое пространство согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и продавцов трудовых услуг, побуждая трудоспособное население к повышению социальной мобильности в поисках более высокооплачиваемой работы в границах локального рынка труда или за его пределами.

Локальные рынки труда (local labour market) определяются «Большим толковым социологическим словарем» как рынки работ в определенном месте1. В связи с такой расплывчатостью формулировки возникает проблема определения границ этих мест (локальных рынков труда) с целью повышения эффективности муниципального управления территориальными образованиями.

По территориальному критерию рынки труда могут быть дифференцированы на рынки труда крупнейших мегаполисов и региональных центров, городские, районные и сельские.

Предлагаемый научный подход определения границ локальных рынков труда основывается на тезисе А.Н. Пилясова, считающего, что принципиальной строительной конструкцией для выделения местного рынка труда, является муниципальное образование. При этом А.Н. Пилясовым рассматривается и полицентричная система расселения, которая позволяет сформировать единый метрополитенский рынок труда на основе коммутирования – ежедневного перемещения работников, проживающих в крупной агломерации, от места жительства к месту работы и обратно в пределах единого рынка труда2.

Исходя из этого локальный рынок труда – это пространство некоего множества организаций (их структурных подразделений), хозяйственная деятельность которых осуществляется на какой-либо обособленной территории, имеющей подвижные границы. Эти границы определяются потенциальной мобильностью трудоспособного населения, зависящей от возможности регулярно добираться до места работы пешком или на транспорте.

Реконструкция путей сообщения, внедрение высокоскоростных транспортных средств и повышение частоты их движения расширяет эти границы и наоборот, границы сужаются в случае снижения транспортной доступности потенциальных мест работы. Именно в этом пространстве и протекают перечисленные выше социальные процессы, связанные с трудовой деятельностью граждан, являющихся субъектами локального рынка труда.

При этом следует учитывать, что экономическое пространство заключения трудовых договоров не имеет четко очерченных границ, так как на локальном рынке труда могут быть представлены как местные предприятия, так и территориально обособленные подразделения (филиалы, представительства, др.) региональных, национальных и транснациональных коммерческих и некоммерческих организаций. Процесс трудоустройства при этом может проходить как в местах их фактической деятельности, так и в головных офисах.

Система участия в тендерах на выполнение работ также становится причиной того, что офисы организаций могут быть расположены за тысячи километров от мест их производственно-хозяйственной деятельности.

В данной статье проведен качественный контент-анализ научных работ ряда авторов, позволяющий сделать выводы о возможности определения границ локализации перечисленных выше рынков труда, разделенных по территориальному критерию, на основе определения транспортных и временны•х ограничений для перемещения граждан от места проживания до места работы.

Начнем с определения границ локального рынка труда крупной агломерации. Его границы и границы локальных рынков труда населенных пунктов, входящих в состав этой агломерации, могут быть определены на основе методики делимитации (от лат. delimitatio – установление границ), предложенной Н.Р. Ижгузиной для определения границ Екатеринбургской городской агломерации.

Согласно алгоритму применения этой методики необходимо определить центр агломерации, а затем рассчитать зоны 0,5-, 1,0-, 1,5- и 2,0-часовой транспортной доступности от центра города – с учетом расписания движения пригородных и междугородних автобусов и электропоездов, средней скорости движения легковых транспортных средств. По расчетам Н.Р. Ижгузиной, получасовая транспортная доступность соответствует расстоянию от Екатеринбурга до муниципальных образований, находящихся на расстоянии 37,5 км от центра агломерации, часовая – на расстоянии 75 км от Екатеринбурга, полуторачасовая – на расстоянии 112,5 км и двухчасовая – на расстоянии 150 км3.

По нашему мнению, географическая площадь, находящаяся в пределах этих изотерм, может рассматриваться в качестве пространства локального рынка труда любой крупной городской агломерации и входящих в ее состав муниципальных образований, с учетом специфики их географического положения, где население может перемещаться в любом направлении до своего места работы и обратно. Мы также считаем, что алгоритм применения методики, предложенный Н.Р. Ижгузиной для установления границ крупной агломерации, может быть адаптирован к определению пространства локального рынка труда средних и малых городов и даже сельских поселений.

Что касается определения границ локального рынка труда среднего города, то еще в 2008 году Т.В. Зайниевой с целью выявления границ предложения трудовых услуг гражданами, проживающими в городе Чайковский Пермского края, был проведен социологический опрос населения в возрасте старше 18 лет, представленного выборкой (600 чел.), и получены следующие результаты.

Выяснилось, что в условиях компактно расположенного города с населением более 80 тыс. человек на момент проведения опроса 33% респондентов работали в радиусе 2 км от места проживания, 37% – на расстоянии 2,1–10 км от дома. Остальные 24% опрошенных респондентов имели место работы на расстоянии 10,1– 50 км от своего жилья – на обрабатывающих предприятиях, расположенных за чертой жилых районов в промышленной зоне города. Остальные 6% работали вахтовым методом за пределами локального рынка труда рассматриваемого города. При выявлении количества времени, которое респонденты затрачивали на дорогу от дома до места работы, выяснилось, что 70,57% опрошенных тратили на дорогу до 30 минут, 21,67% – добирались до места работы за полчаса – час (без учета ответов вахтовиков, путь которых до работы занимал от нескольких часов до нескольких дней)4.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что границы локального рынка труда среднего города определяются изотермами, находящимися в радиусе около 50 км от его центра и часовым временны•м интервалом. И служит этот локальный рынок труда в качестве места приложения трудовых усилий примерно для 90% работников (от общей численности всего работающего населения города), занятых на предприятиях, расположенных в этих границах.

Пространство локального рынка труда среднего города так же, как и крупной городской агломерации, ограничено временны•ми и интервальными факторами движения общественного транспорта и транспортными возможностями предприятий по доставке своих сотрудников посредством их маятникового перемещения от места постоянного проживания до места работы в течение суточного цикла человеческой жизнедеятельности. С учетом того, что локальные рынки труда городов, за исключением некоторых монопоселений, характеризуются дефицитом рабочей силы, во многих случаях в таких городах транспортное обеспечение своих работников берут на себя работодатели. Иногда предприятия дополнительно компенсируют работнику затраты времени на дорогу. Например, строительные организации практикуют доплаты за разъездной характер работы в случаях, когда объекты строительства находятся на отдаленном расстоянии от места проживания работников.

Определение границ и повышение эффективности функционирования локальных рынков труда сельских поселений имеет важное значение для улучшения социального самочувствия населения, проживающего на их территориях, так как в них постоянно снижается предложение рабочих мест из-за банкротства и ликвидации селообразующих предприятий и уменьшения их размеров вследствие снижения деловой активности. Например, по данным А.Г. Светлакова и Н.А. Светлаковой, в Пермском крае за период с 2000 по 2011 год численность сельскохозяйственных организаций сократилась на 112 предприятий. Из 439 осталось только 327 хозяйствующих субъекта, из них в 189 предприятиях в 2010 году численность работников не превышала 50 работающих в одном хозяйстве5.

С целью исследования адаптационной практики сельского населения к ликвидации селообразующих предприятий авторами статьи было проведено социологическое исследование занятости населения на локальном рынке труда села Зипуново Чайковского муниципального района, расположенного в 40 км от города Чайковский Пермского края, и были получены результаты, частично отраженные в одной из ранее опубликованных работ6.

В процессе этого исследования, проведенного в июне 2014 года, была собрана и проанализирована статистическая информация, размещенная на официальном сайте администрации Зипуновского сельского поселения, характеризующая местный рынок труда, а также проведен социологический опрос, охвативший 98 респондентов примерно из 500 совершеннолетних лиц, проживающих на территории исследуемого населенного пункта. Аналитическая обработка полученных данных позволила сделать ряд выводов.

Особенностью данного сельского населенного пункта является то, что в нем было ликвидировано селообразующее сельско-хозяйственное предприятие, в связи с чем в настоящее время местный рынок труда формируют организации бюджетной сферы и сферы жилищно-коммунального хозяйства, в которых в совокупности занято около 20% жителей трудоспособного возраста. Отсутствие других вакансий и высокий уровень безработицы явились причиной того, что примерно 13% от числа всех жителей, зарегистрированных в этом селе, отсутствовало в нем более года, то есть они вообще оказались вне рынка труда рассматриваемого населенного пункта. Выяснилось, что эту группу составляют в основном испытывающие потребность в высокооплачиваемой работе молодые люди, нашедшие такую работу в ближайших крупных и средних городах и только числящиеся по адресам проживания их родителей.

Значительная часть жителей села, которую трудно учесть точно, живет за счет самозанятости, получая доход от случайных заработков, приусадебных участков и пчеловодства. Что касается остальных жит елей, то по сравнению с периодом плановой экономики ситуация на местном рынке труда изменилась коренным образом.

Если в прежние времена абсолютно всё взрослое население работало в структурных подразделениях местного совхоза и учреждениях, подчинявшихся сельскому Совету, то вследствие ликвидации селообразующего предприятия и потери мест работы часть жителей села сменила место жительства, часть работает вахтовым методом, а около 30% оставшегося трудоспособного населения вынуждены ежедневно перемещаться на заработки за пределы рассматриваемого населенного пункта. Эти люди вынуждены ежедневно ездить на рейсовом автобусе на расстояние 12–40 км до места работы – на предприятие ЗАО «Птицефабрика Чайковская», расположенное в пригородном селе Фоки, или дальше – на предприятия города Чайковского, затрачивая более двух часов на время в пути в оба конца.

Если локальный рынок труда городов ограничен изотермой в виде окружности, опоясывающей этот город (его агломерацию) и прилегающую территорию, локальный рынок труда сельского поселения в современных условиях является пространством самого села и его ближайших окрестностей, совокупностью предприятий, расположенных вдоль транспортного пути – как правило, единственного, соединяющего это село с местным административным центром и организациями этого административного центра. В отличие от городского населения жителей села на работу никто не возит, они несут дополнительные финансовые потери, самостоятельно оплачивая дорогу, что является еще одним фактором социальной стратификации населения по поселенческому признаку.

Таким образом, для выявления границ локальных рынков труда и создания возможностей, способствующих более эффективной социализации субъектов деловых взаимоотношений, необходимо применять методы социальной географии, методы анализа вторичной статистической информации и социологические опросы. Такой комплексный подход даст возможность выявлять пространственную динамику, тенденции и закономерности влияния трансформаций локальных рынков труда на протекающие там социальные процессы; а также разрабатывать эффективные программы, направленные на создание или улучшение условий для мобильности граждан, нацеленных на поиск или смену места работы.

Некоторыми из конкретных управленческих действий, входящих в такие программы, разрабатываемые муниципальными органами власти, могут быть: совершенствование организации пассажироперевозок и качественная логистическая деятельность по разработке маршрутов и интервалов движения общественного транспорта. При этом должны учитываться пиковые пассажиропотоки по наиболее востребованным направлениям в утренние и вечерние часы с целью сокращения затрат времени населения на дорогу до места работы и обратно. Дополнительно для села – это поддержание дорог в исправном и проезжем состоянии, особенно в зимний и осенне-весенний периоды.

Всё это в совокупности позволит сбалансировать локальные рынки труда муниципальных образований, создать там условия для адаптации населения в сфере трудовых отношений, и, как следствие, улучшить социальное самочувствие граждан, проживающих на территориях этих муниципальных образований.

Литература:

1. Большой толковый социологический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://explanatory_sociological.academic.ru. (дата обращения: 12.01.2015).
2. Пилясов А. Рынки труда в эпоху перехода от индустриальной экономики к экономике услуг // Отечественные записки. 2007. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/.(дата обращения: 12.01.2015).
3. Ижгузина Н.Р. Подходы к делимитации городских агломераций // Дискуссия. 2014. № 9. С. 44–52.
4. Зайниева Т.В. Локальный рынок труда и его особенности // Труд и социальные отношения. 2009. № 7. С. 148–153.
5. Светлаков А.Г., Светлакова Н.А. Криминальные банкротства предприятий отрасли сельского хозяйства // Экономика региона. 2012. № 2. С. 240–241.
6. Фокин В.Я., Зайниева Т.В. Проблемы адаптации населения к ликвидации селообразующего предприятия // Дискуссия. 2014. № 10. С. 113–118.